Буква Ы
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Алена Николаевна Кулашкина

Урок  обучения  грамоте  с  использованием элементов  технологии развития  критического  мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_y.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа  №13

Конспект урока обучения грамоте

«Буква Ы»

1 класс

           

                           Выполнила:

                                                                Кулашкина  Алена  Николаевна,

                                                          учитель  начальных  классов  

                                          МБОУ  СОШ №13

Сургут

2016

  1. Самоопределение  в  деятельности.

Прозвенел  звонок

Начинается  урок

Мы  за  парты  сели  ровно

И  к  работе всё готово

Мы  гостей  сегодня ждали

Их с  волнением  встречали

И  должны  вам  показать
Как  учимся   читать

Думать, мыслить, отвечать.

  1. Актуализация  знаний.   «Да-нетка».
  1. Сегодня  четвертый  день недели?
  2. Октябрь - середина осенней поры.
  3. Пышный  пестрый  ковер, устилающий землю  осенью - это снегопад?
  4. Можно  ли  осенью  встретить  паутину,  которая  летает?

-  Проверим, что   получилось?   (схема  слова).

-  Схема  к  какому  слову  получилась?

     А поможет  нам  кленовый  листочек. Рос  он , радуясь ласковому солнышку и теплому дождику. Незаметно к большому и красивому клену подошла художница Осень. Она достала волшебные краски и стала одевать листья  клена в красивые наряды:

В какие  краски  она  стала  одевать  листья?  желтые, оранжевые, красные. Но художница  Осень  не  расcчитала  и  капнула на листочек слишком много краски. Листочек не выдержал, оторвался от ветки и стал падать.  Листочек ухватился сразу за паутинку и стал качаться как на качелях.  «Ах, сообразительный Листочек»,- подумала художница Осень и улыбнулась.

Догадались,  что  это  за  слово? Позовём  осень.Осенний  ветер-озорник  подул  и  переворошил  все  буквы. Кто  сможет  их  прочитать?

Вернем  буквам  первоначальный  вид. Прочитайте.

Какие  звуки  они  обозначают?

  1. Постановка  целей  и  задач  урока.

Определим, в  каком  порядке  будем  работать на  уроке.

  1. Звукобуквенный  анализ  слов.
  2. Знакомство  с  новым  звуком  и  буквой.
  3. Составление  предложений.
  4. Чтение  текста.

4 .Знакомство с  новым  звуком  и  буквой.

Кто  спрятался  под  листочком.

Маленький зверёк, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

Желтый, круглый, весь из дыр

Любят  мыши  вкусный  ….. Что  больше  всего  любят  мышки?

Произнесите  слово. Выделим  голосом  гласный  звук.

Первый  ряд -  тихо, второй -  вполголоса. Третий - громко.

Как  произносится  звук?

Вывод: звук Ы гласный.

Какой  наряд будет  у  звуковичка?

У  художницы  Осень  есть  альбом. Сейчас  я  буду листать  его. Если  увидите  новую  букву, хлопните  в  ладоши.

На  что похожа  буква Ы?

А вот шагает буква Ы.

Без Ы не выучитесь ВЫ.

Ф.М.

Мышка  в  норку  забралась….

Предлагаю  вам  изображение,  в  котором  вам  надо  разыскать  букву  Ы  и  раскрасить  в цвета  осенних  листьев?   Вывод:  Буква Ы обозначает….

5. Чтение  слогов  и  слов  с  новой  буквой.

- Прочитайте  слоги  с  буквой  Ы. Как  произносится  согласный  звук,  когда  рядом  звук  Ы?

- Какую  работу  выполняет  звук  Ы, когда  стоит  после  согласного?

Рассмотрите  изображения.

- Назовите  слова, в  которых  данный  звук  слышится  в  середине  слова. В  конце  слова.

Прочитайте  первый  столбик  слов  про  себя.

Прочитайте  первую  пару  слов. Что  такое «Тропа»? Сколько  лесных  дорожек   это  слово  обозначает? Тогда  говорят, что  слово  употребляется  в  единственном  числе!  Чем  различаются  эти  слова?  «Тропы»-множественное  число. И  помогает  нам в  этом  буква  Ы!

Поработаем  в  парах. Игра «Один-много». Что  получилось.

В какой  части  слова  слышится  звук Ы?

Продолжим  чтение.

  • умеренно спокойно
  • тихо  ласково
  • радостно
  • с  удивлением
  • гордо  бодро
  • с  вопросительной  интонацией

       Ф.Мин. Давайте  поиграем  в  игру «Превращения»

-Какие  это деревья. Вокруг  себя повернитесь  и  в  деревья  превратитесь. Вы  - дубы. Крепко  упритесь  ногами  в  пол, сожмите  кулачки. Ветер  едва-едва  раскачивает  дубы. Они  стонут  «Ы-Ы-Ы». А  сейчас  превратились  в  березы и  осины. Их  раскачивает легкий  ветерок. Они  поют  высоким  голоском  «ы-ы-ы».

Вывод :…..

А  вот придумайте  слова, в  которых  звук  Ы стоит  вначале  слова. Получилось?

Я не знаю, в чём секрет,

Слов на эту букву нет,

Только буквЫ  все  важнЫ,

МЫ  запомним  букву…

Вывод: Буква  Ы  может  стоять  вначале  и  в  середине  слова.

Работа  над  текстом  «Лесная  хатка».

Листочек  приглашает  вас в  гости  к  одному лесному  жителю. Угадайте  кто  это?

Из деревьев сделал хатку.

Всё в ней просто, по порядку -

И в воде, и над водой!

Кто построил дом такой?

Кто загадку отгадает,

И строителя узнает?

Посмотрите  на  иллюстрацию.

 Кто  из  вас видел бобра? Где  его  можно  увидеть?

Бобры  храбры  идут  в  боры. (разминка)

Тихо, медленно.

Громко,восторженно.

Сколько  слов  в  предложении. Составьте  схему  предложения.

Почитайте  название.

Как  вы  понимаете «хатка»?

Хатка -  жилище  уютный, маленький  дом. Странно,  почему  же  это  лесная  хатка?

- Догадались,  почему  хатка-лесная?

-А  зачем  в  доме  щели  затыкать?

-Как  же  в  неё  зайти,  если  нет  ни  окон  не  дверей?

-Кто же  живет  в этой  странной хатке?

-КОНОПАТИЛИ -  значит  замазывали  щели,  чтобы  не поддувало  зимой.

-Почему  слова «рубили»  «распиливали» даны  в  ковычках?

                      Повторное  чтение.

- Из  чего бобры  строят  хатку?

- Как  автор  называет  бобров? (дровосеки).Как  бобер попадает  в  хатку?

-Как  автор  называет  вход в  домик?

Если  нет  ни  окно,  не  дверей, Значит,  есть  такая  необходимость. Бобер  так  спасается  от врагов.

-Какие  новые  слова  вы встретили  в  тексте?

Какой  хитрец  бобер - вот  так  построил  себе  домик!

Прочитайте  имя  автора  этого текста.

Николай  Иванович  Сладков.

- Что  интересного  вы  узнали  о жизни  бобра?

1. Бобер- «король  грызунов». Длина  его  тела достигает  70  сантиметров. Весит  зверь  почти  30  кг. Живут бобры  до  25  лет.У  этих  зверей  всё  удивительное- и  зубы, и  шуба, и  хвост.

2. Чудо  первое – бобровые  зубы. Бобры  знамениты  умением  подгрызать  и  сваливать  деревья. Чудо второе - шуба. Для  бобров  важно  чтобы  мех  не  пропускал  воду. Ведь  бобры  много  времени  проводят  в  воде. Прекрасно  плавают  и  ныряют.

3. Чудо  третье -  бобровый хвост. Хвост  служит  бобру  и  веслом  и  рулём. Хвост  даже  спасает  ему  жизнь.

4. Чудо  четвертое- хатки.  Снаружи хатка  выглядит рыхлой  кучей  сухих  веток. А  на  самом  деле  она  очень  прочная.   В  хатке  бобры  живут  ни  один  год.

Бобры – очень интересные  животные.  Из – за  ценного   меха 30  лет  назад  численность  бобров  резко сократилась. Ученые наблюдали  за  жизнью  бобров. Создали  заповедники. Делали  все, чтобы  сохранить  их  численность. И  даже  сами  строили  домики-хатки, которые  бобры  с удовольствием  занимали.

В каком  порядке   работали   на  уроке.

  1. Звукобуквенный  анализ  слов.
  2. Знакомство  с  новым  звуком  и  буквой  ы.
  3. Составляли   предложения.
  4. Читали  текст  «Лесная  хатка».

  1. Рефлексия.    «Оживи  листочек»  Сегодня  я  узнал…

У  меня  получилось…

Меня  удивило…

Мне  захотелось…

Мне  было  трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...