Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Весна - чудесная пора"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Мурина Наталья

Знакомство со стихотворением А.Майкова "Весна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль открытых уроков

«Мастерство и молодость»,

 апрель, 2011

Урок  литературного чтения. 3 класс

Тема: Весна – чудесная пора

Цели:

  • Личностные: Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, через восприятие красоты природы и творчества. Развитие эмоциональной отзывчивости.
  • Метапредметные: Овладение навыками смыслового чтения поэтического текста.
  • Предметные: Знакомство с творчеством А.Майкова, подготовка выразительного чтения стихотворения «Весна»

Ход урока:

  1. Орг. Момент
  2. Введение в тему урока:

(Учитель читает стих-е под музыку)

Пришла, улыбнулась –

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд свой зелёный

Надели сады…

- О каком времени года говорится в стих-ии?  (О весне)

- Ребята, какую картину вы представили, слушая музыку и стихи? Расскажите.

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир красок и звуков весны. Будем слушать её музыку, всматриваться в её краски.

- Каждое время года хорошо и неповторимо. Оно не оставляет равнодушными людей увлечённых творчеством. Говорить о весне можно по-разному. В этом нам помогает творчество.

ТВОРЧЕСТВО

- Оно заставляет поделиться своими переживаниями и художников и композиторов.

- Посмотрите репродукции с картин художников и послушайте музыку на тему «Весна». Постарайтесь услышать звуки весны: пение птиц, журчание ручейка, звон капели… (Дети слушают и смотрят)

-При помощи чего художники передают красоту природы? (Краски)

ХУДОЖНИК

- А композиторы? (Звуков)

КОМПОЗИТОР

- С каким видом художественного произведения мы познакомились на прошлом уроке? (Пейзажной зарисовкой)

- Кто автор произведения? (Соколов-Микитов)

- Какую картину нарисовал писатель?

- При помощи чего? (Слова)

ПИСАТЕЛЬ

  1. Проверка домашнего задания

- Вашим дом.заданием было приготовить наизусть отрывки из этого произведения. (Читают)

- У нас в классе тоже есть творческие люди, юные писатели. Они подготовили текст-зарисовку на тему «Мелодии весеннего леса», используя слова из «Словарной коробочки». (Читают)

- Спасибо, ребята, молодцы.

  1. Подготовка к восприятию текста.

- Картины родной природы не оставляют равнодушными и поэтов.

ПОЭТЫ

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать и понимать стихи.

(Читаем стихотворение  с подготовленным ребёнком)

- Как вы понимаете фразу «читатель душой одаренный»?

- Такой читатель умеет понимать то, что хочет донести автор. Человек, умеющий чувствовать душой.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Аполлона Майкова.

  1. Первичное восприятие текста.

- Аполлон Николаевич Майков – русский поэт. Родился в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его отец был известным художником, академиком живописи, мать - писательница. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы.

Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

- С одним из его стихотворений мы сейчас и познакомимся. И будем готовиться к выразительному чтению этого произведения. Читать выразительно, это не просто понимать, что обозначают слова и о чём говорится в произведении. Читать – это что-то открывать в произведении такого, о чём прямо не сказано.

(Читаю стихотворение наизусть)

  1. Анализ стихотворения.

- Ребята, вам понравилось стихотворение. Я прошу вас показать цветом настроение от этого произведения.

(Дети поднимают цветные листочки)

- А как выразить словом? Здесь вам поможет «Словарик настроений».

- Да, верно. Это всё слова-синонимы. Молодцы.

- Ребята, теперь обратимся к тексту этого стихотворения. Откройте учебники на стр.141.

- Аполлон Майков «Весна». Ребята, что необычного? (Это стих-ие посвящено сыну его друга Коле Трескину) Дети читают сам-но в пл-голоса.

- Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажите, используя поэтические строки.

- Как называется приём, когда поэт говорит о временах года, как о живых существах? (Олицетворение)

- Действительно, в основе этого стих-я лежит олицетворение. Для поэта времена года так одушевлены, что он пишет слово Весна с заглавной буквы.

- Как вы думаете, а почему слово зима написано с маленькой буквы? (Т.к. весна победила зиму и зима отступает, весна – победительница).

- В своём стихотворении поэт рисует два образа. Образ зимы и образ весны.

- Давайте проследим по тексту, какими себе представляет Майков зиму и весну.

- Итак, читаем 1 четверостишие. (1 ученик)

- Какая здесь зима? (седая)

- А весна? (красавица, на золотой колеснице)

- Почему колесница у весны золотая? (Солнечный день, много света, ярко светит солнце)

-А что делает весна? (Мчится)

- Она мчится, т.е. наступает очень быстро.

- Читаем 2 четверостишие. (1 ученик)

- А что здесь поэт говорит о зиме? (Она старая, тщедушная)

- Подберите синоним к слову тщедушная. (еле живая, слабая)

- Ребята, а весна здесь кто? (Царица)

- Весна появляется с армией. Это говорит о том, что весна победительница.

- А далее поэт употребляет слово ветерков. Почему не ветров? (Чтобы передать своё трепетное отношение к весне)

- А теперь переходим к 3 четверостишию, послушайте его.

- Какой здесь показана весна?

- Поэт передаёт звуки весны, какие? (шум, гуденье, чиликанье, пенье)

- Прочитайте 4 четверостишие (1 ученик)

- К кому обращается поэт? (к зиме)

- А какое оружие выбрала весна, чтобы прогнать зиму? (улыбку)

- Значит весна какая? (добрая, тёплая)

- А как здесь описана зима?

- Она одета в саван белый. Что такое саван? (Погребальная одежда)

- Что делает зима? (Поползла)

- Как вы думаете, почему она поползла в овраг, в кусты? (Снег дольше сохраняется там, где прохладнее, куда не сразу попадают солнечные лучи)

- Автор выбрал слово поползла. Почему не побежала или пошла? (Т.к. снег стаивает медленно на пригретых солнцем местах, вот и создаётся впечатление, что он уползает туда, где прохладнее).

- И читаем 5 четверостишие.

- Дальше мы понимаем, что снег не вечен. Найдут его и по оврагам.

- И вот оно войско весны летит, шумит. Кто же служит в этом войске? (рои пчёл, отряды бабочек, благовонные ветерки, птички)

- Ребята, а как догадались что птички, здесь нет такого слова? (Поэт говорит о чиликанье и пень, а это могут делать только птицы).

- Ребята, а почему поэт бабочек сравнивает с победны флагом? (Они как пестрый флаг, развивающийся на ветру, порхают в воздухе).

- Весна побеждает, она победительница.

- Итак, какой представил поэт зиму?

- А какой поэт нам показывает весну?

- И мы с вами убедились, что весна победительница.

  1. Подготовка к выразительному чтению.

- Ребята, это стих-ие необычное. Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. (Восклицательные знаки). Посчитайте, сколько их.

- Как вы думаете, почему автор выбрал только восклицательные знаки? (Чтобы передать радость, ликование, победу весны).

- Вот так автор передаёт своё настроение.

- Теперь я предлагаю вам прослушать 2 фрагмента из разных музыкальных произведений и определить, какое из них подойдёт для данного стихотворения. Потом мы будем читать под эту музыку.

- Ребята, ещё в этом стих-ии есть трудные места и мы над ними поработаем.

- Обратите внимание на 3 четверостишие. (Читаю предложение)

- Что вы заметили необычного в этом предложении?

- Оно состоит практически из существительных, здесь нет глаголов и всего одно прилагательное.

- Слово «что» имеет смысл в данном случае слова «много, сколько».

- Читать это предложение нужно с интонацией перечисления. И заканчивается предложение ! и многоточием. О чём это говорит?

- Автор ещё многое может говорить о весне, его мысль не досказана. Это нужно передать при чтении.

(Если есть время, м.н. прочитать хором)

- Ещё обратите внимание на 5 четверостишие.

- Здесь автор использует слово «да» в смысле слова «но». Читать следует без паузы. И поставьте ударение в слове «рои» на гласную и.

- Теперь я предлагаю вам прочитать всё стихотворение хором под музыку. Будьте внимательны, читайте за мной.

  1. Выразительное чтение.

- Вот и наступил момент выразительного чтения. Я приглашаю к доске одного ученика. Не забудьте, что исполнитель должен назвать автора и название произведения. Ваша задача передать то настроение, которое передал нам автор, ту радость и ликование.

  1. Рефлексия.

-  Ребята, вот наш урок подходит к концу.

- Вы постарались передать при помощи слов красоту родной природы.

- А теперь я предлагаю вам создать свой весенний образ при помощи цвета. Передать атмосферу света, тепла, добра, жизни и ликования в коллективной работе «Весенний фриз»

- Вам нужно выбрать цвет соответствующий вашему настроению, вырезать бабочку или цветок и мы все вместе создадим войско весны. (Я прикрепляю на доску солнце).

  1. Итог урока.

- Ребята и уважаемые гости.

Пусть в душе всегда звучит весенняя музыка

Звонкая, как журчание ручья,

Радостная, как пение птиц,

И нежная, как слова любви…

- Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу.

  1. Домашнее задание.

- Предлагаю на выбор несколько вариантов заданий:

  1. Выучить стихотворение А. Майкова «Весна» наизусть;
  2. Найти стихи о весне других поэтов и приготовить их выразительное чтение;
  3. Сочинить своё стихотворение о весне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

конспект урока по литературному чтению "Чудесный мир классики"

открытый урок  по литературному чтению во 2 классе...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Чудесный мир классики".

Урок представлен в виде игры. По мотивам телевизионной игры "Своя игра"....

Конспект урока по литературному чтению по теме - чудесный мир классики

Конспект урока по литературному чтению по теме - чудесный мир классики...