рабочая программа
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению 3класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnoemu_chteniyu_3klass.docx89.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРАВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Правдинская СОШ №1»

_______________ Л.В.Еронина

31.08.2016

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературному чтению

для 3 «Б» класса

Составитель программы – Артемова Елена Николаевна

2016- 2017 учебный год

                          Пояснительная записка

Рабочая программа предмета "Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года). Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов П.Ф. Климановой, В.Г Горецкого, М.В Головановой «Литературное чтение 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»)

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения – формирование базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Программа направлена на достижение следующих целей:

  • совпадение осознанным, правильным, беглым и выразительном чтением как базовым умением в системе образования младших школьников.
  • совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора к приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова: совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественней
    литературы.
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова,
  • формирование интереса к чтению и книге, потребности и общении с мирам художественной  литературы;
  • обогащение нравственного опыта младший школьников. формировании представлении
    о добре, правде, дружбе, справедливости и, честности, развитие нравственных чувств уважения к культуре народов многонациональной России и других стран

Программа нацелена на решение следующих задач:

-        развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально  откликаться на прочитанное, учить детей чувствовать  и понимать образный язык художественного произведения выразительные средства,
создающие художественный образ, развивать обратное мышление учащихся.

-формировать умение воссоздавать художественные, образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся ,и особенно ассоциативное мышление;

-        развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

-формировать потребность в постоянном чтении книги развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы.

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

-обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-работать с различными типами текстов;

-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

       Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

  • формирование навыка чтения; умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
  • начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса,
  • умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам авторам, темам и
    т.д.); знание элементов книги;
  • навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой
    компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

                                  МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

  В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в третьем классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю (при 34 учебных неделях).

                                   УЧЕБНО -_ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

14

4

Поэтическая тетрадь 1

11

5

Великие русские писатели

24

6

Поэтическая тетрадь 2

6

7

Литературные сказки

8

8

Были-небылицы

10

9

Поэтическая тетрадь 1

6

10

Люби живое

16

11

Поэтическая тетрадь 2

8

12

Собирай по ягодке - наберешь, кузовок

12

13

По страницам детских журналов

8

14

Зарубежная литература

8

итого

136 часов

                               

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (136 часов)

Самое великое чудо на свете (4 ч)

 Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Никита Кожемяка»).

Былины («Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

 Страницы русской классики

Поэтические тетради.(31ч)

1.  Ф. И. Тютчев («Люблю грозу в начале мая...»; «Листья»); А. А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка...»; «Я пришел к тебе с приветом...»; «Зреет рожь...»); А. К. Толстой («Звонче жаворонка пенье...»; «Где гнутся над омутом лозы...»; «Вот уж снег последний в поле тает...»); А. Н. Майков («Весна»; «Колыбельная песня»; «Летний дождь»).

2.   И. С. Никитин («Полно, степь моя, спать беспробудно...»; «Утро»; «Встреча зимы»); А. Н. Плещеев («Весна»; «Мой садик»); И. З. Суриков («Детство»; «Зима»); С. Д. Дрожжин («Песня Микулы Селяниновича»; «В крестьянской семье»; «Деревня»).

3.  Н. А. Некрасов («Славная осень!»; «Перед дождем»; «Не ветер   бушует   над   бором...»;   «Дедушка   Мазай   и   зайцы»); С. М. Соловьев («Смерть птички»); К. Д. Бальмонт («Осень»; «От птицы к птице...»; «Золотое слово»); И. А. Бунин («Детство»; «Полевые цветы»; «На проселке»; «Густой зеленый ельник у дороги...»).

4.  Саша  Черный («Что ты тискаешь утенка...»; «Воробей»; «Слон»);   А.   А.   Блок  («Ветхая   избушка»;   «Сны»;   «Ворона»); С. А. Есенин («Черемуха»; «Воробышки»).

5.  С. Я. Маршак («Голос в лесу»; «Гроза днем»); А. Л. Барто («Разлука»; «В театре»); С. В. Михалков («Если...»; «Рисунок»); Е. А. Благинина («Кукушка»).

A.  С. Пушкин («Уж небо осенью дышало...»; «В тот год осенняя погода...»; «За весной, красой природы...»; «Опрятней модного паркета...»; «Зимнее утро»; «Зимний вечер»; «Сказка о царе Салтане...»);  И. А.  Крылов («Мартышка  и очки»; «Зеркало и Обезьяна»;  «Ворона   и  Лисица»);  М.   Ю.   Лермонтов  («Утес»; «Горные вершины»; «Два великана»; «Осень»); Л. Н. Толстой («Акула»; «Прыжок»; «Лев и собачка»; «Какая бывает роса на траве»;  «Куда девается  вода  из  моря»; «Детство» (отрывок); А. И. Куприн («Слон»).

 Литературные сказки (8 ч)

B.  Ф. Одоевский («Мороз Иванович»);  В.  М.   Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).

Любимые детские писатели

Были-небылицы.(10ч)

М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Г. Паустовский («Растрепанный воробей»); В. П. Катаев («Дудочка и кувшинчик»);

В. В. Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться...»); С. Я. Маршак («Двенадцать месяцев»).

Люби живое.(16ч)

М. М. Пришвин («Моя Родина»); И. С. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. И. Белов («Рассказы про Мальку»); В. В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. С. Житков («Про обезьянку»); В. Л. Дуров («Наша Жучка»); В. П. Астафьев («Капалуха»).

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (12ч)

Б. В. Шергин («Собирай по ягодке...»); А. П. Платонов («Цветок на земле»; «Еще мама»); В. Г. Распутин («Мама куда-то ушла»); М. М. Зощенко («Золотые слова»; «Великие путешественники»); Н. Н. Носов («Федина задача»; «Телефон»).

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»     (8 часа)

Ю. И. Ермолаев («Проговорился»); Г. Б. Остер («Вредные советы»; «Как получаются легенды»); Роман Сеф («Веселые стихи»).

 Зарубежная литература (8 ч)

Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»).  Г. X. Андерсен («Гадкий утенок»).

       ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Третьеклассники научатся: 

• осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;

• бегло, выразительно читать текст;

• выработать умение ускоренно читать произведение за счѐт отработки приѐмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 70-80 слов в минуту);

• улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;

• описывать устно содержание репродукций картин известных художников и сопоставлять их с прочитанными художественными текстами;

• самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;

• составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;

• устно рисовать картины к прочитанным произведениям;

ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;

• научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;

• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Третьеклассники получат возможность научиться.

• осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

• воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

• применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

• испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

• уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

  бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

• развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

• определять сходство и различие произведений разных жанров;

• использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

• высказывать и пояснять свою точку зрения;

• применять правила сотрудничества;

• выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

• делать устную презентацию книги (произведения);

• пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

• работать с детской периодикой;

• расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

              ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У третьеклассника продолжится формирование
личностных результатов обучения:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

- развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;

- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к дру-

гому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У третьеклассника продолжится формирование
метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия

в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

У третьеклассника продолжится формирование
предметных результатов обучения:
- овладение техникой чтения;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений О Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, Т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности на-

учно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;

- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

  СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
                 ОСВОЕНИЯ    ПРЕДМЕТА. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены
на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и. оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный мета предметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и Т.Д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю ..

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по обьему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и Т.П.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себю> проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть

дифференцированными, Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:


~ искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более 2);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и

выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; - нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

~ монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при

чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; ~ неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Критерии сформированности
навыка чтения третьеклассников: - умение читать текст бегло, выразительно;

- осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения

вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);

- умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев;

- безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольноизмерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу: «3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

- индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);

~ индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;

- индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);

- индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;


- умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;

- ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;

- интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются: - замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);

- ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;

- выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);

- выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;

- выполнение заданий по ориентировке в книгах;

- наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой

деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и Т.п.);'

- наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;

- наблюдения за читательской деятельностью учащихся; анализ читательского дневника;

- анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;

анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии ).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» (<<отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 1 О недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

              График проведения проверочных и контрольных работ


Период


Тест


Провероч-


Контроль-.


Проверка тех-


Диагностиче-


обучения



ная работа


ная работа


ники чтения


ская работа


1 четверть


1


1


1


1


1


2 четверть


-


-


2


1


-


3 четверть


1


1


1


1


1


4 четверть


1


2


1


1


1


Итого:


3


4


5


4


3

                       

Контрольно-измерительные материалы


N урока


Вид работы


Тема



2


Диагностическая работа


Констатирующая диагностика



5


Тест N 1


Самое великое чудо на свете



19


Проверочная работа N 1


Устное народное творчество



29


Контрольная работа N 1


Поэтическая тетрадь 1


.


34


 Проверка техники чтения


Промежуточная диагностика



54


Контрольная работа N 2


Великие русские писатели



60


Контрольная работа N 3


Констатирующая (за 1 полугодие)



61


^ Проверка техники чтения


Констатирующая (за 1 полугодие)



68


Диагностическая работа


Литературные сказки



78


Проверочная работа N 2


Были-небылицы



84


Тест N 2


Поэтическая тетрадь 1



100


Контрольная работа N 4


Люби живое



103


 Проверка техники чтения


Промежуточная диагностическая работа


108


Тест N 3


Поэтическая тетрадь 2



120


Проверочная работа N 3


Собирай по ягодке - наберёшь кузовок


128


Проверочная работа N 4


По страницам детских журналов



134


Контрольная работа N 5


Зарубежная литература



132


Проверка техники чтения


Итоговая диагностика



136


Итоговая диагностическая работа


Итоговая диагностика



Календарно-тематическое планирование

П№

Тема урока

Основные виды

учебной

деятельности

Плановые сроки прохождения тем

Фактические сроки

(и/или коррекция)

Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час)

  1. 1

Знакомство с учебником. Работа со вступительной статьёй.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание  главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

2.09

2.09

Самое великое чудо на свете (4 часа)

Рукописные книги Древней Руси.

Диагностическая

работа.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.

5.09

5.09

Первопечатник Иван

Фёдоров.

Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.

6.09

6.09

О первопечатнике Иване Фёдорове.

Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому

мнению.

7.09

7.09

Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете».

Тест №1.

Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и оценивать свои достижения.

9.09

9.09

Устное народное творчество (14 часов)

Русские

народные

песни.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен.

12.09

12.09

Шуточные народные песни.

Знакомство с шуточными народными песнями. Моделировать песенки.

13.09

13.09

Докучные сказки.

Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

14.09

14.09

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.

Называть виды прикладного

искусства.

16.09

16.09

Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская

игрушка.

Называть виды прикладного

искусства.

19.09

19.09

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка».

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

20.09

20.09

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец

Иванушка».

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать

диалоги.

21.09

21.09

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

Проверка техники чтения.

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

23.09

23.09

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения.

26.09

26.09

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним.

27.09

27.09

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги.

28.09

28.09

Проект:

«Сочиняем волшебную сказку».

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Участвовать в работе группы.

30.09

30.09

Проект:

«Сочиняем волшебную сказку».

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Придумывать свои сказочные истории. Договариваться друг с другом, выражать свою позицию.

3.10

3.10

Обобщающий урок по разделу «Устное

народное творчество».

Проверочная работа № 1.

Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Проверять себя и оценивать свои достижения.

4.10

4.10

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

  1. 21

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского.

Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

5.10

5.10

  1. 22

Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

7.10

7.10

  1. 23

Ф.И. Тютчев «Листья».

Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Придумать маленький рассказ об осенних листьях.

  1. 24

А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…».

Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

  1. 25

А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

  1. 26

И.С. Никитин «Полно, степь моя…».

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

  1. 27

И.С. Никитин «Встреча зимы».

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

  1. 28

И.З. Суриков «Детство».

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

  1. 29

И.З. Суриков «Зима».

Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

  1. 30

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Контрольная работа № 1. 

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала.

  1. 31

Первый снег.

Читать стихотворения и прозаические произведения, передавая с помощью интонации настроение авторов. Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.

Великие русские писатели (24 часа)

  1. 33

Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

А.С. Пушкин «За весной, красой

природы…».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

  1. 34

А.С. Пушкин «Уж небо осенью

дышало…».

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

  1. 35

А.С. Пушкин «В тот год осенняя

погода…», «Опрятней модного

паркета».

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

А.С. Пушкин «Зимнее

утро».

Проверка техники чтения.

Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах.

  1. 36

А.С. Пушкин «Зимний

вечер». 

Находить средства художественной выразительности в лирических текстах. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди».

Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

  1. 37

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди».

Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки.

  1. 38

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди».

Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

  1. 39

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрас-ной Царевне Лебеди».

Читать произведение вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Пересказывать сказку в прозе по плану. Объяснять интересные словесные выражения в произведении. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

  1. 40

И.А. Крылов. Подготовка сообщения об И.А. Крылове.

Подготовить сообщение об  И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Познакомиться со скульптурным портретом И.А. Крылова. Читать осознанно текст, понимать прочитанное.  Участвовать в работе группы.

  1. 41

И.А. Крылов «Мартышка и очки».

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.

  1. 42

И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню.

  1. 43

И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

Понимать содержание прочитанного. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков.

  1. 44

М.Ю. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

Подготовить сообщение о М.Ю. Лермонтове на основе статьи учебника, книг о Лермонтове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

  1. 45

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…».

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста.

М.Ю. Лермонтов «Утёс».

Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения.

  1. 46

М.Ю. Лермонтов «Осень».

Называть отличительные особенности стихотворного текста. Иллюстрировать стихотворение. Читать произведение вслух и про себя, определяя настроение стихотворения.

  1. 47

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом на основе статьи учебника, книг о Толстове. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

  1. 48

Л.Н. Толстой «Акула».

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.

  1. 49

Л.Н. Толстой «Акула».

Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.

  1. 50

Л.Н. Толстой «Прыжок».

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Характеризовать героев. Участвовать в обсуждении.

  1. 51

Л.Н. Толстой «Лев и

собачка».

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении.

  1. 52

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из

моря?»

Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Сравнивать прочитанные рассказы (тема, главная мысль, события, герои).

  1. 53

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

Контрольная работа № 2.

Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать

вопросы.

  1. 55

Н.А. Некрасов

«Не ветер бушует над бором».

Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

  1. 56

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Сравнивать текст-описание и текст-повествование.

  1. 57

К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию.

  1. 58

И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у

дороги».

Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение.

  1. 59

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тет-

радь 2».

Контрольная работа №3.

Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверка усвоения программного материала.

Литературные сказки (8 часов)

  1. 61

Знакомство с литературными

сказками.

Проверка техники чтения.

Прогнозировать содержание раздела. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы.

  1. 62

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

Читать присказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять понятие «присказка».

  1. 63

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст  сказки.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Сравнивать содержание басни и литературной сказки; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Читать сказку в лицах.

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Придумывать смешную историю, используя поговорку. Составлять картинный план. Определять авторское отношение к изображаемому.

  1. 64

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

  1. 65

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Делить сказку на части, озаглавливать их. Иллюстрировать сказку.

  1. 66

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

Диагностическая

работа.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Участвовать в литературной викторине.

Были-небылицы (10 часов)

Были-небылицы (10 часов)

  1. 68

М. Горький «Случай с Евсейкой».

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Определять авторское отношение к изображаемому.

  1. 69

М. Горький «Случай с Евсейкой».

Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

  1. 70

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Объяснять значения разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

  1. 71

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте. Характеризовать героев произведения.

  1. 72

К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

Пересказывать текст подробно и кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие главную мысль.

  1. 73

А.И. Куприн «Слон».

Определять особенности сказки и рассказа, различать вымышленные события и реальные. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора.

  1. 74

А.И. Куприн «Слон».

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в рассказе. Читать рассказ, передавая с помощью интонации настроение автора.

  1. 75

А.И. Куприн «Слон».

Определять авторское отношение к изображаемому. Читать рассказ в лицах. Делить текст на части, озаглавливать каждую из них.

  1. 76

А.И. Куприн «Слон».

Составлять план и пересказывать текст подробно и кратко, выборочно.

  1. 77

Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы».

Проверочная работа № 2.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

С. Чёрный «Что ты

тискаешь утёнка…»

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять

авторское отношение к изображаемому.

С. Чёрный «Воробей», «Слон».

Определять различные средства выразительности. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. Читать стихотворение выразительно в лицах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.

А.А. Блок «Ветхая

избушка».

Соотносить заглавие стихотворения с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным

текстом.

А.А. Блок «Сны»,

«Ворона».

Читать стихотворение, отражая настроение. Выбирать эпизоды из текста, подтверждать свой ответ выборочным текстом.

С.А. Есенин «Черёмуха».

Читать стихотворение, отражая настроение. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Иллюстрировать стихотворение.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».

Тест №2.

Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом; самостоятельно оценивать свои достижения.

Люби живое (16 часов)

Люби живое (16 часов)

М.М. Пришвин «Моя Родина»

(из воспоминаний).

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Самостоятельно сочинять тексты, используя средства художественной выразительности.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Определять жанр произведения. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом.

В.И. Белов «Малька провинилась».

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Пересказывать произведение на основе плана.

В.И. Белов «Ещё про Мальку».

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

Определять жанр произведения. Читать и воспринимать на слух произведение. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль произведения.

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Составлять план произведения, пересказывать произведение на основе плана.

В.В. Бианки «Мышонок Пик».

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Б.С. Житков «Про

обезьянку».

Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

Б.С. Житков «Про

обезьянку».

Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Участвовать в обсуждении.

Б.С. Житков «Про

обезьянку».

Пересказывать произведение на основе плана. Давать характеристику героя. Участвовать в обсуждении.

Б.С. Житков «Про

обезьянку».

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении.

В.Л. Дуров «Наша

Жучка».

Определять жанр произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа.

В.П. Астафьев «Капалуха».

Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Объяснять смысл непонятных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря.

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

Обобщающий урок по разделу «Люби

живое».

Контрольная работа № 4.

Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

С.Я. Маршак «Гроза днём».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение.

С.Я. Маршак «В лесу над росистой

поляной…».

Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому. Озаглавливать произведение, читать и воспринимать на слух лирические тексты. Заучивать стихи наизусть.

А.Л. Барто «Разлука».

Проверка техники чтения.

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.

А.Л. Барто «В театре».

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать и воспринимать на слух тексты.

С.В. Михалков «Если».

Сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. Читать стихотворение выразительно.

Е.А. Благинина

«Кукушка», «Котёнок».

Читать выразительно стихи.  Высказывать своё мнение о героях, подбирая в произведении слова-определения.

Проект: «Праздник поэзии»

Участвовать в творческих проектах. Читать выразительно и наизусть

стихи.

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».

Тест № 3.

Проверять чтение друг друга, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов)

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов)

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке –

наберёшь кузовок».

Знакомство с названием раздела. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.

А.П. Платонов «Цветок на земле».

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

А.П. Платонов «Цветок на земле».

Придумывать свои вопросы к тексту. Наблюдать за особенностями речи героев. Рассказывать о герое с опорой на словесный ряд. Читать текст по ролям.

А.П. Платонов «Ещё мама».

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль.

А.П. Платонов «Ещё мама».

Участвовать в работе группы. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).

М.М. Зощенко «Золотые слова».

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Читать по ролям.

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.

М.М. Зощенко «Великие путешественники».

Восстанавливать порядок событий. Давать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения.

Н.Н. Носов «Федина

задача».

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять главную мысль текста. Соотносить название с содержанием произведения.

Н.Н. Носов «Телефон».

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Высказывать своё мнение о прочитанном. Читать текст в лицах.

В.Ю. Драгунский «Друг детства».

Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Соотносить название с содержанием произведения.

Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Проверочная работа № 3.

Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

По страницам детских журналов (8 часов)

По страницам детских журналов (8 часов)

«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.

Ю.И. Ермолаев «Проговорился».

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Читать рассказ в лицах.

Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».

Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию.

Г.Б. Остер «Вредные советы».

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Переделывать содержание текста.

Г.Б. Остер «Как получаются

легенды».

Читать текст без ошибок и пересказывать его. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (легенды).

Р. Сеф

«Весёлые стихи».

Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст выразительно, без ошибок.

Создание сборника

добрых

советов.

Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы).

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов». 

Проверочная работа № 4.

Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Находить необходимую информацию в журнале. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Зарубежная литература (8 часов)

Зарубежная литература (8 часов)

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение.

Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».

Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Пересказывать выборочно произведение.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Подготовка сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя).

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Проверка техники чтения.

Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку.

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свою сказку.

Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».

Контрольная работа №5.

Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими).

Проверка техники

чтения.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.

Итоговая диагностическая

работа.

Проверка предметных и универсальных учебных умений.


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования к оснащению учебного процесса на уроках литературного чтения:

Для работы учащимся необходимы:

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению ( в том числе в цифровой форме).

Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения

Оборудование рабочего места учителя:

- Классная доска с креплениями для таблиц.

- Магнитная доска.

- Персональный компьютер с принтером.

- Ксерокс.

- Аудиомагнитофон.

- CD/DVD-проигрыватель.

- Телевизор с диагональю не менее 72 см.

- Проектор для демонстрации слайдов.

- Мультимедийный проектор.

- Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по литературному чтению.

Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного  

оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.

Полки для «Уголка книг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...