Урок по литературному чтению
план-конспект урока по чтению на тему

Красноруцкая Тамара Васильевна

Урок по рассказу А.П. Чехова «Ванька»

Цель: 
1. Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века. 
2. Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”. 
3. Формировать навык осознанного и выразительного чтения. 
4. Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. 
5. Развивать наблюдательность, устную речь, внимание. 
6. Воспитывать нравственные качества, культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_rasskazu_vanka.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу А.П. Чехова «Ванька»

Цель: 
1. Продолжить изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX века. 
2. Познакомить с произведением А. Чехова “Ванька”. 
3. Формировать навык осознанного и выразительного чтения. 
4. Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать. 
5. Развивать наблюдательность, устную речь, внимание. 
6. Воспитывать нравственные качества, культуру общения.

Ход урока

  1. Организационный момент.     (Слайд 1-2 )


Не стой в стороне равнодушно, 
Когда у кого-то беда. 
Рвануться на выручку нужно 
В любую минуту, всегда. 
И если кому-то, кому-то поможет 
Твоя доброта, улыбка твоя, 
Ты счастлив, что день 
не напрасно был прожит, 
Что годы живёшь ты не зря! 

II.   Проверка домашнего задания

  1.     Слайд  3         -Где и когда родился А. П. Чехов?

Слайд  5-6     - Кто изображён на экране? К чему приучал отец маленького Антона?

Слайд  7         -  Чем увлекался Антон Павлович в детстве и юности?

Слайд  8         - Какой период переживал Чехов в данное время?

Сдайд 9           - Какой университет закончил и какой факультет?

Слайд  10      - Что это за имена? (псевдонимы)

2.  Узнать по описанию название рассказа и персонаж.

Дождь почему-то долго не начинался. Мальчик в надежде, что туча, быть может, уходит мимо, выглянул из рогожи. Было страшно темно.  ( Степь. Егорушка)

Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся и даже не обращают на него внимание, он стал несмело, то приседая, то подскакивая, подходить к волчатам.  (Белолобый)

3.   Слайд  11          - Иллюстрацию к какому произведению мы видим на слайде? (Ванька)

- Какая тема этого произведения?

- Какое историческое время?
- Что вы можете сказать о  жизни детей?

III.  Подготовка к восприятию текста.

Слово учителя.

От всякой боли средство есть – терпенье. 
Публий Сир ( 1 в. до н.э)

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитя в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И не смотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели в том числе и А.П. Чехов.

Сегодня мы познакомимся с рассказом А. П. Чехова “Ванька”. 
Здесь мало увидеть, 
Здесь нужно всмотреться . . . 
Слайд 13      И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезенный из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.  Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в мир «больших» и мир «маленьких», увидеть отличия и разобщённость этих двух миров. 

Словарно-орфографическая работа. (вносим трудные слова в словари на «раскладушке»)
В тексте встретятся старые слова, которые вышли из употребления.

Ледник – погреб для хранения продуктов. 
Выволочка – наказание. 
Шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут. 
Подпасок – помощник пастуха. 
Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом. 
Намедни – вчера .

IV.  Первичное восприятие текста.

  1. Прослушивание аудиозаписи.

- Ваши впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания детей)

           - Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?

Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.

- Страшно ли оказаться в том времени? 
С постоянным интересом и вниманием обращался к проблеме детства Антон Павлович Чехов. Его глубоко волновала мысль о разобщённости двух миров – мира «больших» и мира «маленьких».

      2.  Заполнение « Раскладушек» по рассказам А.П. Чехова – оформить модель обложки (Задание даётся перед первичным чтением)

V.  Работа с текстом.

  1. Найди и прочитай в тексте отрывок, который является вступительной частью рассказа.

С.136-137 до слов «перед скамьёй на коленях»      Слайд 15

 - Что узнаём из первых строк, в какую атмосферу погружает нас автор?

  1.  - Из чего же состоит «ученье» Ваньки?

         Факты «ученья» Ваньки ( то есть то, как его обижают и над ним издеваются) .

               С. 139. «А вчерась….. потёр своим чёрным кулаком глаза и всхлипнул»

                - Нравилось мальчику учение? Какой выход он искал?      Слайд  16-17

     

  1. Прочитайте самостоятельно описание Константина Макаровича С. !37

- Выберите нужное:

высокий

тощенький

маленький

угрюмый

со смеющимся лицом

жестокий

добродушный

весёлый

тихий скромный

балагур

сапожник

сторож

курит трубку

нюхает табак

 - Какой портрет больше подходит под описание? ( Слайд 18-19)

  1. Озаглавьте следующий отрывок:

С. 141 ( Воспоминания о жизни в деревне)   Слайд 20

  1.   - Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила Вежливости?

Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения , потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после всего этого начинает жаловаться. В конце письма Ванька передаёт поклоны своим знакомым . в этом есть и культура общения с теми, кто старше, проявление уважения к ним, в этом есть и культура написания письма. (Подтверждать словами из текста)

           -  Почему же он так промахнулся с адресом?

             Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где все всех знают по имени – отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.

  1.      - Интересны ли его наблюдения относительно Москвы? ( Прочитать с. 140 )  

 Слайд 21-22

Относительно Москвы Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем, мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т.д.

VI. Подведение итогов.

Слайд  23

Рассказ Чехова представляет собой чередование текста, изложенного от третьего лица – от имени автора, и текста Ванькиного письма – от первого лица. Начало рассказа ведется от лица автора, и автор с Ванькой представляют собой две совершенно раздельные личности, то в других местах даже там, где нет прямой речи Ванькиного письма , авторский взгляд иногда сменяется взглядом Ваньки.


* * * 
Жизнь сироты – удел жестокий. 
Затрещины, побои, черствый хлеб, вода, 
Насмешки челяди, труд рабский 
Весь день и ночь, до самого утра.

Еще ребёнок, то в душе старичок, 
Он вспоминает жизнь свою былую, 
Забившись в угол, как сверчок, 
Молясь на образа, тоскуя.

И маленькое прошлое его, как чудо 
Там мама есть, там видел он добро, 
Учился грамоте и танцы знал не худо, 
И получал подарки в Рождество.

Теперь полу ребенок – полу старичок 
Лишь на бумаге изливает душу. 
Какие б муки не терпел – всегда молчок, 
Сиротских слез работой тяжкой не иссушишь.

Терпеть, надеяться, молчать и ждать 
То чудо, что когда- нибудь произойдет. 
Быть – может, возвратится он домой, 
Конец его страданиям придет.

И замирая сердцем, чудь дыша, 
Поспешно, как – то воровато, 
Письмо он пишет помощи прося, 
Оглядываясь на иконы виновато,

Уже письмо в его руке, 
Конверт подписан: «На деревню. Деду». 
Ямщик подвыпивший в своем возке 
Покатит с ним по белу свету.

А мальчику на побегушках ждать и ждать. 
Терпеть пенки, издёвки, тумаки и голод. 
Надежда будет душу согревать, 
Как пламя очага в суровый холод.

 - Как вы относитесь к истории жизни Ваньки?

 - Как бы вы хотели закончить эту историю?

  - Можете ли  вы составить подробный пересказ по этому рассказу?

  - У вас на раскладушках есть план, по которому вы должны составить короткий пересказ – это Д/З.

VII. Просмотр мультфильма.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...