Требования учебной программы по литературному чтению к формированию читательских умений учащихся 1-4 классов.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ивченко Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

Тема выступления на ШМО учителей начальных классов.

Требования учебной программы по литературному чтению к формированию читательских умений учащихся 1-4 классов.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, грамотное чтение необходимо при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность работы взрослых, и учебы детей. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Для того, чтобы овладеть навыком чтения нужно сформировать читательские умения, на уроках литературного чтения. В данной статье обозначена проблема овладения навыком чтения и описаны приемы и методы развития читательских умений младших школьников.

Ключевые слова: читательские умения, методы, приемы, гуманитарного развития, исследовательская деятельность, текстовая информация, чтение с пометками, «ассоциативный куст», словарная работа.

Современному обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности.

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.

Учителя должны создать благоприятные условия для развития читательских умений младших школьников, овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения, умело использовать на уроке различные типы и виды чтения.

Цель: описание эффективности методов и приемов развития читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в начальной школе.

При чтении художественного текста проблема заключается в том, что младший школьник не может правильно выделить главную мысль (то, о чем говорится в тексте). Для того чтобы решить эту проблему у младшего школьника должны быть сформированы читательские умения, которые помогут ему овладеть навыками смыслового чтения.

Актуальность данной темы заключается в следующем. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узко предметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования влечет за собой пересмотр давно сложившейся системы работы начальной школы, когда принципиально меняются ориентиры в обучении и воспитании, основной задачей которых является перевод учащихся в режим саморазвития.

Задачей образования является формирование умения читать учебную, справочную, научно - познавательную, документальную, мемуарную литературу. В зависимости от специфики учебного материала, на котором происходит обучение чтению, учитель должен научить читать разные тексты разными способами.

Необходимо сформировать правильную читательскую деятельность младшего школьника. Именно деятельность, а не отдельные действия читателя. Без удовлетворительного навыка чтения, которым овладевает первоклассник, нельзя успешно осуществлять дальнейшее обучение. Поэтому ученик должен научиться не только правильно читать по слогам и предложениям, а он должен понимать, что он читает, что нового, интересного он для себя узнал. Зная и понимая это, учитель должен создать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания текстов разных стилей и жанров, приёмами совершенствования техники чтения.

Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо формировать читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе обучающиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров.

На вопрос о том, что же такое читательские умения, пытался ответить еще К.Д.Ушинский, основоположник методики классного чтения. Он видел одну из задач обучения в том, чтобы приучить детей к самостоятельной беседе с книгой, и выдвигал два требования при чтении художественных произведений: «первое, чтобы дети поняли образцовое произведение, и второе, чтобы они его почувствовали».

В современной методике литературного чтения подходы к определению читательских умений сформировались. Кто-то предлагает больший, кто-то меньший перечень читательских умений, которыми должен овладеть младший школьник.

Так, М. П. Воюшина и Т. Г. Рамзаева предлагают следующую систему читательских умений при анализе произведения:

1) умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении;

2) умение воссоздать в воображении картины жизни, созданные писателем;

3) умение устанавливать причинно-следственные связи;

4) умение воспринимать и оценивать образ-персонаж;

5) умение видеть авторскую позицию;

6) умение осознавать идею произведения.

Методы и приемы развития читательских умений

Основные методы работы над формированием осознанного чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями. Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «Объяснительное чтение».

В современной практике заслуживает внимание методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию смыслового чтения.

На уроках литературного чтения современный учитель имеет возможность воспользоваться стратегией смыслового чтения - различными комбинациями приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации, а также ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Приемы развития читательских умений:

1. Прием «Ассоциативный куст»: учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. На основе данных ассоциаций обучающиеся могут предположить, о чем будет говориться в тексте.

2. Чтение с пометками. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

-знакомая информация

-новая информация

-я думал (думала) иначе

-это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

Этот прием дает возможность ученику – классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать.

3. Синквейн. – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация. Структура синквейна:

Существительное (тема).

Два прилагательных (описание).

Три глагола (действие).

Фраза из четырех слов (описание).

Существительное (перефразировка темы).

Данный прием позволяет учащимся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности.

4. Работа со словом. Словарная работа должна вестись на каждом уроке литературного чтения и ей надо уделять должное внимание. Словарную работу можно разделить на 3 вида:

-работа с незнакомыми словами;

-работа со словами-ключиками;

-работа со словами –образами.

Словарная работа заключается в следующем: при чтении текста обучающиеся выделяют слова, которые им не понятны, или слова, в которых скрыт какой-то образ. Данный прием поможет обучающимся определить правильное лексическое значение слова, понять, почему автор использовал именно такое слово в тексте, что он хотел сказать читателю.

Читательские умения, сформированные в начальной школе, наряду с другими умениями обеспечат успешность обучения при переходе на ступень основного обучения, обучающийся должен в совершенстве овладеть данными умениями.

Таким образом, приемы, направленные на развитие навыка чтения помогают ребенку не только научиться правильно читать, а также прививают интерес к чтению. Далее учитель может организовывать исследовательскую работу детей так, чтобы они сами «додумывались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное, осмысляют его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по чтению для формирования читательских умений «Памятки по чтению»

Памятки по чтению для обучающихся 1-4 классов. Можно использовать в работе со всеми УМК в качестве дидактического материала для формирования читательских умений на уроках литературного чтения. Памятки...

Учебная программа по литературному чтению, Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, составлена на о...

Хрестоматия по литературному чтению для формирования читательских умений при работе с научно – познавательными текстами

Методическая разработка содержит описание опыта работы по  формированию ряда читательских умений через использование определённых заданий при работе с научно – познавательными текстами на у...

Рабочая учебная программа по литературному чтению с модулем "Волшебная сила слов" для 4 класса 102 часа УМК "Перспектива"

Программа составлена по учебникку Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Бойкиной М.В....

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.

В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...