Хрестоматия по литературному чтению для формирования читательских умений при работе с научно – познавательными текстами
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Ибрева Дарья Александровна

Методическая разработка содержит описание опыта работы по  формированию ряда читательских умений через использование определённых заданий при работе с научно – познавательными текстами на уроках литературного чтения. Читательские умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать и  понимать тексты разных жанров, и извлекать из них информацию. Методическая разработка в виде хрестоматии составлена по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Разработанная хрестоматия рекомендуется для использования учителями и учащимися 4 классов, обучающихся по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, а так же по другим образовательным программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Хрестоматия885.81 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\darin\Desktop\174453_html_15aac2f8.jpg

Министерство образования Красноярского края

 КГБПОУ  «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

Хрестоматия

по литературному чтению для формирования читательских умений при работе с научно – познавательными текстами

г. Красноярск

2016г.

Хрестоматия составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Авторы  – составители: Д. А. Ибрева, студентка 3 курса КГБПОУ  «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах», И. А. Абраменко, преподаватель, методист КГБПОУ  «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

Хрестоматия по литературному чтению для формирования читательских умений при работе с научно – познавательным текстом / Д. А. Ибрева, И.А.Абраменко. – Красноярск.: КГБПОУ  «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2016 .- 23с.

Красноярск 2016 ,  23с

Методическая разработка содержит описание опыта работы по  формированию ряда читательских умений через использование определённых заданий при работе с научно – познавательными текстами на уроках литературного чтения. Читательские умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать и  понимать тексты разных жанров, и извлекать из них информацию. Методическая разработка в виде хрестоматии составлена по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.

Разработанная хрестоматия рекомендуется для использования учителями и учащимися 4 классов, обучающихся по программе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, а так же по другим образовательным программам.

Содержание

Ведение………………………………………………………………………………….4

Текст «Черепаха» Л.Н.Толстой  ………………………………………………………6

Текст «Русак» Л.Н.Толстой …………………………………………………………...7

Текст «Телескоп» по книге Дмитрия Самина «100 великих учёных» ……………..9

Текст «От рукописной книги к печатной» по книге Александра Западова «От рукописи к печатной странице»   …………………………………………………….11

Текст «Фаросский маяк» по книге Якова  Нерсесова «Семь чудес света»………...13

Текст «Александр Невский» по детской энциклопедии Кирилла и Мефодия…….16

Приложения……………………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………………..22

Список используемых источников……………………………………………………23

Введение

В современной концепции образования обосновывается необходимость формирования универсальных учебных действий в контексте усвоения разных предметных дисциплин. В качестве универсальных выделяются читательские умения, особенность которых состоит в том, что они являются не только специальными для предмета «Литературное чтение» в начальной школе, но и общеучебными, обеспечивающими возможность успешного усвоения новых знаний, умений в различных предметных областях. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Цель создания хрестоматии: описание опыта работы по использованию определённых заданий при работе с научно – познавательным текстом на уроках литературного чтения для формирования ряда читательских умений. В ходе анализа учебника Литературного чтения  4 класса 1ч.  (Начальная школа XXI века, Л.А. Ефросинина) было выявлено, что заданий для формирования умения находить информацию, данную в неявном виде, нет. Так же было замечено, что в учебнике не используется научно – познавательная литература. В связи с этим определено, что через использование определённых заданий при работе с научно – познавательными текстами на уроках литературного чтения, у детей будут формироваться умения находить информацию, данную в явном и неявном виде. Дети смогут находить и отбирать нужную информацию в тексте.

В связи с переходом системы начального образования на стандарты второго поколения сформированность читательских умений относится к наиболее значимым.  Уровень овладения данными умениями имеет решающее значение для успешного обучения на следующей ступени. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать и понимать литературу разных жанров, а так же работать с текстами, в частности,   с научно – познавательными текстами, поскольку на следующей ступени дети работают в основном с научными текстами.

Современному обществу нужен человек, умеющий работать с разными источниками информации, добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

А так же данная методика обусловлена тем, что ученики 4 класса на выходе из начальной школы, пишут ИКР (итоговые контрольные работы) и  по литературному чтению  работают именно с научно – познавательным текстом, демонстрируют сформированность ряда читательских умений.

Умения работать с информацией текста: воспринимать, интерпретировать, понимать, находить информацию в явном и неявном виде, преобразовывать – являются важной стороной чтения любого  текста.

Помимо формирования читательских умений, задания в разработанной хрестоматии позволяют сформировать и общеучебные умения, так как присутствуют задания всех типов:  задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных (ВО), задание с выбором двух правильных ответов из  четырех предложенных, задания с кратким ответом (КО), задания с развернутым ответом (РО). Типология заданий и оценивание составлялись на основе краевых проверочных работ центра оценки качества образования (ЦОКО).

Спецификация комплексных работ

Тип задания

Текст №1

Текст №2

Текст №3

Текст №4

Текст №5

Текст №6

ВО

№ 2, № 4

№ 1, № 4

№ 2, № 7

№ 1, № 2, № 3, № 4, № 6

№ 1, № 2, № 4, № 5, № 7

№ 1, № 2, № 4, № 7

КО

№ 3, № 5

№ 3, № 5, № 7

№ 1, № 3, № 4, № 5

№ 5, № 7

№ 3, № 6

№ 3, № 5

РО

№ 1

№ 2, № 6

№ 6

№ 8

№ 8

№ 6

Черепахаhttps://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=1b996c6becbf9f57afe2d743784e5515&n=33&h=215&w=324

     Один раз я пошёл с Мильтоном на охоту. Подле леса он начал искать, вытянул хвост, поднял уши и стал принюхиваться. Я приготовил ружьё и пошёл за ним. Я думал, что он ищет куропатку, фазана или зайца. Но Мильтон не пошёл в лес, а в поле. Я шёл за ним и глядел вперёд. Вдруг я увидал то, что он искал. Впереди его бежала небольшая черепаха, величиною с шапку. Голая тёмно-серая голова на длинной шее была вытянута, как пестик; черепаха широко перебирала голыми лапами, а спина её вся была покрыта корой.

     Когда она увидала собаку, она спрятала ноги и голову и опустилась на траву, так что видна была только одна скорлупа. Мильтон схватил её и стал грызть, но не мог прокусить её, потому что у черепахи на брюхе такая же скорлупа, как и на спине. Только спереди, сзади и с боков есть отверстия, куда она пропускает голову, ноги и хвост.

      Я отнял черепаху у Мильтона и рассмотрел, как у неё разрисована спина, и какая скорлупа, и как она туда прячется. Когда держишь её в руках и смотришь под скорлупу, то только внутри, как в подвале, видно что-то чёрное и живое. Я бросил черепаху на траву и пошёл дальше, но Мильтон не хотел её оставить, а нёс в зубах за мною. Вдруг Мильтон взвизгнул и пустил её. Черепаха у него во рту выпустила лапу и царапнула ему рот. Он так рассердился на неё за это, что стал лаять, и опять схватил её и понёс за мною. Я опять велел бросить, но Мильтон не слушался меня. Тогда я отнял у него черепаху и бросил. Но он не оставил её. Он стал торопиться лапами подле неё рыть яму. И когда вырыл яму, то лапами завалил в яму черепаху и закопал землёю.

       Черепахи живут и на земле, и в воде, как ужи и лягушки. Детей они выводят яйцами, и яйца кладут на земле, и не высиживают их, а яйца сами, как рыбья икра, лопаются – и выводятся черепахи. Черепахи бывают маленькие, не больше блюдечка, и большие, в три аршина1 длины и весом в 20 пудов2.  Большие черепахи живут в морях.

   Аршин – примерно 72 см.

     Пуд – примерно 16 кг

        Одна черепаха в весну кладёт сотни яиц. Скорлупа черепахи – это её рёбра. Только у людей и других животных рёбра бывают каждое отдельно, а у черепахи рёбра срослись в скорлупу. Главное же то, что у всех животных рёбра бывают внутри, под мясом, а у черепахи рёбра сверху, а мясо под ними.

Л.Н.Толстой

Задания

1.Как черепаха защищается от хищников? Запишите ответ.

_________________________________________________________________

2.Выберите верный ответ на вопрос. Обведите его в кружок.

          Где Мильтон нашёл черепаху?

а) в лесу                          в) в поле

б) дома                            г) в норе

3.Сколько черепаха в весну кладёт яиц? ___________________________________________________________________

4. Выбери два верных ответа и обведите в кружок.

Где живут черепахи?

а) на земле                          в) в воде

б) в пустыне                       г) в лесу

5.Где черепахи оставляют яйца?

__________________________________________________________________

Русакhttp://xn--80aaalyjcwczm4o.xn--c1aj2a.xn--p1ai/media/animals2/image015_jpg_300x500_q85.jpg

Заяц - русак жил зимою подле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал; потом поднял другое, поводил усами, понюхал и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись большие яркие звезды.

Зайцу нужно было перейти через большую дорогу, чтобы прийти на знакомое гумно. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях.

Заяц опять остановился подле дороги. Мужики шли подле саней с поднятыми воротниками кафтанов. Лица их были чуть видны. Бороды, усы, ресницы их были белые. Изо ртов и носов их шел пар. Лошади их были потные, и к поту пристал иней. Лошади толкались в хомутах, ныряли, выныривали в ухабах. Мужики догоняли, обгоняли, били кнутами лошадей. Два старика шли рядом, и один рассказывал другому, как у него украли лошадь.

Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и полегоньку пошел к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась за ним. Заяц поскакал к гумну по сугробам; зайца держали субои, а собака на десятом прыжке завязла в снегу и остановилась. Тогда заяц тоже остановился, посидел на задних лапах и потихоньку пошел к гумну. По дороге он, на зеленях, встретил двух зайцев. Они кормились и играли. Заяц поиграл с товарищами, покопал с ними морозный снег, поел озими и пошел дальше. На деревне было все тихо, огни были потушены. Только слышался плач ребенка в избе через стены да треск мороза в бревнах изб. Заяц прошел на гумно и там нашел товарищей. Он поиграл с ними на расчищенном току, поел овса из начатой кладушки, взобрался по крыше, занесенной снегом, на овин и через плетень пошел назад к своему оврагу. На востоке светилась заря, звезд стало меньше, и еще гуще морозный пар подымался над землею. В ближней деревне проснулись бабы и шли за водой; мужики несли корм с гумен, дети кричали и плакали. По дороге еще больше шло обозов, и мужики громче разговаривали.

Заяц перескочил через дорогу, подошел к своей старой норе, выбрал местечко повыше, раскопал снег, лег задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.

Л.Н.Толстой

Задания

  1. Выберите верный ответ на вопрос. Обведите его в кружок.

Где жил заяц? 

а) в деревне                                 в) в санях

б) в норе подле деревни             г) на гумне

2. От чего были белыми усы, бороды и ресницы мужиков? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Как ты думаешь, какая погода была в этот день?  

 ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Выбери два верных ответа и обведите в кружок.  В какое время суток происходили  главные события?

  а) днём                                 в) вечером

  б) ночью                              г) утром

5. Кого украли у старика? __________________________________________________________________

6. Объясни, как ты понимаешь выражение «завязла в снегу»

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. С чем сравнивается снег в рассказе? __________________________________________________________________

Телескопhttps://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=aaf2a94052568f520426fab7e9ba065b&n=33&h=215&w=377

Первая зрительная труба появилась в Нидерландах в начале XVII века. Причём её изобрели независимо друг от друга сразу несколько человек. Все они были не учёными - оптиками, а обычными ремесленниками. Один из них, Яков Мециус, «человек, никогда не изучавший наук», вздумал посмотреть через комбинацию выпуклого и вогнутого стекла, а затем так удачно установил их на двух концах трубы, что совершенно неожиданно получил первую зрительную трубу.  

Галилео Галилея нельзя считать изобретателем зрительной трубы: в январе 1610 года, когда ему было 46 лет, он, несомненно, был первым, кто создал её на научной основе и превратил в мощный инструмент для научных исследований. Галилей был первым человеком, посмотревшим на ночное небо сквозь телескоп. Поэтому он увидел то, что до него ещё не видел никто. Прежде всего, Галилей постарался рассмотреть Луну. На её поверхности оказались горы и долины. Вершины гор серебрились в солнечных лучах, а длинные тени чернели в долинах. Измерение длины теней позволило Галилею вычислить высоту лунных гор. После этого на ночном небе он обнаружил множество новых звёзд. Например, в созвездии Плеяд оказалось более 30 звёзд, в то время как прежде числилось всего семь. В созвездии Ориона - 80 вместо 8. Млечный Путь, который рассматривали раньше как светящиеся пары, рассыпался в телескопе на громадное количество отдельных звёзд. http://jenjmuseum.wikispaces.com/file/view/telescope.jpg/108453875/telescope.jpg

К великому удивлению Галилея, звёзды в телескопе казались меньше по размерам, чем при наблюдении простым глазом, так как они лишились своих ореолов. Зато планеты представлялись крошечными дисками, подобными Луне. Наконец, наблюдая сквозь фиолетовое стекло Солнце, он обнаружил на его поверхности пятна, а по их движению установил, что Солнце вращается вокруг своей оси.

Все эти поразительные открытия были сделаны Галилеем за сравнительно короткий промежуток времени благодаря телескопу. Множество учёных принялись сами сооружать телескопы, причём более мощные, чем у Галилея.

По книге Дмитрия Самина «100 великих учёных»

Задания:

        1.Какие открытия сделал Галилео Галилей? Выпиши из текста названия двух любых его открытий.

1)________________________________________________________________

2)________________________________________________________________

2.Что увидел Галилео Галилей на поверхности Луны? Обведи два выбранных ответа.            

а) горы                                 в) спутник

б) звёзды                             г) долины

3.Пронумеруй научные исследования Галилео Галилея в правильной последовательности

- планеты;__

- солнце; __

- луна;__

  - звёзды.__

4. Кто посмотрел на ночное небо сквозь телескоп? _________________________________________________________________

5.Кто собрал первую зрительную трубу? _________________________________________________________________

        6. Как ты считаешь, почему в первую очередь Галилей постарался рассмотреть Луну?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

7. В таблице приводятся имена известных учёных мира и годы их жизни. С кем из этих людей мог встретиться Галилео Галилей? Обведи соответствующую цифру в таблице.

Известные учёные

Годы жизни

1.

Иоганн Кеплер

 1571 - 1630

2.

Пьер Вариньон  

 1654 - 1722

3.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

 1646 - 1716

4.

Якоб Бернулли 

 1655 - 1705

От рукописной книги к печатнойhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f0276db8c83e4cec213c1ab6ef7750e3&n=33&h=215&w=287

В старину книги писались от руки пером (гусиным или лебяжьим). На изготовление одной рукописи уходило иногда 5 – 7 лет. Писец должен был обладать чётким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась. Подбирались тщательно чернила, иногда писали даже растворённым золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки. Чтобы очинить перья, применяли ножички. А сделает писец ошибку и заметит её, подчистит ошибку ножичком, покроет зачищенное место белилами и напишет вновь. Переписанные листы украшали рисунками, заставками – украшениями, одевали в переплёты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые и серебряные застёжки.

Рукописная книга стоила больших денег. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Одну книгу можно было обменять на стадо коров, на табун лошадей, на собольи шубы. Но и в ту пору книга больше ценилась не за украшения, а за то, что в ней написано. С почтением люди произносили: «книжный свет».  Старинное изречение гласит: «Книги – реки, наполняющие Вселенную мудростью». Но жизнь книг, как и жизнь человека, была полна опасностей. Рукописные творения гибли при нашествии врагов, при пожарах, наводнениях и других бедствиях. Когда приближался неприятель, люди уносили за надёжные крепостные  стены не только хлеб и воду, но и книги, ведь они укрепляли веру людей, утешали, вселяли надежду.

Во время правления Ивана Грозного Русское государство стало расширяться. В землях, удалённых от Москвы на тысячи вёрст, тоже понадобились книги – узнавать законы, отправлять церковную службу во вновь открытых храмах, вести переписку, учить грамоте детей. Скрипит переписчик пёрышком, спешит, делает ошибки – всё равно мало успевает. Тогда стали создавать артели переписчиков. Дело пошло быстрее, но рукописных книг всё же не хватало.https://otvet.imgsmail.ru/download/85a2a12087ac3c285961ad9457b04fce_i-10185.jpg

Учёный монах, приехавший в Москву из дальних мест, рассказал, что в Европе появились типографии, где печатают книги на многих языках, иногда и на славянском. Книгопечатание изобрёл в 1445 году немецкий мастер по имени Гутенберг. После долгих трудов он придумал отливать отдельные буквы-литеры из металла. Из них стали собирать строки и целые страницы набора. Гутенберг изобрёл и первый печатный станок. Главная часть станка – пресс, под который кладут рамку с литерным набором. Работник намазывал набор краской и покрывал его бумагой. Когда нажимали рычаг, пресс опускался на рамку. На бумаге, положенной между прессом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница. Так Гутенберг начал печатать книги. Если переписчик упорным трудом мог за 2-3 года изготовить десяток-другой рукописных книг, то с помощью изобретения Гутенберга за несколько недель можно было изготовить десятки и сотни совершенно одинаковых книг.

Книги стали доступнее. Пользоваться печатной книгой и хранить её было удобнее, чем рукописную, хотя переписка книг продолжалась ещё долгое время. Благодаря типографской книге знания, накопленные людьми, стали распространяться быстрее, полнее сохранялись и передавались следующим поколениям. На первых порах издавались только церковные книги. Позже стали печатать и гражданские.

В Москве сначала хотели печатать книги на славянском языке в чужих землях. Но прикинули – далеко, да и возить трудно и дорого. В 1563 году по приказу царя начала работать неподалёку от Кремля Печатная изба. Занялся этим новым делом Иван Фёдоров. Слыл он книжником за свою любовь к чтению и умельцем, отличавшимся умом и смекалкою. Руки имел проворные – писал быстро и красиво, так что самых лучших писцов зависть брала. Первая книга, выпущенная русским печатником Иваном Фёдоровым и его товарищами в 1564 году, называлась «Апостол». Через год они выпустили вторую церковную книгу «Часовник». Так началось книгопечатание и в России. 

По книге Александра Западова «От рукописи к печатной странице»

Задания

1.Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том, как

а) давно была устроена московская Печатная изба

б) от рукописных книг перешли к печатным

в) появилось выражение «начать с красной строки»

г) люди спасали книги во время нападения врагов

2. Автор написал этот текст, чтобы все поняли, что

а) издавать церковные книги важнее, чем гражданские

б) изобретение книги – величайшее открытие человечества

в) книги надо украшать драгоценными камнями и жемчугом

г) переписчик книг делает много ошибок, когда спешит

3. Из текста можно узнать, что

а) печатный станок, как и бумагу, изобрели в Китае

б) Фёдоров был учёным монахом из Европы

в) книги, напечатанные пером от руки, не горят

г) главной частью печатного станка является пресс

4. Прочитав текст, ты узнал, что в рукописных книгах каждая буква часто не писалась, а рисовалась пером

а) вороньим

б) гусиным

в) голубиным

г) сорочьим

5. За что книги в старину ценили более всего?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Почему царь Иван Грозный решил организовать в Москве печатню-типографию? Выбери два верных утверждения из перечня и обведи их номер:

а) Для управления большим государством нужны печатные законы.

б) В Европе отказывались печатать книги на славянских языках.

в) В рукописных книгах писцам нельзя было исправлять ошибки.

г) Перевозка книг из других стран была долгой и стоила дорого.

7. Расположи пункты, обозначенные буквами в соответствующей очерёдности:

а) Преимущества печатных книг.__

б) Создание первых рукописных книг.__

в) Первый печатный станок.__

г) Начало русского книгопечатания.__

       

     8. Почему пользоваться печатной книгой, и хранить её было удобнее, чем рукописную?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Фаросский маякhttp://cdn.obsidianportal.com/assets/125506/temple_of_the_heavens.jpg

В Африке вдоль берегов реки Нил, впадающей в Средиземной море, был расположен древний Египет. Более двух тысяч лет назад полководец Александр Македонский завоевал часть Египта и основал на побережье Средиземного моря город Александрино. Александрия стала самым богатым городом древнего мира.  Здесь находилась знаменитая Александрийская библиотека, в которой насчитывалось около 700 тысяч книг. В Александрии было возведено много замечательных сооружений. К ним принадлежит и седьмое чудо света – Фаросский, или Александрийский, маяк на скалистом острове Фарос у входа в бухту.                 

Александрийский маяк был построен всего за пять лет. Основным строительным материалом для этого гигантского сооружения послужили известняк, мрамор и гранит. Маяк состоял из трёх постепенно уменьшающихся башен, поставленных одна на другую. Общая высота маяка 120 метров. Основание нижней башни квадратное – размер стороны 30 метров. Нижняя башня высотой в 60 метров была сложена из каменных плит, украшенных скульптурной работой. Средняя башня высотой в 40 метров облицована беломраморными плитами. Верхняя – фонарь – кругла башня, с куполом, установленным на гранитных колоннах. Фонарь был увенчан восьмиметровой бронзовой статуей покровителя мореплавателей Посейдона. На верхушке третьей башни в бронзовой чашке горел древесный уголь. При помощи металлических зеркал отблеск огня указывал местонахождение бухты на расстоянии до пятидесяти километров.

Через все башни маяка проходила вертикальная шахта, вокруг которой по спирали поднимались лестница и пандус (отлогий путь без ступеней). По широкому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряженные ослами, доставляя дрова и воду.

Средняя башня была украшена бронзовыми статуями. С помощью хитроумных технических приспособлений, действовавших при помощи пара, статуи делали некоторые «самостоятельные» движения. В те времена это казалось чудом. Некоторые из статуй служили флюгерами. Они указывали направление ветра. Одна из статуй была оборудована часами, которые отбивали каждый час. Другая – указывала рукой на солнце при его движении по небосклону и опускала руку при закате. Третья статуя указывала рукой на море, если появлялись какие-нибудь суда. Высокий маяк служил великолепным наблюдательным пунктом, позволяя обнаруживать вражеский флот задолго до того, как он появлялся у берега.

Александрийский маяк простоял около 1500 лет, помогая мореплавателям. Маяк дважды страдал от землетрясений, но его восстанавливали. Наконец он совсем разрушился из-за выветривания. Казалось, ничего не осталось от одного из семи чудес света, кроме имени. Во многих современных европейских языках название острова стало обозначать «маяк», а в русском языке превратилось в слово «фара».

В 1962 году во время исследования прибрежных вод подводные археологи нашли на морском дне бронзовую статую, а в 1980 году там же обнаружили и остатки маяка. В 2005 году губернатор Александрии обратился к международным организациям с призывом восстановить Фаросский маяк.

По книге Якова  Нерсесова «Семь чудес света»

Задания

1.Какова главная мысль текста?

а) Маяк – это великолепный наблюдательный пункт.

б) Мореплавателям всегда важно знать направление ветра.

в) Маяк на острове Фарос – чудо архитектурной и технической мысли прошлого.

г) Для работы древнего Александрийского маяка нужно было много дров и  воды.

2. При помощи металлических зеркал на вершине

а) свет маяка был виден на расстоянии до 50 км от бухты

б) маяк стал намного выше остальных сооружений в Александрии

в) освещалась бронзовая статуя покровителя морей Посейдона

г) работали флюгеры, часы и астрономические приборы

3. Как работали хитроумные технические приспособления, созданные древними изобретателями?

__________________________________________________________________

4. Назови основную тему текста.

а) Необычайное богатство Александрийской библиотеки.

б) Поиск развалин древнего маяка.

в) Сооружение и устройство маяка, простоявшего 1500 лет.

г) Работа системы отражателей.

5. Почему Александрийский маяк в то время был самым лучшим и надёжным? Выбери два верных утверждения из перечня:

а) Его строительство заняло всего 5 лет.

б) Верхушка маяка была увенчана восьмиметровой бронзовой статуей греческого бога Посейдона.

в) Огромная высота маяка позволяла отслеживать приближение кораблей с очень большого расстояния.

г) На маяке было установлено много новых механизмов, помогавших мореплавателям.

6. Расположи пункты, обозначенные буквами в соответствующей очерёдности:

а) Фаросский маяк – трёхступенчатая башня с фонарём наверху.__

б) Слова – напоминание о разрушенном маяке__

в) Находки на морском дне.__

г) Доставка дров и воды на вершину маяка.__

7. На какой башне  при помощи металлических зеркал отблеск огня указывал местонахождение бухты на расстоянии до 50 километров?

а) На первой башне

б) На второй башне

в) На третьей башне

г) На четвёртой башне

8. Почему Фаросский или Александрийский маяк называли  «седьмое чудо света?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Александр Невскийhttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=dff995714115605ca02cfbbfcd47ae6c&n=33&h=215&w=288

Князь Александр Ярославич Невский родился в мае 1220 года в городе Переславле. С четырёхлетнего возраста его обучали владеть мечом, стрелять из лука и биться палицей, учили письменности и счету. Князь Ярослав наставлял сына защищать Русскую землю.

С юных лет Александр был поставлен княжить в Новгороде. За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность молодой князь сразу пришёлся по нраву жителям города. Время его княжения совпало с трудным периодом в истории Руси. С востока приходили кочевники, с запада надвигались крестоносцы – воинственные рыцари, чьи плащи были украшены изображение креста. Новгород к тому времени был одним из самых  богатых и крупных городом Европы. Сюда не дошли полчища монгольского хана Батыя, разорившего Русскую землю.

Поэтому крестоносцы надеялись на богатую добычу. Они знали, что при внезапном нападении Новгороду неоткуда ждать помощи, и ожидали лёгкой победы.

В июле 1240 года шведы-крестоносцы на ста кораблях вошли в устье реки Невы. Однако Александр опередил неприятеля: подойдя к лагерю незамеченными, русские неожиданно ударили по врагам. «И была сеча великая, и перебил их князь великое множество». У русских же потери были невелики. Радостная весть разнеслась по всей Руси, ведь это была первая победа над чужеземцами после страшного нашествия хана Батыя. За победу на Неве народ прозвал князя Александра Ярославича Невским.

Но через два года теперь уже немецкие рыцари-крестоносцы двинулись на Псков и Новгород. Когда до Александра дошла их наглая похвальба: «Возьмём Александра живым в плен!», он сам двинулся навстречу рыцарям. На рассвете 5 апреля 1242 года со скалы Вороний камень, которая звалась так потому, что и зимой, и летом кружили тут стаи ворон, высматривая добычу, князь наблюдал, как по льду Чудского озера приближаются рыцарские полчища. С восходом солнца немецкий строй, прозванный «свиньёй» за сходство с рылом животного, вклинился в полки князя. http://fs00.infourok.ru/images/doc/222/17410/1/640/img12.jpg

Битва была жесткой. Как и рассчитывал князь Александр, весенний лёд, не выдержав конников, начал ломаться, и неповоротливые в своих тяжёлых доспехах рыцари исчезали под водой. Русские войны с лёгким вооружением получили преимущество, и к вечеру грозного войска крестоносцев уже не было. Жители Пскова встретили князя Александра в праздничных одеждах. Князь подъехал к ликующему народу верхом на коне во главе своих воинов, а за ними, понурив головы, шли немецкие пленники. Так показал князь иноземцам, что нельзя безнаказанно совершать набеги на Русь: «Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет».

        Но, как ни высоки воинские подвиги во славу Отечества, ещё выше – смирение для блага Родины. Нелегко жилось на Руси под гнётом Золотой Орды – так называлось монгольское государство. Но русские земли были ещё не готовы восстать против ханов, поэтому приходилось платить им большую дань. Батый, услышав о блистательных победах русского князя, велел передать ему: «Князь Новгородский, известно ли тебе, что я покорил множество народов? Если хочешь властвовать спокойно, явись в моём шатре!» На этот зов можно было бы ответить отказом и за то подвергнуть всю Русь новому опустошительному набегу. Александр же любил родное Отечество, более чем свою честь, и потому смог подавить в себе гордость и отправиться в Орду. Хан Батый был поражён умными речами Александра Ярославича, тем чувством собственного достоинства, с которым держался князь в столь невыгодной для него ситуации, и сказал своим приближённым: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому!» В 1252 году Александр Невский, чтобы «соблюсти землю свою невредимой», становится великим князем Руси. Александр стремился облегчить положение русского народа, покорёнными чужеземными завоевателями, и отвести угрозу от родной земли. Для выкупа пленных он посылал в Орду золото и серебро. Князь Александр Невский стал надеждой средневековой Руси. 

По детской энциклопедии Кирилла и Мефодия

Задания:

1. Что хотел сказать автор, написав текст «Александр Невский»? Обведи два выбранных ответа.

а) для защиты Отечества надо быть не только смелым воином, но и умным правителем

б) со скалы Вороний камень удобно наблюдать за перемещением рыцарских полчищ

в) князь Александр защищал Русскую землю

г) Александр Ярославич ездил в Золотую Орду

2. Прочитав текст, ты узнал, что

а) Переславль расположен на берегу реки Невы, поэтому Александра прозвали Невским

б) Новгород и Псков были бедными маленькими  городами

в) В первый раз Александр поехал в Орду по своему желанию

г) Победа на Неве была первой победой после опустошительного нашествия войск Батыя

3. На что сделал верный расчет Александр Невский в битве на Чудском озере?

_____________________________________________________________________________

4. Прочитав текст, ты понял, что юный князь Александр сразу понравился новгородцам, потому что

а) такой человек мог подчинить себе все русские земли

б) его с детства научили и читать, и писать, и считать

в) они надеялись с его помощью сделать Новгород богаче

г) он мог стать рассудительным и отважным правителем

5. Расположи пункты, обозначенные буквами в соответствующей очерёдности:

а) Надежда Русской земли__

б) Первая поездка Александра Невского в Орду__

в) Воспитание будущего князя__

г) Ледовое побоище на Чудском озере__        

       

6. Почему князя Александра Ярославича прозвали Невским?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

           

7. Выбери и обведи подходящую характеристику Александру Ярославичу

а) Храбрый, честный, прямолинейный

б) Добрый, рассудительный, нерешительный

в) Умный, скромный, трусливый

г) Отважный, гордый, нецелеустремлённый

Приложение 1

Формируемые умения

Читательские умения

Текст №1

Текст №2

Текст №3

Текст №4

Текст №5

Текст №6

Находить информацию, данную в явном виде

1, 3, 4, 5

1, 5, 7

1, 2, 4, 5

4, 5

2, 3, 7

3, 6

Устанавливать последовательность событий, описанных в тексте

3

7

6

5

Сформулировать вывод на основе прочитанного

2

2, 3, 4

6

6

5

4

Находить информацию, данную в неявном виде.

7

8

8

7

Определять основную мысль текста

2,3

1

1

Определять общий смысл, тематику текста

1

4

2

Объяснять значение незнакомого (малознакомого) слова на основе контекста

6

Приложение 2

Текст «Фаросский маяк» по книге Якова  Нерсесова «Семь чудес света»

Рекомендации по оценке

задания

Правильный ответ (решение)

1

Ответ: в) Маяк на острове Фарос – чудо архитектурной и технической мысли прошлого.

1 балл – приведен правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.

Вводится 1 или 0. Если ответа нет, ячейка остается пустой.

2

Ответ: а) свет маяка был виден на расстоянии до 50 км от бухты

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.

Вводится 1 или 0. Если ответа нет, ячейка остается пустой.

3

Ответ: действовали при помощи воды, превращённой в пар.

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.

Вводится 1 или 0. Если ответа нет, ячейка остается пустой.

4

Ответ: в) Сооружение и устройство маяка, простоявшего 1500 лет.

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.

Вводится 1 или 0. Если ответа нет, ячейка остается пустой.

5

Ответ: 

в) Огромная высота маяка позволяла отслеживать приближение кораблей с очень большого расстояния.

г) На маяке было установлено много новых механизмов, помогавших мореплавателям.

2 балла – выбраны оба правильных ответа.

1 балл – выбран только один правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.

Вводится 2, 1 или 0. Если ответа нет, ячейка остается пустой.

6

Ответ: 1,3,4,2

1 балл – приведен правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.

Вводится 1 или 0. Если ответа нет, ячейка остается пустой.

7

Ответ: в) На третьей башне.

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.

Вводится 1 или 0. Если ответа нет, ячейка остается пустой.

8

Ответ: статуи делали «самостоятельные» движения.

1 балл – выбран правильный ответ.

0 баллов – неверный ответ.

Вводится 1 или 0. Если ответа нет, ячейка остается пустой.

Заключение

Цель создания хрестоматии заключалась в описании опыта работы по использованию определённых заданий при работе с научно – познавательным текстом на уроках литературного чтения для формирования ряда читательских умений. Основная направленность заданий была на умение находить информацию, данную в явном и неявном виде.

Учащиеся показали очень высокие результаты  по заданиям последнего текста. Они  усвоили для себя способ выполнения заданий, это и позволило им справиться с работой. Оригинальность данной хрестоматии заключается в том, что часть заданий к текстам составлялась самостоятельно. В ходе данной работы, выражалась большая благодарность со стороны учителя, поскольку, наша работа является большим дополнением в подготовке к экзамену в 4 класса по литературному чтению. Задания используются всех типов, которые позволяют сформировать и общеучебные умения, с подобными заданиями учащиеся будут работать и на экзамене. 

Уровень овладения этими умениями имеет решающее значение для успешного обучения на следующей ступени. Данные читательские умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать и понимать литературу разных жанров, а так же работать с текстами, в частности,   с научно – познавательными текстами, поскольку на следующей ступени большая часть уделяется научным текстам.

Список использованной литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010. – 33с.
  2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия./ М.: Кирилл и Мефодий, 2011.- 890с.
  3. Ефросинина Л.А.  Литературное чтение: 4 класс, 2 часть : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/[авт.- сост.:Л. А. Ефрсинина, М. И. Оморокова]- изд. 4-е дораб. - М.: Вентана - Граф,    2010.
  4. Западов А.В. От рукописи к печатной странице./ А.В.Западов – М.: Просвещение, 2000. – 302с.
  5. Нерсесов Я.Н.  Семь чудес света./ Я.Н. Нерсесов – М.: Аванта, 2013. -40с.
  6. Самин Д.К.  100 великих учёных./ Д.К. Самин – М.: Вече, 2004. – 353с.
  7. http://centeroko.ru/fgos/fgos_pub.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по чтению для формирования читательских умений «Памятки по чтению»

Памятки по чтению для обучающихся 1-4 классов. Можно использовать в работе со всеми УМК в качестве дидактического материала для формирования читательских умений на уроках литературного чтения. Памятки...

Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц" "

Цели деятельности учителя : показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере  новых произведений; научить сравнить      художественный и научно-по...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.

В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...

Практикум для школьников. Развитие читательской грамотности при работе с научно-познавательными текстами.

Данная работа может быть использована как проверочная работа по родному языку, так и при подготовке к Всероссийским проверочным работам. В работе представлены задания по определению главной мысли, сос...