Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».
учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

Корчак Дарья Александровна

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1-3

Тема: «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель деятельности учителя: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: определение принадлежности текста к определенному жанру, практическое сравнение текстов разных

фольклорных форм, авторских и народных текстов; осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при

обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста.

Личностные: положительное отношение к уроку литературы; эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx22.39 КБ
Файл chtenie.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1-3

Тема: «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель деятельности учителя: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: определение принадлежности текста к определенному жанру, практическое сравнение текстов разных

фольклорных форм, авторских и народных текстов; осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при

обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста.

Личностные: положительное отношение к уроку литературы; эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс.

Этап урока

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивационный

Словесный: слово учителя.

Словесный: высказывать свое мнение.

Практич.: отгадывают загадки.

5 мин.

-Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

- Какую роль на уроке литературного чтения вы будете исполнять?

На доске записаны слова: человека, книга, растит, века, испокон.

- Из данных слов составьте предложение. Как вы его понимаете?( Книга - источник знаний, мудрости и осведомленности, книги помогают подрастающему поколению понять важность чтения и бережного отношения к книге.)

Какое слово заставило вас задуматься над его смыслом.

Где можно найти информацию?

Испокон- с давних времен.

Игра «Алфавит» (а, в, к, д)

Загадки:

Самая первая, самая важная
Эта буква в алфавите глава.
Айболита если встретишь,
Тут же скажешь букву ...(А)

Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начались их имена?(В)

Кошка, миленькая кошка, 
Поиграй ты с ней немножко,
С кошкой ты, наверняка,
Не забудешь букву ...(К)

Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву …(Д)

Приветствовать учителя.

Отвечать на вопросы.

 Высказывать собственное мнение.

Отгадывать загадки.

Р.: Положительное отношение к урокам, формирование ценностных ориентаций.

2. Постановка учебной задачи

Словесный: ответы на вопросы.

Практический: письмо под диктовку.

Словесный: ответы на вопросы.

Практич.: чтение по ролям.

30 мин.

- Я вам прочитаю текст.

Все пловцы на белом свете

Перед Петей просто дети.

Петя плавает, заметьте,

На совсем сухом предмете –

Не в бассейне, не в реке,

А на математике!

Б. Заходер

Что вы о нем можете сказать?

- Как вы думаете, относится ли этот текст к научной литературе?

Посмотрите на экран перед вами портрет Бориса Заходера- поэт, прозаик, переводчик. Он научил говорить по-русски Винни-Пуха, Мери Поппинс, Карлсона и многих других героев книг зарубежных писателей.

- Что нам может рассказать обложка?

А сейчас откройте учебник стр.22, послушайте стихотворение Б. Заходера «пошел Сережа в первый класс…».

- Почему этот текст помещен в учебник литературного чтения, а не математики? Перечитайте стихотворение. Отметьте знаком (?) незнакомые для вас слова и выражения.

- Что поможет нам объяснить значения слов? (знаки - словарь, спроси у взрослых)

- Сколько героев в стихотворении? А сколько человек нужно для чтения его по ролям?

А сейчас давайте попробуем прочитать стихотворение по ролям.

- Как будете читать ответ отца? Серьезно, с чувством гордости за успехи сына, деловито?

- Какие чувства сменяли друг друга в душе Сережи? Как менялось его лицо? (широкая улыбка, улыбка сходит с его лица, готов заплакать)

- Как назван Сережа в стихотворении? (курносый мудрец). Чье это мнение? (автора)

- Какое чувство осталось у вас после чтения стихотворения?

Попробуем переложить текст на язык математики, превратить его в математическую задачу.

- Чем же отличаются эти два текста?

С каким настроением надо читать следующее стихотворение со словом «сколько»?

Самостоятельно прочитайте стихотворения Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!»

- Замени слово «сколько» на слово «много». Изменилось ли настроение стихов?

- О чем это стихотворение?

Чем похожи эти тексты? Чем отличаются?

 Слушать стихотворение.

Отвечать на вопросы.

Рассказывать о книге по обложке.

Слушать стихотворение.

Искать в стихотворении незнакомые слова.

Анализ стихотворения.

Читать стихотворение по ролям.

Отвечать на вопросы.

Изменять текст.

Выразительное чтение стихотворения.

Отвечать на вопросы.

К:  развивают умение слушать и понимать речь других.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

Физкультминутка.

2мин.

Повторяют движения.

3. Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы.

Практич.: работа с учебником.

Словесный: вопросы по домашнему заданию.

5 мин.

Как вы думаете, есть ли тексты, у которых нет автора?

Докажите, читая тексты.

- С каким настроением надо читать русскую народную скороговорку и считалку?

 Как вы определили, что данные тексты относятся к малым жанрам фольклора?

Соотнеси тексты с жанром.

- Как называются тексты, у которых нет автора? (сказка, загадка, задача, пословица, поговорка).

Дома вы читали рассказ Донольда Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли все полоски».

Как вы думаете, почему это могло произойти? Наверное, природа забыла подарить ему полоски...

Или он оказался волшебным тигренком...

Как вы думаете, почему Тигрица-мама полюбила тигренка, ведь у него же не было ни одной полосочки?

Ребята, как вам кажется, откуда Бинки мог это знать?

Кто такой военный, сержант?

Военный- человек, который защищает нас от врагов.

Сержант- самое маленькое звание, которое может заслужить военный.

Скажите, пожалуйста, хороший ли поступок совершил сержант? Почему вы так решили?

Скажите, нравится ли вам способ стать полосатым, который придумал тигренок? А что бы предложили вы?

Ребята, понравился ли вам поступок зебры? Почему? Как бы поступили вы на ее месте?

Как вы думаете, за что Тигрица-мама отблагодарила Зебру?

Как вы считаете, каким был тигренок Бинки по характеру?

Какой была Тигрица-мама? Сержант? Зебра?

Поведение каких героев вам нравится, а каких нет? Почему? Как вы поступите, если вдруг вашему товарищу, как и тигренку Бинки, понадобится помощь?

Понравилась ли вам сказка или нет? Почему?

Чему нас научила это сказка?

Итак, о ком эта сказка?

Какие похожие сказки вы знаете? Чем они похожи?( Эта сказка похожа на сказку «Гадкий утенок». Утенок тоже был не похож на остальных лебедей, а потом стал прекрасным лебедем.)

Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились.

 

Отвечать на вопросы.

Выполнять задание.

К:  развивают умение слушать и понимать речь других.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

4. Рефлексия

Словесный: ответы на вопросы.

3 мин.

- Какие знания этого урока вам пригодятся в жизни?

С какими авторами мы познакомились?

Чему мы научились читая стихотворения?

- Достигли ли мы цели? 

Отвечать на вопросы.

Р: отслеживать цель учебной деятельности.

Р: самоанализ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

человека, книга, растит, века, испокон

Слайд 2

Испокон века книга растит человека.

Слайд 3

Самая первая, самая важная Эта буква в алфавите глава. Айболита если встретишь, Тут же скажешь букву ...

Слайд 4

Волку, волчонку и волчице Немножко нужно подучиться. Они совсем не знают, вот беда! С какой же буквы начались их имена?

Слайд 5

Кошка, миленькая кошка, Поиграй ты с ней немножко, С кошкой ты, наверняка, Не забудешь букву ...

Слайд 6

Дельфин, весёлый наш дельфин, Играет в море не один, Там два дельфина на воде, Играя, учат букву …(

Слайд 7

Борис Заходер (1918-2000 гг.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:"Драгунский "Он живой и светится""(УМК "Школа России")

Представляю Вашему внимаю конспекты уроков и презентации по литературному чтению. Надеюсь, данный материал будет Вам полезен....

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."

Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...