План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России".
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Афанасьева Наталья Фёдоровна

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе по программе "Школа России". Тема: Н.Н.Носов "На горке".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_2_kl_nosov_na_gorke.docx37.78 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока  на тему: Н.Носов «На  горке»

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом Н.Носова "На горке"

Задачи.  Обучающие:

  • способствовать формированию целостного представления об основной идее рассказа;
  • содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, характеризовать героя;
  • создать условия для выразительного чтения;
  • способствовать коррекции речи, совершенствовать грамотный строй речи;

развивающие:

  • формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения; развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

воспитательные:

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания: способствовать сплочению детского коллектива, установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке, осознанию обучающимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки;
  • воспитание трудолюбия: уважение к труду и творчеству, бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей, осознание ценности совместной деятельности; отрицательное отношение к лени, небережливому отношению к результатам труда людей.

Планируемые результаты

Предметные умения:

- читать текст осознанно, выразительно и без ошибок

- составлять план текста,  используя иллюстрации.

Метапредметные умения:

Регулятивные:

- выполнять учебное задание по алгоритму;

- адекватно оценивать результат выполнения учебного задания.

Познавательные:

- определять тему и основную мысль произведения и обосновывать свое

мнение;

- подбирать пословицу к произведению и обосновывать свой выбор.

Коммуникативные:

- адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного

задания.

Личностные умения:

- проявлять желание читать произведения о дружбе;

- проявлять эмоционально-ценностное отношение к герою художественного    произведения

Тип урока изучение нового материала

Формы работы учащихся фронтальная, групповая.

Используемые технологии: деятельностно-коммуникативная,  здоровьесберегающая,  личностно-ориентированная.

  1. Структура урока.

П\п

Ход урока

Формируемые УУД

Название этапа урока

Задачи этапа урока

Деятельность учителя и учащихся

1.

2.

3.

Орг. момент.

Проверка домашнего задания.

Речевая разминка.

Создать эмоциональный настрой

Мотивировать к учебной деятельности

Формировать навыки владения дыханием, развивать органы артикуляционного аппарата.

- Поприветствуйте наших гостей. Садитесь.

У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с людьми  веселыми, доброжелательными. Посмотрите на меня. Я желаю вам хорошего настроения и интересной работы на уроке.

- Представьте нам свои работы. Сначала – девочки, затем – мальчики.

Молодцы! Все заслуживаете отличную оценку.

- Чтобы грамотно и выразительно читать, проведем речевую разминку.

- Прочитайте скороговорку полушёпотом и медленно; громко и быстро; весело:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Ну, а если я кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Учись отчётливо произносить звуки!

Ло-ло-ло – вновь на улице тепло.  

Ра-ра-ра – во дворе стоит гора.

Ре-ре-ре – сидит Котька на горе.

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

регулятивные:

обеспечение учащимся их учебной деятельности (коммуникативные)

Дети представляют свои рисунки, зачитывают строки приизведения к иллюстрациям.

Дети выполняют речевую разминку, читают предложения с разной интонацией и в разном темпе.

4.

Актуализация знаний.

Воспроизвести учебный материал, необходимый для восприятия нового, организо-

вать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

- Внимательно прочитайте  каждый столбик.

А.Л.Барто                 «Затейники»

Н.Н.Носов                «Верёвочка»

          «Вовка-добрая душа»

                                  «Живая шляпа»

                                  «На горке»

- Что их объединяет? (авторы, название)

- Установите соответствие между словами первого и второго столбика.  (А.Л.Барто – автор произведений «Верёвочка» и «Вовка – добрая душа» , Н.Носов – «Затейники», «Живая шляпа») А кто написал произведение «На горке»? Н.Н.Носов.

- Сформулируйте тему урока. (Рассказ Н.Носова "На горке")

-Поставьте перед собой цели урока.(Будем читать рассказ Н.Носова  «На горке», будем учиться находить главную мысль произведения и анализировать прочитанный  текст, составлять план  текста.)

анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу

( познавательные УУД)

Формулируют тему, цели урока, планируют учебную деятельность.

5.

Усвоение новых знаний и способов действий

1. Подготовка к первичному восприятию текста.

1)Работа над загадками.

-Угадайте, о каком времени года пойдет речь?

  • Вот север тучи нагоняя, дохнул, завыл,-

И вот сама  идет волшебница  … (зима)

- А зима не может быть без холодов и без…

  • Он пушистый, серебристый,

Белый-белый,

Чистый – чистый,

Ватой наземь лег.           (Снег)

- А если много снега, то есть чем  позабавиться детворе зимой. Угадайте, о каких зимних забавах детей идет речь?

  • Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги-

И по большим снегам беги.  (Лыжи).

  • Всё лето стояли, зимы ожидали,

Дождались  поры, помчались с горы.  (Санки).

  • Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?  (Коньки).

-Давайте сделаем вывод, какие зимние забавы у малышей?

- Сегодня  познакомимся с рассказом Н.Н.Носова «На горке».

-Как вы думаете, о чем пойдет  речь в этом рассказе?

2.Словарная работа.

– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных слов, которые встретятся в тексте.

– Читаем по слогам, а затем целыми словами: 

СГРЕ-БА-ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите синоним: собирали)
СВА-ЛИ-ВА-ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ
ТРУ-ДЯТ-СЯ       –    ТРУДЯТСЯ 
СКОЛЬЗ- КА-Я   –    СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБ-РАЛ- СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ
ДВОР-НИЦ-КА-Я  – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на странице  учебника)
ОТ-ТОЛК-НУЛ-СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТ-ВЕ-РЕНЬ-КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НА-ПОР-ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)

Фанерка-тонкая дощечка.

3.Слушание аудиозаписи.

- Послушаем рассказ и подумаем над вопросом: Можно ли назвать главного героя хорошим мальчиком? Ответим на него в конце урока.

4.Проверка первичного восприятия текста.

Эмоционально-оценочная беседа

– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Покажите движениями, как

-ребята строили снежную горку во дворе;

-Котька посыпал горку песком.

- Покажите мимикой, как удивились ребята, увидев испорченную горку.

5. Чтение с остановками.

Чтение текста учащимися по смысловым частям.

А)– Что делали ребята?
– Почему не стали кататься сразу?

- Озаглавьте эту часть.

Б)– А что делал Котька, когда ребята трудились? 
– Почему же он не вышел? 
(Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (
Хитрый)

– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.

- Как можно назвать эту часть?


В)– А зачем он посыпал горку песком? (
Он не мог на нее взобраться)
– Что из этого вышло? Прочитайте.

- Придумайте название к этому отрывку.


Г)– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? 
(Поругали Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? 
(Нет, он предложил подождать, пока выпадет снег)

 -Как назовём этот отрывок?


Д)– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…

 - Дайте название этой части.


– Как вы думаете, изменился ли Котька? (
Да, он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (
Его товарищи)
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Наступила новая зима. Каким стал Котька?

6. Групповая работа над пословицами.

(Раздать карточки для групп.)
– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа:

  • Друзья познаются в беде.
  • Умел ошибиться – умей и исправится .
  • Делу время – потехе час.
  • Поспешишь – людей насмешишь.
  • Семь раз отмерь, а один раз отрежь..

 7.Восстановление картинного плана.  

– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их на с.65     
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку. 

– У нас получился картинный план.

 8. Итог.

- Как теперь вы ответите на наш первый вопрос: Можно ли назвать главного героя хорошим мальчиком?

осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации

( познавательные УУД)

Выполняют словарную работу.

формирование установки на здоровый образ жизни (личностные УУД)

План (примерный)

  • Строительство горки.
  • Хитрец на скользкой горке.
  • Горка засыпана песком песком.
  • Ребята заставили Котьку работать.
  • Котьке понравилось трудиться.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации

(познавательные УУД)

 Учащиеся  выполняют работу в группах.

6.

 Домашнее задание 

Организовать обсуждение домашнего задания.

Для чего мы составили план?

(С помощью плана легко пересказать текст).

- Это и будет вашим домашним заданием.

-С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?

- Чему научил нас рассказ Носова «На горке» ? 

Я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь такое не совершать.

- Кому из вас захотелось прочитать ещё какие-нибудь рассказы Носова?

постановка и формулирование проблемы, умение принимать и сохранять учебную задачу

(познавательные УУД)

Записывают д/з

7.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организовать самооценку деятельности на уроке.

-  Оцените свою работу на уроке. Тот, кто считает, что справился со всеми заданиями очень-очень хорошо, поднимите зелёный карандаш. Кто считает, что справился с заданиями хорошо, но нужна была помощь, возьмите желтый. А кто думает, что ему еще надо потрудиться, -красный.

-Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, веселые, забавные  истории, читайте книги Н.Н.Носова. Спасибо за активную работу на уроке.

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

(регулятивные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень» Тип урока: комбинированный

Урок литературного чтения  4 класс УМК «Школа России»Тема: Борис Леонидович Пастернак «Золотая осень»Тип урока: комбинированный...

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....