Навык чтения.
методическая разработка по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Ивачева Наталья Александровна

Приёмы для формирования навыка чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon navyk_chteniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы для формирования навыка чтения.

Книга – есть жизнь нашего времени. В ней

Нуждаются – и старые, и молодые, и деловые, и

Ничего не делающие; дети также.

В.Белинский.

Чтение в 20 веке привлекало внимание, как теоретиков, так и практиков.

Изменился мир, изменился читающий человек, изменилось само понятие чтения.

Чтение реализует культурную, коммуникативную, информационную, познавательную, образовательную, профессиональную, развлекательную и политическую роль в обществе.

Накопленные знания и методы анализа чтения вернулись в педагогику. Чтение, являвшееся целью обучения в начальной школе, стало средством обучения в средней школе и становится учебной и профессиональной компетенцией в вышей школе и системе постдипломного образования.

В нашей стране экономические и другие многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении.

Тревожное положение с чтением в России нашло отражение в обращенииРоссийского книжного союза к читателям России и в проекте обращения к Президенту Российской Федерации, в которых указывалось, что 50% населения сегодня не читает книг, газет, журналов, а более 10 млн. взрослых россиян неграмотны.

Цель обучения чтению – воспитание человека, который умел бы читать на протяжении всей жизни различные материалы на разных языках по-разному, ставя перед собой различные цели, т.е. воспитание чтеца и читателя в одном человеке.

1 класс

Чтение по ленте букв( на одном дыхании – одна буква).

  • Гласные верхнего ряда (справа налево и наоборот)
  • Гласные нижнего ряда
  • Гласные верхнего и нижнего ряда (снизу вверх, сверху вниз)
  • Парные согласные (вразбивку)
  • Непарные согласные (вразбивку)

Приём способствует формированию произвольного внимания, закреплению знания букв, совершенствованию речевого аппарата.

Чтение нескольких слогов – слияний на одном дыхании

  • Ватара  канарага  сапатаваза
  • Пене  паре  репа  долепо  жаныку   самилоры
  • Кувароланикимапероголипажатина

(Чтение на одном дыхании с опорой на гласные, членение на мелкие единицы чтения по2,3,4 слога по выбору детей)

Приём способствует выработке навыка чтения с опорой на гласные. Расширяется поле зрения.

Эхо

Сначала дети называют на одном дыхании все гласные, а потом всё слово.

Например: Закружились в хороводе белые берёзы.

А-у-и-и- закружились

О-о-о-е – в хороводе

Е-ы-е – белые

Е-ё-ы – берёзы

Предупреждаются ошибки на искажение слов. Регулируется дыхание. Идёт обучение чтению целыми словами.

Чтение слова, наоборот, по буквам «Путешествие в Наоборотию»

Небольшие слова, фразы читаем наоборот

Например: Широкие поля – ляпо еикориш

Корова, лес, зима, деньги – деньги, зима, лес, корова.

Чтение анаграмм

Найди лишнее слово

2 класс

Чтение предложения, записанного в одно слово

Намашинешинысшипами.

Догадайся, о чём это предложение

Стояла золень осотая(Стояла осень золотая)

Ворокали чирибьи(Чирикали воробьи)

Чтение слов и предложений в зеркальном отражении

Чтение в парах, хоровое чтение.

Фотографирование

На «раз» смотрят на слово, узнают

На «два» выдают слово

3 класс

Приём  «Пузыри»

Выделение одного, главного факта и проблемы, последствия, решения, связанные с ним.

Приём «Представь себе»

Представьте читателям несколько минут на мысленное представление явления, а затем описание его в парах. Можно нацелить внимание на зрительные образы, иллюстрации, сопровождающие текст.

Приём «Мозговой штурм»

Используется с целью актуализации предшествующих знаний раздела.

Приём «Рассказ»

Презентация любимой сказки по алгоритму:

  1. кто герои сказки?
  2. когда и где происходит действие?
  3. с чего начинается сюжет?
  4. с какой проблемой сталкиваются главные герои?
  5. какие происходят события в течение периода времени, пока геройрешает возникающие проблемы?
  6. как герой решил проблему?

4класс

Приём «Спроси автора»

Приём интерактивного чтения. Он приучает думать во время чтения о том, что же действительно говорит автор.

Приём «Экскурсия по главе книги»

Прочтите главу книги и разделите её на логические части, озаглавьте их.

Приёмы чтения вслух:

«Чтение вслух учителем»

Учитель читает, иногда подключает детей, просит ответить на вопросы.

«Чтение в кружок»

Поочерёдное чтение эффективно для чтения небольшого законченного текста или законченного эпизода. Оно предполагает, что один учащийся читает текст, а остальные задают ему вопросы, на которые он отвечает, закончив чтение.

«Прочти вслух и выскажись»

Парная работа, где роль одного читать вслух, второго – высказываться.

«Театр у микрофона»

Чтение по ролям (требует серьёзной подготовительной работы).

Приём «Гайдорама»

Призван формировать гибкого чтеца при чтении объяснительных и информационных текстов.

Гайдорама представляет собой инструкцию чтения текста со значками на полях.

Например:

                     Прочитайте заголовок. Быстро ответьте на вопрос подзаголовка (в парах).

                    Прочитай быстро абзац.

                     В абзаце 2 вводится понятие_____________, даются его характеристики.

                      Прочитав, повторите своими словами, чтобы убедиться, что материал хорошо  

                       понят.

                    Быстро прочитай пример, определив то, что необходимо, для того, чтобы…

Приём «Читательская конференция»

  1. Название, автор, жанр книги.
  2. Распределитесь на пары.
  3. Запиши выбранные книги
  4. Парная работа: говорящий и слушающий.
  5. Слушающий обдумывает план презентации
  6. смена ролей.
  7. Презентации книг
  8. Обсуждение
  9. Оценка конференции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению. Формирование навыка чтения.

В статье речь идёт о  развитии и формировании навыка чтения....

Упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении

В статье представлены упражнения по формированию навыка чтения у младших школьников,испытывающих трудности при чтении...

Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях п...

Развитие навыков чтения и речеведческих навыков у младших школьниках.

Проблема «Развитие навыков чтения и речеведческих умений» возникла уже тогда, когда я работала с детьми в дошкольном учреждении . Ряд психологических методик , наблюдения за детьми на занятиях по разв...