Использование современных педагогических технологий на уроках
план-конспект урока по чтению на тему

Дашиева Альбина Жамсарановна

С самого начала педагогической деятельности работаю самообразованием. На уроках использую нетрадиционные формы, современные технологии и методы. Они активизируют мыслителную деятельность ребёнка, способствуют развитию творческого воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

(Урок-размышление).

Тема: Взаимоотношения людей и животных. Ю. Коваль «Капитан Клюквин

Цель: Создать условия для формирования читательских умений и навыков, т. е.чтобы дети увидели в книге собеседника:

  • думали над прочитанным;
  • сопереживали героям;
  • оценивали их поступки;
  • осмысливали их проблемы;
  • соотносили их жизнь со своей жизнью;

Задачи:

Образовательная: 

Познакомить с произведением Ю. Коваля «Капитан Клюквин»

Развивающая: Развивать навыки грамотного, выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы.

Воспитательная: содействовать в воспитании любви к животным; помочь детям красоту птицы;

Валеологическая: проведение динамической  паузы, смена видов деятельности.

Оборудование: портрет, компьютер

1. Организационный момент:

- Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению.

2. Объявление темы и постановка целей урока:

- Тема нашего урока: Взаимоотношения людей и животных. Через произведение Ю. Коваля  «Капитан Клюквин»

- Чем мы будем заниматься на уроке?

  • Будем учиться правильно, бегло и выразительно читать;
  • Познакомимся с новым произведением и узнаем что-то новое о животных;

                 

- Как будем достигать эти цели?

- Проведём упражнения для скорочтения;

- Предметом нашего разговора станет рассказ Ю. Коваля «Капитан Клюквин»

 Критерии оценок:

- На этом уроке вы сами будете себя оценивать. За хороший, правильный ответ вы будете получать 1 балл (фишки.)

Договоримся с критериями оценок. Если за урок вы набрали: 10 и больше баллов— «5»

                                             8-10 баллов— «4»

                                              5-7 баллов— «3»

                                              1-4 балла— «2»

 

3.Упражнения для скорочтения:

Мотивация.

- Для чего нужно учиться правильно, бегло и выразительно читать? 

Физминутка

4)  Проверка домашнего задания.

 - Прочитайте фамилию автора. (портрет)

- Хотите вы поиграть  в игру «Литературный футбол».

- Дома вы должны были прочитать 1и 2 главу произведения и приготовить вопросы автору.

- Сейчас ребята с 1 ряда задают свои вопросы  ребятам 2 ряда, они должны ответить т.е. отбить мяч, и задать свой вопрос 3 –му ряду, 3-1му.

1-й ряд

2-й ряд

3-й ряд

Работа с текстом во время чтения.

Понимание текста и создание читательской интерпретации (истолкование, разъяснение смысла)

- Какой рассказчик в тексте РГ или РП. (на доске схема)

- Как клёст оказался у рассказчика?

- Как он выглядел? Найдите в тексте.

- Почему хозяин придумал такое имя? Найдите.

- С кем сравнивает он клеста? Найдите.

- Расскажите как пел клёст. Цик-цик, увесисто и сочно «Цок», тихий и печальный звук «Тиууу-лииууууу», задорный посвист, зазвенели колокольчики, словно от жаворонка, трели и рулады как у певчего дрозда. 

- Какому выводу пришёл рассказчик? (настоящий певец) Найдите это место.

Чтение вслух по абзацам и комментарии по ходу чтения.

- Сейчас мы прочитаем 3-ю и 4-ю части с комментарием.

-В пасмурный и тусклый день огненный клёст украшает комнату, как будто освещает её..

- И поднимает настроение.

- На свободе клест селится в еловых лесах, потому что там много пищи.

- Что означает смоляное семечко?

- Бузинная жёрдочка? ( бузина Кустарник или деревце сем. жимолостных с чёрными или красными ягодами).

- Мальчик хотел приручить клеста.

- Для этого он придумал метод.

- Рассказывает как о человеке.

- И наконец клёст стал ручной. Стал доверять своему хозяину.

Работа в группе.  (творческая работа

- Напишите   синквейн. Это  творческая работа, имеющая форму короткого стихотворения не рифмованного, состоящее из 5 нерифмованных строк. Правила, по которому оно составляется

  1. Одно существительное и главная мысль
  2. Два прилагательных и главная мысль
  3. Три глагола в рамках темы
  4. Фраза, несущая определенную мысль
  5. Форма существительного, но ассоциируется с первым существительным

Клёст

Кирпичный, клюквенный

Клюёт, поёт, долбит

Как командир на коне

Капитан

            Клёст

Огненный, весёлый

Цокал, разгрызал, летал

Птице очень нужна воля

Певец

6. Подведение итогов.

- Какую мы цель поставили в начале урока?

- Достигли мы её или нет?

- Что вам на уроке больше понравилось?

- Как вы себя оценили?

……………………………..

7. Дома. 

- Как вам кажется, какое желание у клеста? Чтобы он сказал, если бы умел говорить?

 - Напишите рассказ о клесте  с его точки зрения (от имени клеста), а не с точки зрения человека.

- Описание внешности.

Я клёст…. У меня…

- Выразить отношение к своему хозяину.

Мой хозяин …

- Как я хорошо пою.

Однажды утром мне захотелось спеть и я…….

- Что я люблю кушать.

Я больше всего….

- Как я стал ручным.

Хозяин взял семечко и просунул в клетку, а я сразу понял……

- Мне с вами было очень интересно. Спасибо вам за урок

Самоанализ урока литературного чтения в 3 классе по теме: Взаимоотношения людей и животных. Ю. Коваль «Капитан Клюквин

Тип урока: обобщение

Форма проведения:  урок-размышление.

  Данный урок проводился в классе, который обучается по программе «Школа-2100».

Это шестое занятие в системе уроков по теме «Животные в нашем доме»

Цель: Создать условия для формирования читательских умений и навыков, т. е.чтобы дети увидели в книге собеседника:

  • думали над прочитанным;
  • сопереживали героям;
  • оценивали их поступки;
  • осмысливали их проблемы;
  • соотносили их жизнь со своей жизнью;

Задачи:

Образовательная: 

Познакомить с произведением  Ю. Коваля «Капитан Клюквин»

Развивающая: Развивать навыки грамотного, выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы.

Воспитательная: содействовать в достижении взаимопонимания в семье; дать почувствовать детям, что взаимоотношения в семье зависят не только от взрослых, но и их самих;

  Валеогическая: проведение динамической  паузы, смена видов деятельности.

Методы : сотрудничества, частично-поисковый, исследовательский, творческий,

На уроке использованы технологи: игровые технологии, технология продуктивного чтения, технология развития критического мышления (метод синквейн)  

Оборудование: слайдовая презентация,

1. Ориентация на формирование деятельности (а не передачу информации).

Я привлекла учащихся к постановке задач урока, обеспечила рефлексию учащихся по поводу услышанного и сделанного на уроке.

2. Организация развивающего пространства (обеспечение развивающего потенциала урока)

Задания, выполняемые на уроке, носят в основном продуктивный характер: дети задают вопросы автору, сами отвечают на них, сами оценивают качество своей работы (как групповой, так и индивидуальной), сами придумывают концовку рассказу и разыгрывают её.

3. Реализация индивидуального подхода.

Работая в группе, ученик выбирает себе роль, позволяющую наиболее ярко проявить свои способности. При подведении результатов урока каждому будет чем гордится, каждый будет успешен, каждого оценят по достоинству и товарищи, и учитель.

4. Актуализация и обогащение субьектного опыта учеников.

Актуализация у меня проходила во время проведения игры футбол.

5. Развитие активности учащихся в учебной деятельности.

На уроке организована исследовательская деятельность с текстом.

6. Создание на уроке ситуаций выбора и успеха.

Класс работал активно. Своё мнение высказывали все, кто хотел.

7. Введение учащихся в диалог.

Использовались разнообразные творческие задания,  в частности «Диалог с автором», комментированное чтение, сочинения синквейна –  выполнение которых помогало проникнуть в художественный мир произведения, в жизнь героев.

Диалог между учениками и учителем был успешным. Этому способствовала атмосфера сотрудничества.

Этап рефлексии показал, что урок достиг своей цели.



Предварительный просмотр:

Урок-игра Путешествие в  ОРФОГРАФИЮ

Тема: «Учимся применять орфографические правила»

 Цель: Осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. 

Задачи:

  • Закрепить знание изученных орфографических правил.
  • Прививать любовь к русскому языку, желание узнать новые «тайны» русского языка.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Учить приёмам самостоятельной работы, работе в группе.
  • Тренировать память, формировать концентрацию внимания, увеличение объёма произвольного внимания.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Техническое обеспечение: интерактивная доска, ресурсы:

Программное обеспечение:  Microsoft Power Point, Microsoft Word

Использование ИКТ при проведении урока:слайды

Предполагаемые результаты:

РегулятивныеУУД

- повышение мотивации учащихся: необходимость практического применения орфографических правил в повседневной жизни, 

Познавательные УУД:

- закрепление изученных  орфографических правил написания (способы действия для выбора правильных букв), безударных гласных, парных согласных по глухости – звонкости,  разделительного Ь  знака.

 Личностные УУД:

- у каждого ученика есть возможность показать свои знания, повысить самооценку,

- формирование концентрации внимания, увеличение объёма произвольного внимания Коммуникативные УУД:

- развитие кругозора и речи учащихся;

- наглядность, представление информации в интересном виде; 

Метапредметные связи:

- осуществление межпредметных связей (русский язык – литературное чтение – математика – окружающий мир)  

  - современное представление информации

Ход урока:

I. Организационный момент.

II.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.: (слайд 1, 2)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок.

- Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по Волшебной стране «Орфография».

- Что такое орфография? (Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма. Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом)

- Это чудесная, сказочная  страна находится очень далеко. Для чего нам нужно попасть в эту сказочную страну. (Чтобы  стать грамотными).

- Мы повторим правила орфографии 

- А как мы туда попадём? Какие виды транспорта мы знаем?

(наземный, водный, воздушный)  Сначала используем наземный транспорт

 III.  Актуализация знаний.

ЦОР:

1. Посади букву в поезд (про пословицу)

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cb781c19-7188-4e5f-b86f-5675f15c2b4a/%5BNS-RUS_2-16%5D_%5BIG_048%5D.swf

- Какая пословица вам больше всего понравилась? Почему? Объясни значение пословицы.

2. Парные звонкие и глухие согласные. Отправь каждое судно в свой порт.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0939addf-b101-427a-88e7-89e17df681b4/%5BNS-RUS_2-16%5D_%5BIG_047%5D.swf

3.- Пока в пути послушаем сказку про воду.

Сказ про воду. Напишите родственные слова

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6c9ef666-b66b-4095-9afc-3a38ccf66663/%5BNS-RUS_2-15%5D_%5BMA_039%5D.swf

- Ответьте на вопросы Сам Самыча.

- Назовём родственные слова

4. Запустим ракету. Правописание разделит Ь

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80d2d69b-b32a-4317-9d63-9e23bc22cd82/%5BNS-RUS_2-14%5D_%5BIG_034%5D.swf

Физминутка

Я иду, и ты идёшь,

Я пою, и ты поёшь.

1, 2, 3…

Мы идём, и поём,

Очень дружно мы живём!

 IV. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Групповая работа.

- Вот мы на волшебной сказочной планете(рисунок)

- У меня в руках карточки. На этих карточках знакомые вам орфограммы. У каждой группы своё задание

1. Формирование групп квадрат, прямоугольник, четырёхугольник.

- Как называются эти геометрические фигуры?

- Что объединяет все эти фигуры?

(все четырёхугольники)

1 карточка   БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ 

А) 6 карточек с орфограммами

Б) Как проверить безударную гласную в корне слова? Рассказать правило, привести примеры.

2 карточка РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК  - Что показывает разделительный мягкий знак?

А) 6 карточек с орфограммами

Б) Разделительный знак в слове пишется после______  перед буквами   _  _  _  _  _

3 карточка  Правописание парных по звонкости и глухости согласных

А) 6 индивидуальных карточек

Б) Назовите парные звонкие и глухие согласные.

В) Правило Чтобы проверить парную звонкую и глухую согласную в корне слова нужно _____________  такое слово, чтобы после __________ стояла __________ буква.

Выступление группы «Квадрат». Обсуждение. Оценка.

Выступление группы «Прямоугольник». Обсуждение. Оценка.

Выступление группы «Четырёхугольник». Обсуждение. Оценка.

V   Применение знаний и умений в новой ситуации

- Давайте будем возвращаться домой! Посмотрите в иллюминатор!

Письмо под диктовку, объяснение орфограмм:

Космическое раздолье, метеоритный дождь, тяжёлый скафандр, железное здоровье, час полёта, хвост кометы.

VI Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

 - заполнение индивидуальных листов самооценки;

Я знаю…

Я умею…

Вот и закончился

Космический полёт,

Корабль спустился

В заданном районе,

- Какие орфограммы повторили в течении урока?

- Как проверить парную согласную в корне?

- Как проверит безударную гласную?

- Что мы знаем о разделительном Ь? 

VIII. Дома

- Напишите небольшой рассказ на тему  о том как мы побывали в космосе

       Самоанализ урока русского языка  по теме  «Учимся применять

орфографические правила» во 2 классе. Урок-игра «Путешествие в Орфографию».

1. Характеристика класса.

В классе 18 человек: 4 мальчика, 14 девочек.

Базовый уровень усвоения материала – 17 человек

Повышенный уровень усвоения материала – 5 человек

Уровень интеллектуальных способностей:

- ниже среднего –  4 человека;

 - средний – 7 человек;

 - выше среднего – 7 человек.

Учебная мотивация: 17 человек, 94%

2. Цель, учебные задачи.

Цель: Осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. 

Задачи:

  • Закрепить знание изученных орфографических правил.
  • Прививать любовь к русскому языку, желание узнать новые «тайны» русского языка.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Учить приёмам самостоятельной работы, работе в группе.
  • Тренировать память, формировать концентрацию внимания, увеличение объёма произвольного внимания.

Предполагаемые результаты:

РегулятивныеУУД

- повышение мотивации учащихся: необходимость практического применения орфографических правил в повседневной жизни, 

Познавательные УУД:

- закрепление изученных  орфографических правил написания (способы действия для выбора правильных букв), безударных гласных, парных согласных по глухости – звонкости,  разделительного Ь  знака.

 Личностные УУД:

- у каждого ученика есть возможность показать свои знания, повысить самооценку,

- формирование концентрации внимания, увеличение объёма произвольного внимания

 Коммуникативные УУД:

- развитие кругозора и речи учащихся;

- наглядность, представление информации в интересном виде;  

- формирование умения работать в парах, группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно презентовать проделанную работу.

Метапредметные связи:

- осуществление межпредметных связей (русский язык  – математика – окружающий мир)  

  - современное представление информации

3. Содержание, виды заданий.

          Для отбора содержания были использованы виды деятельности:

 - организация дискуссии;

 - интерактивные игры;

 - индивидуальная работа;

 - групповая работа.

       Развивающее содержание направлено на формирование УУД.

1) Эмоциональный настрой – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

2) Актуализация знаний с опорой на игру – формирование познавательной активности - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

-формирование умения анализировать свою деятельность, оценивать результат;

-формирование умения планировать работу - РЕГУЛЯТИВНЫЕ

-формирование социальной мотивации – ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

3) Целеполагание - формирование умения ставить, принимать цель (учебную задачу; планировать свою работу – РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

4) Работа в группе

- формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества – КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

-формирование умений управлять своей деятельностью, контролировать, работать самостоятельно - РЕГУЛЯТИВНЫЕ

-формирование умения работать с информацией: выбирать, оформлять, представлять другим  - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

-формирование коммуникативных умений, умение выступать перед аудиторией –КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

5)Применение знаний и умений

-формирование инициативности и самостоятельности; - ЛИЧНОСТНЫЕ УУД

6) Рефлексия

- формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки;

формирование социальной мотивации - ЛИЧНОСТНЫЕ и РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

4. Методы и приёмы.

Использованы  дидактические игры (коллективная игра «Посади в поезд», «Отправь судно в порт», «Запусти ракету»).

Интерактивные словесные методы: эвристическая беседа,  дискуссия.  

Наглядные методы (ЭОР, интерактивная доска, слайды).

Репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;

Стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;

Метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, беседа);

5. Формы организации.

Организована работа в группах;

Индивидуальная, коллективная работа.

6. Позиции и роли учащихся.

Партнёры, игроки, мыслители, творцы, слушатели.

7. Позиции учителя.

Стиль общения – демократический, эмоциональный.

Учитель -  координатор деятельности, консультант - фасилитатор.

        

8. Виды активности.

  Познавательная активность: учащиеся работают с информацией, узнают новые тайны слова.

  Социальная активность: учащиеся взаимодействуют, общаются с учителем и друг с другом, учатся договариваться, готовят выступления        

Физическая активность: учащиеся  пересаживаются, меняют рабочее место, говорят, слушают, читают.

9. Использование современных образовательных технологий.

Технология системно-деятельностного метода

Игровые и ИКТ технологий, использование ЭОР.

10. Информационная предметно-развивающая среда. Виды выбора.

        В центрах активности: инструкции, шкала самооценки, интерактивная доска

       Организация выбора видов деятельности (играть, писать, читать…), выбор партнёров (при работе в парах),

11. Индивидуализация, дифференциация.

Индивидуализация и дифференциация осуществляется через разноуровневые карточки – посредники, информационные листы, учёт интересов и возможностей учащихся при организации групп и пар.

12. Итоги урока – проекта. Рефлексия.

Самоанализ деятельности:

- заполнение индивидуальных листов самооценки;

Я знаю…

Я умею…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ.

Материал содержит краткие методические рекомендации по преподаванию модуля "Основы мировых религиозных культур"....

Использование современных педагогических технологий. Фрагмент урока математики.

Технология развития критического мышления. Постановка учебной задачи....

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации фгос

В статье "Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" рассказывается о техниках учения технологии развития критического м...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Текст выступления на фестивале педагогических идей по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"...

Использование современных педагогических технологий на уроках немецкого языка

характеристика современных технологий и их использование на уроках немецкого языка...

Использование современных педагогических технологий на уроках эрзянского и мокшанского языков.

Пробудить интерес учащихся к  изучению мордовского языка можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика, а также использоват...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...