Урок по литературному чтению в 3 классе "Страна берёзового ситца"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Лебеденко Оксана Владимировна

Работа на уроке по стихотворениям С.Есенина в 3 классе. Программа "Школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_liter._chteniyu_na_temuberyoza-s.esenin.doc784.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с детскими годами его жизни, с его пейзажной лирикой
  • Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, уметь обнаруживать изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте, уметь определить их роль в художественном произведении.
  • Развивать образное и эстетическое мышление, творческие способности учащихся, навыки выразительного чтения стихотворений;
  • Воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.

Оборудование: портрет поэта, компьютерная презентация, пейзажи русских художников, аудиозаписи музыкальных произведений на тему природы, романсы на стихи Есенина, книжная выставка. 

Опережающее домашнее задание: выучить наизусть стихотворение поэта и к нему сделать рисунок.

I. Орг.момент:

-сегодня на уроке будем продолжать изучать творчество С.Есенина

I I. Определение темы урока

1.Работа в группах

-Чтобы узнать тему урока  вы должны поработать в группах – перед вами портрет русского поэта (у каждой группы разные), и отрывки из стихотворений. Необходимо  указать Ф.И.О. поэта, и  какие из данных  отрывков принадлежат ему.

Повторение ранее изученных стихотворений русских поэтов (работа в группах)

(Во время работы  звучит мелодия 1)

- Представители групп указать на доске ответы.

- Что объединяет все эти стихотворения, о чём они? (о природе)

 (СЛАЙД 1)

2.Ребус (берёза)

-Какова тема нашего урока?

(образ берёзы в творчестве С.Есенина)            

(СЛАЙД 2)

На уроке будем совершенствовать и закреплять навыки анализа стихотворного текста на примере стихотворения «Берёза»

III. Знакомство с биографией

-Чтобы вам стало ближе и понятнее творчество поэта, мы познакомимся с некоторыми эпизодами из детства Есенина и с его лирикой о родной природе.

(СЛАЙД 3)                                                        

                                           ( звучит мелодия 2)

1.Краткий рассказ учителя, основанный на материалах его биографических статей.

-С.А. Есенин родился в 1895 году в Рязанской губернии, в селе Константиново.В самом центре села стоит обычный деревянный домик.ветви берёз склоняются к мемориальной доске, на которой выбито: «Здесь родился и жил известный русский поэт Сергей Есенин»

(СЛАЙД4)

 Село утопало в зелени и стояло на крутом берегу правого берега реки Ока. Берег был холмистый, и с него открывался прекрасный вид на величавую реку, несущую свои воды среди приокского раздолья.

Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу впечатлительного ребенка.

И кто знает, может быть, это и было основой того, что С. Есенин стал поэтом. О детстве Есенина мы с вами узнаем из его собственных воспоминаний.

2.Чтение фрагментов из статьи Есенина “О себе” учеником

(СЛАЙД 5)

 чтец: “С двух лет был отдан на воспитание … деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей и с ними прошло всё мое детство”.

Учитель: Дядья очень любили маленького Сергея и воспитывали его по-своему. Вот что он вспоминает:

(СЛАЙД 6)

чтец: Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку.

(Объяснение лексического значение слова галоп, холка.)

ХОЛКА, участок спины над лопатками. Холка образована остистыми отростками пяти первых грудных позвонков, верхними краями лопаток и мощной мускулатурой. ГАЛОП (франц. galop), быстрый аллюр, при котором животное перемещается бросками. Для галопа характерны стадия зависания и приземление сначала передними конечностями, потом задними; причем задние ноги собаки в момент приземления оказываются позади передних.

 чтец: “Лет восьми другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками”.

 чтец: “Бабушка любила меня до бесконечности. По субботам меня мыли, стригли ногти, расчесывали… ни один  гребень не брал кудрявых волос.  Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе”.

(СЛАЙД 7)

Учитель: Стихи Есенин начал писать рано, лет с восьми-девяти. По его признанию, к этому дала толчок его бабка: она рассказывала ему сказки. Некоторые сказки были с плохим концом, ему не нравились они, и он переделывал их на свой лад.

-А дед пел ему старинные, тягучие, грустные песни и рассказывал Библию. И это тоже подталкивало Есенина к сочинению стихов.

чтец: “Так протекало мое детство, – пишет Есенин. – В 9 лет я поступил в Константиновское четырёхгодичное училище, которое окончил с похвальным листом.

 Из меня очень захотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую получил свидетельство о присвоении звания «Учитель школы грамоты». Я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось”.

Учитель: Есенин стал поэтом, о чем так мечтал. Поэтом, чьи стихи вливаются к нам в душу и заполняют ее чем-то светлым и чистым.

I V.  Чтение и анализ стихотворений С. Есенина

Давайте посмотрим, какой увидел берёзу в разное время года замечательный русский поэт С.Есенин.

 (СЛАЙД 8)

-О каком времени года говориться в этом отрывке?

(Почему?)

1. Чтение учителем 1 отрывка и анализ

-О каком времени года говориться в этом отрывке?

(Почему?)

-Как вы понимаете слово «холщёвый» (холст – льняная ткань)

(СЛАЙД 9)

Найдите слово, которым называет поэт героиню стихотворения (берёзКа)

Что использует автор чтобы выразить своё отношение (уменьшительно - ласкательный суффикс К)

2.Чтение учителем  2 отрывка и анализ.

- О каком времени года говориться в этом отрывке?

- Почему вы так решили?

(СЛАЙД 10)

-О чём это стихотворение? (вернулся на родину, в родимый дом)

3.Чтение детьми

- прочитайте и найдите описание берёзы.

- на что сразу обратил внимание поэт? (берёзу, она как будто встречает его)

-Т.Е. образ берёзы тесно связан  со словом  РОДИНА

4.физкультминутка

V. Чтение учителем   стихотворения «Берёза» и анализ.

-Послушайте, какую увидел берёзу в зимнее время.

-Какие цвета использует поэт, чтобы описать берёзу? (белая берёза, серебряный снег, золотой огонь снежинок)

Чтение 1 строфы

(СЛАЙД 11)

-Почему автор использует слово «принакрылась», а не «накрылась»

-какой образ, с кем сравнивает? (с девушкой, которая набросила на плечи шаль или платок)

(СЛАЙД 12)

Какое изобразительно- художественное средство помогает превратить берёзу в девушку?

(олицетворение)

(СЛАЙД 13)

- что такое олицетворение?

Чтение 2 строфы

- Особенно интересно описание инея.

- Прочитайте самостоятельно. Найдите это описание. (Вслух зачитывается 2 строфа)

 

- Какое время дня рисует поэт? (утро)

Почему вы так думаете (сонная тишина, заря, иней ещё не растаял после морозной ночи)        

Чтение 3 строфы

Учитель – Налюбовавшись кроной березы, поэт словно бы окидывает взглядом все дерево. И березу мы теперь воспринимает как живую, перед нами образ березы-женщины. А выражение, “стоит береза” воспринимается как олицетворение.

И не только береза в стихотворении одухотворяется, весь мир природы вокруг нее тоже одушевляется.

Учитель – Давайте найдем примеры в стихотворении: “Сонная тишина, горят снежинки”

Учитель – Почему тишина сонная? “И горят снежинки
В золотом огне…”)

 Учитель – Как вы понимаете это выражение? (“горят” – значит, сверкают; “золотой огонь” – солнечный свет)

 Чтение и анализ 4-й строфы.

(СЛАЙД 15)

1) Чтение строфы учителем.

2) Аналитическая беседа по тексту стихотворения

Учитель – Как вы понимаете выражение: “А заря, лениво обходя кругом…” (Меняется время суток, приближается вечерняя заря.)

Учитель – На что становятся похожим снег на ветках березы от вечерней зари? (на серебро)

VI.Работа в парах:

                                           ( звучит мелодия 3)

Найти в тексте ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ

Учитель – Делаем вывод: в стихотворении происходит олицетворение не только берёзы, но и зари.

В стихотворении образ березы постоянно меняется: в первой строфе снег на ветках уподобляется серебру, а во второй похож на золото, а в третьей вновь превращается в серебро.

Учитель – Почему? (Обратитесь к тексту стихотворения).

(Есенин описал березу в течение всего солнечного морозного дня.)

Учитель – Это говорит о том, что поэт часто и подолгу смотрел на нее.

- Каково его отношение к деревцу березы? (Поэт любовался березой, восхищался ее красотой.)

Учитель – Как вы думаете, какие чувства выражает поэт через эту любовь к березе?

(Любовь к русской природе, а значит и к Родине).

(СЛАЙД 16)

VII. Выразительное чтение

. Учитель – Понравилось ли вам, ребята, стихотворение С. Есенина?

-Какое настроение оно у вас вызвало?

(Выразительное чтение стихотворения “Береза” учениками)

VII.Итог:

  -Какие слова поэта доказывают, что он очень любит свою Родину. (Не надо рая - дайте Родину мою!)

- что нового узнали?

(СЛАЙД 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...