Главные вкладки

    Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы VIII вида
    рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

    Богдан Ольга Леонидовна

                    Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи    составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развитию речи и программы «Обучение грамоте» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор программы В.В. Воронкова), под редакцией В.В. Воронковой. Москва «Просвещение», 2013 год для обучения учащегося 4 класса с учетом индивидуально - психологических особенностей учащегося, его потенциальных возможностей, особенностей усвоения программного материала по обучению грамоте, чтению и развитию речи.

    Целью применения данной разработки является: введение в учебный процесс разнообразных заданий, упражнений, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    1.Пояснительная записка.

                    Индивидуальная рабочая программа по чтению и развитию речи    составлена на основе авторской учебной программы по чтению и развитию речи и программы «Обучение грамоте» для 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (автор программы В.В. Воронкова), под редакцией В.В. Воронковой. Москва «Просвещение», 2013 год.

                       Основание и особенности составление рабочей программы.

           Индивидуальная рабочая программа разработана для обучения учащегося 4 класса Минаева Артёма чтению и развитию речи на основе авторской программы для 1 и 2 классов с учетом индивидуально - психологических особенностей учащегося, его потенциальных возможностей, особенностей усвоения программного материала по обучению грамоте, чтению и развитию речи. Учащийся с трудом удерживают в памяти изученные буквы, определяет количество слогов, звуков, букв в слове. Навык слогового чтения формируется крайне медленно. Испытывает трудности при воспроизведении содержания прочитанного.

            Поэтому возникла необходимость разработки индивидуальной рабочей программы обучения на 2016-2017 учебный год. Данная программа составлена в соответствии с количеством часов, которое отводится на обучение чтению и развитию речи в 4 классе, согласно учебного плана.

    Тематическое распределение количества часов:

    п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    Авторская программа

    Рабочая программа

    1.

    Повторение изученного в 1 классе

    24

    2.

    Зазвенел звонок – начался урок.

    17

    3.

    Осенние странички.

    10

    4.

    Сказка за сказкой.

    4

    5.

    Мир животных.

    10

    6.

    Птицы – наши друзья.

    4

    7.

    Зимние страницы

    14

    8.

    Всё мы сделаем сами и своими руками.

    9

    9.

    Буду делать хорошо и не буду плохо.

    5

    10.

    Еже ли вы вежливы…

    2

    11.

    Весенние страницы.

    14

    12.

    Посмеёмся, улыбнёмся.

    8

    13.

    Летние страницы.

    7

    14.

    Как хорошо уметь читать!

    8

    Итого:

    136

    136

    Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

    Целью применения данной разработки является: введение в учебный процесс разнообразных заданий, упражнений, специально направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

    Цель обучения предмету:

    • научить школьника правильно и осмысленно читать доступный его пониманию текст, осмысленно воспринимать его содержание;
    • повысить уровень общего и речевого развития учащегося;
    • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме;
    • формировать нравственные качества.

    Задачи:

    1. Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения.
    2. Формировать читательскую самостоятельность у обучающегося: развитие у него интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными пониманию произведениями детской литературы, формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
    3. Учить самостоятельно работать с книгой.

    Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьника.  

    Основные направления коррекционной работы:

    • развитие артикуляционной моторики;
    • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
    • развитие высших психических функций;
    • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
    • развитие речи, владение техникой речи;
    • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
    • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

                                                     

    2.Содержание обучения.

    Букварный период

    Повторение пройденных звуков и букв.

    Практическое различение при чтении в письме гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких.

    Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур и слогов со стечением двух согласных.

    Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.

    Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов учащегося, расширения кругозора, воспитания нравственных качеств. Небольшие по объему произведения, отрывки из произведений о жизни детей в школе, о хороших и плохих поступках детей, о дружбе, об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

                 

    Техника чтения

          Составление и чтение слов со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, с разделительным ь и ъ знаками, многосложных.

           Осознанное, правильное чтение слов по слогам. Постепенный переход к чтению целыми словами. Соблюдение при чтении интонации в соответствии со знаками препинания.

           

    Понимание читаемого

           Ответы на вопросы по содержанию прочитанного, в связи с рассматриванием иллюстраций к тексту, картин; нахождение в тексте предложений для ответа на вопросы, элементарная оценка прочитанного.

    Развитие устной речи

            Пересказ содержания прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту.

             Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, чтение их перед классом.

    Внеклассное чтение

             Знакомство с доступными детскими книгами в чтении учителя; рассматривание читаемой книги, правильное называние книги, автора; ответы на вопросы, о ком она, о чем в ней рассказывается.

    Учебно-тематический план

    № п/п

                             Тема урока

    Кол-во часов

    Повторение изученного в 1 классе

    24

    Гласные буквы: а, о, у, ы, и

    1

    Чтение слогов и простых слов

    1

    Слоги и слова с буквами м, с, х

    1

    Гласные буквы: е, ё, ю, я.

    1

    Чтение слогов и простых слов

    1

    Слоги и слова с буквами л, н, в, ш

    1

    Слоги и слова с буквами т, к, п, з

    1

    Слоги и слова с буквами ж, б, г, д

    1

    Слоги и слова с буквой й.

    1

    Дифференциация звуков: [с] - [ш]

    1

    Дифференциация звуков: [с] - [з]

    1

    Дифференциация звуков [ л]-[р].

    1

    Дифференциация звуков [й] - [и].

    1

    Дифференциация звуков [ж] – [ш].

    1

    Дифференциация звуков [б]- [п].

    1

    Дифференциация звуков [д] - [т].

    1

    Дифференциация звуков [г] - [к].

    1

    Слоги и слова с буквой ц .

    1

    Слоги и слова с буквой ч.

    1

    Слоги и слова с буквой щ

    1

    Чтение слогов и простых слов с буквой ф

    1

    Буквы ь и ъ

    1

    Слова со стечением согласных

    1

    Чтение слов с изученными буквами

    1

    I.Зазвенел звонок, начался урок.

    Осень в школе. По Н. Саксонской 

    17

    1

    «Я могу считать до ста...» Р Сеф 

    1

    Где лево, где право. По В. Берестову 

    1

    Школьные слова. По В. Драгунскому 

    1

    Я учусь писать. По М. Яснову 

    1

    «Таня знала буквы...» Л.Толстой 

    1

    В школе. По К. Ушинскому 

    1

    Мы дежурим. По В. Викторову 

    1

    Про то, для кого Вовка учится. По В. Голявкину 

    1

    Физкультура. По Э. Мошковской 

    1

    Пятёрка. По Р Сефу 

    1

    Всякой вещи своё место. По К. Ушинскому 

    1

    Три плюс пять. М. Юдалевич 

    1

    Первый урок. По В. Голявкину 

    1

    Уроки. По В. Драгунскому 

    1

    Давайте складывать слова. Г Мамлин 

    1

    Школьные загадки 

    1

    II. Осенние страницы.

    Художник-Осень. По Г Скребицкому 

    10

    1

    В эту осень. (Отрывок.) С. Козлов 

    1

    Падают, падают листья... М. Ивенсен 

    1

    Здравствуй, осень. В. Викторов 

    1

    Белки. По И. Соколову - Микитову 

    1

    Белкина кладовка. Е. Благинина 

    1

    Почему ноябрь пегий. I ч. По Н. Сладкову.

    1

    Почему ноябрь пегий. II ч По Н. Сладкову 

    1

    Почему ноябрь пегий. III ч По Н. Сладкову 

    1

    Осенние загадки 

    1

    Ш. Сказка за сказкой.

    Русские народные сказки Вершки и корешки 

    4

    1

    Рак и Лиса 

    1

    Старик и два медвежонка 

    1

    Сказки разных народов

     Заяц и черепаха. (Ингушская сказка.) 

    1

    IV. Мир животных.

    Кто любит собак... Р Сеф 

    10

    1

    Барашек. (Английская народная песенка.) 

    1

    Кролик. В. Лифшиц

    1

    Лапки. Ю. Коринец

    1

    Котёнок. Е. Благинина

    1

    Собака. А Барто

    1

    Еж. Е. Чарушин

    1

    Кто? С. Чёрный

    1

    Детский дом. С. Маршак

    1

    Загадки о животных

    1

    V. Птицы — наши друзья.

    Спор на скворечне. Г Ладонщиков

    4

    1

    Пылесос. По Н. Сладкову

    1

    Птичка. По В. Голявкину

    1

    Птичьи загадки.

    1

    VI. Зимние страницы.

    По ягоды на лыжах. Н. Егоров.

    14

    1

    Снег идёт. По Л. Воронковой.

    1

    Озорные снежинки. Л. Наппельбаум.

    1

    Сёмка и Мороз. По Е. Кузнецовой

    1

    Белая страница. С. Маршак.

    1

    Что это было? Д. Хармс.

    1

    Зайчик и рябина. В. Сухомлинский.

    1

    Зимний запас. По Н. Сладкову

    1

    Зимний разговор через форточку (Отрывок.) Б. Брехт

    1

    Храбрая птица. По Н. Плавильщикову

    1

    Что такое Новый год? Е. Махалова.

    1

    Ночное приключение. Ю. Кушак.

    1

    Снеговики. I часть. По Л. Сергееву

    1

    Зимние загадки. Е Благинина

    1

    VII. Всё мы сделаем сами и своими руками

    Вот какие наши руки. А. Гарф

    9

    1

    Кукла и Катя. Г Ладонщиков.

    1

    Разговор о технике. Е. Серова.

    1

    Странное дело. И. Мазнин.

    1

    Мы вдвоём. Г Глушнев.

    1

    Танечка-хозяйка. М. Глазков.

    1

    Доктор Петрова. М. Моисеева.

    1

    Мамина работа. По Е. Пермяку

    1

    Загадки о наших помощниках.

    1

    VIII. Буду делать хорошо и не буду плохо

    Подружки. А. Кузнецова.

    5

    1

    Урок дружбы. М. Пляцковский.

    1

    Яблоко. В.Хомченко.

    1

    Про Людочку В.Карасёва

    1

    Сказка про честные ушки. С. Прокофьева.

    1

    IX. Ежели вы вежливы...

    Доброе утро. Н Красильников.

    2

    1

    Песенка о вежливости. (Отрывок.) С. Маршак.

    1

    X. Весенние страницы

    Появление весны. Л. Модзалевский.

    14

    1

    Март. Ю. Коринец.

    1

    Сосульки. М. Пляцковский.

    1

    Песенка капели. М. Борисова.

    1

    Подснежник. Е. Серова.

    1

    Белое и жёлтое. По Ю. Ковалю.

    1

    Салют весне. 3 Александрова.

    1

    Любитель цветов. Н. Сладков.

    1

    Терем-рукавица. В. Хомченко.

    1

    Девятое мая. Г Виеру.

    1

    Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю

    1

    Майский праздник. Т Белозёров.

    1

    Лучше нет родного края. П. Воронько.

    1

    Весенние загадки.

    1

    XI. Посмеёмся, улыбнёмся.

    Повар. О. Григорьев

    8

    1

    Память. Э. Успенский.

    1

    Хорошо спрятанная котлета. Г Остер

    1

    Как поросёнок говорить научился. По Л. Пантелееву 

    1

    Банька. Ю. Кушак 

    1

    Как котёнок Яша учился рисовать. I часть.По Л. Каминскому

    1

    Познакомился. В. Лапшин 

    1

    Весёлые загадки. Отвечайте, правда ли? По Г Чичинадле 

    1

    XII. Летние страницы.

    Земляника. Е. Трутнева

    7

    1

    Солнце и радуга. К. Ушинский.

    1

    Мост. Л. Мануш.

    1

    Шмель и Миша. А. Седугин.

    1

    Гнездо в траве. По В. Хомченко.

    1

    Каникулы. Л. Фадеева.

    1

    Летние загадки.

    1

    XIII.  Как хорошо уметь читать!

    Читалочка. В. Берестов.

    8

    1

    Раньше улица молчала. И. Железнова.

    1

    Читателю. Р Сеф. 

    1

    Спрятался. В. Голявкин. 

    1

    Ау Л. Пантелеев.

    1

    Прощальная игра. Д. Чиарди. 

    1

    Книжкины загадки. 

    1

    Повторение

    1

                                     

    3. Требования к подготовке учащегося:

    Учащийся должны уметь:

    различать звуки на слух и в произношении; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

    Учащийся должны знать:

    наизусть 3—4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.

                                       

                      3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

    1. Чтение 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор составитель С. Ю. Ильина. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2013 год.
    2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы: / Под редакцией В.В. Воронковой. – Москва «Просвещение», 2013 год.
    3. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы В.В. Воронкова. – Москва «Школа-Пресс», 1995 год.
    4. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. / Аксенова А.К. – Москва, 1999 год.
    5. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. /Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г., -  Москва, 2002 год.
    6. Дидактические игры на уроках развития речи в 1-4 классах вспомогательной школы. /Аксенова А.К., Якубовская Э.В. - Москва, 1998 год.
    7. Логопедическая работа в коррекционных классах. /Лалаева Р.И. – Москва, 1999 год.
    8. Букварь для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида А.А. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова, Москва «Просвещение» 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пояснительная записка по предмету чтение и развитие речи 4 класс коррекционной школы 8 вида

    Цели: коррекция и развитие комммуникативной функции речи у учащихся на уроках чтения для их дальнейшей социализации в обществе....

    Рабочая программа по чтению и развитию речи 2 класс коррекционной школы VIII вида

    Программа предусматривает включение в урок чтения, музыки и рисования. Способствует развитию речи,познавательных процессов воспитанников с нарушениями интеллекта....

    Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида

    Рабочая программа элективного курса "Занимательная математика" для 2 класса коррекционной школы VIII вида...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА

    Настоящая программа разработана на основе Федеральной программы «Дети России», Подпрограммы «Дети-инвалиды», Программы специальной (коррекционной) школы по лечебной физкультуре для детей с наруше...

    Рабочая программа по курсу Трудовое обучение в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида

    Рабочая программа по курсу  Трудовое обучение в подготовительном классе коррекционной школы VIII вида.Дети с ограниченными возможностями здоровья (F - 70).ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА1.1.  Общая ха...

    Конспект урока письма и развития речи. 3 класс коррекционной школы VIII вида. Тема "Звонкие и глухие согласные на конце слов"

    Конспект урока письма и развития речи в 3 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слов"...