Обучение грамоте
план-конспект урока по чтению на тему

Задачи. Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой.

Развивать интерес к чтению.

Развивать речь, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения.

Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.

Воспитывать культуру учебного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_obuchenie_gramote.docx29.12 КБ
Office presentation icon bukva_i.ppt.pps967 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучение грамоте.

Тема:«Звук [и], буква И,и»

Урок литературного чтения в период обучения грамоте. 1 класс

УМК «Перспектива»

Тема. Звук [и], буква Ии.

Тема. Звук [и], буква Ии.

Форма урока: урок открытия новых знаний

Формы организации учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения: наглядный, словесный, практический.

Технологии: здоровьесберегающая, игровая, информационно – коммуникационная, технология проблемного обучения.

Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал для работы в группах, касса букв, значки для определения уровня полученных знаний на уроке, «Лесенка знаний», схемы для обозначения звуков; «Азбука» 1 класс; Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, С.Г. Макеевой 1(СD)

Педагогическая цель. Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквой Ии, развития речи.

Задачи. Познакомить учащихся с новым звуком и новой буквой.

Развивать интерес к чтению.

Развивать речь, воображение, фонематический слух и культуру звукопроизношения.

Развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля

Формировать навыки работы в коллективе, навыки самостоятельной работы.

Воспитывать культуру учебного труда.

Планируемые результаты.

Предметные. Овладевают учебными действиями с языковыми единицами и умеют использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; знают особенности произнесения звука [и] и его характеристику; называют букву Ии как знак звука [и]; различают печатную и письменную, заглавную и строчную букву; разгадывают ребус; анализируют слова по модели; составляют предложение по схеме.

Личностные. Эмоционально «переживают» текст, выражают свои эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные: используют знаково – символические средства для решения учебных задач; осуществляют сранение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

(слайд 1) Звучит спокойная музыка.

Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Улыбнулись все учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо.

Вижу: класс наш хоть куда!

Мы начнём урок, друзья.

- Ребята, положите головы на парты, закройте глаза и тихо повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание моё растёт.

Я, как разведчик, всё замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я очень хочу учиться.

Я готов к работе.

Я работаю!

  1. Целеполагание.

- Посмотрите на условные знаки и скажите, какие цели поставим перед собой, начиная урок?

З

Н

П

В А

На доске карточка с буквами:


(З – закреплять имеющиеся знания

Н – узнавать новое

П – применять знания на практике

В – быть внимательными

А – и активными )

  1. Актуализация знаний.

1. Звуковой анализ слов с обратной связью.

(У детей карточки с буквами: А, О, У)

- Поиграем в игру. Я произнесу слово, вы должны показать карточку с буквой (А,О,У), обозначающей ударный звук.

Дом, утка, сом, рак, стол, круг, волк, мак, кукла, кот.

2. Составить звуковую схему слова. Разделить на слоги. Работа в группах.

(У ребят на столах лежат картинки: индюк, голуби, облако, ложка, курица, акула) (Приложение 1)

Вспомним правила сотрудничества. (Учитель начинает, дети заканчивают говорить.)

а). Одна голова хорошо, … (а две лучше).

б). Не будь тороплив, … (а будь терпелив).

в). Ошибиться … (может каждый).

г). Сначала подумай, … ( а потом скажи).

д). Умеешь сам … (научи другого).

Фронтальная проверка работы групп.

1группа. (индюк)

- Сколько слогов в слове ИНДЮК?

- Какой слог ударный?

2 группа (голуби)

- Сколько слогов в слове ГОЛУБИ?

-Почему? (Потому что в слове 3 гласных звука.)

3 группа (облако)

- Назовите гласные звуки.

- Почему они называются гласными? (Воздух при произношении звуков не встречает преград.)

4 группа (ложка)

- Назовите согласные звуки вашего слова. ([л, о, ш, к, а])

- Какие они все? (твёрдые согласные)

5 группа (курица)

- Сколько слогов в слове КУРИЦА?

- -Назовите третий звук. [р׳]

- Какой он? (согласный, мягкий)

6 группа (акула)

- Какие два одинаковые звука в вашем слове?

- Какой это звук? (гласный)

Самооценка. – Оцените работу ребят вашей группы.

IV. Постановка учебной задачи.

- От каждой группы выберите по одному человеку, который возьмёт значок первого звука вашего слова и выйдет к доске.

- Встаньте по порядку.

- Произнесите звуки. А ребята внимательно послушают и скажут, какое слово получилось.

(ИГОЛКА)

- Произнесём это слово ещё раз, а ребята у доски разделятся на группы так, чтобы мы увидели, сколько слогов в слове.

- Сколько слогов в слове ИГОЛКА?

- Назовите первый слог.

- Сколько звуков в первом слоге?

- Назовите его. ([и])

- Какой он? (гласный)

- Почему?

- Возьмите планшет и обозначьте звук [и] буквой.

Выявление причины затруднения.

- Поднимите руку, кто не смог выполнить задание.

- Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания?

- Назовите тему нашего урока. (Звук [и], буква И). (слайд 2)

- Давайте определим для себя цели.

  • Познакомимся с … (буквами Ии)
  • Учиться … (характеризовать звук [и], выделять его в словах)
  • Упражняться … ( в чтении слов с этой буквой)

V.Физминутка

а). Упражнения под музыку. (слайд 3)

б). Игра «Узнай звук»

Сейчас поиграем в игру, которая называется «Узнай звук»
Если услышите звук [и] в начале слова – присядут мальчики
Если услышите звук [ и ] в середине слова – присядут девочки.

( Ива, иволга, стриж, игрушка, ошибка, улитка, изба, картинка, тигры, измажу, извините)

VI. Знакомство с буквой Ии (слайд 4)

а). - Рассмотрите звуковую схему слова. Какой слог ударный?

- Произнесите слово, выделив голосом первый звук.

- Звук [и] обозначается буквой И.

б). - Найдите букву И на «ленте букв».

- Почему одна буква маленькая, а другая большая? Где нам понадобится заглавная буква И?

(Начало предложения, имена людей пишутся с заглавной буквы.)

На что похожа буква И? (слайд 5)

( Дети высказывают свои предположения).

- Оля нам прочитает стихотворение - На что похожа буква И-, а вы внимательно слушайте, чтобы потом сказать, в каких словах вы услышали звук [и].

Дрессировщик с буквой «И» в цирке на арене.

Эта буква, посмотри, встала на колени.

Долго – долго хлопал зал.

И под шум оваций дрессировщик приказал:

- Надо подниматься!

«И» сказала: «Иго-го! Хлопать мне не надо.

Не хочу я ничего кроме рафинада».

VII. Усвоение новых знаний и способов действий.

в). Работа с электронным приложением «Азбука» 1 класс Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева.

1. –Найди в словах звук [и].

2. Самостоятельно. Составь звуковую схему слова.

( Дети работают по вариантам, затем выполняется взаимопроверка.)

Самооценка.

- Кто не допустил ошибок во время самостоятельной работы, поднимите красное солнышко

Кто допустил ошибку в самостоятельной работе, но потом разобрался, поднимите жёлтое солнышко. (Приложение 2)

VIII. Физминутка для глаз. (слайд 6)

IX. Лексическая работа. (Учебник «Азбука», с. 72 – 73)

- Посмотрите на иллюстрации из сказок. Вас что-то удивляет? (Перепутаны герои сказок.)

- Назовите героев, которые заблудились и попали не в свою сказку. (Курочка Ряба и щука)

- В какой сказке упоминается щука и такой волшебный предмет, как иголка?

(В сказке про Ивана-царевича «Царевна – лягушка»)

- Что в руках у Ивана – царевича? (лук)

- Какой лук вы имеете в виду? (Дети рассматривают иллюстрации + слайд 7)

Объяснение значений слов. ( Лук – огородное растение

Лук - старинное оружие для метания стрел)

- Сравните слова по звучанию.

Рассматривая изображения предметов, а также звуковые модели этих слов, дети доказывают, что это разные слова.

X. Работа над предложением. Работа с акрофонической схемой . («Азбука», с. 72)

- Рассмотрите акрофоническую схему. Определите, что содержит она в себе?

(Это схема предложения: выступающая вертикальная черта, три слова , в конце стоит точка.)

Работа в парах. Дети разбирают акрофоническую схему второго слова и самостоятельно прочитывают предложение.

- Какое предложение получилось? (У Ивана лук.)

-Что перепутано в этом предложении? (Использовано не то значение слова, которое нужно.)

- А какое значение слова надо использовать? (Лук – старинное оружие.)

- Какое слово запишем с заглавной буквы? (Ивана)

- Почему? (Это имя.)

XI. Работа с текстом. («Азбука», с. 72)

а). - Хотите узнать, зачем Ивану-царевичу понадобился богатырский лук? Попросите маму прочитать эту сказку вместе с вами.

А мы сейчас прочитаем, что было после того, как утка упала в море.

( Текст читают дети, умеющие читать.)

б). – Прочитайте (просмотрите - кто не умеет читать) текст ещё раз и подчеркните в словах букву Ии.

XII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

а). – Вспомним цели, которые вы для себя поставили.

  • С чем мы познакомились…  (со звуком [и] и буквой И)
  • Чему учились…  (характеризовать звук [и], выделять звук [и] в словах)
  • Мы упражнялись… (в чтении слов по звуковой модели с этой буквой, в составлении предложения по схеме и др.)

- Что особенно понравилось?

- Что вызвало затруднение?

- Мы выполнили поставленные цели?

б). Самооценка знаний обучающимися.

-Как вы отработали на уроке? (слайд 8)

На уроке мне было интересно (неинтересно, скучно).

Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам.

Я был невнимателен, мало поднимал руку, затруднялся , мне помогали ребята.

в). «Лесенка знаний»

- Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:

Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим

Справился со всеми задачами

Справился  со всеми задачами, но мне нужна помощь в …

- Возьмите с парт солнышки и определите уровень  полученных знаний на уроке по «Лесенке знаний» (Ученики выходят к доске и оценивают свой уровень знаний)

- Спасибо всем за урок. Всем, у кого что-то не получилось и у кого всё получилось, я желаю новых успехов и побед, пусть даже самых маленьких.(слайд 9)

Приложение 1.

Приложение 2

Приложение 3

«Лесенка знаний»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с буквой Потерял индюк Илюшка Иностранную игрушку И в лесу искал, и в поле Не нашел – такое горе И ириска, и изюм не идут теперь на ум. И И

Слайд 2

На что похожа буква Три иголки – буква «И» Пальчик свой не уколи И И И И И

Слайд 3

Доскажите словечко Как-то скучно Сто лет без движенья В воду глядеть на свое отраженье Свесила ветки с обрыва Такая грустная … Не колючий, светло-синий По ветвям развешан … ива И иней

Слайд 4

Доскажите словечко Буду мастером таким Как наш дядя Евдоким Делать стулья и столы, Красить двери и полы А пока сестре Танюшке Сам я делаю … Из упрямства ни на шаг Не продвинется … В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко Шьет, зашивает и колется колко А называют кораблик … И иголка игрушки ишак

Слайд 5

Загадки Кудри в речку опустила И о чем-то загрустила А о чем она грустит Никому не говорит. Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает. И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. И иней ива иголка

Слайд 6

Загадки Теплый длинный, длинный день В полдень – крохотная тень Зацветает в полдень колос Подает кузнечик голос Дозревает земляника Что за месяц, подскажи-ка? Жаркий, знойный, душный день, Даже куры ищут тень Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов Дни его – вершина лета, Что, скажи, за месяц это? И июнь июль

Слайд 7

Физминутка Ходит по двору индюк, Словно перьевой сундук. Он шагает не спеша, С боку на бок, чуть дыша. Важно крыльями трясет, Индюшат к себе зовет. А они гуськом бегут, От отца не отстают. И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...