Конспекты уроков по литературному чтению 2 класс ШР (Я и мои друзья) (6)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Рыжкова Мария Евгеньевна

1. Тема: знакомство с названием раздела. В. Берестов «За игрой», "Гляжу с высоты на обиду".  Э. Мошковская "Я ушел в свою обиду"
2. Тема: В. Лунин «Я и Вовка». Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
3. Тема: Ю. Ермолаев «Два пирожных».  В. Осеева «Волшебное слово»
4. Тема: В. Осеева «Хорошее»
5. Тема: В. Осеева «Почему»
6. Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

Выполнила: Гунтина Мария

                

Челябинск, 2016

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: Знакомство с названием раздела. В. Берестов «За игрой», "Гляжу с высоты на обиду".  Э. Мошковская "Я ушел в свою обиду"
Цели урока:
 ввести учащихся в новый раздел; познакомить с произведениями В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. 
Планируемые результаты:
Предметные: знать  кратко биографии поэтов; умение  анализировать стихотворение, выразительно читать стихотворение.
Личностные: проявление любознательности к поэзии; уметь оценить свою работу на уроке.        
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: Литературное чтение 2 класс 2 часть: Л.Ф. Климанова; наглядность, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. момент.
Мотиваци
онный

Практич.: выполнение артикуляционной разминки

4 мин

- Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка?
- Сейчас проведем речевую разминку.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
- Прочитайте поговорку медленно, в полголоса.
- Прочитайте поговорку быстрее на выдохе.
- Прочитайте поговорку с радостным настроением.
- Прочитайте поговорку с интонацией поучения.
- Прочитайте поговорку шепотом.
- Вашим домашним заданием было подготовить пересказ рассказа Н.Н. Носова «На горке». Сейчас вы расскажете пересказ в парах и поставите друг другу оценку за домашнее задание.

Произносить поговорку с разной интонацией, различным темпом произношения. 
Пересказывать рассказ в парах.
Проводить взаимоконтроль.

Л:  осознание ответственности за общее дело
К:
умение слушать и слышать.
Р: адекватно реагировать на оценку учителя.

Постановка учебной задачи и её решение

Словес.: слово учителя; определение цели урока

5 мин

- Итак, друзья, мы начинаем изучение нового большого раздела. На стр. 72 прочитайте его название. («Я и мои друзья»).  
-
 Как вы думаете, какие произведения мы будем читать в этом разделе? 
- И первое произведение, с которым мы познакомимся, вы найдете на стр. 74. Прочитайте.
- Какую цель вы поставите перед собой? (
Познакомиться со стихотворением «За игрой»).
-
 Ребята, как вы думаете, что такое обида? (Когда с кем-то поссорился и не разговариваешь, ходишь грустный.)
- А вы часто обижаетесь на своих друзей?
- Как вы думаете, дружбе, а чему еще будут посвящены сегодняшние стихи? (Обиде).
- И какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться со стихами об обиде).

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Ставить цель



Определять цель урока

Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся. Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу.

Решение частных задач на основе анализа текста Слов.: ответы на вопросы.

Физ.минутка

Практический: слушание текста.


Словесн: ответы на вопросы


17

- Сейчас я прочитаю стихотворение Валентина Берестова «За игрой». Внимательно слушайте.
- Как удалось подружиться ребятам?
(Ссорились, мирились, спорили).
- С чего же может начаться дружба?
(С игры, беседы).
- Почему дружба не заканчивается, когда заканчивается игра?
(Потому что ребята после игры они могут найти и другие занятия.)
- Как вы думаете, какие чувства испытывает герой стихотворения?
(Радостные, потому что он нашёл нового друга.)
- Как надо читать это стихотворение?
(Весело, будто играем).
- Прочитайте выразительно в парах. Кто готов на оценку прочитать выразительно всему классу?
- А могут ли люди обидеться на своих друзей? Когда так происходит?
(Когда один не учитывает мнение другого.) 
- Прослушайте стихотворение Эммы Мошк
овской «Я ушёл в свою обиду».
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Как вы считаете, оно грустное или веселое? Почему вы так думаете?
(Грустное, потому что герой грустил, не видел ничего красивого вокруг себя и обижал животных).
- Какое чувство испытывает герой этого стихотворения?
(Обиду).
- Как вы думаете, на кого и за что он обижен?
(На друга, или на что-то, что у него не получалось что-то сделать).
- Бывает ли такое с вами? На кого и почему вы чаще всего обижаетесь?
- Как мальчик решил свою проблему? Почему он перестал обижаться?
(Прошло время, и мальчик понял, что не всё так плохо, как он думал).
- А что делаете вы, если вас обидели?
- Подумайте, если вы обиделись, значит ли это, что вас ХОТЕЛИ обидеть?
- Что вы посоветуете своим друзьям, которые обиделись и «живут» в своей обиде, как герой стихотворения?
(Успокоиться, вспомнить хорошие моменты).
- Послушайте ещё одно стихотворение В. Берестова.
- Почему герой смотрит на обиду с высоты?
(Он не стал обижаться).
- Как вы понимаете фразу «Теряю обиду из виду»? (Обида уйдёт, если не ссориться и не обижаться, а сразу помириться и всё решить).  
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Я ушел в свою обиду».

Слушать речь учителя


Осмысленно отвечать на вопросы.
Работать в парах. Выразительно читать стихотворение в классе.
Оценивать чтение

Слушать текст, воспринимать информацию.
Осмысленно отвечать на вопросы по прослушанному стихотворению.

Анализировать стихотворение, опираясь на текст.
Определять лексическое значение слов.
Выразительно читать стихотворение.

К: четко высказывать свои мысли..

К: умение слушать и слышать.

Познавательные – высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

К:  четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Итог урока
Словес.: ответы на вопросы.
Д\з

2 мин1 мин

- Какой раздел мы с вами начали изучать?
- Чему был посвящен наш сегодняшний урок?
- Какое стихотворение вам понравилось больше всего? Почему?

- Что главное хотел сказать автор в этом произведении?

- Как вы думаете, какое домашнее задание у вас будет? Выучить стихотворение на выбор.

Подводить итог урока. Отвечать на вопросы.
Записывать д\ з.

Р: выделение учащимися усвоенного на уроке.

Если останется время:

Эмма Мошковская заняла особое место в детской литературе. Читая ее стихи для детей, может показаться, что их написала не взрослая поэтесса, а маленький ребенок. Самуил Яковлевич Маршак писал: « Эмма Мошковская - один их наиболее одаренных молодых поэтов, пишущих для детей. У нее есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним».  Первый сборник стихов назывался «Дядя Шар», за которым последовали более 20 сборников стихов и сказок для детей. На стихи Мошковской писали песни советские композиторы.

Валентин Дмитриевич Берестов по образованию археолог. Родился в городе МещовскеКалужской области  в семье учителя и научился читать в 4 года. Стихи Берестов начал писать еще в детстве. Уже в 14 лет его признали поэтом. Первый поэтический сборник Берестова назывался  «Отплытие», а первая детская книжка для дошкольников «Про машину». Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                               Выполнила: Гунтина Мария                

             

                

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: В. Лунин «Я и Вовка». Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Цели урока: ознакомить учащихся с рассказом В. Лунина и Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:  развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить определять и прогнозировать настроение произведения; воспитывать коммуникативные навыки.
Личностные: проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 2 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация .

Этап урока. Методы и приемы

Хро
но-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Сл.: слово учителя

5 мин

-Здравствуйте, ребята. Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Сейчас тихо сядут те, кто готов к уроку.

- Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания.
- Какое домашнее задание вам было задано?
- Есть те, кто выучил стихотворение наизусть?

Приветствовать учителя

Читать выразительно стихотворения

Регулятивные: обеспечение учащимся организации учебной деятельности.

Постановка учебной задачи ;
Словесный: слово учителя.

2 мин

- Представьте ситуацию, вы с вашим другом решили пойти в кино, и вам осталось только билеты купить. Но вдруг приходит знакомый друга, и ваш друг уходит с ним.
- Какие чувства вы бы испытывали?
- Что бы сказали своему другу?
- Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение, посвященное данной теме. Вы найдете его на странице 77.
- Как называется стихотворение?
«Я и Вовка». 
- И какую цель мы поставим перед собой?
(Познакомиться со стихотворением «Я и Вовка»).

Строить речевые высказывания

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практич.:

чтение стихотворения выразительно.

15 мин

- Настоящая фамилия писателя – Левин. Родился в мае 1945 года в Москве.Стихи и сказки Виктор Лунин начал сочинять ещё в школе, но на путь профессионального литератора вступил значительно позже. В. Лунин написал тексты песен к мультипликационному сериалу «Незнайка на Луне». У писателя вышло больше тридцати книг стихов и прозы.
- Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно следите.
- Как зовут главного героя стихотворения?
(Витька.)
-
Как зовут его друга? (Вовка.)
- Как вы считаете, можно ли мальчиков назвать друзьями? Почему?
- На сколько частей можно разделить стихотворение?
(4 части)
- Прочитайте первую часть.
(До слов хотели мы с Вовкой…)
Вторую часть. (До слов вчера за партой…) Третью. (До слов а нынче…) Четвертую.
- Какое настроение передает автор вначале стихотворения? Изменяется ли оно в конце?
- Как вы прочитаете строки, в которых мальчик рассказывает о своих переживаниях?
- Какие строки вы бы читали с радостью?
- Я даю вам 3 минуты, вы в парах читаете выразительно, после этого 4 человека прочитают стихотворение на оценку, каждый – одну часть.
- Оцените свое чтение.

Слушать рассказ учителя

Анализировать содержание стихотворения

Читать стихотворение в парах выразительно

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 

Физминутка

3 мин

-Движения.

Выполнять  упражнения

Личностные: установка на ЗОЖ.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Практич.: чтение произведения;составление плана рассказа

16 мин

- Мы продолжаем говорить о дружбе. Мы говорили об обиде, а сейчас поговорим о взаимовыручке, сопереживании.

  • Как вы понимаете слово СОПЕРЕЖИВАНИЕ? (Умение мысленно представишь себя на месте другого человека, пережить вместе с ним горе, беду, уловить его настроение, умение понять чужое душевное состояние.)

- В вашей жизни были трудности, в которых ваши друзья приходили к вам на помощь?
- Сейчас мы познакомимся с писателем, который написал произведения о сопереживании.
-
Писатель Николай Булгаков родился в Москве. В жизни-священник. Он написал книгу про двух сестёр, назвал ее “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире.

- А мы  прочитаем его рассказ под названием «Анна, не грусти!». Но сначала прочитаем трудные слова. Читаем по слогам, затем целым словом  (уточняется значение непонятных слов):

спе-ци-аль-на-я - специальная

про-ко-ря-бал - прокорябал

по-лу-ле-жа-ла - полулежала

встре-пе-ну-лась - встрепенулась

сча-стли-ва-я - счастливая - (Щ)

не-за-кра-шен-ну-ю - незакрашенную

рас-крас-ка - раскраска

за-пла-кан-но-е – заплаканное

о-ка-зы-ва-ет-ся - оказывается

- Найдите в этих словах имена существительные. Назовите. Глаголы. Как это определить? (По вопросу.)

-  Слова какой части речи остались? Перечислите их.
-  Продолжаем. Начну читать я, а вы продолжите.

  • Какое впечатление произвел на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем?
  • Как зовут девочку, попавшую в беду?
  • Что произошло на горке?
  • Как описана в рассказе больница? Прочитайте.
  • Что делала Катя в больнице?
  • Почему Аня заплакала, когда увидела Катю?
  • Как девочки разговаривали через стекло?

-   Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему? (Аня, она переживала за Катю.)

  • А чему радовалась Катя, лежа в больнице?
  • Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?
  • Домашним заданием будет пересказ этого текста. Составим план для пересказа.
  • С чего начинается этот рассказ?

-   Где заканчивается 1 часть и начинается 2? (И т. д.)
Примерный план:

  1. Случай на горке.
  2. Описание больницы.
  3. Катя рассматривает палату в больнице.
  4. Катя в больничной палате (описание внешности и поведения).
  1. Почему Аня заплакала?
  2. Разговор через стекло.
  3. Почему Кате было радостно?

- Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль? (Части 5 и 7, где говорится о чувствах девочек, о сопереживании.)

Воспринимать речь, обращенную к учащемуся

Анализировать значение «трудных» слов

Читать хором слова

Различать части речи

Читать произведение

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту


Составлять план текста совместно с учителем.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Д\ зСл:слово учителя

1 мин

Подготовить пересказ «Анна, не грусти!»

Записывать д\з

Итог урока. Рефлексия. Сл.: ответы на вопросы, самоанализ.

2 мин

  • О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?
  • Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?
  • Сформулируйте главную мысль рассказа.

Оцените свою работу на уроке.

Подводить итог урока

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                                 Выполнила: Гунтина Мария                

                        

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: Ю. Ермолаев «Два пирожных».  В. Осеева «Волшебное слово»
Цели урока: познакомить учащихся с произведением Ю. Ермолаева « Два пирожных», В.А.Осеева «Волшебное слово»; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:  развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить определять и прогнозировать настроение произведения; воспитывать коммуникативные навыки.
Личностные: проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 2 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хро
но-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Сл.: слово учителя

5 мин

-Здравствуйте, ребята.

 - Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас!

- Проверим домашнее задание. Пересказ рассказа «Анна, не грусти!»

- Оцените себя.

Приветствовать учителя

Пересказывать текст

Регулятивные: обеспечение учащимся организации учебной деятельности.

Постановка учебной задачи ;
Словесный: слово учителя.

2 мин

- Как называется раздел, который мы читаем? 

- Что мы выясняем, читая произведения этого раздела?

- О каком качестве друзей мы узнали из стихотворений В. Берестова, Э. Машковской?

- В каком рассказе мы встретили сопереживание другу?
- Прочитайте пословицу. Как вы ее понимаете? (
Жизнь дана на добрые дела)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Произведение, с которым мы познакомимся, вы найдете на с. 85.
- Какую цель мы поставим перед собой?
(Познакомиться с произведением Ю. Ермолаева).

Строить речевые высказывания

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практич.:

чтение стихотворения выразительно.

15 мин

- Юрий Иванович Ермолаев окончил театральное училище в Москве. По профессии он был актёром. Однажды на радио автор прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. Талант писателя пересилил талант актёра. Поэтому Ю. Ермолаев прославился как детский писатель. Его первая книга называлась «Почему рассердились бумажные полоски». Ермолаев писал не только рассказы и повести, но и сказки. Одна из них называется «О двух юнцах-храбрецах и чудо-докторе». Некоторые свои произведения он называл «Грустными шутками», потому что они таили в себе важное и поучительное.
- Я начну читать, вы продолжите.
- Понравился ли вам рассказ?

- Назовите действующих лиц рассказа.

- О чём попросила мама дочек?

- Чем занималась старшая сестра Наташа?

- Что делала Оля?

- Хотелось ли им мыть посуду?

- Кто из сестёр пошёл помогать маме?

- Рассмотри иллюстрацию в учебнике с.86.

- Чем занята Наташа?
Африка - материк со всех сторон окружённый водой.
Конго – (им. собств. или нариц.? Почему?) - название реки.
Тропические лианы – вьющееся, цепкое растение, растущее в жарких странах.
Крендельки – витое хлебное изделие, напоминающее по форме восьмёрку.

- Почему Оля съела два пирожных?
- Разве это справедливо, что Оля съела два пирожных, а Наташе ничего не осталось?

- А разве она не занималась интересным делом?

- Да, она могла бы отложить свои дела, как Оля, ведь мама всегда так делает, когда вы подходите со своими проблемами.

- А вам бывает так же интересно путешествовать вместе с героями книг? Как вы в это время отзовётесь на просьбу мамы?
- Какие качества проявила Оля?  (
Отзывчивость, чуткость, внимательность).

- Как вы думаете, зачем автор рассказал эту историю? В чём главная мысль текста? 

Слушать рассказ учителя

Анализировать содержание рассказа

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Определять значение неизвестных слов

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 

Физминутка

3 мин

-Движения.

Выполнять  упражнения

Личностные: установка на ЗОЖ.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Практич.: чтение произведения;составление плана рассказа

16 мин

- Мы продолжаем говорить о поступках. На с. 87 вы найдете произведение Валентины Александровны Осеевой.

- Я начну читать, вы продолжите. До слов «Он вскочил и побежал домой…»

- О ком этот рассказ?

- Что случилось с Павликом?

- Как об этом узнал старик?

- Как выглядел старик?

- Найдите отрывок, где Павлик говорил с родными грубо, невежливо?

- Только ли с родными он так разговаривал? С кем?

- Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику?

- Как нужно говорить это волшебное слово?

- Продолжаем читать.
- Какое «волшебное слово» узнал мальчик?

- Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово.

- Прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка.
- Почему старший брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
- Как вы думаете, можно назвать старичка волшебником? Что он волшебного сделал?
- А какой Павлик вам нравится? Который был вначале или в конце произведения?
- Вы употребляете волшебные слова? Для чего они нужны?
- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи этих слов.

Воспринимать речь, обращенную к учащемуся

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Читать произведение

Ориентироваться в тексте


Отвечать на вопросы

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


Предметные:
 осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Д\ зСл:слово учителя

1 мин

- Перечитать рассказ,  подготовиться к выразительному чтению.

Записывать д\з

Итог урока. Рефлексия. Сл.:

самоанализ.

  1. мин

- О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?
- С какими произведениями познакомились?
-
Как волшебные слова действуют на людей?

Оцените свою работу на уроке цветом.

Подводить итог урока

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                                         Выполнила: Гунтина Мария                

                        

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: В. Осеева «Хорошее»
Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.А.Осеевой «Хорошее»; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:  развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить определять и прогнозировать настроение произведения; воспитывать коммуникативные навыки.
Личностные: проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 2 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хро
но-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Сл.: слово учителя

5 мин

-Здравствуйте, ребята.

 - Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас!

- Проверим домашнее задание. Выразительное чтение рассказа Ю. Ермолаева «Два пирожных».

- Оцените себя.

Приветствовать учителя

Пересказывать текст

Регулятивные: обеспечение учащимся организации учебной деятельности.

Постановка учебной задачи ;
Словесный: слово учителя.

2 мин

- Мы продолжаем изучать произведения раздела…  (Я и мои друзья)
- С каким еще произведением мы познакомились на прошлом уроке?
- Кто запомнил автора произведения?
- Сегодня мы познакомимся еще с одним ее произведением, но сначала давайте соотнесем произведения, которые мы изучили и их главную мысль:
Название произведения     Основные качества
«Анна, не грусти»                  Вежливость, доброта
«Два пирожных»                    ???
«Волшебное слово»                 Вовремя прийти на помощь
«Хорошее»                               Умение сопереживать

- Какую цель мы поставим перед собой?
(Познакомиться с автором произведения «Хорошее», познакомиться с содержанием произведения, учиться выразительно читать призведение.)
- Перед вами фотографии трёх женщин. Ваша задача - указать, на которой находится портрет Валентины Александровны Осеевой.

Повторять пройденный материал

Соотносить произведение с главной мыслью

Определять цель урока

Находить автора произведения

Регулятивные  –  действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практич.:

чтение стихотворения выразительно.

15 мин

- В юные годы В. А. Осеева мечтала стать актрисой, даже поступила на актерский факультет. Но она шестнадцать лет работала воспитательницей в детских учреждениях, и там сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят. Осеева много писала для малышей - стихи, сказки, короткие рассказы. В 1952 году получила Государственную премию за произведение «Васёк Трубачёв и его товарищи»
- Сейчас я вам прочитаю рассказ, а вы подумайте, в чем его смысл.
- Какой это рассказ – веселый или грустный?
- Как зовут главного героя?
- О каких делах мечтал  Юра?

- А как он поступил на самом деле?
- Как же получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?
- А искренние ли были у Юры мечты?
- Хотел ли он что-то сделать для себя?
- Можно ли назвать его воображаемые поступки героическими?
- Представьте себе на секундочку, что все Юрины мечты сбываются: сестрёнка тонет, а он ее спасает. Что сестрёнка испытывает в этот момент?
- А что испытывает няня, Трезорка?
- А кем себя считает Юрик?
(Героем)
- О ком думает Юра на самом деле?
- В каком случае можно сделать что-то хорошее? (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)
- Когда рассказ был напечатан первый раз, то он заканчивался так: «Что бы мне такое хорошее сделать?» — спрашивает Юра. А мама и отвечает: «Погуляй с сестренкой, помоги няне, напои собаку»
- Почему в следующем издании Осеева изменила конец рассказа? (Мама погладила по голове!)

- Надо ли дожидаться беды, или можно найти хорошие дела в обычной жизни?

- Мог бы Юрик стать вашим другом? Почему?

- Что посоветовали бы вы Юре?

Слушать рассказ учителя

Анализировать содержание рассказа

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Личностные  – воспринимать нашу речь, непосредственно обращенную к учащимся

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

 

Физминутка

3 мин

-Движения.

Выполнять  упражнения

Личностные: установка на ЗОЖ.

Решение частных задач

Практич.: чтение произведения выразительно по ролям.

16 мин

  1.  Чтение по ролям с предварительной подготовкой.

- Сколько действующих лиц в рассказе?

- Кто должен читать слова, после слов автора: «Юра думает…»?

- Есть ли слова у Трезорки? (Да, то что он думает, как будто хочет сказать.)

- Как нужно  читать мысли Юры? (Мечтательно.)

- А слова, обращённые к сестре, няне и собаке? (Грубо, резко.)

- Даю вам 3 минуты, чтобы подготовить выразительное чтение по ролям.
- Оцените свое чтение и чтение своих одноклассников.

Выразительно

читать произведение по ролям
Оценивать выразительность и правильность чтения

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу.

Д\ зСл:слово учителя

1 мин

- Перечитать рассказ,  подготовиться к выразительному чтению.

Записывать д\з

Итог урока. Рефлексия. Сл.:

самоанализ.

  1. мин

- С каким произведением мы сегодня познакомились?
-
Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
- Будете ли вы ждать награды за эти поступки?

Оцените свою работу на уроке цветом.

Подводить итог урока

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                            Выполнила: Гунтина Мария                

             

                

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: В. Осеева «Почему?»
Цели урока: познакомить учащихся с произведением В.А.Осеевой «Почему?»; научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные:  развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить определять и прогнозировать настроение произведения; воспитывать коммуникативные навыки.
Личностные: проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 2 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Хро
но-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Сл.: слово учителя

5 мин

-Здравствуйте, ребята.

Приветствовать учителя

Пересказывать текст

Регулятивные: обеспечение учащимся организации учебной деятельности.

Постановка учебной задачи ;
Словесный: слово учителя.

2 мин

- Сегодня мы продолжим работу над произведениями замечательной писательницы – Валентины Александровны Осеевой. С самого первого класса рассказы этой писательницы сопровождали нас на уроках литературного чтения. О каких человеческих качествах заставляют задуматься эти рассказы?
- На странице 96 в учебнике вы найдете произведение, знакомство с которым нам предстоит.
- Какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с автором произведения «Хорошее», познакомиться с содержанием произведения, учиться выразительно читать произведение.)

Вспоминать пройденный материал

Определять цель урока

Регулятивные  –  применяют освоенные способы действия.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практич.:

чтение стихотворения выразительно.

15 мин

- Я начну читать, а вы продолжите.
- Кто разбил чашку?
(Чашку разбил мальчик.)
- Почему мама расстроилась?
- Какие чувства испытывает мальчик?
(страх, стыд, любовь к маме)
- Какие чувства испытывает мама? (огорчение, гнев, злость, любовь к сыну).
– Как вы думаете, мама сразу поняла, кто разбил чашку? 
-- Кого наказала мама? Как?

- Посмотрите, все, что накопилось в душе мальчика, вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. 
- Ребята, а почему мальчик все-таки признается? Что не давало ему покоя? Что его так мучило? (Совесть не давала ему покоя.)
-
Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. В жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. 
- Скажите, изменилось ли ваше отношение к главному герою? 
- Что теперь вы можете о нем сказать?
– Как бы вы ответили на вопрос мальчика: «Почему мама обрадовалась, что чашку разбил не Бум?» 

-
Каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. 

Слушать речь учителя.

Читать текст.


Анализировать прочитанный рассказ.

Анализировать содержание рассказа.

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту

Личностные  – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся
Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Решение частных задач

Практич.: чтение произведения выразительно по ролям.

16 мин

- Восстановите последовательность событий в рассказе. 3 минуты – в парах.

Бум наказан.

Мальчик с собакой.

Сын признался.

Чашка разбилась.

У каждого своё почему.

Это…Бум!

Ночью.

Расстроенный лай.

Все дома!

 Он будет жить в будке!

 Бум один на крыльце. (ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)

- У каждого человека есть совесть, она подсказывает, как правильно поступать и жить. Но каждый человек имеет право на ошибку, главное, уметь вовремя найти правильное решение и исправить её.

Составлять в парах план пересказа текста.

Делать выводы.

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу.

Д\ зСл:слово учителя

1 мин

- Домашнее задание: выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил.

Записывать д\з

Итог урока. Рефлексия. Сл.:

самоанализ.

  1. мин

- С каким произведением мы сегодня познакомились?
-
Какие хорошие поступки вы можете делать каждый день?
- Будете ли вы ждать награды за эти поступки?

Оцените свою работу на уроке цветом.

Подводить итог урока

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературное чтение

                                                             Выполнила: Гунтина Мария                

             

Челябинск, 2016

Предмет: Литературное чтение
Класс: 2
Тема урока: Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».
Цели урока: познакомить учащихся с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине»; познакомить со стихотворением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».
Планируемые результаты:
Предметные: продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме; формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста.

Личностные: проявлять желание читать произведения о дружбе; проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного произведения.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 2 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий. Школа России. «Просвещение» 2015, презентация.

Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг. мом.
Сл.: слово учителя

5 мин

-Здравствуйте, ребята.

- Проверим домашнее задание.

Приветствовать учителя

Регулятивные: Воспринимать речь учителя.

Постановка учебной задачи;
Словесный: слово учителя.

2 мин

- Какой раздел мы начали с вами изучать?
- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто уже сварил? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
-
С произведениями о ком мы сегодня познакомимся?
-  Откройте страницу 119 в учебнике. 
- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Отгадывать загадку.

Отвечать хором.

Определять тему,  цель урока

Регулятивные  –  применяют освоенные способы действия.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы;

слово учителя

Практич.:

Выразительно чтение стихотворения

15 мин

- Ребята, а вот какое стихотворение, посвященное мамам написала Елена Александровна Благинина, оно называется «Посидим в тишине».  

Елена Александровна Благинина  (1903-1989).

   Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали». Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)

Ребята давайте мы с вами вместе проговорим скороговорку про маму и посмотрим, кто же у нас самый быстрый и внимательный! Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится кто? (мама). Мама всегда рядом, всегда придет на помощь. А вы, ребята, умеете заботиться о маме? Как вы о ней заботитесь?
- Послушайте, как заботится о своей маме девочка в стихотворении.
- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)

- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)

- Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки, на диване спит мама).

- Девочке трудно сидеть в тишине? (Да)  Почему? (Потому что ей хочется играть)

 - Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)

- Теперь, попробуем прочитать стихотворение выразительно. Что значит читать выразительно?

Читать целым словом и без ошибок.

Выбрать нужный тон и темп чтения.

Выделить голосом главные слова.

Передать своё отношение к тому, что читаешь.

- Чьё чтение показалось более удачным, выразительным? Кто смог передать настроение?

Слушать учителя

Знакомиться с поэтом.

Отвечать на вопросы.

Отвечать на вопросы.

Анализировать стихотворение.

Отвечать на вопросы по  прочитанному тексту.


Читать выразительно стихотворение

Личностные  – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Решение частных задач

Практич.: чтение стихотворений выразительно

16 мин

- Как можно обидеть человека?  Послушайте рассказы:

1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно.        – Как вы думаете, почему Славе было обидно?

2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно. Опишите состояние мальчика.
- Так что значит обидеть кого-то?

- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически.)

- Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?

- Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.        

-  С автором следующего произведения вы уже знакомы. Произведение, которое авторы учебника предлагают нам для работы на уроке называется «Я маму мою обидел».
– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)        

– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? Найдите эти строчки.

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?- Кем он себя представлял?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?
– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой совет вы бы дали мальчику?

- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова. 

-Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

Слушать учителя

Анализировать ситуации.

Делать выводы.

Обобщать.

Слушать стихотворение.

Анализировать стихотворение.


Читать выразительно стихотворение

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные – строить речевые высказывания.

Регулятивные  –  применяют освоенные способы действия.

Итог урока. Рефлексия. Сл:отв.на воп

  1. мин

- Что вы узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что у вас особенно получилось?

- Мы много сегодня говорили о маме. А кто ещё живёт с вами в семье и помогает вам?

Оцените свою работу на уроке цветом.

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение того, что усвоено на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Авторские сказки. Н.Носов. "Приключения Незнайки и его друзей"

Конспект урока по литературному чтению по теме: Авторские сказки. Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: Обобщение по разделу « Я и мои друзья»" 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "я и мои друзья"

Конспект  урока по литературному чтению 2 класс "Школа России" на тему : "я и мои друзья"...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по литературному чтениюТема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») Цели деятельности учителя: ознакомление ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: «Птицы – наши друзья». Б. Житков «Галка»

Познакомить учащихся с рассказом Б. Житкова. Формировать естественный интерес к братьям нашим меньшим, расширять углублять знания детей о природе, в частности о птицах. Развивать навыки чтения, работы...