Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Троицкая Лариса Сергеевна

Конспект урока обучения грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_f_i_f.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки [ф] ,  [ф’] и буква Ф, ф                              

                

Цель:   знакомства с новыми звуками [ф] ,  [ф’] и буквами Ф, ф. Развивать фонематический слух,  работать   по трем единицам речи: звук, слово, предложение. Учить         слышать новые звуки в речи, выделять их в словах. Закреплять умения давать характеристики звуков; развивать память, мышление, речь, воображение.

Обогащать лексику учащихся, развивать устную речь. Обучать сознательному, правильному, плавному чтению. Воспитывать коллективизм, чувство взаимопомощи, уважения друг  к  другу.

        

Оборудование             Мультимедийная установкатаблица «Звуки речи», смайлики, сигнальные карточки, кассы букв и алфавит, схема слова

  Ход урока.

  1. Организационный момент.

                                        Прозвенел звонок веселый.

                                Мы начать урок готовы!

                                Будем слушать, рассуждать

                                И друг другу помогать.

Покажите  смайлики (мое настроение)

- Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому научились, пусть девизом нашего урока  будут слова: «Умеешь сам - научи другого».

  1. Работа над пройденным материалом.

А) Составление схемы слова : щечки, щенок, щегол.

.          Б)Игра «Что лишнее?»

- Какая буква, слог, слово лишнее?

а) а, у, р, о, ы;

б) ма, ра, ла, ны, са;

в) речка, река, ручей, ручка, ручеек.

Докажите. Какие значения может иметь слова « ручка»

         В)     Игра «Доскажи словечко».

- Наша речь состоит ….(из предложений).

- Звуки бывают … (гласные и согласные).

- Сколько в русском алфавите гласных букв? Звуков?

- Признаки согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).

- Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).

- Буквы е, ё, ю, я …(могут обозначать 2 звука).

- Звуки [ж],  [ш], [ц] – всегда … (твердые).

- Звуки [й’],  [ч’],  [щ’] – всегда … (мягкие).

- Имена, фамилии, клички, города …(все с заглавной буквы пишутся всегда).

           Г) Чтение стихотворения Ю. Тувима « Овощи»

Какой вывод можем сделать?

             Д) Чтение стихотворения Б. Заходера « Загадка-шутка» ( стр. 48,69) по ролям.

III.  Мобилизующий этап.

Сегодня наш урок будет немного необычным. Если вы по описанию догадаетесь, о ком идет речь, то узнаете, кто будет гостем на нашем уроке.

шляпа            плащ                 улыбка                      фрак                  волшебная палочка

чудо                         

- Ребята, вы догадались, кто спешит к нам на урок?

Слайд5

  - А теперь? Как его можно по-другому назвать? (маг, чародей, иллюзионист, волшебник).

- Где можно увидеть фокусника и чем он занимается?

IV.   Введение в новую тему. Формулирование темы и задач урока учащимися.

- Наш гость  - фокусник  -  не случайно пришел именно в наш класс. Он  знает, что сегодня мы будем изучать новую букву и решил помочь нам. Для этого он принес с собой разные   задания.

- Посмотрите, какие картинки  нам принес фокусник.

(слайд6):

Шарф        флаг        телефон        фонарь                конфета

- Если вы определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах, то узнаете тему нашего урока.

- Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках  [ф], [ф’])

- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.

Познакомиться с …..

Учиться отличать ….

Учиться читать …..  

(предположения детей)

(слайд 6)

- Правильно, мы должны познакомиться со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв,  учиться читать слоги и слова с новой буквой.

V.  Знакомство со звуками.

1. Работа по вариантам (исследование звуков).

1 в. - Найдите среди данных слов слова со звуком [ф], исследуйте их и дайте характеристику этому звуку (конфета, фонарь).

2 в. – Исследуйте слова со звуком [ф’] и дайте ему характеристику.

2.- Поделитесь своими открытиями (с опорой на таблицу «Звуки речи»).

Сначала называют слова со звуком [ф], который встречается только вначале слова,  а потом дают характеристику.

  - Звук  [ф] – согласный, глухой, твердый.

Аналогично со звуком  [ф’].

- Звук [ф’] – согласный, глухой, мягкий.

Вывод. Звуки [ф], [ф’]  - согласные, глухие,  [ф],  - тв.,   [ф’] -  мягк.

VI. Знакомство с новой буквой.

1. Упражнения на узнавание буквы.

Со звуками мы познакомились. С чем теперь надо познакомиться?

 - Кто знает, как она называется? («эф»). В каком слове встретилась?

 - Для чего нужна заглавная буква Ф?

-  Какое имя может быть у нашего фокусника? (Федя, Фома, Филипп, Филька).

- Послушайте стихотворения про букву Ф.

(слайды)

        Филин – два огромных глаза –

        Букву Ф напомнит сразу,

        Лупоглазый целит взгляд,

Словно фотоаппарат.

 

        Федя ходит руки в боки,                        

        Значит выучил уроки

- Давайте встанем и изобразим эту букву.

2. Упражнение на концентрацию внимания.

- Потренируемся в распознавании новой буквы среди других букв.

- Фокусник приготовил для вас сюрприз. Он спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача –  найти её, зачеркнуть  и посчитать, сколько раз она  встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Кто же первый справится с этим заданием? Начали.

        УЮМЗРФСЕЗОФОБЬФКФПРЫВФ(карточки)

Взаимопроверка.

- Кто не допустил ошибок? Молодцы, вы были очень внимательными.

- Сколько раз она встретилась? (5)

4.  ФИЗМИНУТКА.

- Фокусник хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки

 [в] и [ф] , так как  они парные по звонкости и глухости. Поиграем с фокусником в игру «Звонкий – глухой».

- Если в слове есть звуки  [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.

Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.

VII. Чтение слогов и слов с новой буквой.

1.  Фокусник пришел к нам со своим волшебным сундучком. Он передал мне волшебную палочку.  Следите за движением палочки. Раз, два, три – ой, появилась табличка.

(слайд )

        Фокусник

-Чтение слогов-слияний.

-Чтение слогов, в которых согласный слышится мягко.

- Чтение слов

- В каких словах мягкий согласный звук [ф’]? (ферма).

- Назовите  двусложные слова.

- Назовите трехсложные слова.

- Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (хором проверяем)

- К каким словам подходит схема: (финиш)

- Сколько букв в этом слове? А звуков?  Почему? Докажите.

(на доске схема слова)

2. Образование слов и предложений.

- Ребята, давайте попробуем составить предложение о фокуснике.. (Фокусник в цирке показал интересные фокусы. И т.д.).

Фокусы со словами.

(мрак – фрак, миска – киска, палка – галка, фантик - бантик)

4. Работа с учебником (с. 196)

-  Давайте порадуем фокусника своим чтением.

- Прочитайте  самостоятельно стихотворение В.Берестова о фокуснике и его фокусах.

- Кто хочет прочитать выразительно, соблюдая паузы, вопросительную интонацию? (Чтение 2-3 учеников)

Беседа по содержанию.

- Какой фокус он показал?  (Факел превратил в букет)

- Кто выскочит из букета?

- Так это фокус или чудо?

VIII. Проверка знаний.

- Фокусник хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке, а так как он любит всё на букву «Ф», то и проводит с вами игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываете зеленый цвет, если не согласны, говорим не верю, показываете красный цвет).

1. Буква «Ф» обозначает гласный звук.          - А какой? Почему?

2. Звук  [ф] – глухой.

3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.

4. В слове  финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.

5. В слове  фуфайка только одна буква «ф».

IX. Итог урока, рефлексия.

- С какой буквой познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Фокусник убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания.


 Молодцы, ребята! Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось?

- Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свои смайлики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....