Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Коровяковская Татьяна Викторовна

Тема: «Звуки [з], [з'].Буква З,з»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tseli_uroka.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

Тема: «Звуки [з], [з'].Буква З,з»

Цели урока  :

- знакомство со звуками [з], [з'] и буквой, которая их обозначает;

- формирование навыка чтения слогов, слов;

- развитие фонематического слуха;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- обогащение словарного запаса детей;

- развитие связной устной речи учащихся.

Формирование универсальных  учебных  действий (УУД):

Личностные:

- обладать мотивационной основой учебной деятельности;

- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- адекватно воспринимать предложения и оценку  учителя, сверстника.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства для решения поставленных задач;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков;

Коммуникативные:

-  формировать умение работать  коллективно,в парах;

- задавать вопросы;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование:    конверт с условными обозначениями звуков,  фотографии животных  ,  лента букв ,таблица «Буква З, з »

                                                  Ход урока

1.  Организационный  момент.

 Учитель:

- Поэт Р. Рождественский когда-то сказал:

… небо без птиц – не небо,

А море без рыб - не море!

И земля без зверей - не земля.

-Эти слова наводят меня на мысль, что школа без детей, это не школа. Поэтому я рада видеть вас всех сегодня в школе.

2.  Эмоционально- волевая регуляция.

- Какую работу в школе вы выполняете с удовольствием?

 

3. Развитие речевого аппарата.

 1)  Артикуляционная разминка .

Учитель:

-Разогреем свой речевой аппарат.

Упражнение: « Лягушка и слон »

- Лягушка - широкая улыбка.

-Слон – трубочка.

(Чередовать 5-6 раз)

2) Дыхательная гимнастика .

Упражнение: «Магазин цветов»

Учитель:

-Глубокий вдох через нос, выдох через рот со звуком

(А-А-А-Х) (3-4 раза)

3) Работа над дикцией.

(У каждого ребёнка листок , на котором напечатана скороговорка)

Учитель:

  Расставьте  ударение .

 -Купила бабуся бусы Марусе.

Учитель:

-Прочитайте, выделяя голосом подчеркнутое слово .

Купила бабуся бусы Марусе.

Купила бабуся бусы Марусе.

Купила бабуся бусы Марусе.

Купила бабуся бусы Марусе.

4.  Актуализация знаний .

 ( На листочках записаны буквы и слова)

        И   О   Ё   Е   У   Э   А   ы

        К   М   Т   Г   Л   Р   Н   П   Б

МЯЧ, ИГОРЬ, ЭТО, СВЕЧА, БАНАН, АНЯ, УЖИН.

Учитель читает задание для каждой строки.

    1)Обведите красным буквы, обозначающие мягкость согласного звука.

2)Зеленым цветом обведите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

3)Подчеркните слова, в которых слог состоит из 1буквы.

 

  1. Мотивационно - целевой этап.

  -Отгадайте загадку .

Это очень странный сад,

Звери в клетках там сидят,

Его парком называют,

Люди в парке отдыхают,

Там укрытия, вольеры,

За забором ходят звери.

Учитель:

-Кто из вас знает, что такое зоопарк?

Обучающиеся:

-Зоопарк- это место, где содержат животных.

Обучающиеся:

Зоопарк – это «живая лаборатория» для ученых, это убежище для редких животных.

Учитель:

Кто из Вас был в зоопарке?

 -Мы сегодня совершим путешествие в зоопарк.

-Сядьте  удобно, приготовьтесь слушать загадки и отгадывать их.

  1.  Разноцветный петушок,

Серой курочки дружок,

Там, где травка, где бурьян,

Ищет зернышки ….. (Фазан)

   (Вывешиваю фотографию)

  1. С бородой, как старый дед,

В шубу теплую одет.

Целый день траву жует,

Никогда не устает.

До чего упрям и зол, старый бабушкин….(Козел)

 (Вывешиваю фотографию)

  1. Изрисована лошадка,

Будто школьная тетрадка…..(Зебра)

(Вывешиваю фотографию)

  1. Пестрая веревка

Мышат хватает ловко…..(Змея)

(Вывешиваю фотографию)

  1. Бык в лесу живет лохматый

Рогом острым чешет дуб

Головастый, бородатый

Сильный, быстроногий…..(Зубр)

(Вывешиваю фотографию)

Учитель:

Произнесите еще раз отгадки ЗООПАРК, ФАЗАН, КОЗЁЛ, ЗЕБРА, ЗМЕЯ, ЗУБР.

  Учитель:

 -Что объединяет слова- отгадки?

 -Чем похожи эти слова?

Обучающиеся:

- В них есть звуки [з], [з']  

Учитель:

-Давайте попробуем определить, что это за звуки.

  1. Работа по теме урока.Знакомство со звуками [з], [з'] .

Учитель:

    - Я предлагаю Вам поработать со словами  ЗУБР ,  КОЗЁЛ , чтобы составить полную характеристику звукам  [з], [з']  .

Дети работают на местах ,  я у доски

(Как только первый звук [з],  в слове  ЗУБР выделили вывешиваю  слова-помощники :

согласный  звонкий  твердый )

Продолжить дальше звуковой анализ слова

Учитель:

   -Делаем звуковой разбор слова КОЗЁЛ.

   - В какой части слова находится новый звук [з']  ?    

(Как только   выделили  новый звук вывешиваю  слова-помощники

Согласный звонкий мягкий).

7.Физминутка.

8. Знакомство с буквой З.

Значит звуков два  [з], [з']  , а буква одна- З.

-Вывешиваю табличку с новой буквой.

Учитель:

-На что похожа буква З?

(Стихотворения рассказывают заранее подготовленные ученики)

На эту букву посмотри: 
Она совсем как цифра три. 
(С. Маршак)

В звезде найдёшь ты букву «3», 
И в золоте и в розе, 
Земле, алмазе, бирюзе, 
Заре, земле, морозе.

По белому полю 
В туман и в снега 
Бредут потихоньку 
Бараньи рога… 
(Е. Тарлапан)

«З»- девица мастерица, 
С закорючками роднится. 
З не просто завитушка, 
З - пружинка, крендель, стружка. 
(В. Степанов)

Учитель:

- А может быть, буква З есть в фамилиях наших детей, или в названиях улиц?

- Давайте поселим нашу букву на ленту букв.

- На каком этаже будет жить наша буква З?

- Докажите!

Обучающиеся:

- Буква З обозначает звонкий согласный звук .

Учитель:

- Обратите внимание над какой буквой мы поселили букву З.

- Почему?

Обучающиеся:

- Буква З это парный согласный звук .

( Вывешиваю слово парный, там где  висят слова-помощники).

 9.Первичное закрепление        

    Учитель:

- Перечислите  постоянные признаки звуков  [з], [з']  .

Обучающиеся:

      -согласный

      -звонкий

      -парный

    Учитель:

-Значит звуки [з], [з']    парные по глухости и звонкости.

10. Физминутка.

11. Чтение  слогов и слов.

 Игра «Дополните до целого слова».

  Чтение слов

-Значение какого слова Вам не понятно?

12.Рефлексия.Итог урока.

(У каждого ребёнка листок с заданием)

Зина и Лиза пошли в магазин. Зина с корзиной, а  Лиза с рюкзаком.

Помоги девочкам выбрать продукты.

 

Зефир

Зина        Арбузы

Зельц

Лиза        Кукуруза

Изюм

Заправка для борща

                                                      Кизил

        Козинак

    Учитель:           

-Прочитайте предложения.

Почему Зине дали корзину, а Лизе рюкзак?

- Прочитайте задание и выполните?

- Поменяйтесь с соседом, проверьте.

-Покажите свое место на горке и я сразу пойму, как каждый из вас чувствовал себя на уроке.        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....