Урок литературного чтения во втором классе Л.Н.Толстой "Косточка" Планета Знаний
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Арефьева Ольга Владимировна

Тема урока: Л. Н. Толстой  «Косточка».

Цели: создать условия для осознания учащимися  воспитательного воздействия художественного текста.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Косточка». Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и  выразительного чтения.

2. Способствовать развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы.

3. Содействовать воспитанию чувства сопереживания, умения прощать.

Планируемые результаты.

 Личностные:

содействовать формированию основы для эмоционального переживания  художественного текста;

начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в тексте;

формированию критериев  оценки человеческих поступков, привлечение собственного опыта практических действий.

Предметные УУД: учить работать с текстом;

формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения;

обобщить первоначальные представления  о нравственно-этических понятиях (обман, совесть, честность и др.);

анализировать внутреннее состояние персонажа и способы его выражения в  произведение.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;  разъяснять  учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию  и оценивать свою деятельность.

Познавательные УУД:

Содействовать развитию умения осуществлять поиск необходимой информации;

-формулирования  проблемы;

-развития умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы;

-выявлять сущность, особенности объектов  на основе анализа объектов  и делать выводы.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного взаимодействия учащихся;

- овладения монологической и диалогической формами речи;

- ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

-умения слушать собеседника

 Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, частично - поисковый метод , проблемный

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Оборудование : учебники Э.Э. Кац  «Литературное чтение»  2 кл, мультимедийная презентация, выставка книг Л.Н. Толстого, диск-энциклопедия Кирилла и Мефодия, толковый словарь  Ожегова, картинки- кадры для диафильма, карточки с опорными словами, ромашка для кластера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_arefeva.rar2.37 МБ

Предварительный просмотр:

                                                            Тема урока: Л. Н. Толстой  «Косточка».

Цели: создать условия для осознания учащимися  воспитательного воздействия художественного текста.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с рассказом Л. Толстого «Косточка». Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и  выразительного чтения.

2. Способствовать развитию критического мышления, умению высказывать своё мнение, делать выводы.

3. Содействовать воспитанию чувства сопереживания, умения прощать.

Планируемые результаты.

 Личностные: 

содействовать формированию основы для эмоционального переживания  художественного текста;

начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в тексте;

формированию критериев  оценки человеческих поступков, привлечение собственного опыта практических действий.

Предметные УУД: учить работать с текстом;

формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения;

обобщить первоначальные представления  о нравственно-этических понятиях (обман, совесть, честность и др.);

анализировать внутреннее состояние персонажа и способы его выражения в  произведение.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Способствовать развитию умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;  разъяснять  учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 

развивать способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию  и оценивать свою деятельность.

Познавательные УУД:

Содействовать развитию умения осуществлять поиск необходимой информации;

-формулирования  проблемы;

-развития умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы;

-выявлять сущность, особенности объектов  на основе анализа объектов  и делать выводы.

Коммуникативные:

Создать условия для учебного взаимодействия учащихся;

- овладения монологической и диалогической формами речи;

- ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации.

-умения слушать собеседника

 Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные, частично - поисковый метод , проблемный

Форма организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах.

Оборудование : учебники Э.Э. Кац  «Литературное чтение»  2 кл, мультимедийная презентация, выставка книг Л.Н. Толстого, диск-энциклопедия Кирилла и Мефодия, толковый словарь  Ожегова, картинки- кадры для диафильма, карточки с опорными словами, ромашка для кластера.

I.Организационное начало урока. Психологический настрой.

Слайд№1.

-Хорошо, что солнце светит? (изображаем солнце)

-Хорошо!(дети хлопают в ладоши)

-Хорошо, что дует ветер? (изображаем ветер)

-Хорошо!

-Хорошо в краю родном?(разводят руки)

-Хорошо!

-Хорошо там, где наш дом?

-Хорошо жить дружно в нём?

Хорошо!

Всё у нас хорошо, прекрасное настроение - улыбнулись друг другу, солнышку, новому дню, нашим гостям. И с таким прекрасным настроением начнём наш урок.

 II.Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

Слайд№2.- (На слайде картинки: слива, вишня, абрикос.)

-Что вы видите на слайде? (ягоды)

-Ребята, что общего у этих ягод? ( Косточка) Что вы знаете о значение этого слова? Найдём значение этого слова в словаре.

Работа со словарём (2 человека работают с электронным словарём,2 человека-словарь Ожегова)

Слайд№3.- (зачитывают значения, появляется слайд)

Какое это слово?  «косточка» - многозначное слово.  

-Как вы думаете, почему сегодня на уроке мы вспомнили о косточке?

Слайд№4. (Мы будем читать рассказ «Косточка»)

Кто автор этого произведения? ( Л. Н. Толстой)

Сформулируйте тему нашего урока. (Л.Н.Толстой  «Косточка»)на слайде появляется(записываю на доске) Слайд№5

Какую цель мы для себя поставим на уроке?

(Узнать мудрость произведения)

Чтобы реализовать поставленную цель, какие учебные задачи поставим? Слайд№6

 Выберем их  на слайде. Слайд№7

-Мы будем  читать рассказ, анализировать его, решать трудные вопросы, проводить словарную работу, выполнять творческие задания.

- Знаком ли вам  писатель Толстой? Что вы о нем знаете?

- А хотели бы вы узнать о нем еще? Тогда слушайте…

III.Открытие новых знаний.

1.Актуализация знаний. Биографическая справка. Сообщения подготовленных учеников.

СЛАЙД8 Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили наши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад.

СЛАЙД 9,10, Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику не было ещё двух лет, умерла его мать. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

СЛАЙД12,13 Всю жизнь Толстой, 82 года, посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их.

СЛАЙД 14 Он начал работать над «Азбукой». Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котёнок», «Ноша», «Филипок», «Ёж и заяц». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира. (Выставка книг)

2.Первичное восприятие рассказа.   Прослушивание аудиозаписи.

–А сейчас внимательно послушайте рассказ  «Косточка» и подумайте, сюжет этого рассказа выдуман писателем или нет?

( Дети слушают произведение ) Слайд№15

– Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем? (Нет)

– Почему вы так думаете? (Такой же случай мог бы произойти и в реальной жизни)

– Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней.

– Как вы думаете, если это было на самом деле и история не придумана автором, то к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»? (Быль.) Слайд№16

– Что такое быль? ( Быль – рассказ о том, что произошло на самом деле.) слайд17

- На ваш взгляд, что хотел сказать вам великий писатель, педагог своим рассказом? (брать без разрешения нельзя, нельзя обманывать)

- Вам по 9 лет, вы этого не знали?

- Получается, что великий Толстой зря написал рассказ?

- Я предлагаю вам разобраться, для чего Л. Толстой написал «Косточку»? Что он хотел сказать своим рассказом? (проблемная ситуация)

 3.Словарная работа. Работа со словарём

Прежде чем мы продолжим работу над произведением, необходимо выяснить смысл непонятных слов

Горница  чистая половина крестьянской избы.   Слайд№18

Сочла – сосчитала. Слайд№19

Покраснел как рак – покраснел сильно (от стыда).

4.Повторное чтение текста учащимися и его анализ ( коллективная работа)

 Прочитаем  текст,  выберем слова, описывающие  действия Вани и выясним –

Почему мальчик попал в такую неприятную ситуацию? (проблемная ситуация)(на доску- карточку)и на слайде20

Ответив на этот вопрос, мы сможем  ответить на главный вопрос урока - Зачем написал Толстой это произведение, в чём  мудрость произведения)

Беседа по содержанию.

- Долго ли Ваня готовился съесть сливу?  Прочитайте ( до слов Он всё ходил мимо)

- Выберите из этой части слова, описывающие его действия.

СЛАЙД 21

никогда не ел

нюхал их

они нравились

очень хотелось съесть

ходил мимо

- О чём вам эти слова говорят? (Хотел съесть, но сомневался) 

- А что произошло дальше? Прочитайте. ( до слов «Не удержался, схватил и съел») на доску-не удержался Слайд№22

- Как вы думаете, хорошо он поступил?

- А кто-нибудь это видел? (Нет)

- Так может, надо было автору закончить рассказ на этом месте?

- Почему автор написал продолжение?

- Как дальше развивались события.

(Дети читают  до  предложения - Все сказали: «Нет»)

- Как отец понял, что Ваня причастен к пропаже? читают (Ваня покраснел, как рак…) на доску- покраснел Слайд№23

- Как в этой ситуации поступил отец? до слов Ваня побледнел (Он придумал рассказ о косточке, который помог невольно Ване сознаться)

- Как вы думаете, Ваня испугался? (Да)


- Докажите словами из текста. (Ваня побледнел) на доску-побледнел

- Прочитайте последнее предложение

- Отчего Ваня заплакал? на доску-заплакал

СЛАЙД 24

- Выберите правильный ответ:

- Ему не понравились сливы

- Ему хотелось ещё слив

- Ему стало страшно, что он умрёт

- Ему стало обидно, что он сказал неправду

- Он съел косточку

- Успел ли Ваня насладиться вкусом сливы?

– Что же плохого сделал Ваня?

– Как вы относитесь к поступку мальчика? ( Его жалко, он совершил плохой поступок и вкусом сливы не насладился)

-А поступаете ли вы так сами?

На доске  - не удержался,  покраснел,   побледнел, заплакал).

 - Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика? (Автор объясняет, почему он совершил плохой поступок, рассказывает, как тот боролся с собой, как ему было стыдно)

-С помощью глаголов мы указали факты, теперь - определим причину, внутренне состояние Вани, выбрав  соответствующую карточку-причину.

Проблема            Причина                Причина         Причина         Причина                    Вывод

                                                                                                                                                                 

(Проговариваем проблему и вывод  с опорой на схему на доске)

Слайд№25

IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Слайд№26-31

2. Составление кластера

- Кто является главным героем рассказа?

Составим   характеристику главного героя.(в этом нам поможет ромашка)


Простой вопрос. – Когда-нибудь  Ваня пробовал сливы? (Нет и ему было очень интересно,  любопытно узнать, что это?)

-Значит, какой Ваня? (Любопытный, любознательный)

Уточняющий вопрос. – Объясни, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения? (Знал и поэтому очень долго сомневался взять или нет)  - Нерешительный, неуверенный, робкий.

Интерпретационный (объясняющий) вопрос.– Почему же он съел сливу? (Очень хотелось попробовать! И к тому же в комнате никого не было, он наверно подумал, что никто не узнает) Хитрый, немного лукавый

Творческий вопрос. – Придумай, что было бы, если бы Ваня не съел сливу? (Он бы не оказался в такой неприятной ситуации и оставался  правдивым и честным   мальчиком).Но сделал это и поэтому мы можем сказать, что он честный и правдивый, он сказал неправду) Какой Ваня? (Неискренний, обманчивый)

Оценочный вопрос. – Ваня распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему?(Нет, он и не понял, что съел, но чувство стыда за свой поступок не давало ему покоя) Стыдливый, застенчивый

Практический вопрос. – Как бы Вы поступили на месте Вани?

Не смотря на то, что Ваня  слукавил, схитрил, был неискренен, он остался очень добрым мальчиком, которому сильно стыдно за свой поступок.

https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298847/img21.jpg

Какой же был Ваня?

Любопытный (любознательный)

Нерешительный (неуверенный, робкий)

Лукавый (хитрый)

Неискренний (обманчивый)

Застенчивый (стыдливый)

Добрый

VI.Закрепление.

1.Составление диафильма (мини-проект) работа в группе

А сейчас мы с вами составим диафильм

 На  столе лежат кадры- картинки их нужно расположить в нужной последовательности и озвучить.(работа в группе)

 (Все выстраиваются у доски, у каждого по 2 картинки и озвучивают своими словами)

1.Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда.

2.Он всё ходил мимо слив.

3.Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

4.Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.

5. «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу».

6.Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт.

7.Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

8.И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Слайд№32

Какая из данных пословиц больше подходит к произведению, к нашему диафильму?

Друг познается в беде.

Поспешишь – людей насмешишь.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

2.Написание синквейна про семью  Вани: 

– Как вы поняли, зачем отец  за столом завел этот разговор?
– Почему все засмеялись?
– Что можете сказать о семье Вани? Какой она была? ( Дружной, любящей, доброй)

-Объясните поведение  старших? (Беспокойство)

-Почему Ваня не сразу, но признался? (Испугался за свою жизнь, понял, что о нём волнуются, что в семье так поступать нельзя).

-Роль поступков очень велика для человека?

-Как вы думаете, может человек влиять на  поступки?

Составим синквейн  про семью

1строчка  одно существительноё - Семья

2 строчка два прилагательных  (Какая была семья?)- дети перечисляют(Дружная, добрая. заботливая, крепкая, родная, любимая, счастливая) Слайд№33

3строчка  три глагола  (Что делает семья друг для друга?)- (Учит, помогает, заботится, сплачивает, понимает, любит, поддерживает, воспитывает) Слайд№34

4 строчка -Как вы относитесь к тому, о чём написано в рассказе? Семья – самое дорогое для человека

5строчка -Можно ли одним словом выразить свою мысль, своё отношение  к  прочитанному?  Что почувствовал Ваня  в своей семье? (Забота, уют, любовь, поддержка , доброта, счастье, внимание) Слайд№35,36

Слайд№38

VII. Итог урока.

Прочитав произведение, проанализировав его, скажите же мне какой же  мудрости нас учит Л.Н.Толстой в этой были, зачем он написал её?(…)

Обобщение. Рассказ  непростой, серьёзный. Рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга, умеют прощать друг друга. Учит не обманывать если обманул, надо признаться  - близкие тебя поймут и помогут. Это был для Вани урок на всю жизнь, больше он никогда не поступит.

Рефлексия. Слайд№39

-Доскажите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

У меня получилось …

Мне захотелось…

Выставление отметок.

VIII. Домашнее задание.

Перечитайте быль на стр. 92, нарисовать обложку к нашему проекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Авторская модель урока литературного чтения во втором классе Байгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов

Авторская модель урока литературного чтения во втором классеБайгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов Тема:М. Алимбаев «Благословение аксакала», Ж. Кенжалиев «Дорога»Цели урока: ...

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)

Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)  и освоить социокультурные кат...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 2)

На данном уроке ведущая технология – технология развития критического мышления (приём рефлексии– «Синквейн»). Задача  урока продолжение работы  с содержанием рассказа...