Проект урока.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Крицкая Надежда Андреевна

Литературное чтение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-методическая карта открытого урока

Предмет: литературное чтение

Учитель: Крицкая Надежда Андреевна

Тема урока: «Лебедушка» С.Есенин

Цели урока:

  1. Когнитивные: познакомить с некоторыми событиями из биографии С.А.Есенина, способствовать формированию правильного выразительного чтения, формировать умение ориентироваться в тексте и характеризовать героев.
  2. Развивающие: способствовать развитию устной (монологической)речи и обогащению словарного запаса; развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать; формировать коммуникативные навыки общения.
  3. Воспитательные: воспитывать любовь к природе, чувство сострадания и любви к ближнему.

Тип урока: Изучение нового материала

Формы: Фронтальная, самостоятельная работа

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, группой

Межпредметные связи: окружающий мир, риторика

Дидактические материалы и оборудование: учебник литературного чтения, презентация «С.Есенин «Лебедушка»», карточки – задания, «цветок-настроения»

Литература: 

  1. Учебник «Родная речь» Л.Ф.Климанова, В.Г.Городецкий, М.В.Голованова, 4 класс 2 часть
  2. Приемы и формы в учебной деятельности В.М.Лизинский
  3. Когда маленький школьник становится большим читателем Вадим Левин
  4. Интернет-ресурсы: http://www.google.ru

                                  http://www.mp3minus.ru/search/

План проведения урока

Ход урока

Содержание учебного материала

Методы обучения

Средства обучения

Время

  1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к работе на уроке

Приветствие;  проверка готовности учащихся к уроку, создание эмоционального настроя на урок

Слово учителя

Стихотворение С.Есенина с использованием наглядности (презентация)

3 мин

  1. Подготовка к активной учебной деятельности

Вступительная беседа и актуализация опорных знаний  

Самостоятельная работа в группах

Карточки-задания

5 мин

  1. Усвоение новых знаний

Биография С.Есенина, подготовка к восприятию стихотворения, первичное целостное восприятие стихотворения

Рассказ

беседа

опрос

Стихотворения

 с использованием наглядности (презентация)

8 мин

  1. Первичная проверка понимания учащимися нового материала

Проверка первичного восприятия прочитанного, словарно-лексическая работа, физкультминутка

Беседа

Анализ языкового материала

Наглядность (презентация)

7 мин

  1. Закрепление

Вторичное чтение, анализ произведения, речевая разминка, самостоятельное чтение стихотворения учащимися по цепочке

Артикуляционная гимнастика

Анализ текста

Словесное рисование

Учебник

Наглядность (презентация)

13 мин

  1. Обобщение и систематизация знаний

Вторичный синтез произведения, самостоятельная работа по вариантам

Частично-поисковый

Карточки-задания

4мин

  1. Подведение итогов

Итоги урока

Беседа

Стихотворение наглядность (презентация)

2 мин

  1. Домашнее задание

Инструкция учителя по выполнению домашнего задания

Инструкция

Карточки-закладки

1 мин

  1. Рефлексия

Получение обратной связи от учащихся

Игровой

Наглядность «Цветок-настроения»

1 мин

Ход урока

1. Организационный момент. Вхождение в день. /1 слайд/

Звучит музыка (“Над окошком месяц”)

    “Задремали звезды золотые,

    Задрожало зеркало затона,

    Брезжит свет на заводи речные

    И румянит сетку небосклона.

    Улыбнулись сонные берёзки,

    Растрепали шёлковые косы,

    Шелестят зелёные серёжки,

    И горят серебряные росы.

    У плетня заросшая крапива

    Обрядилась ярким перламутром.

    И, качаясь, шепчет шаловливо:

    “С добрым утром!”

С наступлением нового дня!

Ребята, пусть он будет таким же радостным, солнечным, как наши улыбки! Улыбнёмся друг другу!

2. Вступительная беседа и актуализация опорных знаний (под музыку).

Музыка, которую вы сейчас слышите, написана на стихи одного из великих русских поэтов. А кто этот поэт и чему были посвящены его стихи вы узнаете, поработав в группах.  Обратите внимание, у вас на партах лежат карточки с заданием. Ребята, поработайте в течение 2 минут в группах по 4 человека. Развернитесь друг к другу.  /2 слайд/ 

/Учащиеся работают в группах по карточкам  - 2 минуты/

- Кто автор этих произведений? 1 группа, прочитайте свой отрывок.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(Это стихотворение С. Есенина)

/Далее продолжается работа с каждой группой/

Молодцы ребята!

/3 слайд/

Сергей Есенин, то не просто имя, -

России стихотворная душа…

Душа поэта – тонкая струна,

Дотронешься – и зазвучит она!

И мир Есенина нам предстоит постигнуть,

В секреты слова красоты проникнуть!

Сегодня на уроке мы будем говорить о С. Есенине и продолжим знакомство  с его творчеством.

О чём говорится в его стихах? (о берёзе, о временах года, о природе, о лесе, об осени, о Руси, о родине).

Назовите тему его произведений. (Родина)

Как всё это можно назвать одним словом? (Родина)

Давайте прочитаем, что говорил об этом сам поэт. (С экрана читает ученик: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»).

Родина для Есенина – это его деревня, мир большой природы. Все в этом мире – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в своём мире.

Ребята, а что вы знаете о Сергее Александровиче Есенине? (Родился в селе Константиново)

3. Рассказ о С. Есенине

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. /4 слайд/ Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. /5 слайд/

Родители Есенина были бедные крестьяне. /6 слайд/

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

/7 слайд/

Когда мальчику исполнилось 2 года, родители отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. /8 слайд/ 

 Целые дни он проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера  слушал бабушкины сказки, народные песни.

Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. /9 слайд/Когда ему исполнилось 17 лет он уехал в Москву. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

4. Подготовка к восприятию стихотворения

/10 слайд/

Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи. В доме тихо, все уснули, стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают ходики. Хорошо можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист чёткие, округлые, как зёрнышки буквы. Так рождаются стихи.

-  Прочитайте название стихотворения, с которым мы сегодня познакомимся. («Лебёдушка») /11 слайд/

- Предположите, о ком будет идти речь? (О лебедях)

- Что интересного вы знаете об этих птицах?

Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. 

- Послушайте стихотворение, а  картины на экране помогут вам ярче представить историю, написанную Есениным. /12 слайд/

5. Первичное (целостное) восприятие произведения (первичный синтез).

(Учитель читает стихотворение с 1 по 15 строфы)

- Ребята, как вы считаете, что это была за туча? /13 слайд/

(Учитель читает с 16 по 23 строфы) /14 – 18 слады/

- Как вы думаете, а чем же всё закончилось?

- Ребята, а хотелось бы вам узнать, как у Есенина? (Да, интересно)

- Продолжим чтение.

(Учитель продолжает чтение с 23 по 28 строфы – до конца)

6. Проверка первичного восприятия прочитанного.

- Поднимите руку, ребята, чьи предположения подтвердились?

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? А чтобы точнее выразить свои чувства вы можете воспользоваться словарём настроений. (Чувство грусти, печали) /19 слайд/

- Менялось ли ваше настроение в течение прослушивания? (Да менялось)

- Как оно менялось?

7. Словарно-лексическая работа.

- Ребята, а как удалось Есенину вызвать у нас с вами такие чувства? С помощью каких слов и словосочетаний?

Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение данных словосочетаний. /20 слайд/

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Ребята, как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Описание природы.)

- Как вы понимаете следующие слова?

Прочитаем эти слова сначала орфографически (то есть как пишется), а потом орфоэпически (то есть как произносится). /21 слайд/

- дозорила – стерегла, охраняла;

- О ком это говорится?

- хоронились – прятались;

- не чуяла – не чувствовала;

- ватага – шумная толпа детей;

- раздолье – простор, широкое свободное пространство;

- расщелина – узкое ущелье в горах или глубокая щель, трещина в дереве, в камне.

8. Вторичное чтение и анализ произведения.

- Давайте прочитаем стихотворение «Лебёдушка».

- Но прежде потренируем свой голос.

Речевая разминка. /22 слайд/

- Представьте себе, что мы оказались в утреннем лесу. Пахнет свежестью, листвой, цветами. Давайте вдохнём этот аромат. Сделаем глубокий вдох и выдох. (Вдыхают носом аромат).

Вот у нас на ладошке оказалась капелька росы. Давайте подуем легонько на неё, чтобы она скатилась с ладошки.  (Дуют 1 раз на ладошку). А теперь подуем так, чтобы она укатилась как можно дальше. (дуют на ладошку сильнее несколько раз).

(На экране слова из стихотворения)

А кругом роса жемчужная

Отливала блёстки алые.

- Прочитайте вслух данные строки.

- Давайте будем читать эти строки, выделяя голосом подчёркнутые слова.

- А теперь, давайте прочитаем этот отрывок  с интонацией восхищения.

Самостоятельное чтение стихотворения учащимися по цепочке.

- Давайте выразительно прочитаем стихотворение «Лебёдушка».

 Во время чтения вы должны выразить своё отношение к происходящему, вложить душу.  Читаем по цепочке по 1 строфе. (Читают 1 часть: с 1 по 3 строфы 3 ученика) /23 слайд/

-  Какие картины вы увидели? (Как просыпалась природа)

- Предвещали ли они беду?

- Продолжаем чтение. (Читают 2 часть с 4 по 9 строфы)

- Как поэт описывает лебёдушку? /24 слайд/

- Продолжаем читать 3 часть (Читают с 10 по 14 строфы).

- Как вела себя лебёдушка? (Она дозорила, охраняла деток) /25слайд /

- Читаем дальше 4 часть (Читают с 15 по 23 строфы) /26 слайд/

- Какая беда приближалась? (Налетел орёл) /27 слайд/

- Как автор описывает орла?

- Сразу ли орёл увидел лебёдушку? Кого он увидел сначала?

- Как повела себя лебёдушка, увидев орла?

- Читаем последнюю 5 часть (Читают с 24 по 28 строфы)

- Что произошло с лебёдушкой и лебежатушками?

9. Физкультминутка /29 слайд/

Солнце спит, небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок.

Небо тучей заволок

И деревья раскачал,

Дождь по крышам застучал.

Барабанит дождь по крышам.

Солнце клонится всё ниже…

Вот и спряталось за тучи.

Ни один не виден лучик.

Спасибо, продолжаем работать дальше.

10. Вторичный синтез произведения.

Самостоятельна работа по вариантам.

- Ребята, вы сейчас ещё раз прочитали стихотворение. Я предлагаю поработать вам самостоятельно по вариантам. У вас на партах лежат карточки с заданиями (карточки разного цвета по вариантам).

Задание для 1 варианта: вам нужно найти и подчеркнуть эпитеты и глаголы, которые описывают  лебёдушку.

- Ребята, давайте вспомним, что такое эпитеты.

Эпитеты – это слово, придающее выражению образность, яркость, красочность. Чаще всего бывает именем прилагательным.

 - Кто не понял это задание? /30 слайд/

Задание для 2 варианта: нужно найти и подчеркнуть эпитеты и глаголы, которые описывают  орла.

  - Кто не понял задание?

- На эту работу вам даётся 3 минуты.

- Время вышло. Проверьте себя. /31 слайд/ Подчеркните недостающие слова. (На экране помещены все слова, которые должны были выписать дети).

        Поднимите руку, кто подчеркнул все нужные слова. Молодцы. С помощью этих слов поэт выражает своё отношение к героям стихотворения.

- Как относится поэт к лебёдушке? (С любовью)

11. Итог урока. /32 слайд/

- А теперь давайте подведём итог нашей работы.

- Что нового вы узнали?

- Что было интересным?

-  Почему стихотворение С. А. Есенина так берёт за душу?

- А почему она не была спасена? Да ребята, в жизни не всегда всё кончается счастливо. Счастливый конец бывает в сказках, а в жизни может быть по-другому.

- Получается, что в стихотворении «Лебёдушка» зло победило? (Мнение детей расходится).

- Нет, ребята, лебёдушка погибает, но не погибает добро, не погибает любовь матери к своим детям. Она подарила им жизнь.

Лебёдушка возвращается к нам в произведениях музыкантов, поэтов, художников.

Французский композитор Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется «Лебедь». (Звучит музыка)

Друзья, учитесь верности у Лебедей!
Любите так, 
Как любят эти птицы!
Ведь если взять вселенную, 
Ни с чем...
Любовь такая не сравнится.
Они не люди, 
Но какая стать,
Какая нежность, 
Преданность друг другу.
Их чувство невозможно передать,
Оно подобно истинному чуду!

12. Домашнее задание./33 слайд/

- Ребята, я вам предлагаю домашнее задание по выбору. На закладках, которые я вам приготовила, выберите из них то, которое бы вам хотелось выполнить.

1. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2.Выучить наиболее понравившийся отрывок из стихотворения.

3.Придумайте и напишите счастливую концовку к этому стихотворению.

4. Найдите и прочитайте другие произведения С. Есенина о природе.

13. Рефлексия. Оценивание. /34 слайд/

- Ребята, наш урок подошёл к концу. Мне приятно было сегодня с вами работать. А вам со мной?

- Ребята, а теперь давайте поможем распуститься цветку настроения.

        Если вам урок понравился, вам было всё понятно и интересно и вы активно работали, тогда возьмите красный лепесток.

        А если урок был интересен, но вы не достаточно активно проявили себя, тогда возьмите жёлтый лепесток. И помогите нашему цветку настроения распуститься. (Дети выходят к доске и прикрепляют лепестки к цветку).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по модулю "Основы православной культуры." Тема урока: "Христос и его крест"

Данная работа была защищена на курсах повышения квалификации . Смерть Иисуса Христа на кресте - центральный образ христианского искусства. Значение крестной казни Христа в том ,что « Он снизошел быть...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

урок-проект урока математики 2 класс

урок-проект математика 2 класс . Тема: "Узоры и орнаменты на посуде"...

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный...

Проект урока русского языка, 4 класс Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка

Тема: Общее понятие о наречии. Тип урока: Урок изучения нового материала. Форма урока: Урок – сказка...