Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Сказка "Новогодняя быль" С.В.Михалкова, УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Юсупова Гузель Талигатьевна

Урок литературного чтения во 2 классе ,по теме : Сказка "Новогодняя быль" С.В.Михалков, УМК "Школа России".Задачи урока:Формировать умение сопереживать,понимать другого и себя; Развивать эмоционально-духовную, нравственную сферу ребёнка, его мыслительную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Литературное  чтение

Тема: С.В.Михалков. Сказка «Новогодняя быль».        

УМК «Школа России»

Цель:  1.  Ознакомить детей с творчеством С.В.Михалкова, с его произведением  «Новогодняя быль».

2. Отрабатывать навыки беглого осознанного чтения. Развивать внимание, память, речь учащихся.

3. Учить детей видеть заключенную в сказках народную мудрость, ум, смекалку.
Обратить их внимание на проблему вырубки лесов.

Задачи урока

  • формировать умение сопереживать, понимать другого и себя;
  • развивать эмоционально-духовную, нравственную сферу ребенка, его мыслительную деятельность

Оборудование: учебник, иллюстрации к сказкам, елочка, елочные игрушки, пословицы на доске.

Ход урока

І.  Орг. момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на улице морозно, на солнце снег переливается и слепит глаза. Видя эту красоту вокруг нас, поднимается настроение, хочется улыбаться. Давайте, посмотрим друг на друга и улыбнемся.

ІІ. Проверка домашнего задания.

- Мы начали изучать новый раздел «Люблю природу русскую». Напомните, пожалуйста, с каким произведением из этого раздела мы познакомились на прошлом уроке. (Русская народная сказка «Два Мороза»).

1) Пересказ сказки «Два Мороза».

2) Проверка содержания сказки.

- Назовите действующих лиц сказки. (Мороз – Синий нос, Мороз – Красный нос, крестьянин, купец).

- Что в сказке волшебного? (Два Мороза разговаривают между собой).

- Как решили позабавиться два Мороза? (Они решили заморозить купца и крестьянина).

- Куда едет крестьянин? (Он едет в лес за дровами).

- Куда едет купец? ( Едет в город на ярмарку).

- Как Мороз – Синий нос заморозил купца? (Он залез к нему в тулуп и в варежки).

- Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно? (Сначала он шел за лошадью, а затем начал рубить дрова).

- Зачем он так поступил? (Чтобы не замерзнуть).

-Чему учит нас эта сказка? (Учит находчивости и не теряться в сложных ситуациях).

3). Работа с пословицей.

На доске записаны пословицы. Подумайте,  какая из них подходит к нашему произведению:

Кто не работает, тот не ест.

У работающего в руках дело огнем горит.

Старый друг лучше новых двух.

ІІІ. Подготовка к новой теме.

- Отгадайте загадку: Я прихожу с подарками,

                                    Блещу огнями яркими.

                                    Нарядная, забавная,

                                    На Новый год я – главная. (Елка).

- Правильно, вы угадали – это елка. Сегодня она будет главным героем нашего урока.

ІV. Физкультминутка.

- Давайте встанем в хоровод и споем Новогоднюю песенку «В лесу родилась елочка».

V. Работа над новой темой.

1) Первичное восприятие текста.

- Сегодня мы познакомимся с произведением С.В.Михалкова.

- Сергей Владимирович родился 12 марта 1913 году в городе Москва. Он написал очень много детских рассказов, сказок и стихов. Самые известные из них: «Про Мимозу», «Дядя Степа», «А что у вас?». Выходят новые веселые книжки поэта, в которых, он, как и прежде, вводит читателя в мир шумных детских игр, интересов, забот, фантазий, весело поучает, например: «Тридцать шесть и пять», «Облака», «Не спать», «Сашина каша».

2)  – А мы познакомимся с произведением, которое называется «Новогодняя быль». Слушайте внимательно, я начну читать, а вы продолжите.

3)  Первичный обзор.

- Вам понравилась сказка? (Да).

- Что в сказке волшебного? (Сорока разговаривает с Елочкой).

4)  Словарная работа.

- В сказке есть незнакомые вам слова. Посмотрите на доску. Кто мне объяснит их смысл.

Макушка ели – верхняя оконечность, вершина чего-нибудь.

Лесничий – лесной сторож, работник лесного хозяйства.

Взрослые деревья – это деревья, которые очень давно растут, им около 100 и более лет.

Копошились – медленно шевелиться, делая что-нибудь или медленно двигаться в разных направлениях.

5)  Самостоятельное чтение.

- Ребята, откройте учебники и самостоятельно прочитайте сказку. Во время чтения отметьте простым карандашом слова действующих лиц.

6)  Чтение диалога Сороки и Елочки. (Несколько учеников читают по ролям).

7)  Анализ сказки.

- Где жила Елочка? (На поляне).

- Прочитайте, как автор описывает Елочку?

- Были ли у нее друзья?

- Как жилось Елочке одной в лесу? (Хорошо).

- Что заставило Елочку забеспокоиться? ( Сорока  напугала ее тем, что ее под Новый год срубят).

- Какой характер был у Елочки? (Добрая, скромная, воспитанная, вежливая).

- Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве).

- Что же произошло с Елочкой дальше? (Пришел лесник и схватил ее за макушку, она испугалась и потеряла сознание).

- Что увидела Елочка, когда очнулась? (Она стояла наряженная).

- Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему? (Ей обрадовались дети лесника, они украсили ее и водили хоровод).

VІ. Дополнительный материал.

  1. Чтение новогодних стихотворений.

- На новогоднем празднике главным героем является елка. Вы водите хороводы, поете песни, читаете стихи. А вы готовитесь к празднику? (Да).

 - Как? (Украшаем елку, разучиваем песни, стихи).

- А кто уже подготовил новогоднее стихотворение? Можете рассказать? (Дети выходят к елочке и рассказывают стихи).

2). Сообщение ученика.

- Как вы думаете какую еще пользу приносит это дерево? (Из него делают бумагу).

- Мустафина Регина подготовила сообщение на тему «Как делают бумагу в наши дни?». Рассказ ученика:

На бумажную фабрику привозят из леса бревна – в основном сосновые и еловые. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.

Затем щепки сортируют по размету на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда наливают кислоту. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, дробится на отдельные волокна и, превратившись в кашицу, попадает в бумагоделательную машину.

Кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Она натянута на два вала и все время вращается, как приводной ремень, перенося бумажную кашицу вперед. Теперь она напоминает рыхлую сырую ленту.

Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют. Наконец, ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы и сшивают в тетради.

3)  Сообщение учителя.

- Нам пришло письмо от Деда Мороза, давайте прочитаем его.

Чтение письма:

Скоро Новый год! Любимый праздник! Все земляне зажигают разноцветные огни, готовят вкусные блюда, дарят друг-другу подарки.

Начинается праздник с новогодней елки. В каждой квартире, в каждом доме гордо сверкает огнями и украшениями зеленая красавица. Больше всех радуется детвора, ведь под елкой ждут подарки. Но мало кто думает, что вместо вырубленной елки в лесу остался пенек. И не знают, сколько елок вырубается каждый год. Представьте, несколько миллионов! Причем, часто вырубаются ели, возраст, которых не превышает и 20 лет, а могли бы зеленые красавицы прожить все 300 лет. Знаете, что вырубая молодую ель, мы не только лишаем ее жизни, но и отбираем у птиц и животных их дома, а поползней и клестов – оставляем без корма.

Сегодня, когда остро стоит проблема вырубки лесов, лучше для праздника использовать искусственную ель – прослужит она дольше, и хлопот меньше, а самое главное – вы сохраните жизнь зеленой елочке и ее лесным друзьям. А если уж сильно захочется к празднику живую елку, обращайтесь в лесничество, и на душе будет спокойней, и радости в доме больше.

Не рубите ели! Пусть в лесу пахнет хвоей, и на шляпках грибов будут иголочки от елки.

-Как мы можем помочь ёлочкам? (Можно наряжать искусственные ёлки. Украшать квартиры яркими новогодними игрушками.)

VІІ. Итог урока.

- Почему автор назвал сказку былью?

- Что вам понравилось на уроке?

VІІІ. Домашнее задание.

- Нарисовать рисунок к сказке. Подготовиться к выразительному чтению. Написать ответное письмо Деду Морозу.

- Что мы ждем от Деда Мороза на Новый год? (Подарки).

- Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. Дед Мороз вместе с письмом прислал вам сладости. На этом урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОСНОО УМК Перспективная начальная школа. Урок литературного чтения 1 класс по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка"

УМК Перспективная начальная школа. ФГОСНОО Урок литературного чтения по теме: сказка-цепочка. Русская народная сказка "Репка". План-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОСНОО....

Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе.Тема "Сказка о рыбаке и рыбке (обобщение)" А.С.Пушкин.

На уроке обобщаются и закрепляются знания  по сказке, обогащается словарный запас учащихся. Перед уроком проводилась поисковая работа: ученики подбирали материал о семье А.С.Пушкина. На уроке исп...

Урок литературного чтения в 1 классе Тема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка».

Урок литературного чтения в 1 классеТема: Сказки о животных. В.Сутеев. «Палочка - выручалочка»....

Конспект урока по литературному чтению 1 класс по теме "Сказки К.И.Чуковского" УМК "Школа России"

Дети знакомятся с творчеством  писателя К.И.Чуковского и его сказками, учатся работать с текстом, отвечать на вопросы по содержанию....

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»

Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...

Интегрированный урок литературного чтения и краеведения по теме "Сказки земли Воронежской". 3-й класс

laquo;Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа».А.Н. ТолстойЦель урока: Организова...

Конспект урока литературного чтения 1 класс на тему "Сказка-цепочка" ПНШ

На данном уроке дети знакомятся с кумулятивными сказками, раскрывают их секреты....