урок литературного чтения в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Анохина Татьяна Валентиновна

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Литературное чтение, 4 класс. Урок изучения нового материала.

Учитель начальных классов Анохина Татьяна Валентиновна

"Ямбулатовская начальная общеобразовательная школа" - филиал МБОУ "Коргузинская средняя общеобразовательная школа" , Верхнеуслонский  муниципальный район, Республика Татарстан

2017 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_4_klass.doc83 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Цели:

1. Познакомить детей со сказкой А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”. Обогащать словарный запас учащихся.

Формировать умение прогнозировать текст.

2. Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

3. Воспитывать любовь к чтению, к сказкам.

Цели урока будут достигнуты путем решения задач по формированию универсальных учебных действий.

Задачи:  формирование грамотного квалифицированного читателя на основе учебной стратегии. Чтение с остановками в технологии критического мышления.

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках;

- воспитание лучших качеств личности: чуткость, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремленности, терпения;

- воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературного чтения.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» , Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина, кроссворд, портреты  А.С.Пушкина, няни Арины Родионовны, экран, мультимедийный проектор, ноутбук.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

         -  На стульях сидят шалунишки,

Листают волшебные книжки.

Ожидание чуда, благости

Всех коснется, к общей радости.

Тихо, тихо, чуть дыша,

Входит сказка не спеша.

2. Вступительная беседа.

- Почему этими строками начинаем мы наш урок?

- Какой раздел изучаем?

Д. Великие русские писатели.

Д.  Урок лит. чтения, говорим о произведениях А.С.Пушкина.

– Ребята, многие люди в мире знают этого человека (портрет).

Давайте еще раз назовем имя того, кто подарил миру много  замечательных произведений.

Д – Это великий русский поэт А.С.Пушкин.

Уч. -  А.С.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомимся в 1, 2, 3 классах, перейдя в среднее звено, вы тоже будете изучать его произведения.

Уч. – Послушайте, какое стихотворение посвятила А.С.Пушкину известная поэтесса А.Ахматова.

Смуглый отрок бродил по аллеям                        

У озерных глухих берегов

И столетия мы лелеем  

Еле слышный шелест шагов.

Уч. – Вспомните, когда и где родился  А.С.Пушкин?

- Кто был лучшим другом поэта?

- Где учился А.С.Пушкин?

- С кем из известных писателей дружил А.С.Пушкин?

Уч. – Какие стихотворения  А.С.Пушкина вы знаете?

3. Проверка домашнего задания.  

-  Домашнее задание у вас было подготовить наизусть стихотворение «Няне».

                ° Учащиеся читают наизусть стихи А.С.Пушкина

- чье исполнение вам понравилось больше?

- Как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение «Няне»?

- Молодцы, ребята. Вы отлично справились с домашним заданием.

4. Постановка цели урока.

 У. А. С. Пушкин писал произведения разных жанров. С ними мы  познакомимся на уроках литературного чтения.

Особенности, какого жанра перечислены у меня на доске: зачин, концовка, волшебство, трёхкратные повторы?

Д. Это сказка.

У. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Д. “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.

У. Хорошо ли вы знаете эти сказки, мы сейчас проверим, разгадав кроссворд

1. Как старуха называла старика в сказке “Золотая рыбка”? (Простофиля)

2. Глядь: опять пред ними землянка,
А пред нею разбитое …(Корыто)

3. Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)

4.Пристают к заставе гости
…. Гвидон зовёт их в гости. (Князь)

5. Птица, которая была посажена на спину для охраны границ. (Петушок)

6.И послушалась…. . 
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Волна)

-А сейчас обменяйтесь листочками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед. Сравните с эталоном на доске.

У. Какое слово объединяет все отгаданные слова?

Д. Сказка.

У. Молодцы, справились с заданием.

У. Когда мы читаем волшебную сказку, мы попадаем в удивительный мир. Только в сказках существует тридевятое царство, подводное царство, волшебство. В них есть фантастические персонажи: леший, колдунья. В сказках герои оживают, превращаются в предметы, в животных.

Иногда им помогают волшебные предметы или волшебные слова.

5. Работа над сказкой.

- Сегодня мы начнем читать  одну  из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже  знакома, может быть, вы даже  видели мультфильм. И, сегодня, мы убедимся еще раз, как  удивительно красив язык Пушкина и насколько вы внимательны и наблюдательны.

-  В основе этой сказки – лежит народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной, и записанная Пушкиным в Михайловском. Многие эпизоды придуманы  поэтом. Но в няниной сказке у царевны нет жениха, а в сказке Пушкина жених царевны королевич  Елисей.

-  При чтении  сказки вам встретятся незнакомые слова. Давайте разберём значение этих  устаревших слов.

Лексическая работа.   

Инда очи разболелись – даже глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Сенная девушка– служанка.

 

Чтение сказки.   С.78

- У. Ребята, я прочитаю вам начало сказки, а вы следите по учебнику и приготовьтесь отвечать на вопросы

Беседа о прочитанном.

- С какими героями сказки вы познакомились?

-  Какое время года описывается в данной части?

-  Сколько месяцев ждала царица своего царя?

-  Какое чудо произошло накануне Рождества?

- Когда воротился царь-отец?

- Что произошло с царицей?

- Через сколько времени царь женился на другой?

- Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

- Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем, представив себя богатырями как в сказке А. Пушкина.

Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

   

Прогнозирование содержания сказки.

- Ребята, как на ваш взгляд будут развиваться события дальше?

- Злая царица погубит царевну?

Самостоятельное чтение учащимися.  с. 78 –79

- Вы сейчас самостоятельно прочитаете 2 часть  (ЖУЖЖАЩЕЕ ЧТЕНИЕ). Читаете внимательно, так как вам предстоит ответить на  вопросы:

-  Найти и прочитать описание царицы.

 

- Что было дано ей в приданое?

-  Какое свойство имело зеркало?

- Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

Чтение по цепочке  3 части с. 79 - 81

- А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.

- Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.

Беседа о прочитанном.

- Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

-  Какой была молодая царица?

- Как звали её жениха?

-  Какое приданое приготовил царь своей дочери?

- Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

 

-  Как повела себя царица с зеркалом?

-  О каком качестве царицы этот поступок говорит?

-  Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

-  Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, какие поступки совершает?

Итог: - а  вас посещало чувство зависти? В каких случаях?

 - Зависть - это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере.

- но существует черная и белая зависть…..

 Белая зависть - это скорее радость за другого человека и при этом желание иметь то же, что есть у другого человека. В этом случае человек не желает зла тому, кому завидует, а радуется за него и старается сам добиться таких же результатов.

- Как вы думаете, царица изменится в следующих частях?

 На последующих уроках мы и узнаем.

6. Итог урока.

- Понравилась ли вам сказка?

Д. Да.

- Какие чувства вы испытывали при чтении сказки? Почему?

Д. Чувства страха, грусти.

-В какие моменты вам было страшно, грустно, смешно? Почему?

- Смешно, когда царица злилась на зеркало. Страшно то, что злая царица хочет погубить царевну.

-Ребята, с этой сказкой мы будем работать четыре урока. И создадим свою книгу сказочного настроения. У вас есть смайлики. Выберите тот, из них, который больше всего подходит к вашему настроению на этом уроке и вклейте в книгу сказочного настроения. В момент окончания изучения этого произведения мы посмотрим, какие эмоции подарила нам сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.

- С каким настроением уходим с урока? (Смайлики)

- Прекрасным, радостным, весёлым.

-А я оцениваю нашу совместную работу вот таким смайликом…

7.Домашнее задание.

  • Подготовить выразительное чтение 1-3 части сказки

  • Составить кроссворд по сказке А. Пушкина.

  • Нарисовать иллюстрацию к сказке

-Спасибо за урок. Можете быть свободны.

Урок чтения, говорим о сказках, рассказах

А. С. Пушкин

Портрет А.Пушкина              

6 июня 1799г., в Москве

Арина Родионовна

В Царскосельском лицее

В.А.Жуковский 

р

Туча. Няня. Осень…

Портрет няни.

 

оценки

карточки

     

Выставка книг (сказки)

Каждый ребенок получает кроссворд

(для проверки на доске вывешивается эталон )

 

Слайд №1

Слайд №2

Слайд№3

Царь, царица, дочь

Зима

9 месяцев

Родилась у царя дочь

Рано утром

Умерла

Через год

Слайд №4

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

Слайд №5

Слайд №6

Царицу с зеркалом.

Белолица, черноброва

Елисей

Семь торговых городов, да 140 теремов

Но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Злость, зависть

Злые, низкие, мстительные

Ответы детей и свой вариант ответа, как эталон

Смайлики.  Дети вывешивают смайлики на доску

Мой смайлик

Слайд№7

Критерии: (говорю)

3 задания – оценка 5

2 задания – оценка 4

1 задание – оценка 3



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Литературное чтение, 4 класс Учитель Анохина Татьяна Валентиновна « Ямбулатовская НОШ» - филиал МБОУ « Коргузинская СОШ» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Электронное пособие 1

Слайд 2

2 Александр Сергеевич Пушкин Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

Слайд 3

3 даже глаза разболелись Лексическая работа Перст - Сочельник - Сенная девушка - служанка вечер накануне Рождества палец Инда очи разболелись-

Слайд 4

Электронное пособие 4

Слайд 5

Электронное пособие 5

Слайд 6

Электронное пособие 6

Слайд 7

Электронное пособие 7

Слайд 8

8 Домашнее задание подготовить выразительное чтение I - III части сказки . Составить кроссворд по сказке А.С.Пушкина Нарисовать иллюстрацию к сказке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...