Конспект урока технологии "Е.И.Чарушин. "Кабан" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Кармишина Марина Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon e.i.charushin._kaban.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 28.02.2018г.

Выполнила студентка 46гр.

Школа: МКОУ «Танрыкуловская СОШ»                                                                                      

Кармишина М. В.

Класс: 4

Проверила: ИсламгуловаА.Д.

Отметка: __________________

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: «Е.И.Чарушин «Кабан»».

Цель: познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина; вызвать интерес к его книгам; развивать навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, умение работать с иллюстрацией

Планируемые результаты:

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, интереса к новому; воспитание любви к предмету

Предметные: знакомство с творчеством Е.И.Чарушина;

Тип урока: знакомство с новым материалом

Оборудование: учебник Школа России Л. Ф. Климанова, 4 класс, 2 часть; проектор, презентация.

Этап, методы и приемы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

(Словесный: слово учителя)

1 мин

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

Приветствовать учителя

Настраиваться на работу

Л.- воспринимать речь учителя  непосредственно обращенную к учащимся.

II.  Актуализация знаний и мотивация

Метод: наглядно-словесный

Прием: работа с стихотворением

6 мин

А начнем мы наш урок с речевой разминки. Посмотрите на экран. Что вы видите? (Стихотворение).

Подарили собаку

Нет, не просто подарили,

В день рожденья подарили

Очень славного щенка!

Он малюсенький пока…

Он идет смешной-смешной,

Путается в лапках.

Подрастет щеночек мой –

Он поправдашний, живой.

(И. Толмакова.)

- Прочитайте про себя.

- Прочитайте, разделив на слоги.

- Прочитайте с интонацией удивления.

- Прочитайте шепотом.

- Прочитайте выразительно. Молодцы!

Скажите, как вы понимаете чувства рассказчика? Дарили вам когда-нибудь такие подарки? Что вы при этом испытывали? Когда животные маленькие – они все хорошие и милые. Но вот когда вырастают, то надоедают людям и чаще всего оказываются на улице. Что же делать, чтобы этого не произошло? (Прежде чем кого-нибудь заводить, надо хорошо все обдумать. А главное – не забывать: мы в ответе за тех, кого приручили).

– На прошлом уроке мы закончили знакомство с произведением М. М. Пришвина “Выскочка”. Какую домашнюю работу вы выполняли? Давайте проверим.

Отвечать на вопрос

Читать стихотворение про себя, по слогам хором

Читать выразительно

Индивидуальное чтение стихотворения

Анализировать стихотворение по вопросам учителя

Отвечать на вопросы

Р.- выполнять по предложенному учителем плану

 

П.- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

III. Постановка и решение учебной задачи

(Словесный: беседа)

(Словесный: слово учителя)

(Словесный: слово учителя)

(Словесный: слово учителя)

13

 Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о животных. Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу! У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять. Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом перед вами. Откройте “Родную речь” на с. 96. Нам предстоит встретиться с Евгением Ивановичем Чарушиным. 

…Вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам”, – писал Е. И. Чарушин.

Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушиных в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей.

Отец, художник и архитектор, брал маленького сына в поездки. И мальчик ранним утром наблюдал, как солнечные лучи пробиваются сквозь трепещущую листву и переливается всеми цветами радуги роса, как оживает природа, запевают птицы и какие голоса издают животные. Он изучил эти голоса и легко их распознавал.

Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.

Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук р он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нем начал проявляться заложенный этой самой природой дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски. И, оказалось, природа наградила его и даром художника. Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги. Первые рассказы Чарушина: “Щур”, “Птенцы”, “Волчишко” – не столько написаны, сколько “нарисованы”. Их текст слит с иллюстрациями, он только дополняет рисунки.

Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. На страницах его рассказов мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового “котенка” рыси и других малышей. И в каждом уже “угадывается взрослый зверь”. Трусливым и несчастным выглядел Волчишко, но при первом удобном случае он сбежал из тягостного плена, оправдав старинную пословицу: “Как волка не корми, а он все в лес смотрит”. 

Как линия в рисунках, так и слова в рассказах Чарушина точно изображают малыша в движении, действии: “Играет себе котеночек. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку кверху подпинывает…Надоела котенку соломинка. За мухой погнался, попом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает, – горький, видно, цветок попал…(“Лесной котенок”). 

Рассказы Чарушина – веселые рассказы, юмор вносит в них особую теплоту. Писатель показывает редкие явления, с которыми читатель встречается далеко не каждый день. Становится весело, когда узнаешь, что медведь – лесовик ловит рыбу не хуже заправского рыбака (“Медведь – рыбак”), и нельзя без улыбки читать о том, как домашний петух расправляется с маленьким медвежонком (“Медвежата”). 

Впечатления детства легли и в основу цикла рассказов “Никитка и его друзья”. Читая эти истории, мы замечаем, что мир Никитки – его друзья и природа: кошки, собаки, зайчата, воробьи, корова, рябчонок, сорока – поразительно схож с миром самого автора. И как когда – то в детстве сам Чарушин, Никитка познает этот удивительный мир, полный новизны и светлых, радостных ощущений. 

Детские впечатления помогли Е. Чарушину в его творчестве. Посмотрите на его книги (указывает на выставку), многие из них о животных уже знакомы вам. И сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Е. Чарушина “Кабан”. 

– Что вы знаете об этих животных? (Кабаны живут в лесу, питаются желудями. Кабанов иначе можно назвать дикими свиньями. Это дикое, хищное животное леса.) Давайте прочитаем рассказ.

 

Ставить и формулировать цели на урок

Отвечать на вопросы

Слушать биографию Е.И.Чарушина

Слушать биографию Е.И.Чарушина

Слушать биографию Е.И.Чарушина

К.- умение излагать свое мнение,

Р.- постановка и формулирование цели урока

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Физ. минутка

1 мин

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Повторять движения

IV. Решение частных учебных задач

(Словесный: беседа)

(Практический: работа с текстом)

(Словесный: беседа)

(Словесный: беседа)

(Практический: работа с иллюстрацией)

(Практический: работа с иллюстрацией)

17 мин

1. Анализ содержания прочитанного рассказа. 

– Где и когда происходят события, описанные в рассказе?
– В чем цель зоосада? (
Демонстрация, изучение, сохранение и воспроизводство животных.)
– Что вы видите положительного в этом? (Животных охраняют, разводят, ухаживают за ними.)
– А что отрицательного? (Животные содержатся в неволе.)
– Зачем автор пришел в зоосад?
– Как начинается рассказ? 
(“Я рисую животных…”.)
– Местоимение какого лица и числа используется? (1 лица, ед. ч.)
– На кого указывает местоимение 1 лица? (На лицо, говорящее о себе)
– Ребята, перечислите, каких животных описывает Е. И. Чарушин в рассказе “Кабан”. (Оленя, ягуара, медведя, слона, волков, журавля – красавку, кабанов)

2. Выборочное чтение.

Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Рассмотрим репродукции его рисунков.

Послушайте музыкальные и литературные загадки и скажите, какого именно животного из перечисленных вы себе представили.

– Крупное животное с ветвистыми рогами, обитает в лесной зоне, травоядное. Кто это (вывешивает картинку с изображением оленя)? (Олень.) 
– Найдите описание оленя в тексте и прочитайте. Что показалось особенно интересным в описании оленя? Какой прием использовал автор? Найдите сравнение.

– Послушаем вторую литературную загадку.

Крупная дикая кошка, на шерсти которой темные кольцеобразные пятна – на боках и на спине, помогающие ей смешиваться с окружающей природой и близко подкрадываться к добыче. Кто это (вывешивает картинку с изображением ягуара)? (Ягуар.)

– Какие особенности ягуара вы еще знаете? (Осторожен, быстро бегает.)

Ягуар – это хищное животное, длина его тела до 2м, хвоста – до75см, масса более 100кг. Ягуары ведет бродячий образ жизни, хорошо лазают и плавают. Ягуар находится под угрозой исчезновения.

– Что делает ягуар в зоосаду?

– Послушаем музыкальную загадку. Голос, какого животного вы услышали? (Хищное животное с темно – коричневой шерстью.)(Вывешивает изображение медведя). Кто это? (Медведь.)
– Прочитайте, чем занят медведь в зоосаде. (Читают соответствующий абзац.)
– Послушайте, а кто это?
 (Слон.)

(Звучит музыкальный фрагмент и вывешивается картинка со слоном.)

– Опишите, как вы представляете себе слона.

(Масса слона до 7,5т, высота 4 – 4,5м, длина тела до 7,5м.)

– А что рассказал Е. Чарушин о слоне? Прочитайте.
– (Звучит мелодия) Какое животное вы представили, слушая музыку (вешает на доску изображение кабана)? (Кабана)
– Опишите это животное по рисунку. 
– А как описал его Е. Чарушин? Найдите и прочитайте. (
Читают соответствующий абзац).

(Звучит мелодия.) Кого вы представили, слушая музыку? Это волк – санитар леса. Найдите и прочитайте о волке в рассказе. (Читают соответствующий абзац.)

– О ком из животных, описанных Е. И. Чарушиным, мы еще не говорили? (О журавлях.) (Вывешивается картинка с изображением журавлей.)

Сейчас количество журавлей с каждым годом сокращается. Эти птицы занесены в Международную Красную книгу, а для их защиты создан Международный фонд охраны журавлей. Прочитайте описание журавлей. (Читают соответствующий абзац.)

– Да, прекрасны все животные зоосада. Но что вдруг отвлекло внимание мальчика? (Появление кабанов.) 
– Найдите и прочитайте отрывок, где впервые описано появление кабанов. (Читают соответствующий абзац.)
– А как Женя повел себя при их появлении? (Женя испугался и залез на забор.)

3. Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изобразил художник? (Когда главный герой сидел на заборе, а маленький парнишка загонял кабанов в клетку.)
– Найдите в тексте этот эпизод, прочитайте. Какое качество ярко проявилось в поступке Жени? (Трусость.)
– А как бы вы поступили на месте мальчика?

Осуждать Женю мы не будем, так как в незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринимать все меры безопасности.

– Чего устыдился Чарушин?
– Что показалось вам смешным в произведении
? (Маленький парнишка справился с кабанами, тогда как большой Женя сидел на заборе.)

Отвечать на вопросы по содержанию

Слушать и следить по тексту

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту и анализировать его

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту и анализировать его

Отвечать на вопросы по иллюстрации

Отвечать на вопросы по иллюстрации

К.- отвечать на вопросы по содержанию

литературного текста

К.- уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли;

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами

П.- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Л.- строить логическую цепь рассуждений.

К.- участвовать в диалоге

 

К.- отвечать на вопросы по содержанию

литературного текста

К.- уметь выделять определять в тексте подтверждающие мысли;

достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами

П.- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме

Л.- строить логическую цепь рассуждений.

К.- участвовать в диалоге

Итог урока

Рефлексия

2 мин

 – С рассказом какого писателя мы познакомились на уроке? (Е. Чарушина)
– О чем этот рассказ? (О животных зоосада).
– Какой фрагмент из этого произведения вам больше всего запомнился? Почему?
– С описанием многих животных мы сегодня познакомились.

Домашнее задание 

Прочитать рассказ Е. Чарушина, подобрать загадки про животных.

Отвечать на вопросы

Записывать д/з

Р.– анализировать собственную и мою работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России» Тема урока. Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)

Конспект урока по математике для 1 класса «Школа России»Тема урока.Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)Цели: Уточнение и формирование  представлений: «раньше», «позже», «...

Конспект урока по математике в 1 классе. Школа России.

Конспект урока составлен с применением новых образовательных стандартов....

Конспект урока русского языка в 4 классе "ШКОЛА РОССИИ"

Тема: Правописание гласных и согласных в  значимых частях слова.              Цели урока: создать условия для отработки понятия, ч...

Конспект урока по русскому языку 4 класс Школа России

Цели:   повторить и совершенствовать знания учащихся о существенных признаках                             глагола; ...

План-конспект урока окружающего мира во 2 классе. Раздел «Россия - твоя Родина». Тема урока : " Родной край - частица Родины".

Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер.В приоритете  самостоятельная работа учеников, направленная на разв...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс тема "Россия на карте" УМК "Школа России" + презентация

Конспект урока по окружающему мируТема урока: «Россия на карте». Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с картой России; формирование первоначальных умений, связанные с ч...