план-конспект
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

урок по литературному чтению

Скачать:


Предварительный просмотр:

12020

                                                                                                                                          Ласукова Инзиля Рамилевна,

учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 17»

г. Набережные Челны

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тип урока

Знакомство с новым произведением

Тема

В.А.Сухомлинский « Почему плачет синичка?»

Цель

Достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

Задачи

1. Развивать предметные умения:

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации.

- ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании,

- определять главную мысль произведения,

- этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения,

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде,

- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,

- составлять характеристику персонажа,

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами,

- участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст,

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка),

2. Формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).

3. Формировать УУД: 

- принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать качество и уровень усвоения); осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД);

- осознанно строить речевое высказывание, ориентироваться в заданиях, находить ответы на вопросы, делать вывод (Познавательные УУД);

- Оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД)

Оборудование

- учебник «Литературное чтение. 2 класс», 2 часть, стр.110-111. Автор: Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.

- приложения 1, 2, 3, 4

- карточки со словами, предложениями, пословицами

- презентация к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (метапредметные)

I. Работа с текстом до чтения

1. Мотивация учебной деятельности

(3 мин)

- Наш урок мы начнём со стихотворений о птицах.

Читают стихотворения 3 ученика (приложение 1).
- О какой птице шла речь в стихотворении?

Вывешивает на доске картину синички.

- Что вы узнали о синичке?

- Поднимите руки, кто видел синичку.

- А вы слышали как она поёт? Послушайте.

Включает аудиозапись.

- Понравилось, ребята? На самом деле, синица очень красиво щебечет.

-Ребята, о ком же мы будем разговаривать на уроке, как думаете?

- О синичке.

- Желтогрудая, маленькая, питается крошками, любит...

-О синице, о сказке о синицы, о рассказе...

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения), заданную в явном виде.

2. Антиципация (прогнозирование содержания) 

(3 мин)

- Откройте учебник на стр. 110 и прочитайте название произведения, которое мы сегодня будем читать.

- Кто автор этого рассказа?

-Что вы знаете о Василии Александровиче Сухомлинском?

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Кого вы там видите?

- Что они делают?

- А почему  рассказ называется «Почему плачет синичка?»? Предположите.

- А хотите узнать, что на самом деле расстроило синичку?

- Почему плачет синичка?

- Василий Александрович Сухомлинский

- Сухомлинский – педагог-новатор, ...

- Мальчика, девочку, синицу.

- Качаются на качелях, смотрят на дупло...

- Наверное, синичке грустно. она расстроена, так как думает, что ребята хотят разорить гнездо, птенчики выпадут...

- Да.

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации.

3. Постановка цели

(2 мин)

- Но для начала, проверим наши предположения.

- Давайте уточним, какие предположения нам нужно проверить.

Помогает ученикам при затруднении. Записывает на доске схематично. Например:

- Синичка расстроена.

-Ребята хотят разорить гнездо.

Принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД).

II. Работа с текстом во время чтения

1. Чтение текста с использованием приёма «диалог с автором» (5 мин)

Организует работу с текстом (приложение 2).

Текст читает учитель.

Слушают  текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании и чтении про себя.

Задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.

2. Обобщающая беседа (3 мин)

- Какие наши предположения оправдались при чтении?

-Подтвердилось наше второе предположение?

Обращает внимание на карточки на доске.

- А вы, ребята, поняли, почему же плачет синичка?

На доске вывешивает таблички:

сопереживание

сочувствие

-Объясните значение слов: сопереживание, сочувствие.

-В словаре Ожегова так трактуются эти слова. СОПЕРЕЖИВАНИЕ - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние.

СОЧУВСТВИЕ

 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

 2. Одобрительное, благожелательное отношение.

- Кто из детей обладает этими качествами?

- Произведение какого жанра мы читали: сказку или рассказ? Докажите.

- Синичка расстроена, она плачет.

-Нет.

- Она боялась, что ребята обидят ее детенышей.

(предположения детей)

-Оля.

- Рассказ.

- Нет сказочных героев, нет троекратных повторов, события описываются как достоверные….

Участвовать в обсуждении прослушанного/

прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст.

Различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка).

III. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная беседа (7 мин)

-Почему автор назвал этот рассказ «Почему плачет синичка?»

- Определить, кто прав, нам поможет следующее задание. Мы с вами поработаем в парах. Прочитайте и обсудите с товарищем смысл пословиц.

(Спешите делать добро.

Доброта без разума пуста.

Сделав худо, не жди добра.)

-Как вы думаете, какая пословица раскрывает смысл рассказа? Что же нам автор отел сказать?

- Как бы вы поступили на месте ребят?

- Как вы думаете, как поступят ребята.

Физкультминутка (приложение 3)

-Я считаю, что автор назвал рассказ...

(предположения детей)

Возможные ответы:

- Отвязали верёвку.

- Нашли бы другое дерево, без гнёздышек.

-Не тревожили бы птенцов.

-Перестанут качаться.

- Найдут другое дерево.

Определять главную мысль произведения.

Участвовать в обсуждении прослушанного/

прочитанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст.

Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей (Личностные результаты).

2. Составление характеристики героя (15 мин)

- В рассказе у нас два основных героя: мальчик и девочка.

- Предлагаю вам поработать самостоятельно и составить характеристику героев, используя таблицу, которая у вас на парте (приложение 4). Мальчики составляют характеристику мальчика, а девочки составляют характеристику девочки.

Проводит инструктаж по выполнению задания.

Организует фронтальную проверку.

- Предлагаю оценить свою работу.

- Если вы смогли ответить полностью на все 5 вопросов, поставьте отметку «5». Если смогли ответить на 4 вопроса, поставьте отметку «4». Если смогли ответить на 3 вопроса, поставьте отметку «3».

- Поднимите руки, кто поставил отметку «5».

- Поднимите руки, кто поставил отметку «4».

- Эти ученики после урока сдадут свою работу. Если моя отметка совпадёт с вашей, я поставлю её в журнал.

Самостоятельно выполняют задание на листочках  (приложение 4) 5 минут.

По 2 человека (мальчика и девочки) озвучивают свою работу.

По заданным критериям оценивают свою работу, ставят отметку.

Составлять характеристику персонажа.

Этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения.

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде.

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД).

Давать оценку (осознавать качество усвоения) (Регулятивные УУД).

3. Творческое задание (2 мин)

- Дома предлагаю вам пересказать текст от лица одного из героев:

- мальчика,

- девочки.

- Чтобы получить отметку «5», нужно соблюдать следующие требования (приложение 5).

Рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц.

Осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД).

IV. Рефлексия учебной деятельности (5 мин)

 

- С каким произведением мы сегодня работали на уроке?

- Кто автор данного произведения?

- Что мы учились делать на уроке? Оцените данные умения, используя таблицу.

Объясняет, как выполнять задание.

- Поднимите руки, кто сам может определить жанр произведения.

- А кому нужна помощь учителя или одноклассников?

Аналогично другие умения.

-Урок окончен. Спасибо за урок.

- «Почему плачет синичка?»

- Василий Александрович Сухомлинский

- Дали характеристику героям, работали с пословицами, определяли к какому жанру относится произведение...

(Если затрудняются, то могут воспользоваться таблицей (приложение 5).

Оценивают перечисленные умения, используя таблицу.

Давать оценку (осознавать уровень усвоения) (Регулятивные УУД).

Приложение 1.  

Богдан Светлана

Синичка.
К нам в окно стучится птичка – 
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…

А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,

А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить – 
Обещайте лишь кормить.

Если вам не жалко крошек – 
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать".

Приложение 2.                

В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - мальчик Миша и девочка Оля. Около дома росло большое ветвистое дерево.

- Сделаем на дереве качели, - сказал Миша.

- Ой, как хорошо будет качаться! - сказала Оля.

-Как звали девочку и мальчика? (Миша и Оля). – Что они задумали ? ( сделать качели)

Полез Миша на дерево, привязал веревку. Миша и Оля встали на качели, и давай качаться. Качаются дети на качелях, а около них синичка летает и поет.

Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся. 

– Кого они увидели, когда стали качаться? (Синичку). – Что сказал Миша про птичку? (Она радуется, ей тоже весело).

Глянула Оля на ствол дерева и увидела дупло, а в дупле гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- Что ещё увидела Оля? (Гнездо, птенчиков). – Что сказала Оля про синичку? Какое наше предположение оправдалось? ( Синичка плачет,  а не радуется, она расстроена).

- А почему же она плачет? - удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила Оля.

Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему она плачет?

- Чему удивился Миша? (Миша не понял, почему синичка плачет). - Что сказала Оля Мише? (Подумай).

- Мы узнали из текста ответ на второе предположение? Узнали из-за чего плачет синичка? (Нет).

Приложение 3.(физкультминутка)

Скачет шустрая синица, (прыжки с одной ноги на другую)

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)

Завертелась, как волчок. (кружатся)

Вот присела на минутку, (приседают)

Почесала клювом грудку (наклоны головы)

И с дорожки на плетень (садятся)

Она присела тири-тень.

Приложение 4.     Характеристика мальчика

Вопросы

Ответы

  1. Чем занимается герой произведения?

Мальчик ………………………………………………………………………………………………………………….. .

  1. Какие поступки совершает герой произведения?

Мальчик................................................................................, потому что ...........................................................................

3. Какие черты характера у героя произведения ((не)наблюдательность, (не) внимательность, доброта, думать не только о себе, но и о других...) ?

Черты характера мальчика: ……………………………………………………………………………………………. .

4. Как автор относится к герою произведения?

Выбери слова.

Автор (любит, высмеивает, сердится, относится (не) доброжелательно…) ………………………………………………………………мальчика.

5. Как ты относишься к герою этого произведения? Подчеркни одно из предложений. Напиши свой вариант.

1. Я переживаю за мальчика.

2. Мне не нравится мальчик.

3. ………………………………………………………………………………………………………………………….

Характеристика девочки

Вопросы

Ответы

1. Чем занимается герой произведения?

Девочка ………………………………………………………………………………………………………………….. .

2. Какие поступки совершает герой произведения?

Девочка......................................................................................, потому что............................................................................

2. Какие черты характера у героя произведения ((не)наблюдательность, (не) внимательность, доброта, думать не только о себе, но и о других ….)?

Выбери из предложенных или запиши свой вариант.

Черты характера девочки: ……………………………………………………………………………………………. .

3. Как автор относится к герою произведения?

Автор (любит, высмеивает, сердится, относится (не) доброжелательно…) ………………………………………………………………девочки.

4. Как ты относишься к герою этого произведения? Подчеркни одно из предложений. Напиши свой вариант.

1. Я переживаю за девочку.

2. Мне нравится девочка.

3. ………………………………………………………………………………………………………………………….

Приложение 4.    

Требования к пересказу: 

1. Пересказ текста должен быть подробным.

2. При пересказе не пропускать основных событий, не нарушать их последовательность.

3. Пересказ текста должен быть от лица одного из героев (мальчик, девочка).

Приложение 5.                                                                                                                                                                                                            

УМЕНИЯ

МОГУ САМ

МОГУ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ

ИЛИ ОДНОКЛАССНИКОВ

ПОКА НЕ МОГУ

Определять жанр произведения.

Определять главную мысль произведения.

Составлять характеристику героя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синичка

Слайд 2

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970)

Слайд 4

СОПЕРЕЖИВАНИЕ - сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние . СОЧУВСТВИЕ 1. Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. 2. Одобрительное, благожелательное отношение.

Слайд 5

Спешите делать добро. Доброта без разума пуста. Сделав худо, не жди добра.

Слайд 6

Физкультминутка Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку И с дорожки на плетень Она присела тири-тень.

Слайд 7

Требования к пересказу: 1. Пересказ текста должен быть подробным. 2. При пересказе не пропускать основных событий, не нарушать их последовательность. 3. Пересказ текста должен быть от лица одного из героев (мальчик, девочка).

Слайд 8

УМЕНИЯ МОГУ САМ МОГУ С ПОМОЩЬЮ УЧИТЕЛЯ ИЛИ ОДНОКЛАССНИКА ПОКА НЕ МОГУ Определять жанр произведения. Определять главную мысль произведения. Составлять характерис-тику героя.



Предварительный просмотр:

Самооанализ урока по литературному чтению.

Вашему вниманию был представлен урок литературного чтения во 2 Б классе по теме «Рассказ В.Сухомлинского «Почему плачет синичка?». Произведение о животных». Урок соответствует программе «Перспектива».

Тип урока – усвоение нового материала.

Цель урока: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой.

На уроке решались такие задачи, как:

- прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации.

- ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании,

- определять главную мысль произведения,

- этически оценивать поступки персонажей, формировать своё отношение к героям произведения,

- находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, описание героев), заданную в явном виде,

- задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них,

- составлять характеристику персонажа,

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами,

- участвовать в обсуждении прослушанного текста (высказывать собственное мнение), опираясь на текст,

- различать художественные произведения разных жанров (рассказ, сказка)  - предметные умения.

Формировались следующие Универсальные Учебные Действия:

 Личностные: формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков окружающих людей.

• познавательные: осознанно строить речевое высказывание, ориентироваться в заданиях, находить ответы на вопросы, делать вывод;

• регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; давать оценку (осознавать качество и уровень усвоения); осуществлять пошаговый контроль по результату работать по предложенному учителем плану;

• коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Поставленные задачи старалась реализовать через технологии продуктивного чтения Е.В. Бунеевой и О.В. Чиндиловой. На первом этапе продуктивного чтения – работа с текстом до чтения, использовала такие приёмы как: антиципация (предугадывание предстоящего чтения – с помощью иллюстрации, наводящих вопросов «почему плачет синичка?» и. т.) и постановка цели. Второй этап – этап работы с текстом во время чтения. Были применены следующие формы работы с текстом, это – первичное чтение текста с использованием «диалог с автором» и беседа по содержанию текста. Третий, заключительный этап продуктивного чтения – этап работы с текстом после чтения. На данном этапе урока использовала такие приёмы: концептуальная (смысловая) беседа (коллективное обсуждение прочитанного, выявление и формулирование основной идеи текста), беседа о писателе, творческое задание (д/з, подробный пересказ от лица героев).

Тему и задачи урока обучающиеся определили совместно с учителем, с помощью наводящих вопросов.

На уроке использовались информационные технология для активации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Был применены следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Знания не давались в готовом виде. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения о правиле решения действий со скобками, затем делались соответствующие выводы.

На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса. Этапы урок были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.

По-моему, урок прошёл хорошо, реализованы все поставленные цели и задачи урока.



Предварительный просмотр:

Региональная педагогическая мастерская

по теме «Формирование основ смыслового чтения посредством образовательных технологий»

АНАЛИЗ ОТКРЫТОГО УРОКА

ФИО учителя: _Ласукова И.Р.______________________________________________________________________________

Предмет:_литературное чтение_________________________ Класс:__2Б__________________________________________

Тема:_Рассказ В.Сухомлинского «Почему плачет синичка?». ___________________________________________________

Задания для учащихся

Приём технологии продуктивного чтения

Планируемый результат

(смотреть памятку)

Слушание стихотворения С.Богдан «Синичка».

Работа с текстом: поиск информации

Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения), заданную в явном виде.

Чтение названия и автора текста.

Антиципация

Прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, иллюстрации.

Чтение рассказа учеником, ответы на вопросы по тексту.

Диалог с автором

Ориентироваться в содержании художественного текста, понимать его смысл при прослушивании и чтении про себя.

Задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них.

Проверка предположений.

Обобщающая беседа

Формулировать несложные выводы, основываясь на текст.

Нахождение слов в словарях.

Поиск информации

Ориентироваться в словарях.

Обсуждение смысла пословиц и определение главной мысли произведения.

Концептуальная беседа

Определять главную мысль текста.

Ответы на вопрос «Как бы вы поступили?».

Работа с текстом: оценка информации

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект уПлан-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.

План-конспект урока Математики 4 класс Единицы массы. Тонна. Центнер.Предметные задачи: 1. Организовать деятельность учащихся по планированию изучения темы: « Единицы массы. Тонна. Центнер»...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...