Буква Ц
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Рюмина Татьяна Валерьевна

Урок обуч.гр. Буква Ц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_ts_1.doc40.5 КБ
Файл bukva_ts_2.docx16.6 КБ
Файл bukva_ts_3.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте.

Класс: 1

Тема: «Согласный глухой твердый звук [ц]»

Цели:

Обучающие:

-познакомить учащихся с условным обозначением глухого твердого звука [ц];

-учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов.

Развивающая: 

-развить внимание, память, фонематический слух и культуру произношения;

-обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательная: воспитывать коллективизм, учебную культуру труда.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание

орг.момент

знакомство со звуком

чтение буквы,

соотнесение со звуками

чтение столбиков слогов

физминутка

чтение слов на розовом и голубом фоне

итог урока

словесный, слово учителя

объяснение нового материала, словесный, работа с учебником, наглядный

словесный, наглядный

словесный, наглядный

выполнение

физических упражнений

словесный, наглядный

словесный

1мин.

Здравствуйте, ребята. Подровнялись, тихонечко сели.

сегодня на уроке мы с вами познакомимся с последним звуком. Откройте учебники на стр.110. что изображено на 1 картинке?

произнесите это слово по слогам (цех)

сколько слогов? (1слог)

как определили? (одна гласная)

произнесите это слово, выделяя каждый звук (ц-э-х)

назовите первый звук [ц]

какой он? (согласный)

почему? (потому что при произношении струя воздуха встречает преграду)

закройте уши и произнесите этот звук [ц]

что слышите, какой он? (глухой)

почему? (потому что нет голоса)

какой еще звук [ц]? (твердый)

посмотрите на 2 картинку. Что там изображено?(цапля)

назовите первый звук. [ц]

какой он?(согласный)

закройте уши, произнесите  [ц], какой он?(глухой)

а еще какой он?(твердый)

что мы заметили?

мы проанализировали 2 слова и определили, что буква ЦЭ всегда обозначает твердый звук [Ц].

у буквы ЦЭ есть пара?(нет), но этот звук всегда глухой и твердый.

а какие буквы всегда твердые?(ж,ш)это парные по твердости.

посмотрите как пишется буква ЦЭ. Для чего нам нужна заглавная печатная буква ЦЭ?

посмотрите что нарисовано на следующей картинке.

хором(ЦЫПКА)

сколько слогов?(2слога)

дайте характеристику всем звукам.

следующая картинка.(цепь)

дайте полный анализ слову ЦЕПЬ.

что же у нас на следующей картинке?(ЦИРК)

сколько слогов?(1слог)

произнесите 1 звук. Дайте характеристику звуку Ц.

какой звук обозначает буква И после буквы ЦЭ

молодцы.

смотрим дальше, что мы с вами будем делать. Что там?(открытые и закрытые звуки)

сколько здесь столбиков(2)

почему?

поставили пальчики, начинаем читать с открытых слогов(1-медленно, 2-быстрее, 3-1 ряд, 2 ряд, 3 ряд отдельно, хором)

читаем 2 столбик(медленно, быстрее, 3раз-1,2,3 ряд)

у нас есть 2 слияния, которые мы прочитали одинаково. Какие же?(ЦИ,ЦЫ)

но в слиянии ЦИ гласная И, а в ЦЫ гласная Ы.

прочитаем с ускорением(3ряд-медленно, 2ряд-быстрее, 1ряд-еще быстрее)3ряд четко читает.

давайте отдохнем. Проведем физминутку

раз- подняться, подтянуться;

два- согнуться, разогнуться;

три- в ладоши три хлопка, головой три кивка

на четыре руки шире,

пять- руками помахать,

шесть за парты тихонька сесть.

посмотрите на следующую страничку. 1 слог читаем, 2 слово по слогам, 3-с ударением, и так до конца строчки.

с какой гласной пишем ЦИРК?(с И)

объясните слово ЦИРКУЛЬ-инструмент.

читаем 3 слово.

дальше 4слово. Какое слово будет ОВЦА?(предмет) а слово ОВЕЧЬЯ?(признак). Что может быть овечья?(шуба, шкура)

следующее слово.

дальше. Какое слово будет ЦВЕТЫ?(предмет) а есть ли здесь слово-признак?(да) назовите его(ЦВЕТНОЙ, ЦВЕТНАЯ) что может быть цветная?(футболка)

последнее слово. Мы можем подобрать слово признак к слову ЦАРЬ?(царский)

прочитайте слова на розовом и голубом фоне.

как вы понимаете слово ларь?

ларь-украшенный сундучок, ящичек для хранения вещей.

с какой буквой познакомились(ЩА) хором

какие звуки она обозначает?

дайте характеристику звуку [щ'].



Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте.

Класс: 1

Тема: «Согласный глухой твердый звук [ц]»

Цели:

Обучающие:

-познакомить учащихся с условным обозначением глухого твердого звука [ц];

-учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов.

Развивающая: 

-развить внимание, память, фонематический слух и культуру произношения;

-обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательная: воспитывать коллективизм, учебную культуру труда.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание

орг.момент

продолжение

знакомства с букво

чтение столбиков слогов

чтение слов на розовом и голубом фоне

физминутка

чтение и объяснение слов

итог урока

словесный, слово учителя

объяснение нового материала, словесный, работа с учебником, наглядный

словесный, наглядный

выполнение

физических упражнений

словесный, наглядный

словесный

1мин.

Здравствуйте, ребята. Подровнялись, тихонечко сели.

сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с буквой Ц. Откройте учебники на стр.110.

дайте характеристику слову ЦЕХ, ЦАПЛЯ.

молодцы.

смотрим дальше, что мы с вами будем делать. Что там?(открытые и закрытые звуки)

сколько здесь столбиков(2)

почему?

поставили пальчики, начинаем читать с открытых слогов(1-медленно, 2-быстрее, 3-1 ряд, 2 ряд, 3 ряд отдельно, хором)

читаем 2 столбик(медленно, быстрее, 3раз-1,2,3 ряд)

у нас есть 2 слияния, которые мы прочитали одинаково. Какие же?(ЦИ,ЦЫ)

но в слиянии ЦИ гласная И, а в ЦЫ гласная Ы.

прочитаем с ускорением(3ряд-медленно, 2ряд-быстрее, 1ряд-еще быстрее)3ряд четко читает.

.

посмотрите на следующую страничку. 1 слог читаем, 2 слово по слогам, 3-с ударением, и так до конца строчки.

с какой гласной пишем ЦИРК?(с И)

объясните слово ЦИРКУЛЬ-инструмент.

читаем 3 слово.

дальше 4слово. Какое слово будет ОВЦА?(предмет) а слово ОВЕЧЬЯ?(признак). Что может быть овечья?(шуба, шкура)

следующее слово.

дальше. Какое слово будет ЦВЕТЫ?(предмет) а есть ли здесь слово-признак?(да) назовите его(ЦВЕТНОЙ, ЦВЕТНАЯ) что может быть цветная?(футболка)

последнее слово. Мы можем подобрать слово признак к слову ЦАРЬ?(царский)

прочитайте слова на розовом и голубом фоне.

как вы понимаете слово ларь?

ларь- украшенный сундучок, ящичек для хранения вещей.

давайте отдохнем. Проведем физминутку

раз- подняться, подтянуться;

два- согнуться, разогнуться;

три- в ладоши три хлопка, головой три кивка

на четыре руки шире,

пять- руками помахать,

                                                               шесть за парты тихонька сесть

на стр.112 читаем слова по цепочке. Почему мы пишем ЦЫПКА с гласной Ы?

дальше слово ЦИРКОВОЙ. Какое это слово(слово признак). Что может быть цирковая…(арена)

что означает слово цыган? а цыганка?

Через какую гласную мы пишем ЦИЛИНДР?

Что означает это слово?(геометрическая фигура)

Читаем по паре слов.

Значение слова ЧТЕЦ?

Значение слова концерт?

Значение слова мышца?

Что значит слово ЕЛЕЦ-

ДЕЛЕЦ-

ГОРЕЦ-

с какой буквой познакомились(ЦЭ) хором

какие звуки она обозначает?

дайте характеристику звуку [ц].



Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте.

Класс: 1

Тема: «Буква Ц и звук [ц]. стихотворения и поговорки»

Цели:

Обучающие:

-познакомить учащихся с творчеством разных авторов;

-учить детей проникать в глубину произведения, определять идею произведения.

Развивающая: 

-развить внимание, память, фонематический слух, воображение и культуру звукопроизношения;

-обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательная: привить стремление самостоятельно читать литературу.

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание

орг.момент

повторение пройденной темы

итог урока

сообщение темы урока

чтение и анализ произведения

Чтение «Приговорки»

Загадки

Чтение пословиц и поговорок

Чтение шуточных стихотворений

Итог урока

словесный, слово учителя

словесный, наглядный,

работа с лентой памятью

словесный, слово учителя

словесный

беседа

наглядный

Словесный, беседа, графический

Выделение,

Чтение и отгадывание загадок

Словесный

Беседа

Словесный, беседа, чтение

словесный

1мин.

Здравствуйте, ребята. Подровнялись, тихонечко сели.

Ребята, давайте повторим, что мы проходили на прошлом уроке.

Посмотрите на ленту памяти. Есть ли у буквы Ц пара?

Какой звук обозначает буква Ц?

Дайте характеристику этому звуку.

Какие еще звуки всегда твердые?

Сегодня мы с вами будем читать интересные произведения.

Откройте учебники на стр.115. давайте прочитаем «Что у нас во дворе?», читаем по цепочке по 1 предложению. А потом я задам вам вопросы и проверю внимательно ли вы читали.

-что построил мальчик в песочнице?

-кого посадил он во дворец?

-как вел себя котёнок?

-кого потом посадил мальчик?

- как вел себя щенок?

-кто же будет жить в большой крепости?

-рассмотрите рисунок и попробуйте придумать продолжение рассказа.

Хорошо.

Давайте прочитаем «Приговорку». Мы с вами сейчас будем читать выразительно.

Ребята посмотрите на предложения, в конце везде восклицательный знак, значит нужно делать большую паузу, на письме она обозначается двумя наклонными линиями.

А после запятых, тире, двоеточия делать нужно небольшую паузу, она обозначается 1наклонной линией. Давайте с вами возьмем простые карандаши и расставим, где большая пауза, а где маленькая. Ребята обратите внимание на такую строчку.(пусть играют в бубенцы молодые удальцы с нашей улицы) здесь нет никаких пауз, поэтому когда мы будем читать эот предложение, не нужно останавливаться.

А теперь давайте прочитаем с выражением.

Молодцы.

Переверните страничку.

Прочитайте загадку. Что же это?(зеркало)

Что вы узнали про Федю Баратова?

Кто автор этой загадки?

Давайте проверим какие вы сказки Чуковского вы знаете.

Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.   (Мойдодыр)

Воробышек прискакал

 И коровой замычал:

      Му-у-у!

Прибежал медведь

 И давай реветь:

      Ку-ка-ре-ку!    (путаница)

Пришла муха на базар

И купила самовар   (муха-цокотуха)

Тут Федорины коты

 Расфуфырили хвосты,

 Побежали во всю прыть.

 Чтоб посуду воротить:   (федорино горе)

Молодцы.

Прочитайте пословицы. Что объединяет данные пословицы?(эти пословицы об осени и зиме)

Объясните значение этих пословиц.

 

Прочитайте шуточные стихотворения про себя.

Какое настроение вызвали у вас эти стихи?

Назовите главных героев стихотворений.

Каких птиц называют певчими?

Вам нужно выучить эти стихотворения на стр.117 наизусть.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...