Урок внеклассного чтения 3 класс
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Груздева Елена Владимировна

Конспект урока внеклассного чтения 3 класс УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Чтение 3 класс УМК «Перспектива»

(внеклассное чтение)

Тема урока: Мы идем в библиотеку. Стихи о зиме и осени.

Дидактическая цель: формирование основ читательской самостоятельности;          

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Осмысленно читать лирические произведения,
  • Понимать настроение стихотворения, передавать его при чтении,
  • Определять собственное отношение к прочитанному,
  • Работать с алфавитным каталогом,
  • Находить необходимую информацию для сообщения при работе с книгой, составлять каталожную карточку
  • Определять средства художественной выразительности.

    Метапредметные: 

познавательные –ориентироваться в художественной и учебной книге, классифицировать книги, сравнивать их по внешним и исходящим данным, анализировать полученную информацию, расширить круг детского чтения, определять опорные слова при работе с инструкцией к заданию;

коммуникативные – работать в группах и парах с соблюдением правил сотрудничества, строить высказывания в соответствии с критериями.

регулятивные – определять задачи урока исходя из темы, прогнозировать свой результат, контролировать и оценивать выполненное задание, делать вывод о своем уровне усвоения материала..

     Личностные:

  • проявлять положительный интерес к теме урока (можно определить через сигналы обратной связи, выбор исследовательских заданий для домашнего задания),
  • соблюдать нормы учебного сотрудничества

Формы организации познавательной деятельности: самостоятельная, групповая, парная (постоянного состава).

Методы и приемы использованные на  уроке:

     словесные, практические (карточки), контроля и оценки (лист самооценки у каждого ученика), проблемный вопрос, приемы технологии деятельностного метода обучения, уровневая дифференциация при выполнении заданий с опорой на предшествующий результат или по самоопределению ученика при выборе творческих заданий, приемы технологии самостоятельной деятельности,  самопроверка.

Средства обучения:

         учебник и рабочая тетрадь по литературному чтению 3 класса, презентация к уроку, ЭОР к уроку чтения в соответствии с УМК  «Перспектива», книги стихов русских  поэтов по теме урока, лист самооценки, выставка книг, памятки для работы в группах по составлению каталожной карточки, анализа информации о книге. (Приложение 1)

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Целеполагание

Слайд 1

Слайд 2

Работа с выставкой и читательским дневником

Работа с каталожной карточкой

Слайд 3

Слайд 4

Физпауза

Работа в группах с текстами стихотворений.

Итог

Слайды 11,12

Рефлексия

Домашнее задание.

Настраивает на  продуктивное занятие, минутка эмпатии.

Предлагает оформить лист самооценки.

Читаю отрывок «зимнего утра» Пушкина А.С., ставлю книгу на выставку.

-Сегодня мы идем в библиотеку. Там всегда есть выставка. А что мы можем сказать о нашей выставке?

-Так какая же выставка у нас получилась?

С произведениями какого  раздела мы работаем?

Значит тема нашего занятия…

Ребята, а зачем нам нужны библиотечные уроки? А стихи?

-Так как тема урока Стихи о зиме и осени, прошу вас в течении всего урока запоминать как авторы называют зиму, осень, какими эпитетами пользуются , чтобы мы могли составить свои образы Зимы и Осени.

-А тогда чем мы можем дополнить  нашу выставку, коллекцию произведений?

Какой образ зимы (осени) в прочитанном  стихотворении?

А где мы можем узнать информацию,  приходя в библиотеку ?  Демонстрация алфавитного каталога.

-Работаем в парах. Рассмотрите карточки каталога. Что по ним можно узнать о книге? Что обозначают букву в левом верхнем углу?  У кого  книга , указанная в карточке,  не подходит  к нашей выставке?, Почему?

(заслушивает отчет 2 пар: у кого книга подходит и не подходит)

-Составьте свою карточку на  книгу в мягкой обложке  на  предложенном бланке.(Приложение)

Представьте ваши работы. Заслушивают отчет 2 пар: книга подходит и не подходит.

Почему?

- Мы проанализировали внешнюю информацию , пора перейти к внутренней , содержательной. Чем же стихи отличаются от прозы? Каковы их  особенности? (Повторяем теоретические  сведения.

(«Зима» Звук из файла)

Какой образ зимы в песне?

- Какие же образы осени и зимы в наших произведениях? Работать будем в группах, инструкционные листы на партах.(Приложение). Для иллюстрирования вашего стихотворения, можете воспользоваться предложенными репродукциями  картин.

6-7 группа – работают с произведением из ТПО (  Коти Т. Зима)

1-5 группы – выбирают и работают с книгами с выставки

-Кому нужна помощь? Назначаю консультантов.

-Помните об образах зимы и осени.

Заслушиваются все группы. После каждого отчета и чтения стихотворения акцентируется внимание на образе зимы и осени.

-Но красота родной земли или её печаль затрагивают  души не только  поэтов и художников, но и композиторов, бардов.

В произведении, которое прочитала 3-я группа Бальмонт К «Осень», ребята определили характер произведения как нежно-певучий. И действительно,  это произведение положено на музыку. Давайте послушаем, определяем образ осени.

- Как и в любой библиотеке на выставке всегда есть подписи, цитаты. У нас тоже они есть. Послушайте, определите образ. Может быть узнаете автора.

(читает стихи детей, которые были написаны в самом начале изучения разделе к картине Шишкина «Зима в лесу»)

-Это стихи учеников нашего класса. Ваших стихов много, они удачны и интересны. Предлагаю к концу учебного года совместно с группой, посещающих  занятия по информатике создать  книгу-миниатюру «Стихи о родной природе по картинам русских художников» и подарить её нашей школьной библиотеке.

- Какой образ увидели девочки?

Так какой же образ осени и зимы  мы сегодня можем создать? Можете использовать материалы учебника с 142-149, ваши записи по ходу урока, читательские дневники.  Ваши предложения!

(Фиксирую на доске, дополняю)

-Посмотрите, что у нас получилось! Что можно сказать о них? Какие они?

-Для чего нам нужна такая работа? (возврат к задачам и полученным результатам)

-Определите  свой результат сегодня, используя лист самооценки. Оцените свою работу на уроке. Кто желает прокомментировать отметку.

Чтобы полностью завершить наше библиотечное занятие, мы возьмем книги на дом. Выберите  задание, которое вы хотите выполнить. Критерии обычные.

Урок окончен.

Проводят эмоциональный настрой. Определяют значимость. Оформляют лист самооценки.

2-3 ученика подходят к выставке, берут книгу, рассматривают её, делают вывод: что это: тематический сборник, авторский сборник, одноимённое произведение.

-Делают вывод о том, что выставка тематическая и тема выставки: стихи о временах года

Называют раздел, уточняют тему.

Высказывают предположения, формулируют задачи урока.

(для развития, ориентироваться в библиотеке, учиться видеть красоту родной земли, писать сочинения…)

Готовы дополнить материалами  из своего читательского дневника, из дополнительной выставки, из библиотеки.

  • (2 человека (средний уровень) работают с дополнительной выставкой и делают вывод: какими  книгами  они могут дополнить выставку, а какими нет и почему. Предварительно внесены книги: рассказы о природе, Двенадцать месяцев Маршака С.Я., сборник стихов майкова, нов нем нет произведений об осени или зиме )
  • 1 ученик  готовит отчет из читательского  и читает стихотворениедневника.(Памятка)

Работают с алфавитным каталогом. Анализируют информацию по карточке, готовят отчет.(Памятка)

 Остальные сигналами обратной связи выражают своё мнение.

Работают в парах и составляют свои карточки, работая каждый со своей книгой.

Представляют отчеты по инструкции. Делают выводы о возможном дополнении выставки. Остальные сигналами обратной связи выражают своё мнение.

Восстанавливают  кластер, коллаж. Называют отличительные признаки, образно-выразительные средства.

Выполняют движения под музыку, определяют образ зимы –доброй старушки.

Выбирают произведение из сборников, готовят выразительное чтение, определяют образные средства,  отчет по памятке (Приложение).

(В ходе работы были выбраны стихи: Романова К., Бальмонта К., Есенина С.А., Майкова А., Бунина И.)

Консультанты (высокий уровень)  по первому сигналу группы приходят на помощь.

Слушают стихи, выражают свое мнение сигналом обратной связи, фиксируют  образ в произведении.

Слушают произведения, сравнивают образы.

Слушают четверостишья, высказываются.

Зима в лесу.

Зима в лесу –красавица,

Зима морозом славится!

Снежком своим укутала

И лес весь убаюкала! (Настя)

Зима в лесу.

Пришла Зима, подули ветры,

Деревья в инее стоят,

И белым-белым покрывалом

Зима укрыла всё подряд! (Алина)

(образ зимы –заботливой матушки)

Определяют авторские названия-образы из разных произведений и называют их.

Делают вывод о том, что они разные, но в каждом есть красивое, яркое  и интересное.

Высказывают свою точку зрения, работают с  листами самооценки. (Приложение)

1-2 ученика комментируют свои отметки. Определяют затруднения, если есть.

Выбирают домашнее задание на основе своих результатов.

Красный – самое простое, репродуктивный уровень (1балл)

Синий – более сложное, конструктивный уровень (2 балла)

Зеленый – творческое задание.(3 балла)

Набрать 5 баллов для отметки можно несколькими способами.

Список литературы

  1. Л.Ф Климанова , Литературное  чтение 3 класс, ч.1, М.»Просвещение»,2012
  2. Коти Т. Литературное чтение, Рабочая тетрадь, 3 класс, М.»Просвещение»,2014
  3. Л.Ф Климанова , Бойкина  Литературное чтение, Методическое пособие, М.»Просвещение»,2014
  4. Крылова О.Н., Муштавинская  И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения  ФГОС ООО, С-Пб, КАРО, 2013
  5. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС, С-Пб, КАРО, 2013

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Времена года: Стихи о зиме и осени В ком нет любви к земле родной, Те – сердцем нищие калеки!

Слайд 2

Цель: формирование основ читательской самостоятельности Учиться работать с книгой Анализировать полученную информацию Расширить круг чтения

Слайд 4

Личный эмоциональный отклик Образно-выразительные средства ритм рифма лирические сюжетные Стихи

Слайд 5

эпитет сравнение контрастность олицетворение инверсия Метафора Образно-выразительные средства

Слайд 6

Грабарь И. Роскошный иней Клевер Ю. Пурга Кустодиев Б. Зима Зимняя забава

Слайд 7

И. Бродский «Поздняя осень» Левитан И. Золотая осень» Поленов В. Осень Пластов А. Первый снег

Слайд 8

Чародейкою- зимою Зима-старушка Ведьма злая Волшебница, ледяные взоры Гостья-зима Зима-красавица Седой зимы угрозы

Слайд 9

Славная осень! Очей, очарованье Губительница нежная Дивная пора Унылая пора, Скучная пора Цветная осень – вечер года Черная птица

Слайд 10

Домашнее задание 1. Взять в библиотеке сборник стихов из списка в учебнике ( с выставки), подготовить чтение наизусть 1 стихотворения. 2. Выбрать из произведения образно-выразительные средства (по 2-3), подобрать 1-2 загадки о зиме или осени Игра БУРИМЕ: сверкает, поет, синички, хоровод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Урок внеклассного чтения для начальных классов общеобразовательных школ.Незнайка и другие фантазёры. Рассказы и сказки Н. Н. Носова. 2 класс

Конспект урока внек его лассного чтения для учащихся 2 классов c презентацией. Презентация  знакомит учащихся с  биографией и творчеством Н. Н. Носова, содержит занимательные задания для про...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

урок Внеклассного чтения 2 класс Тема урока «Русские национальные традиции и обычаи в произведениях русского народного творчества»

Деятельностная цель: Познакомить  с фольклором русского народа. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его культуре и традициям. Планируемые результаты:Личностные:- ...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

Урок внеклассного чтения 4 класс. "Урок из прошлого" по произведению Ю.Яковлева "Сыновья Пешеходова"

Данное произведение посвящено героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны, поэтому этот урок уместно проводить перед праздником  9 мая.На уроке  реализовывались  следу...