Урок обучения грамоте. 1 класс ОС-2100
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Зинина Любовь Александровна

Тема: гласный звук и буква ы


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_moy_-_kopiya.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте .Урок 21.

Тема: гласный звук [ы], буква  ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.

Цель: познакомить с гласным звуком [ы], буква  ы, ввести понятие о словах в единственном и множественном числе.

Задачи:

– формирование умение выделять звук в слове и обозначать его буквой, умения составлять схемы слов на основе звуко-буквенного анализа;

- развитие фонематического слуха;

- приобщение детей к русской литературе.

Оборудование: карточки с печатными буквами, картинки,  цветные карточки для составления схем слов.

Этапы урока

Ход урока

Ι. Актуализация знаний

1. Сказка «Обиженная буква»

 - В некотором царстве, в некотором государстве, название которого вы легко отгадаете. Состоит оно из 7 букв, 6 звуков, двух слогов, второй слог – ударный, пятый звук [а] , а 6 звук  мягкий звонкий согласный… (Букварь), …

Жили-были буквы.

2. Фонетическая разминка 

– Назовите все изученные буквы. (А, О, И, Г, П, Т, Р.)

– Можно ли  эти буквы разделить на группы? На какие?

– Назовите только согласные звуки.

– А теперь назовите только гласные звуки.

- Жили буквы, не тужили.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

Открытие нового знания

- Но однажды случилось невероятное : горько разрыдалась одна буква. Ей  стало так обидно?  Почему?

А  все  потому, что другие буквы не пускают ее на первое место в словах.  Кто хочет узнать, что же это за буква?

- Кто из вас уже сообразил, что нам надо сделать, чтобы узнать эту букву- незнакомку?

План (примерный)

  1. Поработать с рисунками.
  2. Составить схемы слов.
  3. Выделить звук в словах.
  4. Познакомиться с новой буквой.
  5. Прочитать слоги и слова.

Знакомство с новым звуком.

1).Отгадайте загадки.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.

Под полом таится,
Кошки боится.

Что любит мышка?

Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.

Голова велика,
Только шея тонка.

(На доске вывешиваются картинки- отгадки.)

2)Работа со словами по рисункам. Составление схем. Выделение звука из слов. (У доски работают дети по желанию, а остальные печатают схемы слов по выбору в тетради)

Проверка:

– Сколько звуков в слове сыр?

- Сколько гласных звуков? (Один: [ы].)

– Сколько слогов? (Один.) 

– Обозначьте этот гласный звук на схеме.

– Что можете рассказать о звуке [ы]?

3) Знакомство со звуком [ы] и буквой ы.

– Найдите на доске букву, обозначающую звук [ы].

 Звук [ы] обозначается буквой ы.

Учитель показывает печатную букву.

– Что напоминает эта буква? (Предположения детей.)

Вот топор, полено рядом –

Получилось то, что надо.

Получилась буква Ы,

Все мы знать её должны.

(В. Степанов)

Физкультминутка.

Работа в тетради по печатанию

– Давайте напечатаем эту букву: ы  

Делаем вывод:

Буква ы – дает звук [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.

Стр.54 – человечек.

– Скажите, а где в слове может находиться звук [ы]?

Давайте ещё раз более чётко произнесём эти слова, повторяя новый звук.

(Произносим, повторяя несколько раз новый звук:

РЫЫЫ-БЫЫЫ)

Просмотр фильма о букве Ы.

ΙΙΙ. Применение нового знания

1. Работа в «Букваре»

– Вот мы и познакомились с новой буквой. Как вы думаете, какая работа нас ждёт в дальнейшем?

 (Учим детей прогнозировать следующий этап знакомства с новыми звуками и буквой.)

– Откройте учебники на с. 44.

1) Чтение слогов.

а) – Какой столбик слогов мы ещё не читали?

– Почему?

– А теперь? (Если дети испытывают затруднение: Прочитайте слоги в третьем столбике.)

б) – Я вам назову слог из третьего столбика, а вы договорите его до слова.

в) – А теперь прочитайте первые слоги в первом, втором и третьем столбике.

– Чем они отличаются?

– Вторые слоги в первом, втором и третьем столбике.

– Третьи.

– Четвёртые.

– Что заметили?

– Как произносятся согласные звуки перед Ы? (Твёрдо.) 

– Какой точкой отметите согласные звуки в слогах? (Синей.) 

2) Чтение пар слов. 

– Найдите столбики слов под кубиками.

– Прочитайте первую пару слов. (Тропа – тропы.)

– Что такое тропа? (Небольшая дорога.) 

– Чем отличаются слова в этой паре? (Тропа – одна, тропы – много.) 

– На какую букву оканчивается слово, обозначающее один предмет? (На букву А.)

– А слово, обозначающее много предметов? (На букву Ы.) 

В порядке пропедевтики учитель может сказать, что первое слово обозначает один предмет, по-другому говорят, что оно стоит в единственном числе. Когда слово называет много предметов – оно стоит во множественном числе. После того как ученики прочитают все слова, составят с многозначным словом пороги предложения, надо сделать вывод: на конце слов во множественном числе может быть буква Ы или буква И.

 

Физкультминутка.

2. Игра «Найди пару: один – много». Учитель называет слово, ученики определяют число и называют пару.

Например: лиса (лисы), парты (парта). Слова для игры:  стол, книга, окно.

– На какую ещё букву могут оканчиваться слова во множественном числе?

4. Работа в «Букваре»

Что мы уже учились сегодня читать и писать? (Буквы, слоги, слова.) 

Что можно составить из слов? (Предложение.)

Составление предложений по рисункам.

– Найдите два кубика внизу с. 44 «Букваря».

– Как одним словом можно подписать первый рисунок? (Тигр.) 

Второй рисунок? (Тигры.)

– Составьте предложение с первым словом.

– Теперь со вторым словом. (Тигры выступают в цирке.)

5) Работа с текстом «Лесная хатка» Н. Сладкова.

– Посмотрите на с. 45. Что мы там видим? (Текст.)

А) Работа с текстом до чтения.

– Рассмотрите иллюстрацию.

– Кто нарисован? (Смотрите, какие у зверька мощный хвост и мощные лапы.)

– Где живёт этот зверёк? (В воде.)

– Как он передвигается? (Плавает.)

– Прочитаем заглавие.

– Что такое хатка? (Изба, дом.)

– А где так называют дом? (Чаще на Украине.) 

– Странно, почему же тогда «Лесная хатка»?

– Кто рассказал нам об этом зверьке? Прочитайте фамилию автора.

– Как вы думаете, о чём этот текст?

– Проверим?

Б) Работа с текстом во время чтения.

а) Чтение учителем с комментированием.

– Я прочитаю, а вы послушайте, всё ли в тексте так, как нарисовал наш художник и как предполагали мы.

Кто-то построил из брёвен хатку на берегу. (Догадались, почему «Лесная хатка»?) Щели, как и положено, мхом заткнул, глиной замазал. (А зачем в доме щели затыкать?) Хороша получилась хатка, только без окон и без дверей. (Как же в неё войти?) Любопытно, кто в такой странной хате живёт? (Правда, а кто?)

Строили лесную хатку дровосеки-бобры. (Догадались, почему нет окон и дверей? Посмотрите на рисунок, это один из строителей.)

«Рубили» деревья зубами, зубами же и «распиливали» на брёвнышки. Сучья и брёвна в кучу складывали, щели конопатили (то есть закрывали щели). И замазывали, чтобы не поддувало зимой, не морозило. (Вот, оказывается, зачем конопатили мхом, замазывали глиной.) А что в хате и ни окон, и ни дверей, так они и не нужны бобрам. Была бы дыра в полу: бултых в подполье-подводье – и на дне. А там с осени припасены сочные сучки и ветки – грызи на выбор.

б) Выявление первичного восприятия.

– Внимательно ли прочитал текст наш художник? (Есть несоответствие: на картинке – бобёр в воде.)

– Правда ли, что бобрам не нужны окна и двери?

– Почему слова «рубили», «распиливали» в кавычках? (Потому что пользовались не топором и пилой, а зубами.)

– Где находят бобры корм зимой?

в) Повторное чтение. Выборочное чтение.

– Из чего же бобры строят хатку? Зачитайте.

– Как выглядит хатка бобра?

– Как автор называет героя текста?

– Как строили бобры свой дом? Покажите, какие движения они делали.

– Как попадает в свой домик бобёр? Какими словами называет автор вход в домик?

– Как бобёр готовится к зиме?

– Какой хитрец бобёр, вот как построил хатку. Это и защита от врагов.

Так просто ничего не бывает: если нет окон, дверей – значит, в этом есть необходимость. Бобёр не может бороться с врагами на суше. Хорошо ему только в воде. Очень интересный зверёк.

В) После чтения

– Какие новые для себя слова вы встретили в тексте?

– Что они означают?

– Что вы узнали о жизни бобра?

Бобры – очень интересные животные. Из-за их меха 30 лет назад численность бобров сократилась. Были созданы заповедники, где учёные-специалисты наблюдали за жизнью зверьков, делали всё, чтобы увеличить их численность, даже строили сами эти домики-хатки, а бобры их с удовольствием занимали.

ΙV. Итог

– Какой же была тема сегодняшнего урока?

– Что  узнали нового?

– Все ли пункты плана выполнили?

– Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?

– Приведите примеры.

 – Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте в 1 классе по ОС "Школа 2100". Тема: "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи".

Урок по курсу "Обучение грамоте"  по теме "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи" был проведен в нетрадиционной форме: путешествие...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"

Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки "  к конспекту приложена   презентация ...

К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100

Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....

Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.

Отдельные части урока  и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения

Технологическая карта  урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...