Конспект урока по чтению «Н. Тэффи «Преступник» - 3 класс - ПНШ
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Фёдорова Анастасия Дмитриевна

Конспект 2х уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 26.02.doc77 КБ
Microsoft Office document icon 29.02.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Н. Тэффи «Преступник»

Цель урока:  учить представлять черты характера героя, учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся находить секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты; анализировать поведение и характер героев произведений; отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять жанр произведения; понимать содержание литературного произведения: тему, главную мысль, события, их последовательность; находить приемы смешного: путаницу, преувеличение.
  • Личностные:  развивать мышление, внимание, память; расширение и обогащение словаря учащихся.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: Литературное чтение. 3 класс. Часть 2. / Н.А. Чуракова, 2013. – 159 с.: ил., электронная презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Уст.: Фр. беседа

≈ 3

Приветствовать учителя.

2.

Актуализация опорных знаний

Прак.: ответы по Д/З.

Уст.: фр. беседа

Определение темы и цели урока

≈ 12

- Вспомните название темы, которую мы изучаем.

- Какие секреты смешного мы разгадали?

- Сегодня мы продолжим разгадывать секреты смешного 

-Начнём проверять домашнее задание. Напомните, какое было домашнее задание?

- Откройте содержание учебника и найдите фамилию автора и название следующего произведения. (Надежда Тэффи «Преступ н ик».)

- Знакома ли вам писательница? (Учитель выставляет портрет Н. Тэффи.) 

Материал для учителя 

Надежда Александровна Тэффи (настоящая фамилия Н.А. Бучин- ская) — поэтесса и беллетристка. Окончила петербургскую гимназию. Печататься начала с 1901 г. В 1910 г. в издательстве «Шиповник» вышли первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник юмористических рассказов. Кроме стихов и рассказов, Тэффи написала и перевела ряд пьес.

- Найдите в словаре значение слова «преступник».

- Как вы думаете, о чем и о ком пойдет речь в произведении?

- Какие цели мы ставим перед собой?

Отвечать домашнее задание.

Прогнозировать тему урока.

Формулировать цель урока.

Слушать учителя.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; осмысляют учебный  материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.  

К: участвовать в учебном диалоге; отвечать; форму-лируют ответы и выводы; обменива-ются мнениями.

П.: поиск информации в учебники; строить логическую цепь рассуждений

3.

4.

Работа по теме урока

Уст.: фронтальная беседа

Уст: разбор рассказа на понимание.

Физ.минутка

 

Уст.: фронтальная беседа;  разбор рассказа на понимание.

 

≈ 20

Работа по учебнику

(Учитель читает первый абзац на с. 58.)

- Почему автор начала так свое произведение? Что она хотела нам сказать этим вступлением?

- Что значит «страсти»?

- О каких же страстях может идти речь? Прочитаем и узнаем. (Чтение первой части на с. 58—61. поцепочке)

- Значение каких слов нужно найти в толковом словаре?

- Кто рассказал нам эту историю?

- Кто же «преступник»?

- Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте. (Старшей сестре 6лет, значит, Вовке 5лет.)

- Как вы понимаете выражение «возбуждает страсть»?

- Какой предмет возбуждал страсть Вовки?

- Перечитайте первую часть и найдите в тексте описание карандаша.

- Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг у мальчика? (Он трижды повторяет слово «красота».)

- Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг, радость мальчика. С какой интонацией надо прочитать эти слова?

- Какой литературный прием использовала автор? (Прием контраста, который создается при противопоставлении классной комнаты и карандаша.)

- Найдите и зачитайте нужные строчки. (Карандаш — «яркий, блестящий, сверкающий», классная комната — «скучная, серенькая, все блеклое и унылое».)

- Сразу ли Вовка встал на путь «преступления»? Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что Вовка попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш. (Он пытался выдать за свой; пробовал попросить карандаш.)

- О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?

- Перечитайте фрагмент текста, выделенный рамочкой. Найдите пословицу. Что нам хотел сказать автор?

- Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без проса карандаши?

- Предположите, как дальше будут развиваться события.


(Чтение второй части рассказа на с. 61—63. По цепочке)

- Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста Вовки? («Пятилетнее сердце не выдержало».)

- Чего же больше всего боится мама? (Она боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаш, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.)

- Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя.)

- Сработал ли план маминой подруги?

- Чем же закончилась эта часть?

- Почему Вовка не отдал карандаши? Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.

Слушать учителя.

Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя. Читать рассказ по цепочке.

Отвечать на вопросы учителя, делать выводы.

Искать информацию на страницах учебника; отвечать на вопросы.

Читать рассказ по цепочке.

Работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя.

П: контролировать свою деятельность по результату выполнения задания; Подводить под понятие на основе существенных признаков

Р: осмысляют учебный  материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: участвовать в учебном диалоге; отвечать; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

П: контролировать свою деят-ть; выполнять задания и строить объяснения в нужной форме.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: способность договариваться и приходить к общему мнению.

5.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

≈5

- С каким произведением мы начали знакомиться?

- О ком это произведение?

- Какой секрет смешного мы разгадали?

- Что же хотел высмеять автор? 

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Поделитесь впечатлениями.

- Запишите домашнее задание: Перечитать обе части рассказа (с. 58—63).

Составить рассказ о Вовке.

Отвечать на вопросы.

Записывать Д/З

П: подводить под понятие на основе существенных признаков 

Л.: способность к самооценке.



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Н. Тэффи «Преступник»

Цель урока: учить представлять черты характера героя, учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся находить секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты; анализировать поведение и характер героев произведений; отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять жанр произведения; понимать содержание литературного произведения: тему, главную мысль, события, их последовательность; находить приемы смешного: путаницу, преувеличение.
  • Личностные:  развивать мышление, внимание, память; расширение и обогащение словаря учащихся.

Тип урока: изучение новых знаний.

Оборудование: Литературное чтение. 3 класс. Часть 2. / Н.А. Чуракова, 2013. – 159 с.: ил., электронная презентация.

Этап урока

Метод и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Уст.: Фр. беседа

≈ 3

Приветствовать учителя.

2.

Актуализация опорных знаний

Прак.: ответы по Д/З.

Уст.: фр. беседа

≈ 12

- С какой главой мы продолжаем работать? («Продолжаем разгадывать секреты смешного».)

- Какое произведение мы начали изучать?

- Кто автор этого произведения?

- Темя урока продолжается.

-Начнём проверять Д/З

Отвечать на вопросы и  домашнее.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу; осмысляют учебный  материал.  

К: участвовать в учебном диалоге; отвечать на вопросы;.

П.: строить логическую цепь рассуждений

3.

4.

Работа по теме урока

Уст.: фронтальная беседа

Уст: разбор рассказа на понимание.

Физ.минутка

 

Уст.: фронтальная беседа

 Прак.: разбор рассказа на понимание; чтение  по цепочке.

≈ 20

- Как вы думаете, продолжил ли Вовка брать чужие вещи?

- Прочитаем и узнаем. (Дети продолжают читать рассказ в учебнике на с. 64—67.)

- О какой истории рассказал нам автор-рассказчик в этой части?

- Что привлекло ребят в ящике для рукоделия?

- Найдите восклицательное предложение во втором абзаце. («Чего только там не напрятала старуха в свой ящик!»)

- Слышите восторженные нотки? Кому из героев они могут принадлежать?

- Можно ли сказать, что Вовка обладает чувством прекрасного?

- В чем же причина того, что Вовка украл наперсток? Зачем ему он?

- (Анишит Йокоповна считает, что Вовка снова стал жертвой собственного чувства прекрасного. Вы согласны с ее мнением?)

- Найдите фрагмент, где впервые говорится о красном наперстке.

- Какие строчки подтверждают, что наперсток вызывает у Вовки восхищение?

- Теперь вы понимаете высказывание Волшебницы?

- Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи? (И. Крылов «Стрекоза и Муравей».)

- Вы верите в рассказ Веры о том, что старуха обнаружила пропажу наперстка и заявила в полицию?

- А можете доказать, обращаясь к тексту, что Вера это выдумала?

- А Буба с Вовкой верят? Подтвердите это строчками из текста.

- Почему же в первый раз Верина выдумка не сработала, а во второй раз сработала? Найдите и перечитайте оба фрагмента. (Примерный ответ. В первый раз Вера пыталась не столько припугнуть Вовку, сколько объяснить, что «нельзя так долго держать у себя чужие вещи», а во второй раз выдумка сработала потому, что Вовка испугался ищеек; Вера сумела создать ситуацию, в которой Вовке пришлось признаться немедленно, пока еще не поздно.)

- А сестра Буба — настоящий друг Вовки? Докажите словами из текста.

- Перечитайте отрывок, обведенный рамочкой. Найдите самые смешные строчки.

- Почему смешно, когда мы читаем? (Примерный ответ. Смешно то, что полиция сразу согласилась, а собак пришлось уговаривать отдельно. Смешно то, что до карандашей «донюхались» ищейки и страшно озверели. Смешно то, что Вовке пришлось пообещать «целую жизнь безупречной честности» вымышленным собакам.)

- Дайте характеристику Вовки. (Любил красивое, упрямый, наивный, доверчивый.)


(Чтение последней части рассказа на с. 68—69.)

- Что вы можете добавить к характеристике Вовки?

- Как Вовка реагирует на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку?

- Почему эта реакция кажется смешной?

- Какой предмет Вовка стащил самым первым? Найдите доказательства из текста.

- Чего же больше всего боится мама? 

- Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя.)

- Удался ли план мамы и её подруги Веры, отучить Вовку брать чужое?

- Чем закончился рассказ?

- Вам понравилось произведение?

- Какой бы совет вы дали его герою?

- Прочитаем рассказ с самого начала по цепочке, по одному абзацу.

Читать сказку.

Слушать учителя

Отвечать на вопросы, делать выводы.

Отвечать на вопросы, делать выводы.

Выполнять задание.

Отвечать на вопросы, делать выводы.

Читать рассказ по цепочке.

Р: осмысляют учебный  материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.  

К: участвовать в учебном диалоге; отвечать; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

П.: поиск информации в учебники; строить логическую цепь рассуждений

П: контролировать свою деятельность; выполнять задания и строить объяснения в нужной форме.

Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: способность договариваться и приходить к общему мнению.

5.

 Рефлексия учебной деятельности на уроке

≈5

- Вспомните, как называется рассказ.

- Надежда Тэффи дала ему такое название всерьез или в названии содержится добрая усмешка автора? (В шутку, так как автор смотрит на маленького Вовку и на его проступки с доброй усмешкой, а не с осуждением.)

- Как вы думаете, для чего автор написала этот рассказ?

Домашнее задание

Отвечать на вопросы.

Записывать Д/З

П: подводить под понятие на основе существенных признаков 

Л.: способность к самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по теме "А.Милн «Винни-Пух».

Цели: - познакомить с песенками Винни-Пуха, вызывать интерес к содержанию и героям;- обобщить знания детей по главе 3 книги А.Милна«Винни-Пух в пересказе Б.Заходера»;- развивать навыки правильного, ос...

Конспект урока литературного чтения для 2-го класса по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"

Урок по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России", тема "Русские  писатели"....

Конспект урока литературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.

1.       Название разработки -  уроклитературного чтения в 1-м класс УМК « Гармония» с использованием технологии РКМЧП в начальной школе.2....

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, в...

Конспект урока по чтению, проведённого в 4 классе по вспомогательной программе VIII вида (вариант 1).Тема урока: К. Ушинский «Два плуга».

Конспект урока по чтению, проведённого в 4 классе по впомогательной программе VIII вида (вариант 1). Тема урока: К. Ушинский "Два плуга"....

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...