Урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Свищева Инна Алексеевна

Урок литературного чтения в 4 классе по произведению Михаила Зощенко "Елка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

Тема: М.М. Зощенко «Елка».  И грустно, и смешно.

Цель урока: создать условия для анализа художественного текста , посредством которого выявить те средства, с помощью которых писатель М.М. Зощенко  создает комическое в рассказе «Елка»

Планируемые результаты:

Предметные: Совершенствовать читательские умения работы с текстом, определять главную мысль текста.

Метапредметные:

• Регулятивные: формулировать и сохранять учебную  задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера.

• Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию.

• Коммуникативные: отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысливать  правила  взаимодействия в паре (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Личностные: осмысливать поступки героев литературного произведения, сравнивать их со своими собственными, создавать мотивацию к творческому труду.

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы, постановка задач урока

Творческое задание «Чувство слова» на ассоциативность мышления.

Ребята, перед вами елка. Напишите на ней, какие образы, чувства, настроения возникают у вас, когда вы слышите слово «ёлка».

Слово одно, а представления оно вызывает разные. (А у меня возникают воспоминания детства, ощущение ожидания чуда…) Я очень рада, что у некоторых из вас это слово ассоциируется с автором рассказа, который вы прочитали.

- Вам понравился рассказ  «Елка»? Я тоже очень люблю произведения этого автора.

- А почему рассказ так  называется?

- Назовите главных героев произведения.

(Мы вновь встретились  с хорошо знакомыми нам мальчиком Минькой и девочкой Лёлей.)

- Что вы о них знаете?

- Помните, как однажды они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком Стёпкой? А ещё эти дети очень любили ужины, когда к родителям приходили гости, так как им нравилось узнавать забавные факты из жизни, ну и, конечно, лакомиться вкусными блюдами.

Я  думаю,  что  вы  помните  также,  что  из  мальчика  Миньки  впоследствии вышел замечательный писатель… (Михаил Михайлович Зощенко), а  события  и  приключения,  которые  случились с ним в детстве, не прошли для него бесследно, многие он запомнил на всю жизнь, из многих извлёк урок. У М. Зощенко была трудная судьба. И только благодаря чувству юмора, веселому нраву, оптимизму он пережил все неприятности и подарил миру произведения,  от прочтения которых у людей появляются на лицах улыбки. Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты.

- Как вы думаете, ребята, праздник для детей  получился весёлым?

– А рассказ получился весёлым?

– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

- В чем грусть? Что смешного?

- Сформулируйте тему урока.

Тема: М.М. Зощенко «Елка».  «И грустно, и смешно».

А вот определить задачи урока вам поможет карточка на вашем столе. Выберите те задачи,  которые подойдут к нашему сегодняшнему уроку:

Продолжить работу над произведением

Развивать орфографическую зоркость

Определить главную мысль произведения

Учиться анализировать поступки героев

Совершенствовать вычислительные навыки

Находить грустное и смешное в рассказе

Открыть  секрет создания смешного

III. Словарно-лексическая работа

- Вам встретились  незнакомые слова, давайте разберём их значение.

Золотушный ребенок – больной ребенок

Длинновязая – высокая

Пастилка -  кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Церемониться -  проявлять излишнюю мягкость, стеснение

IV. Работа по теме урока

Мы выяснили, что  весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?

- А вот как автору из грустной истории удалось создать веселый рассказ мы с вами и попробуем  выяснить. ( Проблемная ситуация)

      Давайте дадим характеристику Леле и Миньке, заполнив для этого таблицу. (Работа в парах)

У каждого ученика на столе листок с вопросами. Девочки дают характеристику Леле, а мальчики Миньке.

 

Девочки

Мальчики

 

Леля

Минька

Возраст

Было 7 лет

Ударило 5 лет

Рост

Высокая, длинновязая

Удивительно маленького роста

Характер

Исключительно бойкая

Тихий

Что  могут достать?

Могла высоко достать

Ничего нельзя достать

Как ест?

Моментально съедает

Откусываю

Поведение

Не церемонится

Чуть не заревел

Отвечают по очереди. Остальные сигналят карточками.

Оцените выполнение своей работы.

Открытие и осмысление нового.

- Здесь и хранится секрет создания смешного.  Как вы думаете, в чем он?

 Слова с противоположным значением поставили друг против друга – это и создает смешной комический эффект. Это выглядит забавно. И этот секрет получил название … (противопоставление).

Его используют при создании смешного образа художники, мультипликаторы, юмористы, писатели (цвет, размер, форма).

V. Выяснение главного смысла рассказа

– Как вы считаете, правильно ли поступили родители?

– В каких словах отражен главный смысл рассказа?

(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)

– Чему учит этот рассказ?

У вас на столах пословицы. Составьте их. ( Дети в парах составляют пословицы)

Работа с пословицами:

  1. На что и клад, если в семье лад.
  2. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены.
  3. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами.

- Почему не нужен клад, если в семье дружно?

- Как вы понимаете 2 пословицу?

- Почему надо учить детей пока они маленькие?

Какая из этих пословиц больше всех подходит к рассказу?

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки.

VI. Рефлексия

- Продолжите предложение:

Урок заставил задуматься…

Самооценивание

А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий шар, если вы были внимательными – желтый, если вы были артистичными – зеленый.

Пожалуйста, покажите свой выбор.

Вы,  действительно,  активные, внимательные, артистичные.

VII. Итог урока

– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:

Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.

VIII. Домашнее задание  (по выбору)

Красный домик - чтение по ролям.

Желтый домик  – прочитать текст, найти поговорку, которую произнесла одна из мам, объяснить её смысл. Подобрать ещё 2-3 поговорки, подходящие по смыслу.

Зеленый домик – творческий пересказ от лица мамы или папы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...