Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы VIII вида
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Богдан Ольга Леонидовна

                Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи    составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развитию речи и программы «Обучение грамоте» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор программы В.В. Воронкова), под редакцией В.В. Воронковой. Москва «Просвещение», 2013 год для обучения учащегося 4 класса с учетом индивидуально - психологических особенностей учащегося, его потенциальных возможностей, особенностей усвоения программного материала по обучению грамоте, чтению и развитию речи.

Целью применения данной разработки является: введение в учебный процесс разнообразных заданий, упражнений, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка.

                Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи    составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развитию речи и программы «Обучение грамоте» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор программы В.В. Воронкова), под редакцией В.В. Воронковой. Москва «Просвещение», 2013 год.

                   Основание и особенности составление рабочей программы.

       Индивидуальная рабочая программа разработана для обучения учащегося 4 класса Минаева Артёма чтению и развитию речи на основе авторской программы для 1 и 2 классов с учетом индивидуально - психологических особенностей учащегося, его потенциальных возможностей, особенностей усвоения программного материала по обучению грамоте, чтению и развитию речи. Учащийся с трудом удерживают в памяти изученные буквы, определяет количество слогов, звуков, букв в слове. Навык слогового чтения формируется крайне медленно. Испытывает трудности при воспроизведении содержания прочитанного.

        Поэтому возникла необходимость разработки индивидуальной рабочей программы обучения на 2016-2017 учебный год. Данная программа составлена в соответствии с количеством часов, которое отводится на обучение чтению и развитию речи в 4 классе, согласно учебного плана.

Тематическое распределение количества часов:

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Повторение изученного в 1 классе

24

2.

Зазвенел звонок – начался урок.

17

3.

Осенние странички.

10

4.

Сказка за сказкой.

4

5.

Мир животных.

10

6.

Птицы – наши друзья.

4

7.

Зимние страницы

14

8.

Всё мы сделаем сами и своими руками.

9

9.

Буду делать хорошо и не буду плохо.

5

10.

Еже ли вы вежливы…

2

11.

Весенние страницы.

14

12.

Посмеёмся, улыбнёмся.

8

13.

Летние страницы.

7

14.

Как хорошо уметь читать!

8

Итого:

136

136

Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Целью применения данной разработки является: введение в учебный процесс разнообразных заданий, упражнений, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

Цель обучения предмету:

  • научить школьника правильно и осмысленно читать доступный его пониманию текст, осмысленно воспринимать его содержание;
  • повысить уровень общего и речевого развития учащегося;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
  • формировать нравственные качества.

Задачи:

  1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
  2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающегося: развитие у него интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
  3. Учить самостоятельно работать с книгой.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.  

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

                                                 

2.Содержание обучения.

Букварный период

Повторение пройденных звуков и букв.

Практическое различение при чтении в письме гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур и слогов со стечением двух согласных.

Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов учащегося, расширения кругозора, воспитания нравственных качеств. Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, о хороших и плохих поступках детей, о дружбе, об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

             

Техника чтения

      Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительным ь и ъ знаками, многосложных.

       Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

       

Понимание читаемого

       Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы, элементарная оценка прочитанного.

Развитие устной речи

        Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

         Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

Внеклассное чтение

         Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы, о ком она, о чем в ней рассказывается.

Учебно-тематический план

№ п/п

                         Тема урока

Кол-во часов

Повторение изученного в 1 классе

24

Гласные буквы: а, о, у, ы, и

1

Чтение слогов и простых слов

1

Слоги и слова с буквами м, с, х

1

Гласные буквы: е, ё, ю, я.

1

Чтение слогов и простых слов

1

Слоги и слова с буквами л, н, в, ш

1

Слоги и слова с буквами т, к, п, з

1

Слоги и слова с буквами ж, б, г, д

1

Слоги и слова с буквой й.

1

Дифференциация звуков: [с] - [ш]

1

Дифференциация звуков: [с] - [з]

1

Дифференциация звуков [ л]-[р].

1

Дифференциация звуков [й] - [и].

1

Дифференциация звуков [ж] – [ш].

1

Дифференциация звуков [б]- [п].

1

Дифференциация звуков [д] - [т].

1

Дифференциация звуков [г] - [к].

1

Слоги и слова с буквой ц .

1

Слоги и слова с буквой ч.

1

Слоги и слова с буквой щ

1

Чтение слогов и простых слов с буквой ф

1

Буквы ь и ъ

1

Слова со стечением согласных

1

Чтение слов с изученными буквами

1

I.Зазвенел звонок, начался урок.

Осень в школе. По Н. Саксонской 

17

1

«Я могу считать до ста...» Р Сеф 

1

Где лево, где право. По В. Берестову 

1

Школьные слова. По В. Драгунскому 

1

Я учусь писать. По М. Яснову 

1

«Таня знала буквы...» Л.Толстой 

1

В школе. По К. Ушинскому 

1

Мы дежурим. По В. Викторову 

1

Про то, для кого Вовка учится. По В. Голявкину 

1

Физкультура. По Э. Мошковской 

1

Пятёрка. По Р Сефу 

1

Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому 

1

Три плюс пять. М. Юдалевич 

1

Первый урок. По В. Голявкину 

1

Уроки. По В. Драгунскому 

1

Давайте складывать слова. Г Мамлин 

1

Школьные загадки 

1

II. Осенние страницы.

Художник-Осень. По Г Скребицкому 

10

1

В эту осень. (Отрывок.) С. Козлов 

1

Падают, падают листья... М. Ивенсен 

1

Здравствуй, осень. В. Викторов 

1

Белки. По И. Соколову - Микитову 

1

Белкина кладовка. Е. Благинина 

1

Почему ноябрь пегий. I ч. По Н. Сладкову.

1

Почему ноябрь пегий. II ч По Н. Сладкову 

1

Почему ноябрь пегий. III ч По Н. Сладкову 

1

Осенние загадки 

1

Ш. Сказка за сказкой.

Русские народные сказки Вершки и корешки 

4

1

Рак и Лиса 

1

Старик и два медвежонка 

1

Сказки разных народов

 Заяц и черепаха. (Ингушская сказка.) 

1

IV. Мир животных.

Кто любит собак... Р Сеф 

10

1

Барашек. (Английская народная песенка.) 

1

Кролик. В. Лифшиц

1

Лапки. Ю. Коринец

1

Котёнок. Е. Благинина

1

Собака. А Барто

1

Еж. Е. Чарушин

1

Кто? С. Чёрный

1

Детский дом. С. Маршак

1

Загадки о животных

1

V. Птицы — наши друзья.

Спор на скворечне. Г Ладонщиков

4

1

Пылесос. По Н. Сладкову

1

Птичка. По В. Голявкину

1

Птичьи загадки.

1

VI. Зимние страницы.

По ягоды на лыжах. Н. Егоров.

14

1

Снег идёт. По Л. Воронковой.

1

Озорные снежинки. Л. Наппельбаум.

1

Сёмка и Мороз. По Е. Кузнецовой

1

Белая страница. С. Маршак.

1

Что это было? Д. Хармс.

1

Зайчик и рябина. В. Сухомлинский.

1

Зимний запас. По Н. Сладкову

1

Зимний разговор через форточку (Отрывок.) Б. Брехт

1

Храбрая птица. По Н. Плавильщикову

1

Что такое Новый год? Е. Махалова.

1

Ночное приключение. Ю. Кушак.

1

Снеговики. I часть. По Л. Сергееву

1

Зимние загадки. Е Благинина

1

VII. Всё мы сделаем сами и своими руками

Вот какие наши руки. А. Гарф

9

1

Кукла и Катя. Г Ладонщиков.

1

Разговор о технике. Е. Серова.

1

Странное дело. И. Мазнин.

1

Мы вдвоём. Г Глушнев.

1

Танечка-хозяйка. М. Глазков.

1

Доктор Петрова. М. Моисеева.

1

Мамина работа. По Е. Пермяку

1

Загадки о наших помощниках.

1

VIII. Буду делать хорошо и не буду плохо

Подружки. А. Кузнецова.

5

1

Урок дружбы. М. Пляцковский.

1

Яблоко. В.Хомченко.

1

Про Людочку В.Карасёва

1

Сказка про честные ушки. С. Прокофьева.

1

IX. Ежели вы вежливы...

Доброе утро. Н Красильников.

2

1

Песенка о вежливости. (Отрывок.) С. Маршак.

1

X. Весенние страницы

Появление весны. Л. Модзалевский.

14

1

Март. Ю. Коринец.

1

Сосульки. М. Пляцковский.

1

Песенка капели. М. Борисова.

1

Подснежник. Е. Серова.

1

Белое и жёлтое. По Ю. Ковалю.

1

Салют весне. 3 Александрова.

1

Любитель цветов. Н. Сладков.

1

Терем-рукавица. В. Хомченко.

1

Девятое мая. Г Виеру.

1

Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю

1

Майский праздник. Т Белозёров.

1

Лучше нет родного края. П. Воронько.

1

Весенние загадки.

1

XI. Посмеёмся, улыбнёмся.

Повар. О. Григорьев

8

1

Память. Э. Успенский.

1

Хорошо спрятанная котлета. Г Остер

1

Как поросёнок говорить научился. По Л. Пантелееву 

1

Банька. Ю. Кушак 

1

Как котёнок Яша учился рисовать. I часть.По Л. Каминскому

1

Познакомился. В. Лапшин 

1

Весёлые загадки. Отвечайте, правда ли? По Г Чичинадле 

1

XII. Летние страницы.

Земляника. Е. Трутнева

7

1

Солнце и радуга. К. Ушинский.

1

Мост. Л. Мануш.

1

Шмель и Миша. А. Седугин.

1

Гнездо в траве. По В. Хомченко.

1

Каникулы. Л. Фадеева.

1

Летние загадки.

1

XIII.  Как хорошо уметь читать!

Читалочка. В. Берестов.

8

1

Раньше улица молчала. И. Железнова.

1

Читателю. Р Сеф. 

1

Спрятался. В. Голявкин. 

1

Ау Л. Пантелеев.

1

Прощальная игра. Д. Чиарди. 

1

Книжкины загадки. 

1

Повторение

1

                                 

3. Требования к подготовке учащегося:

Учащийся должны уметь:

различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

Учащийся должны знать:

наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

                                   

                  3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

  1. Чтение 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор составитель С. Ю. Ильина. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2013 год.
  2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы: / Под редакцией В.В. Воронковой. – Москва «Просвещение», 2013 год.
  3. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы В.В. Воронкова. – Москва «Школа-Пресс», 1995 год.
  4. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. / Аксенова А.К. – Москва, 1999 год.
  5. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. /Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., -  Москва, 2002 год.
  6. Дидактические игры на уроках развития речи в 1-4 классах вспомогательной школы. /Аксенова А.К., Якубовская Э.В. - Москва, 1998 год.
  7. Логопедическая работа в коррекционных классах. /Лалаева Р.И. – Москва, 1999 год.
  8. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.А. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова, Москва «Просвещение» 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по предмету чтение и развитие речи 4 класс коррекционной школы 8 вида

Цели: коррекция и развитие комммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для их дальнейшей социализации в обществе....

Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида

Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Настоящая программа разработана на основе Федеральной программы «Дети России», Подпрограммы «Дети-инвалиды», Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с наруше...

Рабочая программа по курсу Трудовое обучение в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по курсу  Трудовое обучение в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида.Дети с ограниченными возможностями здоровья (F - 70).ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1.  Общая ха...

Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...