Мастер-класс "Ступенька успеха"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Дашиева Альбина Жамсарановна

 1 февраля в нашей школе прошёл семинар учителей начальных классов. Мною был представлен мастер-класс "Ступенька успеха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterklass_seminar.docx25.77 КБ
Файл master_klass_fevral_2018.pptx1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Ступенька к успеху»                                        

 Цель: создание условий для развития профессионального совершенствования учителя начальных классов при формировании читательской компетенции

Задачи:

  1. Рассмотреть  структуру формирования читательской компетенции у младших школьников. Технику чтения и осмысление текста.
  2. Познакомить с различными типами упражнений по формированию техники чтения и его компонентами: правильность, беглость, осознанность, выразительность.
  3. Способствовать внедрению педагогических техник в практическую деятельность педагогов.

Ход мастер-класса

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность слушателей

Вводная часть

- Добрый день! Хочу начать свой мастер-класс с вопроса.

Что нужно ребёнку, чтобы быть успешным учеником?  

Слайд- 1

Слайд -2

А какими же критериями можно оценить успешного ученика?

Составим кластер. (успешный ученик)

Да, верно! Я согласна с вашими мнениями.  Одним из критериев успешного ученика, вы назвали эрудицию, начитанность, осведомленность.  А чтобы быть эрудированным,  ученик должен уметь добывать информацию и уметь работать с ней. А первый и самый основной источник добывания информации в начальной школе – это умение читать.

- И  тема моего  мастер – класса «Ступенька к успеху».

Здоровый (физ. псих)

счастливый,

активный

благопол-ый

организ-ый,

энергичный, трудолюб-ый,

творческий,

позитивный,

целеустремл.

адекватный

эрудированный,

Ознакомительная часть

Слайд -3

Умение читать – это очень сложный психофизиологический процесс. Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. Таким образом,  в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, которая является основной целью любого чтения.  Между этим сторонами процесса чтения существует тесная, неразрывная связь. Процесс понимания  читаемого определяется  характером восприятия. В то же время процесс зрительного восприятия испытывает на себе влияние смыслового содержания раннее прочитанного.

ФИШБОУН

-Рассмотрим техническую сторону процесса чтения. Выделим 2 характеристики навыка чтения: правильность - скорость.

- Почему ученик плохо читает? Исследуем с помощью приёма «Фишбоун».

- Проблема – медленное чтение. Назовите причины, обозначьте  факты.  Как решить эту проблему?

Вывод

Основными причинами медленного чтения являются :

- неправильное обучение чтению, когда родители или бабушки учат ребёнка побуквенному чтению, а не слоговому;

- плохое развитие речевого (артикуляционного) аппарата;

- регрессии при чтении ( возврат к уже прочитанному слову)

-низкий уровень концентрации внимания и памяти ( пока дочитает до конца предложения - не помнит начало);

- малый объём оперативного зрения ( периферийное зрение, мал угол зрения - не видит всё слово, а только слог или букву);

- отсутствие навыка антиципации (предугадывания), т.е. умение видеть одновременно с чтением одного слова другое слово или по контурам догадываться какое оно;

- плохо организованное домашнее чтение

- отсутствие интереса, мотивации, трудолюбия, цели и практики чтения.

Ответы слушателей

   

Как решить проблему?

Рекомендую следующие упражнения

Развитие артикуляционного аппарата.  Произнесение труднопроизносимых  слогов и слов. Проговаривание детских потешек и чистоговорок. Очень помогает работа со скороговорками. Если работа проводится в системе, то  можно  исправить многие дефекты речи. А также жужжащее чтение.

Дыхательные упражнения, развивающие умение говорить на выдохе набранного воздуха. (сдуй пылинку, одуванчик, пламя свечи на торте, глубокий вдох и короткие выдохи , фырканье)

 Для развития периферического зрения можно использовать таблицы Шульте, Швайко, а для развития угла зрения - слоговые пирамидки, поисковые таблицы. Всё это улучшает функции памяти и внимания.

 Развитию оперативной памяти способствуют  слуховые и зрительные диктанты.Тексты Федоренко И. Т. позволяют увеличить за два месяца систематической работы технику чтения до 200 слов. Он пришёл к выводу, что скорость чтения существенно влияет на качество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. При медленном чтении дети теряют начало фразы, не дочитав её до конца.

Нужны упражнения для скорочтения

Работа в группе

 Конечная цель чтения – это понимание прочитанного.  

- Рассмотрим другую сторону процесса чтения.  В основе читательской компетенции, обеспечивающей восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова  лежит разносторонняя работа с текстом.

При работе над текстом часто использую метод «Шести шляп» английского психолога и писателя Эдварда де Бона. В основе метода лежит идея параллельного  общения. Параллельное мышление – это конструктивное мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Приём помогает увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь её решения. Метод

«Шести шляп» - это простой и практичный способ преодолеть трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

-  Предлагаю разделиться на 5 групп. Цвет шляпы определяет направление развития мысли.

  Белая — самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.

Желтая — солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.

Черная — негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.

Красная — эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.

Зеленая — творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.

Синяя — контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и  комментариев.

Раздаются задания по группам.

Выступление представителей шляп.         

Вывод: (Выступление представителя синей шляпы)

- Вы хорошо поработали в группах и очень точно высказались!

-  В основе этого рассказа извечный вопрос: что такое любовь и что такое ненависть. Любовь –это чувство глубокой симпатии к другому человеку или объекту. Это одно  из прекраснейших чувств на Земле! Да любовь бывает разной. Это светлое и вечное чувство. Люди не могут жить без любви, для большинства это основной  смысл жизни.

Ненависть – это чувство неприязни к окружающим вещам, событиям, чаще людям. По Евангелию у человека существует семь пороков: лень, чревоугодие, жадность, злоба, зависть, гордыня, похоть. Нужно работать над собой, над своим характером и устранением своих пороков, а не над «происками врага» в чьём бы то ни было лице.

Аудитория делится на 5 групп

Обсуждение.

Выступление.

Рефлексия.

Я хотела бы закончить свой мастер-класс такими словами:

Большой успех – это сумма маленьких шажков, которые мы делаем ежедневно, но главное - это вера в собственный успех и … настойчивость!

- Оцените, пожалуйста, смайликом нужного цвета нашу работу.

 Спасибо большое за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Успешный ученик

Слайд 2

СТУПЕНЬКА К УСПЕХУ

Слайд 3

УСПЕХ УМЕНИЕ ЧИТАТЬ

Слайд 4

ФИШБОУН Голова –вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние – суть понятия, хвост – ответ на вопрос

Слайд 5

артикуляция регрессия внимание память Периферийное зрение антиципация не помнит начало повтор нечёткое произношение Медленное чтение Неправильное чтение м ал угол чтени я Упражнения для скорочтения ФИШБОУН

Слайд 7

Если наше дело – в шляпе, Если наше тело – в шляпе, Если даже мысли – в шляпе, Значит, в шляпе-то – вся суть !

Слайд 8

Рефлексия Я всё очень хорошо понял, мне было интересно Мне всё понятно, но материал не всегда интересен Я не всё понял, но мне было интересно Я ничего не понял

Слайд 9

Спасибо за внимание ! Творческих успехов !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта успеха

Карта успеха ученика 1 класса на конец 1 полугодия....

«Мой личный успех - в успехе моих учеников».Моя педагогическая философия.

Учитель! Сколько надо любви и огня, Чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!...

Презентация на тему:"Успех порождает успех".

"Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться"...

От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех

Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...