Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: С. К. Есенин « Поет зима, аукает».
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Юранева Людмила Григорьевна

    Умение анализировать текст стихотворения, находить выразительные средства, эпитеты, олицетворения, сравнения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_lit.cht_._yuraneva_l.g.docx24.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения в 3 классе.

    Тема: С. К. Есенин « Поет зима, аукает».

    Юранева Людмила Григорьевна

    Учитель начальных классов

    МБОУ» Выльгортская средняя общеобразовательная школа №1»

    Для учащихся 3 класса (9-10 лет)

    Регулятивные УУД

    1. Определять цель учебной деятельности совместно с учителем и самостоятельно.
    2. Умение вести диалог с учителем и сверстниками

                                           Познавательные УУД

    1. Делать выводы на основе обобщенных знаний
    2. Умение анализировать текст стихотворения, находить выразительные средства: эпитеты, олицетворения, сравнения.

    Коммуникативные УУД

    1. Умение работать в группе, договариваться друг с другом.

    I    Организациооный момент

        Д:   Учитель входит, надо встать

    Когда он сесть позволит, сядь

    Ответить хочешь, не шуми

    А только руку подними

     У:  Ребята,  начинаем   урок литературного чтения

    II Знакомство с содержанием 7 го раздела

    Определение основного вопроса урока. Постановка целей.

    У Как  называется новый раздел?

    Д. Поет зима, аукает…

    У. Что можно предположить по названию раздела?

    Д. Мы будем  читать  произведения  о зиме.

    У. Рассмотрим содержание раздела на стр. 207

    Д. Мы будем знакомиться с авторами: К. Бальмонт, И. Брордский, Ю. Мориц, А Барто, Б. Пастернак, В. Бианки и т.д.

    У.Спасибо, молодцы!

    У.С каким произведением познакомимся сегодня?

    Д.: Мы познакомимся с произведением С.Есенина «Поет зима, аукает».

    У.: Знаком ли нам поэт С.Есенин?  

    Д.: Да, мы учили наизусть стихотворение «С добрым утром».

    У.: Прочитайте, пожалуйста, отрывок.

    Д.: Задремали звезды золотые

          Задрожало зеркало затона

          Брезжит свет на заводи речные

          И румянит сетку небосклона.

    У. Какие поставим цели на сегодняшний урок?

    Д:1.  Научимся читать выразительно.

    1. Постараемся понять, что хотел нам сказать поэт. Мы знаем, что он любил природу.
    2. Найдем художественные выразительные средства.

    У.: Спасибо. Молодцы. Еще раз прочитайте заглавие стихотворения.

    III  Работа над содержанием стихотворения.

    Д.: Поет зима, аукает.

    У.: Как аукает зима?

    Д.: Вой и свист ветра, завывание метели.

    У.: Хотите послушать стихотворение? Я прочитаю вам стихотворение. Понравилось вам стихотворение? Какие картины представили?

    - А теперь прочитаем по кусочкам и попробуем проанализировать, почувствовать язык С.Есенина, послушать зиму.

    Д.: Поет зима, аукает

          Мохнатый лес баюкает

          Стозвоном сосняка.

    У.: Представили себе мохнатый лес под снегом. Что он делает?

    Д.: Он звенит на морозе, деревьев много.

    У.: И С.Есенин нашел интересное слово «стозвон». Метель убаюкивает лес.

    У.: Читаем далее: Кругом с тоской глубокой

                            Плывут в страну далекую

                            Седые облака.

    У.: Увидели эти облака? «Седые» - значит какого цвета?

    Д.: Грязно-белого, серого, тусклого.

    У.: О чем тоскуют облака? Читаем далее.

    Д.: А по двору метелица

          Ковром шелковым стелется

          Но больно холодна.

    У.: Какой звук повторяется?

    Д.: Звук

    У.: Почему, как вы думаете?

    Д.: Звук усиливает ощущение холода.

    У.: Молодцы. Читаем далее.

    Д.: Воробышки игривые

          Как детки сиротливые

         Прижались у окна

         Озябли пташки малые

         Голодные, усталые

         И жмутся поплотней.

    У.: Представили таких озябших воробушков?

     Как С.Есенин относится к птичкам.

    Д.: Он жалеет их, маленьких пташек, как сиротливых деток.

    У.: Читаем дальше.

    Д.: А вьюга с ревом бешенным

          Стучит по ставням свешенным

          И злится все сильней

    У.: Какое слово непонятно?

    Д.: Ставни.

    У.: Что такое ставни? Найдем слово в словаре.

    Д.  Это  створки из досок для прикрытия окон.

    У. Вы заметили: сначала была метелица. А теперь ревет вьюга…

    Читаем далее.

            И дремлют пташки малые

            Под эти вихри снежные

            У мерзлого окна.

            И снится им прекрасная

            В улыбках солнца ясная

            Красавица весна.

    IV  Физминутка

    Ветер оставил лес -   машем руками

    И взлетел до небес - руки вверх , поднимаемся на носочки

    Оттолкнув облака - плавные движения руками влево, вправо

     В белизну потолка -  смотрим вверх, движение головой

    У.: Ребята, я предлагаю вам поработать в группах и найти художественные  выразительные средства.

    V  Работа в группах

    1 группа – эпитеты

    2 группа – олицетворение

    3 группа – сравнения

    Ответы:  

    1 группа – Д.: Мы нашли эпитеты – слова: тоска глубокая, седые облака, бешеный рев.

    2 группа – Олицетворения: плывут облака, метелица ковром стелется, вьюга стучит, вьюга злится

    3 группа – сравнения: ковер шелковый, ковер холодный, детку сиротливые (воробушки)

    У.: А теперь я предлагаю сравнить две картины, нарисованные в стихотворении: зима и весна. На листочках попробуйте найти признаки

    У.Зима( какая?)

    Д Холодная, бешенный рев вьюги, птички как детки сиротливые, стозвон сосняка

    У А весна ( какя?)

    Д. Прекрасная, улыбчивая, ясная, красная

    У.: Ребята, вы заметили, что читая стихотворение, мы постоянно слышим звуки?   Какие звуки зимы услышали?

    Д.: Вой, рев, ауканье, завывание.

    У.: А можно нарисовать словесную картину?

     Какие краски увидели?

    Д.: Мы увидели белый и серый цвета.

    У.: Докажите.

    Д. Седые облака, метелица, вьюга, мерзлое окно. Мы увидим эти цвета

    У. А теперь прочитаем стихотворение выразительно

    VI  Итог урока

    У: - Какие цели ставили на уроке?

    Д:1.  Научиться  читать выразительно.

    2 Мы хотели понять, что хотел нам сказать поэт. Мы знаем, что он любил природу.

    3  Мы нашли  художественные выразительные средства.

    У  Про рефлексируем свою работу. Лист рефлексии перед вами.

    Д.  Какое будет  домашнее задание, как вы думаете?

    Д. Мы хотим выучить наизусть произведение С. Есенина. И постараемся подобрать музыку к данному стихотворению.

    Д. Я думаю, что к данному произведению я послушаю музыку П.И. Чайковского.

    ПРИЛОЖЕНИЕ:

    Лист рефлексии

    Сегодня я узнал

    Было интересно

    Было трудно

    Я выполнил задания

    Я понял, что..

    Теперь я могу..

    Я почувствовал, что

    Я приобрел

    Я научился

    У меня получилось

    Я смог

    Я попробую

    Меня удивило

    Урок дал мне для жизни

    Мне хотелось


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…"

    Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему: С.А. Есенин "Поет зима – аукает…", написанный в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке просматривается работа в парах, групповая работа, ме...

    Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

    Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

    Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация

    Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...

    Урок литературного чтения 4 класс (II вид) Сергей Есенин стихотворение "Пороша"

    Данный урок проводился в классе для детей с нарушениями слуха (слабослышащие, имплантированные). На уроке использовались прием моделорования для создания обложки книжки-малышки....

    ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

    Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

    Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

    Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...