Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по теме Н.Н. Носов "Телефон".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Яшкина Нина Ильинична

МБОУ «Гимназия №3»

 

Технологическая карта урока литературного чтения .

 

Учитель начальных классов первой квалификационной категории  Яшкина Нина Ильинична

 

 

УМК  «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «Б»

Тема: Н.Н.Носов «Телефон»

 

Оборудование: учебники, детские книги Н.Н.Носова, портрет Н.Н.Носова, рисунки детей, проектор, сюжет из мультипликационного фильма «Незнайка и его друзья», карточки «Правила этикета при пользовании телефоном, индивидуальные карточки для рефлексии.

 

 

Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова, анализ произведения «Телефон»
 

Планируемые результаты:


Предметные:


• познакомить детей с творчеством Н.Н.Носова. Учить умению определять главную мысль в тексте, выразительно читать , воспринимать на слух рассказ в исполнении учеников.

 

 

 

УУД

Личностные:
• проявлять интерес к изучению творчества авторов, «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Метапредметные:
- Регулятивные:
• формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с темой урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников.
- Познавательные:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях). Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Коммуникативные:
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других. Аргументировать свою точку зрения в процессе  размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступки  героев.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.  Организационный момент.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Упражнение на дыхание

 

 

 

 

 

 

 

3.Основная часть

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка книг.

 

 

 

 

Изучение нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Узнай рассказ Носова по предмету»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физминутка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное восприятие текста

 

Художественный анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Итоги урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. А когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте поздороваемся , улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем наш урок

литературного чтения, урок общения.

-На уроке вы будете активными, внимательными, добрыми по отношению друг к другу.

 

 

 

 

 

 

 

Как на горке на пригорке

Жили 33 Егорки.

 

 

 

 

 

 

- Кто мне подскажет, какой раздел  мы изучаем?

 

- А как вы это понимаете ?

 

- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела.

 

(Просмотр отрывка из мультипликационного фильма  «Незнайка и его друзья).

 

-Ребята, а кто пришёл к нам в гости?

Озорной, смешной мальчишка.

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка.

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой…

 

 

- Кто придумал Незнайку и всех его друзей?

 

-Значит наш урок посвящён творчеству какого писателя?

-А что вы знаете о творчестве Н.Н.Носова?

-Послушаем Марьевскую Диану

-Что не говорите, а Носов- Самая подходящая фамилия для писателя, тем более- для детского писателя, а уж тем более- для весёлого, детского писателя. Только послушайте Носов- просто, легко и немного забавно!

 

 

 

 

 

-Ребята , посмотрите на нашу книжную выставку. Эти книги из ваших домашних библиотек. Значит вы читаете и любите произведения Н.Н.Носова.

 

-Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет из какого рассказа. Поможем ему разобраться?

 

Шляпа

Кастрюля и поварешка

Огурец

Лопата

Штаны с заплаткой

- Молодцы, ребята! Помогли разобраться Незнайке!

 

- А теперь отгадайте загадку!

Далеко живёт твой друг. Но его услышал вдруг.

Звук бежит по проводам. Скажешь здесь,

А слышно там.

 

-Как вы думаете, почему я вдруг заговорила о телефоне?

 

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Н.Н.Носова «Телефон»

-Но вначале мы с вами немного отдохнём!

 

 

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И читать мы начинаем!

 

-А теперь послушаем отрывок из рассказа Носова «Телефон»

-Ребята, понравился рассказ?

-Это юмористический рассказ.

-А как он построен?

-А вспомним,  что такое диалог?

-Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон?

-Почему у ребят не получился разговор?

Теперь будем читать по цепочке.

-Несмотря на то, что рассказы Носова, как мы отметили юмористические,в этом рассказе он затронул ещё и тему телефонного этикета

По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?»

 

 

 

 

 

 

-Ребята, а почему нельзя долго разговаривать по телефону?

-Затронем ещё одну проблему :Влияние телефона на здоровье человека. Рассказ «Телефон» был написан много лет назад, но эти проблемы актуальны особенно в наши дни. Когда появились уже сотовые телефоны, а они гораздо опаснее для нашего здоровья.

-А сейчас мы с вами создадим памятку разговора по телефону.

 

-И ещё немаловажное правило : на уроках у нас у всех телефон отключен!

 

 

- Что вы узнали о Николае Носове?

- Чему учат нас рассказы Носова?

- Назовите рассказ, который вам больше всего понравился?

 

- «Все герои Носова как живые, а их фантазии, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству». С.В.Михалков.

 

 

-Ребята, у вас на столах лежат карточки с вопросами. Нужно на них ответить.

1.С каким настроением работал(а) на уроке?

2.Доволен ли собой?

3.Какие затруднения возникли?

4.Понравился ли мне урок?

 

 

Ребята, мы с вами прочитали отрывок рассказа «Телефон», а мне хотелось, чтобы и вы стали фантазерами. Придумайте , как мог закончиться этот рассказ?

На следующий урок мы еще пригласим к нам в гости Незнайку и расскажем ему наши фантазии.

1.Д

 

 

 

 

.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоциональный настрой на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровое чтение на одном дыхание.

 

 

 

 

 

 

 

-Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

-Каждый урок мы получаем все новые  и новые знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Незнайка!

 

 

-Н.Н.Носов

 

 

-Н.Н.Носова

 

 

 

 

Презентация «Биография Н.Н.Носова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да, поможем!

 

 

 

 

 

 

 

-«Живая шляпа»

 

-«Мишкина каша»

 

-«Огурцы»

 

-«Огородники»

 

-«Заплатка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Телефон.

 

 

 

Предположения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение упражнений в соответствии с предложенной инструкцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают Вербовик Александр и Аброськин Денис по ролям.

 

- Да!

 

 

 

В виде диалога.

 

-Это разговор двух или более лиц.

 

-Радостное, весёлое!

 

 

-Не знали о чём говорить.

-Были взволнованны.

-Не умели говорить по телефону.

 

 

 

 

 

 

 

Читает Павлова Валерия

 

 

 

Придут домой ученики –

И начинаются звонки.

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

- Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Всё снова по порядку?

Ну, ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку

-Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети по одному выходят к доске, читают и вывешивают правила .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют собственную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

-Что ни говорите, а Носов — самая подходящая фамилия для писателя, тем более — для детского писателя, и уж тем более — для весёлого детского писателя. Только послушайте: Н о с о в — просто, легко и немного забавно. Хорошо, в общем. Н.Н.Носов родился 23ноября в 1908г.в г.Киеве.

Слайд 3

Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фотографией, электротехникой.

Слайд 4

Н.Н.Носов в литературу пришёл случайно : родился сын , и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей.

Слайд 5

«Постепенно я понял, что сочинять для детей- наилучшая работа»

Слайд 6

«Затейники» Первый его рассказ был напечатан в детском журнале « Мурзилка » и назывался «Затейники»

Слайд 7

Очень многие сюжеты Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями.

Слайд 8

И ещё один,очень важный момент.Все книги Носова наполнены юмором-весёлым,доброжелательным изображением героев в смешном виде.Рассказы стали у ребят самыми любимыми.

Слайд 9

Они издавались огромными тиражами!

Слайд 10

«Читайте и перечитывайте книги Н.Н.Носова, чтобы вновь убедиться, что его герои « как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству». С.В.Михалков.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия №3»

Технологическая карта урока литературного чтения .

Учитель начальных классов первой квалификационной категории  Яшкина Нина Ильинична

УМК  «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «Б»

Тема: Н.Н.Носов «Телефон»

Оборудование: учебники, детские книги Н.Н.Носова, портрет Н.Н.Носова, рисунки детей, проектор, сюжет из мультипликационного фильма «Незнайка и его друзья», карточки «Правила этикета при пользовании телефоном, индивидуальные карточки для рефлексии.

Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством Н.Н.Носова, анализ произведения «Телефон»

Планируемые результаты:


Предметные:


• познакомить детей с творчеством Н.Н.Носова. Учить умению определять главную мысль в тексте, выразительно читать , воспринимать на слух рассказ в исполнении учеников.

УУД

Личностные:
• проявлять интерес к изучению творчества авторов, «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Метапредметные:
- Регулятивные:

• формировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с темой урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников.
- Познавательные:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях). Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Коммуникативные:
строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность высказываться, задавать вопросы. Слушать и понимать речь других. Аргументировать свою точку зрения в процессе  размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступки  героев.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.  Организационный момент.

     

2. Упражнение на дыхание

3.Основная часть

Актуализация знаний

Выставка книг.

Изучение нового материала.

Игра «Узнай рассказ Носова по предмету»

Загадка

Сообщение темы урока

4.Физминутка

Первичное восприятие текста

Художественный анализ

5.Итоги урока

6.Рефлексия

7.Домашнее задание

- Ребята, сегодня у нас на уроке гости. А когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте поздороваемся , улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем наш урок

литературного чтения, урок общения.

-На уроке вы будете активными, внимательными, добрыми по отношению друг к другу.

 

Как на горке на пригорке

Жили 33 Егорки.

- Кто мне подскажет, какой раздел  мы изучаем?

- А как вы это понимаете ?

 

- Сегодня мы добавим в кузовок ещё одну ягодку. Это говорит о том, что мы познакомимся ещё с одним произведением из этого раздела.

(Просмотр отрывка из мультипликационного фильма  «Незнайка и его друзья).

-Ребята, а кто пришёл к нам в гости?

Озорной, смешной мальчишка.

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка.

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой…

- Кто придумал Незнайку и всех его друзей?

-Значит наш урок посвящён творчеству какого писателя?

-А что вы знаете о творчестве Н.Н.Носова?

-Послушаем Марьевскую Диану

-Что не говорите, а Носов- Самая подходящая фамилия для писателя, тем более- для детского писателя, а уж тем более- для весёлого, детского писателя. Только послушайте Носов- просто, легко и немного забавно!

-Ребята , посмотрите на нашу книжную выставку. Эти книги из ваших домашних библиотек. Значит вы читаете и любите произведения Н.Н.Носова.

-Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет из какого рассказа. Поможем ему разобраться?

Шляпа

Кастрюля и поварешка

Огурец

Лопата

Штаны с заплаткой

- Молодцы, ребята! Помогли разобраться Незнайке!

- А теперь отгадайте загадку!

Далеко живёт твой друг. Но его услышал вдруг.

Звук бежит по проводам. Скажешь здесь,

А слышно там.

-Как вы думаете, почему я вдруг заговорила о телефоне?

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Н.Н.Носова «Телефон»

-Но вначале мы с вами немного отдохнём!

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И читать мы начинаем!

-А теперь послушаем отрывок из рассказа Носова «Телефон»

-Ребята, понравился рассказ?

-Это юмористический рассказ.

-А как он построен?

-А вспомним,  что такое диалог?

-Какое настроение было у мальчиков, когда они купили телефон?

-Почему у ребят не получился разговор?

Теперь будем читать по цепочке.

-Несмотря на то, что рассказы Носова, как мы отметили юмористические,в этом рассказе он затронул ещё и тему телефонного этикета

По этому поводу есть стихотворение А.Л.Барто «Почему телефон занят?»

-Ребята, а почему нельзя долго разговаривать по телефону?

-Затронем ещё одну проблему :Влияние телефона на здоровье человека. Рассказ «Телефон» был написан много лет назад, но эти проблемы актуальны особенно в наши дни. Когда появились уже сотовые телефоны, а они гораздо опаснее для нашего здоровья.

-А сейчас мы с вами создадим памятку разговора по телефону.

-И ещё немаловажное правило : на уроках у нас у всех телефон отключен!

- Что вы узнали о Николае Носове?

- Чему учат нас рассказы Носова?

- Назовите рассказ, который вам больше всего понравился?

- «Все герои Носова как живые, а их фантазии, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству». С.В.Михалков.

-Ребята, у вас на столах лежат карточки с вопросами. Нужно на них ответить.

1.С каким настроением работал(а) на уроке?

2.Доволен ли собой?

3.Какие затруднения возникли?

4.Понравился ли мне урок?

Ребята, мы с вами прочитали отрывок рассказа «Телефон», а мне хотелось, чтобы и вы стали фантазерами. Придумайте , как мог закончиться этот рассказ?

На следующий урок мы еще пригласим к нам в гости Незнайку и расскажем ему наши фантазии.

1.Д

.

.

Эмоциональный настрой на урок.

Хоровое чтение на одном дыхание.

-Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

-Каждый урок мы получаем все новые  и новые знания.

-Незнайка!

-Н.Н.Носов

-Н.Н.Носова

Презентация «Биография Н.Н.Носова

-Да, поможем!

-«Живая шляпа»

-«Мишкина каша»

-«Огурцы»

-«Огородники»

-«Заплатка»

- Телефон.

Предположения детей.

Выполнение упражнений в соответствии с предложенной инструкцией.

Читают Вербовик Александр и Аброськин Денис по ролям.

- Да!

В виде диалога.

-Это разговор двух или более лиц.

-Радостное, весёлое!

-Не знали о чём говорить.

-Были взволнованны.

-Не умели говорить по телефону.

Читает Павлова Валерия

Придут домой ученики –

И начинаются звонки.

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

- Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Всё снова по порядку?

Ну, ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку

-Ответы детей.

Дети по одному выходят к доске, читают и вывешивают правила .

Ответы детей.

Анализируют собственную деятельность.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...