Урок литературного чтения: Э.Н.Успенский "Чебурашка"
план-конспект урока по чтению по теме

Зверева Ольга Николаевна

Разработка урока внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_uspenskiy_cheburashka_2003_.doc55.5 КБ
Office presentation icon cheburashka.ppt1.65 МБ

Предварительный просмотр:

 «Э.Н.Успенский « Чебурашка »

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: познакомить с творчеством Э.Н.Успенского; выработка осознанного, правильного чтения; развивать речь детей, навык чтения, умение работать с текстом;  воспитывать чувство товарищества и уважения к друзьям.

Ожидаемые результаты: осознанное и безошибочное чтение изучаемого на уроке произведения.

                               Этапы урока

1. Организационный момент. (0, 5 минуты)

2. Проверка домашнего задания (2, 5 минуты)

3. Разминка (2 минуты)

4. Изучение нового материала (25 минут)

5. Закрепление(2 минуты)

6. Контроль знаний (4 минуты)

7. Итог урока (2 минуты)

8. Рефлексия (1, 5 минуты)

9. Инструктаж домашнего задания (0,5 минуты)

Оборудование: мультимедийный проектор, слайд-презентация, выставка книг Э.Н.Успенского.

                                               Ход урока. Слайд 2

1. Организационный момент.

        Итак, друзья, внимание –

        Ведь прозвенел звонок.

        Садитесь поудобнее –

        Начнём скорей урок.

2. Проверка домашнего задания.

- Сначала мы проверим домашнее задание.

- Кто желает на время превратиться в Винн-Пуха и рассказать нам одну из песенок?

Все выступили ярко, выразительно, с хорошим настроением. Давайте поаплодируем нашим артистам.

3. Разминка.

        А) Дыхательная гимнастика.

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

       Б) Скороговорка

                 Доброе братство лучше богатства.

Слайд 3

-  Как вы понимаете эту пословицу?

       В) - Сегодня в работе нам помогут глаза, уши, голова, язык.

Глаза ваши смотрят,
Они все видят и запоминают.
Ушки ваши не просто слушают,
Они все слышат и улавливают.
Головка думает, а язычки говорят.
Не допускайте, чтобы язык.

Забегал вперед ума!          

- Как вы это понимаете?

4. Изучение нового материала.

А) Сведения о писателе.

- Прочитайте фамилию писателя, произведение которого мы будем сегодня читать. Она спрятана в цепочке букв.

Слайд 4

Слайд 5    

- Эдуард Николаевич Успенский родился в Егорьевске. Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером. Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год – повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных. Циклы произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино  послужили основой для создания мультфильмов и пьес, которые с интересом смотрят уже многие поколения.

Б) Работа с выставкой книг

- Обратите внимание на выставку книг Э.Н.Успенского. Эти интересные книги я советую вам взять в нашей библиотеке и прочитать.

 - Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - “Крокодил Гена и его друзья” - вышла в свет в 1966 году.

Ученик выходит с книгой “Крокодил Гена и его друзья”

- Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.

Ученица выходит с книгой «Крокодил Гена – лейтенант милиции»

- Известно ли вам, ребята, что есть продолжение «Крокодил Гена  и его друзья». Где Крокодил Гена служил в Армии и стал лейтенантом милиции.

Гена был замечательным молодым бойцом. Он лучше всех бросал гранату, смело прыгал с парашюта и отлично маскировался. За отличные успехи по службе Гена был награждён медалью “За отвагу, смелость, героизм и нырятельность”. Книга “Крокодил Гена – лейтенант милиции” - о новой жизни Крокодила Гены после службы в Армии

В) Целевая установка.

- Сегодня на уроке мы будем учиться читать осознанно, без ошибок и отвечать на вопросы словами из текста.  Мы сегодня прочитаем отрывок из сказки Э.Н.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

- А теперь давайте узнаем, как он называется.

Слайд 6

- Глазами проследить путь от цифры 1 до буквы, от цифры 2 до буквы и т.д. прочитать.

Г) Первичное чтение  учителя.

- Я прочитаю вам сказку,  вы следите за моим чтением и после прочтения ответите  на вопрос «Понравилась вам сказка или нет».

(после чтения)

- Поднимите руки, кому сказка понравилась? Чем?

- Какие слова вам были непонятны?

Давайте прочитаем эти слова и выясним их смысл.

  1. Читаем по слогам, затем целыми словами.

Слайд 7

тро-пи-чес-ком – тропическом – тропики,  наиболее жаркая местность на земном шаре.

бра-ко-ван-ный - бракованный, предмет с изъяном, некачественный.

Че-бу-рах-нул-ся – чебурахнулся, упал или ударился с шумом.

 Бе-зус-лов-но – безусловно, конечно

Не-из-вест-ным - неизвестным

 2) Читаем внимательно целыми словами.

Слайд 8

Забавный – интересный, занимательный.

Каюта – отдельное помещение на судне.

Затекли – распухли, как бы налившись чем-нибудь.

Уценённые товары - товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Д) Физкультминутка «Чебурашка»

Слайд 9

Поднимитесь, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Покачайтесь, распрямитесь,

Помашите, покружитесь.

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка в присядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните..

Всё в порядок приведите

И читать, друзья, начните.

Е) Чтение учащимися по цепочке.

- Давайте осмысленно прочитаем рассказ, постараемся читать без ошибок. После прочтения я буду задавать вопросы.

Ж) Выборочное чтение текста.

- Где жил  Чебурашка?

-  Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте.

- Как Чебурашка попал в магазин? Прочитайте.

- Почему зверьку дали такое странное имя? Прочитайте.

-Куда отнёс директор Чебурашку?

- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

- Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

- Где стал работать и жить Чебурашка?  

5. Закрепление.

- Давайте  проверим, как вы внимательно и осознанно читали произведение.

1) Игра «Продолжи предложение»

Чебурашка жил в густом…………(тропическом лесу).

Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы……(позавтракать).

Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал……………..(внимание прохожих).

Слайд 10

2) – Составьте цепочку событий.

Ящик с апельсинами.

Магазин уценённых товаров.

Корабль.

Фруктовый магазин.

Слайд 11

6) Контроль знаний.

Слайды 12-14

Выбери правильный ответ.

1.  Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?

A)        «Приключения Чебурашки»

        Б) «Крокодил Гена и его друзья»

B)        «Чебурашка и старуха Шапокляк»

2.        Объясни значение выражения «Уценённые товары».

A)        мелкие бытовые товары
      Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости

 B)        непродовольственные товары

3.        Где жил Чебурашка?

A)        в пустыне

Б) на необитаемом острове

B)        в тропическом лесу

4.        Почему его сначала  никак не звали?

A)        он был ещё маленький

Б) он ещё не встречался с людьми

B)        другие звери с ним не дружили

5.        Как он попал в ящик с апельсинами?

  1. его поймали и посадили туда
  2.  он туда полез за апельсинами
  3. он туда случайно упал с дерева

6. Куда привезли ящик с апельсинами?

А) во фруктовый магазин большого города

Б) в зоопарк большого города

В) на деревенский рынок

Взаимопроверка. Работа в парах. Слайд 15

1 – А

2 – Б

3 - А

4 – Б

5 – В

6 - А

7. Итог урока.

  • С произведением какого автора мы познакомились?
  • О чем хотел сказать Успенский? (Трудно жить одному.  Хорошо, когда рядом есть верные друзья).
  • Какие пословицы о дружбе вы знаете?

 Слайд 16

Дополни пословицы:

“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей”,

“Нет друга - ищи, а нашел - береги”,

Хочешь дружить – (сам будь другом).

- Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова еще одного замечательного героя кота Леопольда  

Все: Ребята, давайте жить дружно!

Только у добрых людей бывает много друзей.

   8. Рефлексия.

- Продолжите предложения.

Слайд 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 2 класс

Слайд 4

Прочитайте фамилию писателя ХКУСПЕНСКИЙВРЧП УСПЕНСКИЙ

Слайд 5

Эдуард Николаевич Успенский

Слайд 6

ч а б е р ш а у к 1 6 3 2 5 7 9 4 8

Слайд 7

тро-пи-чес-ком - тропическом бра-ко-ван-ный - бракованный че-бу-рах-нул-ся - чебурахнулся бе-зус-лов-но - безусловно не-из-вест-ным - неизвестным

Слайд 8

каюта забавный затекли уценённые товары

Слайд 10

Чебурашка жил в густом ....... Чебурашка забрался в ящик с апельсинами, чтобы ... Чебурашка стоял в витрине магазина и привлекал ... тропическом лесу. позавтракать. внимание прохожих.

Слайд 11

Ящик с апельсинами. Фруктовый магазин. Корабль. Магазин уценённых товаров.

Слайд 12

ТестТест

Слайд 13

3. Где жил Чебурашка? А) в тропическом лесу Б) в пустыне В) на необитаемом острове 4. Почему его сначала никак не звали? А) он был ещё маленький Б) он ещё не встречался с людьми В) другие звери с ним не дружили

Слайд 14

5. Как он попал в ящик с апельсинами? А) его поймали и посадили туда Б) он туда случайно упал с дерева В) он туда полез за апельсинами 6. Куда привезли ящик с апельсинами? А) во фруктовый магазин Б) в зоопарк В)на деревенский рынок

Слайд 17

Я учился... Я узнал ... Мне понравилось...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

уроклитературного чтения "Сказка о царе Салтане"

Интегрированный урок с применением ИКТ....

«Как преодолеть у учащихся 1-2 классов трудности, связанные с обучением процессу чтения. Чтение. Симптоматика нарушений чтения».

Описываются симптомы, по которым можно определить существующие нарушения процесса чтения. Какие бывают нарушения чтения и как их можно соотнести с возрастными особенностями ребёнка....

Краевой конкурс общеобразовательных организаций по пропаганде чтения среди обучающихся в 2017 году Номинация «Русский язык, культура чтения» Мероприятие: Праздник книги и чтения «Читать – это престижно!» (посвященный продвижению книги и чтения в поддержку

 Цель:-формирование и развитие культуры чтения в начальных классах; -познакомить детей с историей создания книги, расширить знания о художественной литературе;- привлечь учеников в би...

Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".

Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...

уроклитературного чтения на тему "Храбрый утенок" 2 класс

План-конспект урока по литературному чтению по теме "Храбрый утенок" во 2 классе...