Звуки [д'], [д]. Буквы Д, д.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Ватолина Зульфия Рафаиловна

планета знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_d_d._bukvy_d_d.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте (чтению)

Тема:  Звуки [д'], [д]. Буквы Д, д.

Образовательная система: «Планета Знаний».

Предмет: обучение грамоте.

Класс: 1

Учебник: Т. Н. Андрианова «Букварь», издательство «Астрель»,  Москва, 2011г.

Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте.

Форма урока: классно-урочная.

Оборудование: для учителя- картинки с изображением различных предметов для выделения новых звуков, картинка для проведения дидактической игры по выделению новых звуков, карточки с буквами для проведения дидактической игры для узнавания новой буквы; для учеников - карточка слоговица для плохо читающих  учеников, карточка для работы в парах, трафарет буквы для рефлексии.

Цель урока: познакомить учащихся с новыми звуками и буквой их обозначающей; учить читать слова и предложения с новой буквой.

Задачи:  познакомить детей со звонкими согласными звуками [д] [д,], буквами Дд; учить читать слоги, слова, предложения, рассказы  с этой буквой; развивать речь учащихся с опорой на имеющийся у них опыт и знания, фонематический слух, внимание, словесно-логическое мышление, память, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдения делать выводы, формулировать правила; воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

Формы работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная, парная, разноуровневая;

Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, упражнение, самостоятельная работа.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Цель: подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность.

- Приготовьте свои глазки и  ушки, чтобы на уроке они могли всё видеть, слышать и запомнить.

II.   Речевая разминка.

Цель:  продолжить работу по подготовке речевого аппарата для правильного звукопроизношения, по  постановке правильного дыхания.

- На уроке нам придется много говорить, читать, поэтому надо подготовить свой речевой аппарат. Сделаем зарядку для губ и языка. Упражнение «Пятачок» - вытянуть губы и растянуть в улыбке. Пятачок хмурится и улыбается.

Упражнение «Конфетка» - губы сомкнуты, языком за ними перемещаем воображаемую конфетку вправо-влево, вверх- вниз, по кругу.

Упражнение на постановку дыхания «Свеча» - бесшумный вдох через нос, выдох через рот на горящую свечу, стоящую на расстоянии. Задача не погасить свечу, а заставить пламя плавно «танцевать». Выдох через плотно сжатые губы.

Упражнение на дикцию. Произнести скороговорку сначала медленно, затем убыстряя темп и быстро. Дед Данила делил дыню. Произнесите с разной интонацией, отвечая на вопрос . Кто делил дыню? Как звали деда? Что делал дед Данила? Что делил дед Данила?

III. Актуализация знаний.

Цель: обеспечить высокий уровень вовлеченности учеников в учебную деятельность, развитие логических операций, подвести учащихся к формулированию темы урока.

На доске карточки с изображением 1 группа: кит, кот, дятел; 2 группа: дом, машина, малина.

- Назовите предметы в первой группе.

-Назовите предметы во второй группе.

- С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

+ С помощью слов.

-Чем предмет отличается от слова?

+ Предмет можно потрогать и увидеть ,а слово услышать и произнести.

-Исключите одно из слов первой группы по самостоятельно выбранному признаку.

+ Дятел, т.к. в нём 5 звуков, а в остальных словах звуков 3.В нем 2 слога, а в остальных словах 1 слог.

- Какое слово можно исключить из второй группы?

+ Дом, т.к. в нём 3 звука,1 слог, слово оканчивается на согласный, а в остальных словах по 6 звуков, 3 слога и они оканчиваются на гласный.

IV. Формулирование учащимися целей и задач урока.

Цель: реализация идеи педагогического сотрудничества через самостоятельное формулирование учащимися темы и задач урока. На основе активной речемыслительной деятельности ученики участвуют в целеполагании. Такой подход создает у учащихся самоустановку на достижение цели урока, стимулирует плодотворную учебную деятельность.

- Произнесите первые звуки из исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

+ Слово дятел начинается со звука [д,], а слово дом со звука [д]. Значит, тема урока «Звуки [д] [д,] и буква их обозначающая».

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока, продолжив предложения.

Карточка.    

На уроке  мы  должны познакомиться…………

                                        научиться отличать……….

                                        учиться читать……….

V. Усвоение новых знаний.

Цель: познакомить детей со звонкими согласными звуками  [д] [д,]  и  буквами Дд.

Знакомство с новыми звуками.

 Цель: артикулирование новых звуков.

- Где живёт дятел? (на дереве)

Что строит дятел? (дупло)

-Назовите все предметы. Что общего в этих словах?

+Дятел, дом, дерево, дупло. Все слова начинаются со звуков [д] [д,].

- Сейчас   мы исследуем эти звуки. Сегодня исследователями будут ….. Их задача проанализировать слова и ответить на три вопроса: звуки [д] [д,]  гласные или согласные, звонкие или глухие, какие бывают в словах твёрдые или мягкие?

Вывод: Звуки [д] [д,]  согласные, потому что произносятся с трудом, они звонкие, потому что произносятся с голосом и шумом, в словах бывают твердыми и мягкими.

- Кто повторит вывод наших исследователей?

-Посмотрите внимательно на картинку с изображением предметов, в названии которых есть новые звуки. Запомните их. Назовите предмет для своего товарища, а он определит, в какой части слова новый звук и какой он твёрдый или мягкий.

Физкультминутка.

Цель: создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни. Соединение структурных частей урока. (Физкультминутка проводится с дидактическим заданием по теме урока с небольшой мыслительной нагрузкой, поэтому не разрывает, а соединяет части урока.  

- Давайте вспомним правильный режим дня. Я буду называть его пункты, а вы, если в их названии есть звуки [д] [д,], изобразите его содержание соответствующими движениями.

1. Подъём -7 часов 30 минут. (Встают из-за парт)

2. Водные процедуры-7часов 40 минут. (Имитируют умывание)

3. Завтрак- 8часов

4.Занятия в школе – до 12 часов 30 минут.(Изображают занятия в школе)

5. Обед-13 часов.

6. Прогулка - полтора часа.

7. Ужин - в 19 часов. (Движениями показывают, что они ужинают)

8. Подготовка ко сну-21 час. (Движениями показывают, что готовятся спать.)

Знакомство с буквой.

Цель: познакомить учащихся с графическим изображением новых звуков.

- Мы познакомились с новыми звуками. С чем теперь мы будем знакомиться?

+С буквой, которая обозначает эти звуки.

-Я буду показывать разные буквы, если вы увидите новые буквы, то хлопайте в ладоши, а если нет, то качайте головой.

- Кто знает, как правильно называется эта буква?

- Для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?

VI. Закрепление новых знаний.

Чтение слогов, слов, предложений.

На этапе чтения слогов, слов и предложений организована дифференцированная работа по уровню подготовки детей к чтению.

Цели: формирование навыка чтения у детей, которые до школы не читали, совершенствование этого навыка у читающих детей, развитие интереса к чтению, желания читать. Формирование  умения читать открытый слог слитно, осознание роли новой буквы и её места в составе слова. (Чтение слияний осуществляется группой плохо читающих детей под руководством учителя). Формирование навыка слогового чтения с переходом на чтение целыми словами. (Вторая группа средне читающих учеников читает слова самостоятельно. В ходе индивидуальной  и коллективной проверки  с этими же словами выполняется ряд заданий, которые помогают избежать механического повторения, обеспечивают сознательность чтения. Такое совмещение чтения с развитием интеллектуальных операций способствует работе по формированию словесно-логического мышления.

Работа по учебнику «Букварь», стр.62.

Задания: 3 группа (плохо читающие дети) прочитать слоги по карточке - слоговице, прочитать слова в столбиках в учебнике; 2 группа (средне читающие дети) прочитать слова в столбиках, найти в тексте слова с новой буквой и прочитать их; 1 группа (хорошо читающие дети) прочитать слова в столбиках и текст.

Проверка качества и осознанности чтения.

-Прочитайте слова 1 столбика. (Ученики 3 группы)

-Прочитайте слово, в котором букв больше, а предмет маленький.

 -Прочитайте слово, в котором букв меньше, а предмет большой.

-Прочитайте слова 2 столбика. (Ученики 2 группы)

- Можно ли их назвать родственными? Почему?

+ В них есть общий смысл и одинаковая часть.

- Что обозначают  слова дубок (молодой, маленький дуб); дубрава (дубовый лес); дубовый (то, что принадлежит дубу, сделано из него) лист, веник, стол, брус.

-Прочитайте слова 3 столбика.

- Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что? Кто? Какой?

Физкультминутка.

Профилактика сколиоза и близорукости.

Обхватите руками спинку стула. Быстро поморгайте, закройте глаза. Посидите спокойно, медленно считая до пяти. Повторите три-четыре раза.

- Прочитайте текст по цепочке. (Ученики 1 группы)

-Ответьте на вопрос: Как называются такие домики? (Скворечники)

- Сколько дубов росло? Где жила сова? Кто жил в норе? Как звали детей?

- Выразительное чтение текста.

Творческое задание. Работа в парах.

Цель: развитие словарного запаса, умения работать самостоятельно, оценивать работу своего товарища.

Задание на карточке. Соединить название домика с его обитателем.

1 вариант.          Лисица------берлога                        мышка-------хатка

                             Бобры-------логово                         медведь-------норка

2 вариант.           Собака--------конюшня                  голуби--------конура

                             Лошади------овчарня                     овцы---------голубятня

Проверка работы в парах выборочно. Дополнительные вопросы:  О каких животных шла речь в карточке 1 варианта? 2 варианта? Кто помогает разным животным обустраивать свое жилище?

VIII. Итог урока.

 Цель: подводятся итоги урока, дается устная оценка работы учащихся.

-Вернемся мысленно к началу урока. Вспомним, какие цели мы поставили для себя. Выполнили ли мы эти задачи? Оцените, как вы поработали на уроке.

IX. Рефлексия.

-Перед вами лежат трафареты буквы д, обведите их и закрасьте красным цветом, если считаете, что вы все поняли, на уроке вам было интересно. Синим цветом, если вы что-то не поняли, и на уроке вам было не интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....