Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "И. Соколов-Митков «Листопадничек»"
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Шуляк Татьяна Олеговна

    Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Миткова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения;

    Планируемые результаты:

    ·        Предметные: знакомство с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формирование умения анализировать текст, высказывать свои мысли; развитие памяти, мышления, речи, творческих способностей, умения понимать поступки героев.

     

    ·        Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon 3_klass_i._sokolov-mitkov_listopadnichek.doc67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 3 классе Шуляк Татьяны Олеговны

    Тема урока: И. Соколов-Митков «Листопадничек»

    Цели урока: познакомить с отрывком произведения И. Сокова-Миткова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, понимание детьми темы и основной мысли произведения;

    Планируемые результаты:

    • Предметные: знакомство с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формирование умения анализировать текст, высказывать свои мысли; развитие памяти, мышления, речи, творческих способностей, умения понимать поступки героев.

    • Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; ценить любовь, заботу друг о друге, доброту, уважение, мужество; осозновать ценности семьи, родного очага.

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс», автор Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий: «Просвещение», 2013; презентация, компьютер, проектор, экран.

    Этап урока. Методы и приемы

    Хроно-метраж

    Содержание урока.

    Деятельность

    учителя

    Деятельность ученика

    Планируемые результаты (УУД)

    Организационный момент

    Словесный: слово учителя

    1 мин

    Прозвенел и смолк звонок,

    Начинается урок.

    Мы за парты тихо сели,

    И друг друга не задели.

    Чтобы работа у нас ладилась, у всех было хорошее настроение, давайте улыбнемся друг другу, поздороваемся с гостями.

    «Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро!» И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро длится до вечера.»

    Приветствовать учителя.

    Отвечать на вопросы учителя

    Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    Постановка учебной задачи и ее решение Словесный: ответы на вопросы.

    Практ.: уст. и письм. упр.

     7 мин

    Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу.

    У нас есть все для путешествия в данную страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать, Глаза, чтобы видеть. Сердце, чтобы прочувствовать.

    Как вы думаете, о какой такой Зеленой стране я говорю? (Лес, природа, что нас окружает)

    Почему вы так думаете? (показаны картинки зверей).

    Вы готовы отправится в эту страну? В путь!

    А путешествовать по этой стране мы будем с замечательным человеком И. С. Соколовым- Микитовым. (вывешивается портрет писателя)

    Послушайте стихотворение.

                    У нас в семье большая радость

                   Пусть листья падают, летят,

                   В канавке тёплой, под осинкой

                   Три листопадничка   лежат.

                - Кто знает, что означает слово листопадничек?

              -  Произведение с таким названием написал   И.С. Соколов – Микитов.

    Как вы считаете о ком или, о чем может пойти речь в произведении с таким названием?

    Когда мы работаем над любым художественным произведением, что мы должны понять, выяснить, определить?

             (определить жанр произведения, понять о ком или, о чем оно, выяснить как автор относится к героям и их поступкам).

    А хотите узнать о ком пойдет речь в произведении? Для этого отгадайте загадку.

       

    Встал, как столбик, под сосной

    И стоит среди травы-

    Уши- больше головы.

    Длинное ухо,

    Комочек пуха, прыгает ловко,

    Любит морковку. (заяц).

               - А что это за заяц, вы узнаете позже.

    Отвечать на вопросы. Разгадывать кроссворд. Определять тему и цель урока.

    Личностные -

    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

    Регулятивные - адекватно воспринимать оценку учителя; постановка учебной задачи.

    Коммуникативные - формулировать собственное мнение и позицию.

    Решение частных задач

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

    Практ.: уст. и письм. упр.

    Словесный: чтение и повторение правил

    12 мин

    Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

    Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

    Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

    Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

    С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

    Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

    Помним, что наша Зеленая страна не за морями, не за горами, а совсем рядом, лишь стоит только протянуть руку и открыть учебник на с. 60.

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

    В той части произведения, которую я буду читать, встретится трудное слово. Я попросила Карину узнать, что это слово обозначает.

    Скажите, а где можно узнать о том, что слово обозначает, его лексическое значение?

          (Девочка показывает толковый словарь)

          «ОЛГОВЯЗЫЙ» -очень высокий, худой и нескладный.

         (Учитель читает отрывок до слов: «И убежал тихонько… с. 61, чтение сопровождается видеоклипом «Золотая осень»).

    Слушать учителя.

    Усваивать новую информацию, участвовать в беседе, актуализировать знания.

    Строить речевое высказывание.

    Читать произведение.

    Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

    Познавательные – высказывать предположения;

    осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; 

    Регулятивные - осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

    Физ. минутка

    1 мин

    Устали? Давайте сделаем гимнастику для глаз. Готовы? Тогда начнем!

    Делать физ.

    разминку

    Личностные - установка на здоровый образ жизни.

    Решение частных задач

    Словесный: слово учителя, ответы на вопросы, строят речевое высказывание

    11 мин

    Какие чувства вы испытали, прослушав отрывок из произведения?

     (запись на доске)

    испуг

    страх

    беспомощность

    душевное волнение

    гнев

    любопытство

    тревога

    С какими героями вы познакомились еще кроме зайца?

    Давайте определим жанр произведения.

    У каждой группы есть карточки. Выберите правильный ответ, который соответствовал бы жанру данного произведения.

             (дети подходят к доске и заполняют пропуски).

                               

    Подумайте, почему автор начинает сказку с указания времени рождения Листопадничка?

      (автор хотел показать, почему у главного героя такое имя и раскрыть некоторые особенности жизни зайцев).

       - Это осенних зайчиков так называют. А как же называют рожденных в другое время? Хотите узнать?

    У вас на столах лежат карточки с некоторыми интересными сведениями о зайцах. Вы прочитайте, что там записано в группах, а затем поделимся сведениями.

    1 гр.  Зайчиха может приносить приплод (прибыль потомства у животных) 3 раза в год. Интересно знать, что зайчата каждого выводка называются по-разному. Зайчата 1-го выводка- «настовики», т. к. они появляются, когда на снегу есть наст-  заледеневшая корка на снегу после короткой оттепели.

    2 гр.    Летние зайчата «колосовики» или травники, а осенние — листопадники.

    -  Ребята, продолжите, пожалуйста выражения:

    Эти сведения были для меня:

    1) полезны;

    2) бесполезны;

    3) они пригодятся мне;

    4) поделюсь этими сведениями с родителями и друзьями;

    5) постараюсь расширить свои знания;

    6) эти сведения мне не нужны.

    (итог работы групп).

    Работа над текстом произведения.

    ( с. 60).

    прочитайте про себя текст на с. 60

    -Какое событие произошло в жизни старой зайчихи? (рождение зайчат)

      Ребята, а кто называет зайчат листопадничками? (охотники)

    Найдите и зачитайте, что видели зайчата каждое утро.

    А сейчас задание группам.

       1 гр.

    («Вот бы и мне так полетать»,- сказал матери самый маленький зайчонок.)

        Ребята, выберите слово из предложенных, с помощью которого можно определить чувство, состояние, скрытую мысль зайчонка.

    Мечта

    желание

    надежда

    просьба

    идея

    мысль

    2 гр.

    Как бы вы зачитали ответ старой зайчихи? Выберите подходящее из предложенного мной.

    Строго

     с мольбой

    с возмущением

    с насмешкой

    с радостью

    весело

    печально

    Ребята, прочитайте вполголоса текст на с. 61 до слов «И убежал тихонько из родного гнезда...»

     Что вы узнали из прочитанного об изменениях в живой природе осенью?

    Автор интересно описывает особенности поведения животных и птиц, способы их зимовки, настроение обитателей леса.

    Я предлагаю вам, использовав текст учебника, вставить пропущенные слова и выражения. После выполнения работы, мы прочитаем, что у вас получилось.

    1 гр.

    (Пришла поздняя осень, стало в лесу (скучно) и (холодно). Стали собираться птицы к отлету в теплые страны. Кружат над болотом журавли, прощаются на всю зиму с (милой зеленой) родиной. Слышится зайчатам, будто это с ними прощаются журавли:

    2гр.

    (- прощайте, прощайте, бедные листопаднички!

     Улетели в далекие страны (крикливые) журавли. Залегли в теплых берлогах (лежебоки)-медведи; свернувшись в (клубочки) заснули (колючие) ежи; спрятались в (глубокие) норы змеи. Стало еще (скучнее) в лесу.

    (дети зачитывают по цепочке).

     (проверка работы: учащиеся 1 группы проверяют по тексту 2 группу и наоборот, в случае ошибки сигнализируют учителю)

    Отвечать на вопросы. Анализировать текст.

    Объяснять лексическое значение слов.

    Актуализировать знания.

    Искать однокоренные слова.

    Личностные-

    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

    Регулятивные - удерживать цель учебной деятельности; планировать и осуществлять решение учебной задачи;

    Коммуникативные - отрабатывать умение анализировать и исправлять деформированное высказывание; грамотно строить и излагать собственное суждение;

    Познавательные - учить воспринимать, анализировать, проверять, высказывать предположения, участвовать в обсуждении проблемы, приводить доказательства.

    Домашнее задание

    1 мин

    Откройте длневник и запишите домашнее задание. Перечитать сказку и выполнить рисунок к любому эпизоду.

    Итог урока.

    Словесный: отвечают на вопросы

    4 мин

    Ребята, зачитайте мне, пожалуйста, что сказал Листопадничек своим братьям?

    Что бы вы посоветовали зайчонку?

    А то, что случилось с зайчонком по замыслу автора дальше, вы узнаете, прочитав сказку дома до конца.

    Подводить итог урока, анализировать собственную деятельность

    Регулятивные -выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

    Рефлексия

    2 мин

    Закончи предложения                  

                                                Я узнал….

                                            Мне было интересно…

    Оценивать свои достижения

    Регулятивные – анализировать собственную и нашу работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ: В. Драгунский «...Бы».

                      Рассказ  «…Бы»  Виктора  Юзефовича  Драгунского относится  к...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась""

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Белов, «Малька провинилась»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Белов "Еще раз про Мальку""

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Белов «Еще раз про Мальку».Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В.И.Белова; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать в...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Бианки "Мышонок Пик""

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображени...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась"" 2 часть

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик»Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображен...

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Л. Дуров "Наша Жучка""

    Предмет: Литератиурное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Л. Дуров «Наша Жучка»Цели урока: познакомить с жизнью и творчеством В.Л.Дурова и его театра зверей; познакомить с рассказом В.Л.Дурова «Наша Жучка»....

    Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. П. Астафьев "Капалуха""

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока:  В. П. Астафьев «Капалуха»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу.Планируе...