Главные вкладки

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».
    учебно-методический материал по чтению (1 класс) на тему

    Корчак Дарья Александровна

    Предмет: Литературное чтение.

    Класс: 1-3

    Тема: «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель деятельности учителя: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

    Планируемые результаты:

    Предметные: определение принадлежности текста к определенному жанру, практическое сравнение текстов разных

    фольклорных форм, авторских и народных текстов; осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при

    обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста.

    Личностные: положительное отношение к уроку литературы; эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

    Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chtenie.docx22.39 КБ
    Файл chtenie.pptx1.66 МБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Литературное чтение.

    Класс: 1-3

    Тема: «Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка».

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель деятельности учителя: овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

    Планируемые результаты:

    Предметные: определение принадлежности текста к определенному жанру, практическое сравнение текстов разных

    фольклорных форм, авторских и народных текстов; осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при

    обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста.

    Личностные: положительное отношение к уроку литературы; эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

    Оборудование: презентация; учебник «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова 1 класс.

    Этап урока

    Хронометраж

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1.Мотивационный

    Словесный: слово учителя.

    Словесный: высказывать свое мнение.

    Практич.: отгадывают загадки.

    5 мин.

    -Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

    - Какую роль на уроке литературного чтения вы будете исполнять?

    На доске записаны слова: человека, книга, растит, века, испокон.

    - Из данных слов составьте предложение. Как вы его понимаете?( Книга - источник знаний, мудрости и осведомленности, книги помогают подрастающему поколению понять важность чтения и бережного отношения к книге.)

    Какое слово заставило вас задуматься над его смыслом.

    Где можно найти информацию?

    Испокон- с давних времен.

    Игра «Алфавит» (а, в, к, д)

    Загадки:

    Самая первая, самая важная
    Эта буква в алфавите глава.
    Айболита если встретишь,
    Тут же скажешь букву ...(А)

    Волку, волчонку и волчице
    Немножко нужно подучиться.
    Они совсем не знают, вот беда!
    С какой же буквы начались их имена?(В)

    Кошка, миленькая кошка, 
    Поиграй ты с ней немножко,
    С кошкой ты, наверняка,
    Не забудешь букву ...(К)

    Дельфин, весёлый наш дельфин,
    Играет в море не один,
    Там два дельфина на воде,
    Играя, учат букву …(Д)

    Приветствовать учителя.

    Отвечать на вопросы.

     Высказывать собственное мнение.

    Отгадывать загадки.

    Р.: Положительное отношение к урокам, формирование ценностных ориентаций.

    2. Постановка учебной задачи

    Словесный: ответы на вопросы.

    Практический: письмо под диктовку.

    Словесный: ответы на вопросы.

    Практич.: чтение по ролям.

    30 мин.

    - Я вам прочитаю текст.

    Все пловцы на белом свете

    Перед Петей просто дети.

    Петя плавает, заметьте,

    На совсем сухом предмете –

    Не в бассейне, не в реке,

    А на математике!

    Б. Заходер

    Что вы о нем можете сказать?

    - Как вы думаете, относится ли этот текст к научной литературе?

    Посмотрите на экран перед вами портрет Бориса Заходера- поэт, прозаик, переводчик. Он научил говорить по-русски Винни-Пуха, Мери Поппинс, Карлсона и многих других героев книг зарубежных писателей.

    - Что нам может рассказать обложка?

    А сейчас откройте учебник стр.22, послушайте стихотворение Б. Заходера «пошел Сережа в первый класс…».

    - Почему этот текст помещен в учебник литературного чтения, а не математики? Перечитайте стихотворение. Отметьте знаком (?) незнакомые для вас слова и выражения.

    - Что поможет нам объяснить значения слов? (знаки - словарь, спроси у взрослых)

    - Сколько героев в стихотворении? А сколько человек нужно для чтения его по ролям?

    А сейчас давайте попробуем прочитать стихотворение по ролям.

    - Как будете читать ответ отца? Серьезно, с чувством гордости за успехи сына, деловито?

    - Какие чувства сменяли друг друга в душе Сережи? Как менялось его лицо? (широкая улыбка, улыбка сходит с его лица, готов заплакать)

    - Как назван Сережа в стихотворении? (курносый мудрец). Чье это мнение? (автора)

    - Какое чувство осталось у вас после чтения стихотворения?

    Попробуем переложить текст на язык математики, превратить его в математическую задачу.

    - Чем же отличаются эти два текста?

    С каким настроением надо читать следующее стихотворение со словом «сколько»?

    Самостоятельно прочитайте стихотворения Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!»

    - Замени слово «сколько» на слово «много». Изменилось ли настроение стихов?

    - О чем это стихотворение?

    Чем похожи эти тексты? Чем отличаются?

     Слушать стихотворение.

    Отвечать на вопросы.

    Рассказывать о книге по обложке.

    Слушать стихотворение.

    Искать в стихотворении незнакомые слова.

    Анализ стихотворения.

    Читать стихотворение по ролям.

    Отвечать на вопросы.

    Изменять текст.

    Выразительное чтение стихотворения.

    Отвечать на вопросы.

    К:  развивают умение слушать и понимать речь других.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

    Физкультминутка.

    2мин.

    Повторяют движения.

    3. Решение частных задач

    Словесный: ответы на вопросы.

    Практич.: работа с учебником.

    Словесный: вопросы по домашнему заданию.

    5 мин.

    Как вы думаете, есть ли тексты, у которых нет автора?

    Докажите, читая тексты.

    - С каким настроением надо читать русскую народную скороговорку и считалку?

     Как вы определили, что данные тексты относятся к малым жанрам фольклора?

    Соотнеси тексты с жанром.

    - Как называются тексты, у которых нет автора? (сказка, загадка, задача, пословица, поговорка).

    Дома вы читали рассказ Донольда Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли все полоски».

    Как вы думаете, почему это могло произойти? Наверное, природа забыла подарить ему полоски...

    Или он оказался волшебным тигренком...

    Как вы думаете, почему Тигрица-мама полюбила тигренка, ведь у него же не было ни одной полосочки?

    Ребята, как вам кажется, откуда Бинки мог это знать?

    Кто такой военный, сержант?

    Военный- человек, который защищает нас от врагов.

    Сержант- самое маленькое звание, которое может заслужить военный.

    Скажите, пожалуйста, хороший ли поступок совершил сержант? Почему вы так решили?

    Скажите, нравится ли вам способ стать полосатым, который придумал тигренок? А что бы предложили вы?

    Ребята, понравился ли вам поступок зебры? Почему? Как бы поступили вы на ее месте?

    Как вы думаете, за что Тигрица-мама отблагодарила Зебру?

    Как вы считаете, каким был тигренок Бинки по характеру?

    Какой была Тигрица-мама? Сержант? Зебра?

    Поведение каких героев вам нравится, а каких нет? Почему? Как вы поступите, если вдруг вашему товарищу, как и тигренку Бинки, понадобится помощь?

    Понравилась ли вам сказка или нет? Почему?

    Чему нас научила это сказка?

    Итак, о ком эта сказка?

    Какие похожие сказки вы знаете? Чем они похожи?( Эта сказка похожа на сказку «Гадкий утенок». Утенок тоже был не похож на остальных лебедей, а потом стал прекрасным лебедем.)

    Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились.

     

    Отвечать на вопросы.

    Выполнять задание.

    К:  развивают умение слушать и понимать речь других.

    Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий.

    К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями.

    4. Рефлексия

    Словесный: ответы на вопросы.

    3 мин.

    - Какие знания этого урока вам пригодятся в жизни?

    С какими авторами мы познакомились?

    Чему мы научились читая стихотворения?

    - Достигли ли мы цели? 

    Отвечать на вопросы.

    Р: отслеживать цель учебной деятельности.

    Р: самоанализ.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    человека, книга, растит, века, испокон

    Слайд 2

    Испокон века книга растит человека.

    Слайд 3

    Самая первая, самая важная Эта буква в алфавите глава. Айболита если встретишь, Тут же скажешь букву ...

    Слайд 4

    Волку, волчонку и волчице Немножко нужно подучиться. Они совсем не знают, вот беда! С какой же буквы начались их имена?

    Слайд 5

    Кошка, миленькая кошка, Поиграй ты с ней немножко, С кошкой ты, наверняка, Не забудешь букву ...

    Слайд 6

    Дельфин, весёлый наш дельфин, Играет в море не один, Там два дельфина на воде, Играя, учат букву …(

    Слайд 7

    Борис Заходер (1918-2000 гг.)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ (конспект + презентация)

    Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему Л. Улицкая «Бумажная победа» 4 класс ПНШ...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс

    Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему «Обобщающий урок по теме «Люби живое» (конспект + самостоятельная работа)...

    Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."

    Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...