КТП по литературному чтению 4 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Гончарова Эльвира Наильевна

Программа "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalen.-_tematich._planir-e.doc405.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Уроков литературного чтения в 4-м классе по учебнику «В океане света»

(136 час – 4 часа в неделю)

№ п/п

Дата проведения по плану

Тема

урока

Дата прове дения факти чески

Основные виды

учебной

деятельности

Планируемые

предметные

результаты

Универсальные

 учебные

действия

Личностные

результаты

1 четверть (36 часов)

1

Вводный урок. Знакомство с учебником.

Знакомство с правилами работы на уроке, правилами работы с учебной книгой.

Ориентироваться в учебнике; называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Выразительно читать стихотворные произведения.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе.  Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Раздел 1. Любимые книги

2

Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий.

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Передавать основное содержание изученных литературных произведений, называть их авторов. Определять тему и главную мысль произведения; читать осознанно текст художественного произведения «про себя».

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

3

Начало удивительных событий. Е. Велтистов «Приключения Электроника».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

4

Что может Электроник? Е. Велтистов «Приключения Электроника». Сходство и различия сказочной и фантастической повести.

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить произведения к жанру фантастической повести по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

5

Наука как искусство. Е. Велтистов «Приключения Электроника».

Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения.

Рассказывать основное содержание изученных литературных произведений, называть их авторов. Выбирать из предложенного списка слова для характеристики героев произведения.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

6

Смешные стихи о серьезных вещах. Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

Самостоятельное чтение. Выразительное чтение стихотворений.

Выразительно читать стихотворные произведения. Читать тексты вслух и про себя, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

7

Обобщение по разделу.

Проверочная работа    № 1.

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

8

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках.

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

9

Что такое детская литература? Р/р Сочинение о любимом писателе.

Раздел 2. У истоков русской литературы

10

А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…».

Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению.

Воспринимать на слух текст в исполнении учителя, одноклассников и при прослушивании аудиозаписи; выразительно читать стихотворный текст, передавая характер и настроение героев. Называть произведения, их авторов; отвечать на вопросы; комментировать чтение.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; приходить к общему решению в совместной деятельности.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

11

«Повесть временных лет». Расселение славян.

12

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова.

Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения.

Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Стремиться к совершенствованию собственной речи.

13

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

14

«Поучения» Владимира Мономаха детям.

«О поселянине и медведице».

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении.

15

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в.), соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

16

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.

Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

17-18

Обобщение изученного материала.

Проверочная работа № 2.

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала; применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; относить прочитанное произведение к определённому периоду.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

19

Внеклассное чтение. Книги о книгах.

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

20

Путешествие 2. XVIII век. Сон незнакомого мальчика. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых. Серёжины книги.

Осознанное выразительное чтение вслух. Работа над содержанием текста. Чтение «про себя».

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения; определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

21

Традиции семейного чтения. С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Передавать основное содержание изученных произведений; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы.

Понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.

22

А. Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова».

Чтение «про себя». Осознанное выразительное чтение вслух. Работа над содержанием текста.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения; передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев; определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий.

Понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким. Стремиться к совершенствованию собственной речи.

23

Статья Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума». Детские стихи А. Шишкова.

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Рассказывать о Н.И. Новикове как издателе, писателе, учёном; характеризовать отличие современных статей из детских журналов от изданий ранних периодов.

Сравнивать построение нравоучительных статей; соотносить текст с пословицами.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять свои эмоции.

24

Р/Р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи.

Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой. Развитие устной и письменной речи.

Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической формой речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

25

Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова.

Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Понимать ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

26-27

Обобщение по разделу.

Проверочная работа

№ 3.

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

28

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги).

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Иметь собственные читательские приоритеты.

29

Р/Р. Сочинение о любимом авторе.

Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой. Развитие устной и письменной речи.

Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к творчеству любимого автора, к героям его произведений; понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий.

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается…

30

Путешествие 3. Москва начала XIX века. И.А.Крылов «Слон и Моська».

Уточнение представлений учащихся о характерных особенностях басни как литературного жанра.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять мораль и главную мысль басни; читать стихотворные произведения наизусть; характеризовать басню как литературный жанр; относить произведения к жанру басни по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

31

Характерные особенности жанра басни. И.А. Крылов «Квартет», «Свинья под дубом».

Нахождение в баснях их жанровых особенностей. Работа с пословицами.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять мораль и главную мысль басни; читать стихотворные произведения наизусть; характеризовать басню как литературный жанр; относить произведения к жанру басни по определённым признакам; видеть языковые средства, использованные автором.

Владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

32

Обобщение. Басни И.А. Крылова.

2 четверть (28 час)

33

Путешествие 4. 1828 год.  Первая русская литературная сказка.

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Характеризовать образ главного героя сказки, составлять план пути проникновения в сказку; составлять стилизованный план; делать выводы. Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения).

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

34

А.Погорельский «Чёрная курица» (ч.2,3).

35

А.Погорельский «Чёрная курица» (ч.4,5).

Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения.

Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов; словарная работа по ходу чтения).

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Испытывать интерес к чтению.

36

А.Погорельский «Чёрная курица»

 (ч. 6).

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выборочное чтение. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произв-я.

Характеризовать отличие сказки от других литерат-х жанров; осознанно, правильно, выраз-но читать вслух; самост-но прогнозировать содержание текста до чтния; самост-но находить ключвые слова; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

37

Путешествие 5. Лето 1831 года. Сказки и сказочники. Исторические рассказы Александры Ишимовой.

Определение идеи произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Осозннно, правильно, выразительно читать вслух; прогнозировать содержание текста до чтения; находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, словарная работа по ходу чтения).

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

38

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

39

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения.

Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; сравнивать литературные и народные сказки; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действия; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

40-42

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

43

Внеклассное чтение. А.С.  Пушкин «Сказка о попе и о  работнике его Балде».

44

В.А. Жуковский «Спящая царевна».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

45

Обобщение.  Литературные сказки.

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Сравнение авторских и народных сказок.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

46

В. Даль «Война грибов с ягодами» (русская народная сказка в обработке В.Даля). «Кузовок» (игра).

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова;

относить прочитанное произведение к определённому периоду.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Испытывать интерес к чтению.

47

Р/Р. Устное сочинение – обработка народной сказки (подражание В.Далю).

Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой. Развитие устной речи.

Составлять устное монологическое высказывание-сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции.

Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий.

48

А. Ишимова «Славяне».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста.

Принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

49

Обобщение изученного материала.

Проверочная работа

№ 4.

Проверка уровня усвоения изученного материала. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала; применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

50

Внеклассное чтение.  «Литературные сказки писателей XIX  века».

51

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.

Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

52

С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука».

53

Поэты XIX века о природе. Стихи А.Толстого, А. Плещеева.

Самостоятельное чтение. Выразительное чтение стихотворений.

Выразительно читать стихотворные произведения; читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию; составлять краткое описание природы; подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий.

Определять эмоции других людей; испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Сопоставлять оценку своей деятельности с оценкой учителя.

54

Стихи  А. Майкова, Ф.Тютчева о природе.

55

Картины русской природы в стихотворении Н.Некрасова «Дед Мазай и зайцы».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; находить ключевые слова; самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

56

Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы». Дедушка Мазай – добрый охотник.

57

Путешествие 7. Школа Л.Н.Толстого в Ясной Поляне. Учебные книги.

Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

58

Л.Н. Толстой «Два брата».

Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Осознавать и определять эмоции других людей; красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; чувствовать красоту художественного слова.

59

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья».

60

Практикум «Учусь читать художественную прозу».

61

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия», «Столица и губернский город».

Проверка техники чтения

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении.

62

Первое знакомство с Родиной. К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова. Относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять свои эмоции.

63

Р/Р Сочинение в форме  путевого очерка.

64

Как помочь детям полюбить свою родную  землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»).

3 четверть (30 часов)

65

Р/Р. Сочинение – подражание К.Д.Ушинскому.

К.Д. Ушинский «Жалобы зайки».

Развитие устной и письменной речи. Самостоятельная работа над сочинением с предварительной подготовкой.

Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической формой речи.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции. Проявлять творческий подход к выполнению заданий.

66

А.И. Куприн «Слон».

Непонятная болезнь.

Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения.

Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении.

67

А.И. Куприн «Слон».

Можно ли выполнить желание Нади?

Подробный пересказ прочитанного произведения. Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

68

А.И. Куприн «Слон». «Я уже  совсем  здорова!»

69-70

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 5.

Проверка уровня усвоения изученного материала. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. Относить прочитанное произведение к определённому периоду.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Раздел 4. Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями

71-72

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П.Чехова «Мальчики».

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

73

Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Прогнозировать содержание раздела; читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров; определять эмоциональный характер текста; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

74

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки».

Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения.

Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

75-76

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в.).

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

77

Внеклассное чтение. Мир Детства.

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

78

Путешествие 9. Петроград . 1923 год. Редакция «Воробья». Б. Житков и С. Маршак.

Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

79

Б. Житков «Николай Исаич Пушкин».

Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

80

Гимназисты Корнея Чуковского. К. Чуковский «Телефон».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; использовать обобщенные способы действий.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

81

Обэриуты. Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; предлагать разные способы выполнения заданий.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

82

Юрий Владимиров «Чудаки». Александр Введенский «О рыбаке и чудаке».

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).

Читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров; объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

83

Внеклассное чтение. Современные чудаки.

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

84

Путешествие 10. «Вокруг Маршака». С. Сивоконь. «Везите всё, как есть, почитаем!»

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

85

Внеклассное чтение. Современные детские журналы.

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

86

Е. Шварц «Два брата». Живой мир и мир вечного покоя.

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

87

Е. Шварц «Два брата».

Спасение Младшего  – победа  живого мира.

Подробный пересказ произведения. Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

88

Е. Шварц «Два брата» (обобщение).

Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

89

Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). «Пишу на ту же тему по-своему».

Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;

делить текст на смысловые части, составлять его простой план; различать жанры художественной литературы.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

90

Рассказ о сказке и детских фантазиях. А.Н.Толстой «Фофка».

Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии).

Читать бегло, выразительно; различать произведения разных жанров; объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из предложенных.

Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

91

А.П.Толстой «Кот – сметанный рот».

Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения.

Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

92

Птицы с характером. М.Пришвин «Изобретатель».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.).

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.

93

Так  кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»).

94

С.Я. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; использовать обобщенные способы действий.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

95

Обобщение по разделу.

Проверочная работа

№ 6.

Проверка уровня усвоения изученного материала, умения применять полученные знания на практике.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала; применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта; самостоятельно давать характеристику героя прочитанного произведения.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

96

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, художниках-иллюстраторах).

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

97

Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928 г. В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и Симе, который тонкий».

Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении.

98

А. Барто «Снегирь».

 

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; использовать обобщенные способы действий.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

99-101

Ю. Олеша «Три Толстяка», «Кукла с хорошим аппетитом».

Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Делить текст на смысловые части, составлять его простой план; характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение к героям произведения; относить прочитанное произведение к определённому периоду; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

102

Б.Галанов «Как найти город Трёх Толстяков».

Выборочное чтение. Подбор ключевых слов. Обсуждение в малых группах основной мысли прочитанного произведения

Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

103

Путешествие 12.

Р. Фраерман «Гайдар и дети».

Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения); формулировать основную мысль текста.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Испытывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

104

А.Гайдар «Тимур и его команда».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

4 четверть (32 часа)

105-106

А.Гайдар «Тимур и его команда».

Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения.

Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

107

Путешествие 13. Смешные книжки. Н. Носов «Федина задача».

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Характеристика героев произведения.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении.

108

В. Драгунский «Что любит Мишка».

Осознанное выразительное чтение вслух. Работа с текстом. Характеристика героев произведения.

Подбирать слова – имена прилагательные для характеристики героев; подбирать собственное название к произведению; правильно, выразительно, осознанно читать изучаемое произведение; воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

109

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Н. Носова, Ю. Сотника.

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

110

Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению.

Читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение; читать стихотворные произведения наизусть; различать жанры художественной литературы.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения.

Стремиться к совершенствованию собственной речи. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова.

111

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?»

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы. Ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

112

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца.

Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Испытывать интерес к чтению и потребность в чтении.

113

Стихи И. Токмаковой, Г.Сапгира.

Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова.

114

Стихи Э.Мошковой, Э.Успенского.

Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач; предлагать разные способы выполнения заданий.

Стремиться к совершенствованию собственной речи. Проявлять заинтересованность в расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова.

115

Стихи С.Чёрного, В.Долиной.

Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения; проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова.

116

Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр.

Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; владеть монологической и диалогической формами речи.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

117

Стихи Н.Матвеевой.

Прослушивание изучаемых произведений. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению.

Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы

Самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Стремиться к совершенствованию собственной речи. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. 

118

Внеклассное чтение. Любимые стихи.

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги. Самостоятельное чтение. Подготовка к выразительному чтению.

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией.

Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

Чувствовать красоту художественного слова.

119

Практикум «Учусь читать лирический текст».

120

Обобщение по разделу.

Проверочная работа № 7.

Проверка уровня усвоения изученного материала. Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради.

Знать обязательный минимум (требования программы) изученного материала. Применять полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

121-122

С. Козлов «Снежный цветок».

Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу.

Характеризовать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Анализировать характеры героев; инсценировать пьесу; читать по ролям; участвовать в обобщающей беседе.

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; задавать вопросы; предлагать разные способы выполнения заданий.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; осознавать и определять (называть) свои эмоции.

123

С. Козлов «Снежный цветок».

Отбор материала текста для характеристики главных героев произведения. Создание словесного портрета главных героев. Чтение по ролям.

Характеризовать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.

Анализировать характеры героев; инсценировать пьесу; читать по ролям; участвовать в обобщающей беседе.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных учебных задач.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

124

Путешествие 15. Молодые детские писатели. К.Драгунская «Крайний случай».

Отбор материала текста для характеристики главных героев произведения. Создание словесного портрета главных героев. Чтение по ролям.

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения; самостоятельно находить ключевые слова; соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы.

Владеть диалогической формой речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.

125

К.Драгунская «Ерунда на постном масле».

126

Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолёт», «До будущего лета».

Работа в парах. Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Составление вопросов по содержанию прочитанного.

Читать выборочно, цитировать текст; замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора; письменно выражать свои впечатления о прочитанном, записать в виде интервью ответы; самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам».

Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

Иметь собственные читательские приоритеты и уважительно относиться к предпочтениям других людей.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

127

Проверка техники чтения за II полугодие.

Чтение вслух. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Правильно, осознанно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами про себя и вслух; выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

128-129

Обобщение. Берём интервью у детских писателей.

Работа с книгой. Объяснение своего выбора книги.

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи; различать жанры художественной литературы; ориентироваться в содержании самостоятельно прочитанной книги; составлять отзыв о прочитанном произведении.

Проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности; высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Испытывать интерес к чтению; потребность в чтении.

Стремиться к совершенствованию собственной речи.

130

Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям

131

Внеклассное чтение. О чём можно, о чём хочется читать.

132-136

Резервные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...