С.А.Есенин "Бабушкины сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Артемьева Яна Владимировна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Александроневская средняя школа»

Убинского района Новосибирской области

Технологическая карта

урока

литературного чтения по теме:

С.А.Есенин «Бабушкины сказки», проведенного в 4 классе

Учитель начальных классов

Артемьева Яна Владимировна

2016 год

Тема урока:

С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Цели урока:

Познакомить со стихотворением «Бабушкины сказки» С.А. Есенина; пополнить биографические знания о поэте; обогащать словарный запас.

Задачи:

  • Обучающие: обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А. Есенина «Бабушкины сказки»; учить анализировать поэтическое произведение; расширить словарный запас учащихся.
  • Развивающие: развивать навык выразительного чтения стихотворения, речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, семье, русской поэзии.

Предполагаемые результаты урока:

  • Личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств, оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление внимания и помощи одноклассникам.
  • Предметные: умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение.
  • Метапредметные:
  1. Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  2. Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, поиск необходимой информации в книге.
  3. Коммуникативные: работа в группе, осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация.

Формы организации деятельности обучающихся на уроке: групповая и индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Технологии:  ИКТ, проблемного обучения, технология развития критического мышления.


Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия
обучающихся

Доска и
оборудование

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Наш урок мы начинаем с речевой разминки.

  Я сегодня быстро встал,

  В школу рано прибежал. 

  Очень я хочу учиться,

 Не лениться, а трудиться.

Слушают учителя Готовят рабочее место к уроку.

Презентация

Слайд №2

Актуализация знаний.

Логические цепочки

Прочитайте записанные на доске фамилии авторов, разделите их на две группы. В каждой из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр.

Учащиеся выполняют задание на листах.

Проверка. Самооценка. 

Слайд №3

Слайд №4

Формулирование темы и задач урока учениками

Обратите внимание на цифры, стоящие над буквами некоторых фамилий авторов. Попытайтесь определить, что мы можем узнать и их помощью.

Откройте учебники на стр. 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению. Что вы видите?

А сейчас прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем оно будет? Сформулируйте тему урока полностью.

Зная тему, поставьте задачи урока.

Можем определить фамилию автора. Это Есенин.

Тема урока: С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

Задачи урока:

Познакомиться с биографией Сергея Есенина и его стихотворением «Бабушкины сказки».

Учиться правильно, выразительно читать стихотворение.

Слайд №4

Слайд №5

Знакомство со сведениями из биографии С.А. Есенина

Какие стихи вам уже знакомы?

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите имя «Сергей Есенин»?

«Береза», «Пороша», «Воробушки», «Черемуха», «Лебедушка», «Ночь»

Слайд №6

Этапы урока

Действия учителя

Действия
обучающихся

Доска и
оборудование

Работа по теме урока

Давайте познакомимся с биографией Сергея Есенина.

Каковы истоки поэзии Есенина?

Слайд №7—10

Слайд №11

Физ. минутка

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Не боимся мы пороши.

Ловим снег — хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит вам и нам.

Дети выполняют различные движения.

Чтение нового произведения и проверка первичного восприятия

Прослушивание аудиозаписи «Бабушкины сказки» в исполнении Диомида Виноградова под музыку Л. Казаковой «Сказки»

О чем вспоминает поэт в этом стихотворении?

С каким чувством он вспоминает детские годы?

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике на стр. 71. Как вы думаете, что из детей может быть маленьким Сережей Есениным?

А вам бабушки читают сказки?

Ученики слушают, отвечают на вопросы, рассуждают

Слайд №12


Этапы урока

Действия учителя

Действия
обучающихся

Доска и
оборудование

Чтение и анализ стихотворения

Словарная работа

Уточним значения некоторых слов:
«
по задворкам» — задворки — часть крестьянского двора за домом, место за двором; «разухабистой гурьбой» — молодцеватой, задорной толпой; «опостылеть» — надоесть; «салазки» — маленькие деревянные ручные санки.

Давайте теперь выполним задание на листе.

  1. Подбери синоним «бредём» —
  2. Подбери антоним «загалдели» —
  3. Найди олицетворение —

Почему ребята загалдели?

Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

Самостоятельная устная работа.

Дети читают стихотворение и отмечают непонятные слова

Самостоятельная работа на листах.

Самооценка работы.

Слайд №13

Выразительное чтение. Работа в парах.

Работа с памяткой
«Как правильно читать стихотворение»

Какие чувства нужно передать при чтении?

Первые четыре строки — дети устали, следующие девять — внимательно слушают, последние — обрадовались.

О чем же это стихотворение?

Работа с учебником. Чтение в парах.

Взаимопроверка.

Самооценка работы.

О теплых, нежных воспоминаниях детства Сергея Есенина, связанных с бабушкой.

Слайд №14

Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение «Бабушкины сказки» наизусть
  2. Найти другие стихи Есенина
  3. Нарисовать иллюстрации к стихам Есенина

Выбирают задание для домашней работы.

Слайд №15


Этапы урока

Действия учителя

Действия
обучающихся

Доска и
оборудование

Итог урока.

Сопоставьте задачи урока с содержанием нашей работы.

Познакомились со сведениями из биографии С.А. Есенина и с его произведением «Бабушкины сказки»

Учились выразительно читать стихотворение «Бабушкины сказки»

Учились анализировать стихотворный текст

Слайд №16

Рефлексия.

Синквейн.

1-я строчка — 1 имя существительное;

2-я строчка — 2 имени прилагательных;

3-я строчка — 3 глагола, которые характеризуют действия предмета;

4-я строка — фраза из 4 слов, основная мысль;

5-я строчка — синоним к первому слову, другое название.

Оцените свою работу на уроке.

Дети

Шумные, разные 

Бредут, сидят, слушают

Мы загалдели, начинаем приставать

Гурьба

Самооценка работы.

Слайд №17

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»

Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...