Буквы А а –О о.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Комарова Екатерина Витальевна

Цели: познакомить учащихся с гласными звуками [ а] , [о] и буквами А а, О о, обозначающими эти буквы на письме.

УУД:

·        определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

·        проговаривать последовательность действий на уроке;

·         высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

·        ориентироваться в учебнике;

·        находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·        оформлять свои мысли в устной форме;

·        распознавать изученные буквы, читать их ряды, перемещая ударение;

·        слушать и понимать речь других. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a-o.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет обучение грамоте (чтение)Класс 1 класс

Автор учебника Бетенькова Н.М.

Тема урока:                     Буквы А а –О о.

Цели: познакомить учащихся с гласными звуками [ а] , [о] и буквами А а, О о, обозначающими эти буквы на письме.

УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  •  высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • распознавать изученные буквы, читать их ряды, перемещая ударение;
  • слушать и понимать речь других.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Средства обучения: учебник, наглядный материал, раздаточный материал.

Ход урока

1. Этап мотивации  к учебной деятельности.

Встали тихо, замолчали, 
Всё, что нужно, вы достали. 
Приготовились к уроку, 
В нём иначе нету проку. 
Здравствуйте, садитесь, 
Больше не вертитесь. 
Мы урок начнем сейчас, 
Интересен он для вас. 
Слушай всё внимательно, 
Поймешь всё обязательно.

Мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие в сказочные города Звукоград и Буквоград. Там нас ждут самые необыкновенные чудеса. Поезд нас уже ждет, вы готовы отправиться в путь? (Звучит "Песенка паровозика”, дети становятся друг за другом – "паровозиком” и "едут” в необыкновенный город, по окончанию музыки садятся на свои места, слушают объявление)

 Дыхательная гимнастика.

- Набираем воздух ртом на счет: 1,2,3,4 задерживаем дыхание на счет: 5,6,7 выпускаем воздух через нос на счет: 8, 9, 10. (Выполняется 2-3 раза)

- Поем гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и].

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

- Кто выполнил задание: рассмотрел с. 59 букваря и «погулял» по городу, расположенному рядом со Звукоградом?

- Кто живёт в этом городе?

- Как он называется?

- Кому из учеников какие жители города знакомы?

- Откройте с. 59 и прочитайте слово.( библиотека)

- Зачем в неё идут ребята? Со временем вы тоже должны стать читателями библиотеки.

- А сейчас я обращаюсь к детям, уже знающим буквы и умеющим читать.

- Вы не только будете помогать мне и товарищам, но и сами ещё очень многому научитесь.

 Физкультминутка

3. Этап выявления места и причины затруднения

- Открйте  с. 60 букваря.

- Теперь вы начинаете учиться письменной речи, где «работают» буквы.

- Буквами обозначаются звуки устной речи.

- Кто может, назвать буквы, открывающие эту часть букваря?

-  Хором повторите их и послушайте звуки, которые эти буквы обозначают.

- Гласные они или согласные?

- Это буквы гласных звуков.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Отгадайте загадки. 

Он большой, как мяч
Футбольный,
Если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его… (Арбуз)

Что за чудо-синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус)

Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный.
Он стеклянный,
Нету номера на нем…
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы. (Аквариум)

Что за цветы поместили в корзинку? (Астры)

Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян,
Я звонкий круглый … (Барабан)

Этот старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)

- Скажите, пожалуйста, что вы заметили необычного? (Все слова начинаются со звука [а])

- А кто был очень внимательным? Все ли слова начинаются с этого звука? Есть ли здесь лишнее слово? Назовите его. (Барабан)

- Докажите, что оно лишнее?

4. Знакомство с буквами А-а.

Всем известна буква А!
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная!
Обожают этот звук 
И Андрей, и Аллочка!
Палка так и палка так,
И в середине палочка!

- Вот так, ребята, на письме обозначают звук [а], это буква А - первая буква русского алфавита.

Придумайте слова, которые будут начинаться со звука [а]. (Дети отвечают и называют с какого звука начинается слово, какую букву будем писать первой)

5. Игра " Доскажи словечко”. 

Есть одна игра для Вас.
Я прочту стихи сейчас:
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте!

1) Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином, 
На копытца дай резины…
И тогда, поднявши пыль,
Побежит … (Автомобиль)

2) Всех на свете он добрей.
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота 
Вытащил он бегемота.
Он известен, знаменит.
Это доктор… (Айболит)

3) Яростно река ревёт
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель,
Кто же к нам пришёл? (Апрель)

4) Буквы-значки, как бойцы, на парад.
В строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит
И называется всё… (Алфавит)

  1. Знакомсво с буквами А а.

- Рассматрите картинку. Не может ли в первой звуковой схеме слова прятаться название птицы?

-  Произнесите первый звук и назовите букву, которая нужна для его обозначения в письменной речи.

-  Найдите в рамке на странице букваря, подставляется под «домик» звука.

- Здесь и далее чёрточка под значком звука будет означать: назови и подставь нужную букву.

На доске чертится схема предложения:

Аист на доме свил гнездо. 

- Подчеркните «опасные места».

-  Какая буква понадобится для слова аист в этом случае? Буква А

- Букву А подставьте в начало предложения.

Физическая минутка.

Учитель проговаривает стихотворение:

Хомка, хомка, хомячок! 
Полосатенький бочок. 
Хомка раненько встаёт, 
Щёчки моет, шейку трёт. 
Подметает хомка хатку 
И выходит на зарядку. 
Раз – два – три – четыре - пять! 
Хомка сильным хочет стать!

(Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия хомки.)

 Как охает больной? (Ооохх!)

 Отгадайте загадки. 

(Читает учитель)

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)

По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан. (Овца)

Не моторы, а шумят,
Не пилоты, а летят,
Не змеи, а жалят. (Осы)

- С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ о])

- Как вы думаете, какой буквой обозначается этот звук на письме?

(Буквой О-о) 

О - как обруч, захочу -
По дороге покачу.
Обруч на арене вспыхнет.
Тигр в огонь отважно прыгнет.

 Физминутка " Комарики”. 

Игра " Доскажи словечко”. 

Летом в огороде - свежие, зеленые,
А зимою в бочке - желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, 
Как зовут нас? (Огурцы)

Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасется весь день.
Кто же это? (Олень)

Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я -… (Осьминог)

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь. (Осел)

- С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука [ о])

- Какой буквой обозначаем этот звук на письме? (Буквой О-о)

- С оставьте предложение об ослике из предложенных слов: арбуз, ослик, везет. (Слова читают дети, умеющие читать)

- Начертите схему этого предложения. Проверьте себя. 

          3. Работа со схемами.

 Схемы под портретами девочек предполагают выбор имён с учётом звукового состава слов. - Первая девоч ка – Ася или Аня? Аня (второй звук должен быть звонким)

Повторяется правило о большой букве в именах и подставляется соответствующая буква.

- Проверьте, может ли вторая девочка быть Олей?

- Подставляйте букву О.

 Физкультминутка

5. Этап реализации построенного проекта

Упражнение в чтении.

а)  Рассматривание столбиков букв, предназначенных для чтения «пения», подготовка к нему и исполнение группами и хором той «мелодии», которую подсказывает ударение.

б) Составление предложений по рисункам и озвучивание того, что кричат мальчики, по подписям под картинками.

в) Нахождение среди значков в нижней рамке изученных букв и уточнение, когда бывают нужны большие буквы. Хитрый вопрос  предупреждает: не спутать буквы О о с кружочком и значком звука.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

По рисункам на с. 61 в соответствии с заданиями на полях частично завершаются звуковые схемы (в этот момент можно не характеризовать согласные), прочитываются слова с опорой на указанные буквы, подставляются те, на месте которых стоят чёрточки.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

  1. Звуковой анализ слов пион и роза.
  2. В последнем ряду схем выяснить ударение и отметить безударные гласные лишь в слове шиповник.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Предложения под звёздочкой читающие дети читают, а класс решает, как их закончить.

- Что называли почти все слова, с которыми до того шла работа по странице.

Ученики, узнавшие две буквы, находят их в напечатанных предложениях.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

  1. Я научился…
  2. Я смогу, если….
  3. Сегодня мне удалось…
  4. Теперь я умею…
  5. Я буду стараться, чтобы…

10. Итог урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему вы научились сегодня?

- Чем отличаются звуки от букв?

- Что вы пожелаете друг другу?

Самооценка деятельности учащихся на уроке с помощью «светофора».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Заглавные буквы К, Н. Употребление заглавной буквы в словах – географических названиях. Написание слов с заглавными буквами К, Н. Упражнения в чтении.

Урок  обучения грамоте по прогамме "Школа 2100" по ФГОС Технологии: технология деятельностного  метода обучения, ИКТ, проблемно-диалогическая, технология оценивания уче...

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой С. Написание букв, слогов и слов с буквой С." Урок ОНЗ

Урок "Обучение грамоте", 1 класс, тип урока ОНЗ. Тема урока: Согласные звуки [с] и [с’], буква С. Чтение слогов и слов с буквой . Написание букв, слогов и слов с буквой С(По учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В...

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...