Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Звуки [л], [л/] и буквы Л, л»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Максимова Наталья Александровна

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_integrirovannogo_uroka.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

 г. Кирс Верхнекамского района Кировской области

Интегрированный урок

обучения грамоте в 1 классе

по теме «Звуки [л], [л/] и буквы Л, л»

Работу выполнили:

учитель начальных классов высшей категории                                                        

Максимова Наталья Александровна,

учитель – логопед 1 категории

Сидорова Ольга Петровна

г.Кирс, 2012 год.

Технологическая карта урока обучения грамоте.

1. Тема урока. «Звуки [л], [л/] и буквы Л, л»

2. Класс 1

3. Учитель начальных классов Наталья Александровна Максимова.

Логопед Ольга Петровна Сидорова.

4. Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами информационных технологий.

5. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

6. Форма урока – интегрированный.

7. Цели по содержанию:

  • образовательная

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [л], [л’], буквами Л,л и правильного произношения звуков в слогах, словах, чистоговорках.

  • развивающая

Способствовать развитию фонематического слуха и дифференциации звуков [л], [л/], устной  связной  речи, произвольного  внимания, зрительной  памяти; развивать познавательный интерес к предмету; расширять кругозор.  

  • воспитательная

Содействовать формированию коммуникативной компетенции  через диалог, индивидуальную и парную работу.

7. Методы:

  • объяснительно-иллюстративный
  • частично-поисковый

8. Формы организации познавательной деятельности

  • фронтальная работа с учащимися.
  • парная работа - форма взаимопомощи
  • индивидуальное обучение - учитель работает с конкретным учеником
  • индивидуальная творческая работа - ученик выполняет работу самостоятельно

9. Средства обучения

  • учебник «Русская азбука» В.Г. Горецкий
  • звуковые схемы
  • сигналы
  • использование интерактивного комплекса с целью  наглядности подачи материала

Структура урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

Вре-мя

1

Организационный момент

Приветствует учащихся стихотворением

Приветствуют присутствующих в классе

1 мин.

2

Артикуляционная гимнастика

Проводит упражнения на развитие речевого аппарата

Выполняют показанные упражнения.

1 мин.

3

Актуализация опорных знаний

Проводит игру «Путаница» для развития внимания, речи.

Проводит речевые игры для формирования фонематического слуха

Принимают участие в играх, отгадывают и проговаривают скороговорки. Находят гласные звуки.

Составляют из слогов слова, а затем предложения.

5 мин.

Физкультминутка

Дает установку на отдых для комфортного состояния на уроке.

Играют в паре.

1 мин.

4

 Мотивация, целеполагание.

Предлагает путешествие по лесу и загадывает загадки.

Находят первые звуки в отгадках, определяют тему и цели урока.

2 мин.

5

Первичное усвоение новых знаний.

А) знакомство со звуками [л], [л/]

Б)Постановка и автоматизация звуков

   

Б) Знакомство с буквами Л, л.

Проводит звуковой анализ слов «лось» и «лиса».

Проводит игру «эхо» на правильное произношение звуков [л], [л/] в слогах.  

Знакомит с буквами Л, л.

-Коллективная работа по поста- новке и дифферен- циации  звуков ([л], [л/])

-Групповая работа логопеда с детьми имеющими нару -шения в произно- шении звуков

-Проводит игру с сигналами на различение звуков [л], [л/]

Строят звуковые схемы в паре.

Правильно произносят слоги.

Поднимают синий или зеленый сигнал.

Находят буквы в разрезной азбуке и помещают в домик на ленте «памяти».

6 мин.

3 мин

Физкультминутка

Разучивает стихотворение про букву «л» и просит ее изобразить.

Учат стихотворе- ние и изображают букву,рисуют её на интерактивной доске.

2 мин.

Выполняют движения под песню «Вместе весело шагать».

6

Осмысление и осознание полученных знаний.

Предлагает прочитать слова на карточках и найти «лишние».

Чтение слогов в прямом и обратном порядке и с добавлением букв «т», «с».

Читают слоги.

Читают слова и обосновывают свой выбор «лишних» слов.

6 мин.

Физкультминутка для глаз

Рисует лазерной указкой фигуры для расслабления мышц глаза

Следят глазами за указкой

1 мин.

Работа с учебником

«Русская Азбука»

с. 62-63

Предлагает обсудить в паре, к какой сказке иллюстрация и кто её автор.

Ведут обсуждение в паре.

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из сказки «Краденое солнце»

Уточняют значения непонятных слов.

5 мин.

7

Подведение итогов

Благодарит всех за прогулку по лесу. Обращает внимание на поставленные цели.

Подводит итог работы.

Приглашает на индивидуальные консультации.

Оценивают свою работу.

1 мин.

8

Рефлексия.

Приглашает выбрать то настроение, которое было на уроке.

Выполняют определенные движения.

1 мин.

Тема: Звуки [л], [л/], буквы Л, л.

Цели:

1. Создать условия для ознакомления учащихся с согласными [л], [л/] и буквами Л, л. Формировать умение дифференцировать звуки [л], [л/] и соотносить их с буквой л.

2. Способствовать   развитию   фонематического  слуха   и   восприятия  звуков

[л], [л/].

3. Содействовать формированию коммуникативной компетенции.

Оборудование: учебник «Русская азбука», конверты со схемами, карточки со словами, сигналы, книга Чуковского, интерактивный комплекс, презентация.

Ход урока

I. Организационный  момент. Ведет учитель. (2слайд)

Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Мы легонечко вздохнем,

Урок чтения начнем.

-Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Пожелайте всем хорошего настроения.

(Всем, всем хорошего настроения).

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Проводить его вместе со мной будет логопед Ольга Петровна.

- Настроились с ней сотрудничать.

II. Артикуляционная гимнастика. Ведет логопед.

- Приготовили к работе язычки.

1. Часики (рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, кончиком языка попеременно тянутся к уголкам рта)

2. Змейка (рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта).

3. Качели (рот открыт, языком тянуться к носу и подбородку).

4. Спрячь конфетку (рот закрыт, языком упереться то в одну, то в другую щеку).

III. Актуализация опорных знаний.

1. Игра «Попугайчики». Ведет логопед.

(дети вспоминают скороговорку по одному слову и произносят ее коллективно).

Дарья… (Дарья дарит Дине дыни)

Саша… (Сшила Саша Саньке шапку)

Волки… (Волки рыщут, пищу ищут).

- А сейчас игра на внимание.

2. Игра «Повторялки». Ведет логопед.

- Повторите за мной только гласные звуки.

[а т о и с н ы к у]

- По каким признакам выделили гласные звуки?

  • произносятся с голосом
  • воздух выходит без преград
  • тянется и поется без преград

- Как называются остальные звуки? (согласные)

- Какие они имеют признаки?

  • Выходящий воздух встречает преграду.

3. Игра «Путаница». Ведет учитель.(3слайд)

- Прочитайте слоги, которые перепутались.

СОС   КУС   НЫ   ТЫ   СИ   О

- Чтобы не было путаницы, составим из этих слогов слова.

- Проверим.(4слайд)

СОСНЫ    КУСТЫ  ОСИНЫ

- Какое слово «лишнее»? (осины – 3 слога; первый звук гласный;

                                            принимаются и другие варианты).

- Составьте предложение, используя эти слова.

                                          Физкультминутка

                                               1, 2, 3, 4, 5

                                    Вместе хлопаем в ладоши,

                                    Будет день у нас хороший.

IV. Определение темы, целеполагание, мотивация. Ведет учитель.

- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в чудесное место, которое прекрасно в любое время года. Это … (картинка леса на 5 слайде).

- Во время нашего путешествия мы узнаем много нового и интересного.

- Я предлагаю пригласить в наше путешествие лесных жителей. А кого? Отгадайте.

  • Трав копытами касаясь,                              

Ходит по лесу красавец,

Ходи смело и легко

Рога раскинув широко (лось) (6слайд)

  • Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает (лиса.) (6слайд)

- Выделите первые звуки в словах и назовите тему нашего урока.

(Звуки [л], [л/] и буква, которая их обозначает)

Попробуем сформулировать цели нашего урока, пользуясь опорой.(7слайд)

… познакомимся со … и с …

… учиться различать…

… учиться читать …

V. Первичное усвоение новых знаний.

- Итак, давайте обратим внимание на наших помощников.

- Оказывается, лося называют великаном леса. Как думаете, за что?(8слайд)

- Подарим ему звуковую схему.

1. Построение звуковой схемы к слову лось. Ведет учитель.

- деление на слоги

- счет звуков и их произношение

- характеристика первого звука (согл., звон., твердый).

- нахождение звуков, которые образуют слияние.

- работа в паре со схемами (на каждой парте конверт со схемами).

Учитель и логопед оказывают индивидуальную помощь.

2. Проверка. (8слайд)

- Ребята, а знаете ли вы, что лису называют рыжей плутовкой? Почему именно так?(8слайд)

- Подарим нашей плутовке «красивые» слова. (яркая, огненная, ослепительная и др.)

3. Построение звуковой схемы к слову лиса. Ведет учитель.

(аналогичная работа)

4. Проверка.(8слайд)

5. Постановка и автоматизация звуков

    А) Коллективная работа с логопедом по постановке и дифференциации     звуков([л], [л/])

- Для того, чтобы правильно произносить эти звуки, надо подготовить наш язычок. Напоминаю вам, что когда мы произносим звук [л],то наш язык твёрдый и напряжён, а когда [л/] – мягкий и расслабленный.

   Б) Групповая работа логопеда с детьми имеющими нарушения в произношении звуков([л], [л/])

  В) Игра «Эхо». Ведет учитель.

Ла-ля

Ло-лё

Лу-лю

Лы-ли

Лэ-ле

Ла-ля-ля

Ло-лё-ло

Лы-ли-ли

Лу-лю-лу

Лэ-ле-лэ


6. Различение звуков [л], [л/]. Ведет логопед (работа с сигналами).

- Продолжаем прогулку по лесу.(9слайд)  На нашем пути встречаются разные растения, в названиях которых мы можем услышать новые звуки. Какие?

- Приготовили сигналы ([л] – синий, [л/] - зеленый).

                  Липа, ель, ландыш, малина, клюква, голубика.

- Подведем итог и расскажем, что узнали о новых звуках (дети дают полную характеристику звуков ([л], [л/]).

У слабых учащихся схема-опора по характеристике звуков.

7. Знакомство с буквой Л, л. Ведет учитель.

- Вдруг на полянку, где мы гуляем, приземляется…(10слайд) самолет. На борту самолета надпись. Прочитайте. (ИЛ)

- Что это могло бы означать? (сконструировал ученый-конструктор Ильюшин, от фамилии взяли две первые буквы).

- В названии самолета две буквы: И и Л. Буква Л обозначает звуки [л], [л/]. (11слайд)      

 

- Найдите эту букву в разрезной азбуке (ученик достает две буквы Л, л)

- Где будет жить буква Л? (в синем домике на втором этаже)

Физкультминутка. Ведет логопед.

1) разучивание стихотворения.

- Ребята, а на что похожа буква Л?

                     Алфавит продолжит наш (хлопки)

                     Буква Л – лесной шалаш (руки над головой)

2) Рисование буквы на интерактивной доске.

3) Движения под песню «Вместе весело шагать».

V. Осмысление и осознание полученных знаний. Ведет учитель.

- На самолете прилетели ученые – исследователи.

  Они очень часто в своей работе используют шифровки.(12слайд)

- Как думаете, что надо сделать с этой шифровкой.

                              Ла  ло  лу  лы  ли

1. Чтение слогов в прямом и обратном порядке с логопедом.

2. Чтение слогов с добавлением букв «т», «с» с логопедом.                                         

                                              ла

                                              ло

                               т             лу            с

                                              лы

                                              ли

3. Чтение слов с учителем.

- Прочитайте, каких лесных жителей приехали исследовать ученые (чтение слов с карточек).

                          Глухарь, дятел, синица, белка, волк, медведь.

- Найдите «лишнее» животное. Обоснуйте ответ.

- Не забывайте о теме урока.

Физкультминутка для глаз. Ведет учитель.

(следят глазами за лазерной указкой).

4. Работа с учебником с. 62-63. Ведет учитель.

- Ученые умеют работать в команде. Это очень важно в их работе. Мы тоже «не лыком шиты», умеем работать в паре.

- Как понимаете «не лыком шиты»? (не хуже других).

- Откройте учебники  стр.62-63 и приготовьтесь работать в паре.

- Обсудите между собой: эта иллюстрация  к какой сказке и кто ее автор?

(К. Чуковский «Краденое солнце»)(13слайд)

  • Презентация данной книги
  • Подготовленный ученик читает отрывок из сказки по учебнику.

- Все ли слова были вам понятны?

- Меня заинтересовало слово «лихо». Как понимаете?

- В толковом словаре Ожегова я узнала, что оно обозначает бойко, активно,    смело.

VI. Подведение итогов. Ведет учитель.

1) Подведение итогов работы с детьми.

- Вы успешно справились со всеми заданиями, и наша прогулка в лес подошла к концу.

- Мы благодарим наших помощников за приятную прогулку, а с вами подведем итог.

- Вновь обратимся к тем целям, которые ставили.(14слайд)

… ознакомились … со и с …

… научились различать …

… научились читать…

2) Учитель подводит итог работы

3) Приглашения на индивидуальные консультации логопедом.

VI I. Рефлексия. Ведет учитель.(15слайд)

- Наш урок подошел к концу, и нам хотелось бы узнать с каким настроением вы были на уроке.

   -настроение  отличное

- настроение хорошее

 

- мне грустно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

урок обучения грамоте 1 класс по теме "Звук Ч , буква Ч"

урок разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья с применением дистанционных технологий...

Интегрированный урок обучения грамоте и технологии по теме: "Чтение слов с изученными буквами Кк, Гг. Формы и краски зимы. Аппликация "Снеговик" 1 класс Программа "Гармония"

Данный урок - интегрированный урок - практикум по предметам "обучение грамоте", "технология" с использованием технологии развития критического мышления, применением активных, интерактивных методов обу...

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Интегрированный урок обучения грамоте 1 класс "Звук (ч*). Строчная буква ч."

Учебно-методический комплект «Школа 2100» позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования - формировать основные компоненты учебной деятельности. Эти задачи вполне выполнимы...

Урок обучение грамоте. 1 класс ПНШ. Тема урока. Звуки [п] [п´] и буквы П п.

Цель урока:Познакомить учащихся с буквами П,п и  звуками [п] [п´], учить дифференцировать эти звуки по твёрдости – мягкости....

Технологическая карта интегрированного урока Обучения грамоте и Письма по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши."

Данный материал поможет вам в проведении интегрированного урока Обучения грамоте и Письма в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши"....