Урок литературного чтения в 1 классе на тему "Произведения В.Осеевой".
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Гребенькова Татьяна Сергеевна

Урок литературного чтения в 1 классе на тему "Произведения В Осеевой". Урок знаково-символического моделирования. В своих рассказах писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Произведения В.Осеевой».

Предмет: литературное чтение.

Учитель: Гребенькова Татьяна Сергеевна МБОУ гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой  г. Липецк.

Тема: «Произведения В.Осеевой».

Тип урока: урок знаково-символического моделирования.

Участники: учащиеся 1 класса.

Цели.

Развивающие: работа над  обогащением словарного запаса, формированием  и развитием учебных умений , логического мышления,  развития речи, памяти.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес; самостоятельность; чувство уверенности в себе.

 Деятельностные:  отрабатывание навыка правильного, выразительного  чтения, чтения по ролям, выборочного чтения;

формирование у учащихся способностей к  рефлексии.

Содержательные: закрепление  и  коррекция изученных способов действий-понятий, алгоритмов, организация деятельности учащихся по закреплению умения моделировать обложку произведений разного жанра.

Задачи урока: 

- формировать умение называть фамилию автора и заголовок; 

- формировать умение моделировать обложку;

- отрабатывать систему контроля и самоконтроля в деятельности;

 - формировать у обучающихся способность к рефлексии.

Формируемые УУД.

 Предметные:            

закрепление понятий: жанр, тема произведения;

закрепление умения моделировать обложку произведений разного жанра;

называть фамилию автора и заголовок, сравнивать модели разных жанров, выделять главную мысль произведения;

соотносить пословицы с содержанием произведения.

Личностные:

смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения);

эмпатия умение осознавать и определять эмоции других,

сочувствовать другим людям, сопереживать;

применение правила делового сотрудничества, проявление терпения и доброжелательности, доверия к собеседнику;

 формирование нравственных понятий - дружба, внимание и забота о членах семьи.

Метапредметные:

регулятивные – планирование своей деятельности для решения учебной задачи, целеполагание, оценивание результатов деятельности, анализ собственной работы;

познавательные – воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи;

получение дополнительной информации, используя справочную литературу;

восприятие текста с учетом поставленной учебной задачи, нахождение в тексте информации, необходимой для ее решения;

составление небольших устных монологических высказываний;

коммуникативные – согласование усилий по достижению общей цели;

умение договариваться, находить общее решение.

Оборудование: учебник литературного чтения под редакцией Л.А.Ефросининой, карточки для работы, презентация.

Участники: учитель, обучающиеся.

Время проведения: 40 минут.

Этап урока

Содержание.

Формирование ууд

I. Мотивация.

Цель  - включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Дыхательная гимнастика.

 - Сделайте медленный вдох через нос.

- Медленно выдохните, произнося звуки ( а,о,у.)

- Представьте большой именинный пирог. На нём горят много свечей, задуйте свечи, сделав как можно больше коротких выдыхов.

Речевая разминка.

 - Для чего  мы проводим речевую разминку?

 ( Развиваем  голосовой аппарат, правильное произношение, дикцию, темп речи) (слайд 2)

- Произнесите слоги

Беззвучно

Полушёпотом

Спокойным голосом

Ба бо бу бэ би бы

Ва во ву вэ ви вы

Га го гу гэ ги гы

Да до ду дэ ди ды

- Прочитайте предложение (Мне нравится учиться.)

1) с интонацией удивления

2) с восклицательной интонацией

3) делая логическое ударение на выделенных словах

- А кому нравится учиться?

- А для чего надо учиться в школе?

Регулятивные:

организация учебной деятельности, мотивация.

Коммуникативные: эмоционально-положительный настрой на урок;

 создание ситуации успеха, доверия; смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения).

Личностные: самоопределение к учебной деятельности.

Личностные: смыслообразование (находят ответ на вопрос о смысле учения).

II. Актуализация опорных знаний.

 

Цель: повторение изученного материала, закрепление способов действий.

- Как называется новый раздел чтения? (Учимся уму-разуму)

- А что значит «уму разуму»?

- Мы читаем произведения разных жанров. Какие жанры знаете? А темы?

- При моделировании обложек мы пользуемся заместителями жанров и тем. Положите перед собой памятку и повторите заместители жанров и тем произведений. Уберите. (слайд 3)

 -Посмотрите на слайд и скажите заместители каких жанров здесь изображены?

- Проверим. (слайд 4)

- Теперь посмотрите на слайд, что можете сказать про эти обложки. Назовите жанр и тему. (слайд 5)

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения учебной задачи. Познавательные: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других.

Личностные: 

 учебная мотивация; умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

 III. Работа по теме урока.

Цель: создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.

- А теперь мы узнаем тему сегодняшнего урока.

- Уберите букву, которая записывает всегда твёрдый, звонкий, согласный звук. (слайд 6)

 - У вас на столе листочки. Работать будете в парах.

 - Кто будет отвечать?

- Какая тема урока? (произведения  В.Осеевой) (слайд 7)

- Какие поставим перед собой цели?

(познакомиться с новыми произведениями В.Осеевой, учиться правильному чтению, думать, отвечать на вопросы, выполнять задания)

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Валентины Александровны Осеевой.

Сообщение о писательнице подготовили: Родюков, Конаныхина, Кочкин. Гладких, Гришанова.

- Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве, её раннее детство прошло в Самаре, где работали родители: отец – инженер-строитель на железной дороге, мать – корректор местной газеты. Вскоре семья вернулась в Киев, и Валентина поступила в гимназию.

 Осеева мечтала стать артисткой. В 1920 году она поступила на актёрский факультет в Киеве. Но закончить его не удалось, в 1923 году семья переезжает в Москву. Осеева работает в трудовой коммуне для беспризорных детей, у которых не было семьи. Для них она придумывала и рассказывала короткие истории. Дети настояли, чтобы Осеева записала и отправила свои рассказы в редакцию. Так начался творческий путь писательницы.

В своих рассказах  писательница сопоставляет плохие поступки с хорошими делами. Она никого в них не осуждает, но даёт хорошую установку на добрые дела.

 В.Осеева так писала о себе: « Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочить сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать».

 - Прочитайте: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

-Эти слова мамы В.Осеевой будут девизом нашей работы сегодня на уроке.

( слайд 7, нажатие)

Регулятивные:

 применение правила делового сотрудничества. Личностные: 

проявление терпения и доброжелательности, доверия к собеседнику.

Познавательные:

 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

IV. Моделирование обложки. Работа с текстом.

 

Цель: закрепление умения моделировать обложку.

- Посмотрите на слайд.

 ( слайд 8)

- Это портрет писательницы. 

У В.Осеевой много книг, вот некоторые из них. (слайд 9)

- В этих книгах она пишет о разных поступках детей. Помогает им стать лучше.

- А что объединяет вот этих героев? (слайд 10)

 (дружба)

- А кого называют другом? Товарищем? Приятелем? (высказ. детей) (слайд 11)

- Вот как об этом говорится в словаре Ожегова. (слайд 12)

- Сегодня мы познакомимся с произведением В.Осеевой «Три товарища». (слайд 13)

- Послушайте и подумайте произведение какого жанра вы прослушаете.

- Понравилось это произведение?

- Давайте смоделируем обложку. Подумайте, какой жанр произведения. Выберите нужный листок для модели обложки у вас на столе.

- Вспомните, что мы записываем вверху в красном прямоугольнике, внизу, определите тему?

- Выполните работу самостоятельно.

- Проверьте по эталону.

 ( слайд 14)

Физминутка. ( слайд 15)

- Выполняйте движения.

Работа с текстом.

Цель: закреплять навык выборочного чтения, чтения по ролям, выделение героев рассказа и главного героя.

- Прочитайте сами рассказ и назовите героев рассказа.

- Кто главный герой рассказа?

- Переверните обложку и посередине запишите заглавную букву В в кружочке.

- С кем он вёл диалог? Запишите этих героев тоже. Посмотрите на слайд. 

( слайд 16)

Выборочное чтение.

- Найдите ответы в тексте.

- Что случилось у Вити?

- Что спросил Коля?

- А какой совет дал Миша?

- А какой совет дал Володя? Что он сделал?

- Кого из мальчиков можно назвать товарищем?

- Какой вывод для себя вы сделали, чему учит этот рассказ?

- Чтение по ролям.

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл. (слайд 17)

Физминутка для глаз.

 Цель: Снять усталость и напряжение глаз, внести элемент непринуждённости и расслабления.(слайд 18)

Регулятивные:

 анализ собственной работы.

Регулятивные: 

анализ собственной работы.

Личностные:

эмпатия умение осознавать и определять эмоции других;

сочувствовать другим людям, сопереживать.

V. Работа с текстом.

Цель: антиципация заголовка, закрепление навыка выборочного чтения.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением В.Осеевой «Печенье».

- На с.26 рассмотрите картинку к тексту. По заголовку и по картинке предположите – о чём будет текст? С чем пьют чай?

С чем вы любите пить чай?

Слушание второго произведения В.Осеевой «Печенье» ( слайд 19)

- Наши предположения подтвердились?

- Прочитайте самостоятельно.

- Подумайте, с каким произведением вы работали, назовите фамилию автора, заголовок.

- К какому жанру относится это произведение?

- Проверьте составленную нами модель обложки по эталону.

 ( слайд 20)

Познавательные: антиципация заголовка, составление небольших устных монологических высказываний.

- Прочитаем текст рассказа ещё раз вслух.

- Ответим на вопросы и выполним задания к этому рассказу на стр. 27.

(слайд 21)

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл.

- Обобщающая беседа.

- Чему вас учил первый рассказ «Три товарища»? (С другом делиться, а не давать советы, помогать делом, а не словами)

- А рассказ «Печенье»?

 - Ваша семья – это ваши самые верные друзья, нужно всегда думать о тех, кто рядом с тобою. (слайд22)

- Я предлагаю вместе прочитать правила дружбы и применять их в жизни.

- Стихотворение о дружбе прочитает Фролова Ульяна. (слайд 23)

- Какой девиз был у нас?

- Тема урока?

- Мы достигли поставленных целей?

 - Домашнее задание на слайде. (слайд 24)

 VI. Рефлексия.

Цель: самооценка результатов своей деятельности.

  • Чему учились на уроке?
  • Что было трудно?
  • Почему?

- Я хочу подарить солнышко тем, кто сегодня работал лучше, чем вчера.

- А солнышко с облачком тому, кто мог бы работать лучше.

- А  кто недоволен своей работой и почему?

- Что нужно сделать, чтобы быть довольными своей работой на уроке? (слайд 25) 

- Спасибо за работу на уроке. (слайд 26)

Регулятивные:

анализ собственной работы;

оценивание результатов деятельности. Познавательные: составление небольших устных монологических высказываний.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс В.А. Осеева " Волшебное слово"

Цели:1) познакомить детей с рассказом В.А Осеева "Волшебное слово".2) развивать  внимание  и навыки чтения, учить  делить текст на части.3) воспитывать вежливое  поведение, доброже...

Урок литературного чтения 2 класс В. Осеева «Волшебное слово»

Данный материал предназначен для проведения урока литературного чтения во 2 классе УМК "Школа России".Это разработка проблемного урока с использованием технологии развития критического мышления через ...

технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения 2 класс по теме :" В.Осеева"Почему?" (1-й урок)

материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения 2 класс УМК "Школа России" по теме "В.Осеева"Почему?" ( 1 урок)...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. В.Осеева "Волшебное слово"

Презентация к уроку литературного чтения по произведению В. Осеевой "Волшебное слово" По УМК "Гармония" для 2 класса...

Урок литературного чтения. 3 класс. В. Осеева Почему.

Урок по программе "Начальная школа XXI века". Конспект урока поможет в работе с учащимися для отработки умения вдумчивого чтения. Может быть использован как урок слушания, на классных часах. Хороший м...