Великая, непобедимая и любимая - урок чтения, 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Бородина Галина Юрьевна

 В  рамках методической недели "Формирование гражданственности у обучающихся школы-интерната, 3 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_borodina.docx102.97 КБ

Предварительный просмотр:

В рамках методической недели «Формирование гражданственности у обучающихся школы-интерната».

Класс: 3

Урок: чтение

Учитель: Бородина

Тема:  Великая, непобедимая  и любимая…..

Цели: 1. Формирование  устойчивого, уважительного отношения к родной стране; потребности совершать добрые дела и поступки.

2.Развитие патриотических чувств через создание эмоционально-положительной основы.

3. Воспитание чувства гордости, любви и уважения к прошлому и настоящему своей  Родины.

Методы: беседа, примеры, создание воспитывающих ситуаций; участие самих детей в процессе.

Оборудование: слова: Россия, Родина, Отечество; государственные символы: герб, флаг, гимн; стихи; рисунки детей «Это моя Родина»; годы ВОВ; рассказ в учебнике;  фото Романа Филиппова; пословицы и поговорки о Родине; песня «С чего начинается Родина»; компьютер.

Ход: I Организационный момент:

1.Сообщение темы, цели.

2.Психологический настрой.

II Изучение нового материала:

1.(на доске разбросанное слово) Давайте сложим разбросанное слово (Россия).

- Как вы понимаете это слово? (ответы детей)

***Россия … в стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь» произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей.

- Антон Чувелёв нам прочитает стихотворение о России (В. Гудимов «Россия»).

*** Россия это одна из самых больших стран в мире. Именно в нашей стране расположено большое количество заповедников, имеется много полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов. ***Какие вы знаете государственные символы России? (Герб, гимн, флаг - выставляются)      Подумайте, о каком государственном символе я вам сейчас прочитаю загадку:

Гордо рею я на мачте корабля,

 И в бою солдаты берегут меня.

Я России часть и знак —

Бело-сине-красный... (флаг).

- Логожан Алёша прочитает нам стихотворение о флаге (И. Агеева «Флаг России»)

***Во Франции людей называют французами, в Англии англичанами, в Японии японцами, а как людей называют в России? - ответы детей (русские)

***Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рось».

 2. Ребята, как по-другому мы можем назвать Россию? (ответы детей)- Родина.

- Что такое Родина? (ответы детей)

***Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней мы говорим родным нам языком, и все для нас в ней родное.

***О любви к Родине сложили немало мудрых пословиц. Давайте попробуем их объяснить. (Дети получают разрезанные пословицы, которые надо сложить, прочитать и объяснить).

- С родной земли умри — не сходи.

- Родина краше солнца, дороже золота.

- На чужой стороне Родина милей вдвойне.

- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

- Родная земля и во сне снится.

- Родная сторона — мать, чужая — мачеха.

 

*** Ребята, как вы думаете, с чего начинается Родина? (ответы детей)

*** Давайте встанем, послушаем и подпоём песню, которая так и называется «С чего начинается Родина» (комментарии педагога после песни, что Родина у каждого начинается со своего уголка, места и т.д.)

***Есть замечательное стихотворение М. Пляцковского «Родина». Сейчас мы все вместе попробуем прочитать его. Я буду задавать вопрос, а отвечать на него мы будем все вместе:  

- Слышишь песенку ручья?
Дети – Это родина моя
- Слышишь голос соловья?
Дети – Это родина моя
- Видишь звездочки Кремля?
Дети – Это родина моя
Школа, где твои друзья?
Дети - Это родина моя.
- Звон дождя и шум ветвей?
И в саду смородина?
Дети - Это моя родина.
***Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относится к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

***РОДИНА – это и Отечество, и страна, и место рождения человека.

- Композиторы передают свою любовь к Родине – мелодией, поэты словами, художники красками.

- Вот так изображали  Родину в своих картинах знаменитые художники Шишкин и Поленов (показ картин), а вот так изобразили Родину на своих рисунках вы (рассматривание рисунков).

3.Мы можем назвать свою страну Родиной, Россией. Как ещё мы можем назвать? (Отечеством)

- Как понимаете слово – Отечество? (ответы детей)

***Отечество – это родная страна. Слово «Отечество» происходит от слова «отец», то есть «Отечество» - это страна отцов, земля предков. У каждого русского человека есть отечество.

- Давайте откроем учебники и прочитаем рассказ «Наше Отечество», который написал К. Ушинский.

- Обсуждение рассказа по вопросам педагога.

- Устное рисование рисунков.

4. Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: “И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется”. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Но русский народ всегда выходил победителем.

- Что за победу одержал русский народ? (в Великой Отечественной войне)

- Кто знает начало и конец ВОВ? – выставляются даты.

- Когда мы отмечаем День Победы? – выставляется дата.

***Ребята, об этом подвиге нашего народа надо всегда помнить.

- Алёна Логожан расскажет стихотворение «Шинель» Е. Благининой.

*** Рассказ педагога о подвигах русского народа в мирное время:

- Помощь воюющей Украине (еда, медикаменты, вода);

- Подвиги космонавтов: Гагарин, Титов, Терешкова и т.д.;

- Подвиги наших спортсменов на олимпиадах, завоевание первых мест;

- Подвиг Романа Филиппова в Сирии. Во время выполнения боевого задания он был сбит, но успел катапультироваться  и принял неравный бой с наёмниками США. Чтобы не сдаваться врагу в плен, подорвал себя гранатой. Посмертно ему присвоено звание героя России, в честь его названа школа в Воронеже, в которой он учился. (фото героя)

- Подвести детей к выводу, что и они каждый день совершают маленькие подвиги: в учёбе, совершая хорошие дела, участвуя в разных мероприятиях и занимая призовые места.

III Итог: -Что мы называем великой, непобедимой и любимой?

https://img.9111.ru/uploads/201802/23/620x620/392433.jpg

Россия

Родина

Отечество

http://litmaster.net/img/360-11310.jpg

Флаг                                           Герб                                                      Гимн

1941-1945 г.

- С родной земли умри — не сходи.

- Родина краше солнца, дороже золота.

- На чужой стороне Родина милей вдвойне.

- Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

- Родная земля и во сне снится.

- Родная сторона — мать, чужая — мачеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения во 2 классе. Тема: «Мои любимые писатели. В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Составление плана на основе опорных слов». Урок открытия нового знания.

Цели:- познакомить с творчеством В.Бианки,- составлять план произведения на основе опорных слов, - учить читать выразительно- развивать память, внимание, мышление, прививать любовь к природе.Испо...

Конспект интегрированного урока чтения в 1 классе « Любимые игрушки»

Конспект интегрированного урока чтения. Интеграция предметов: чтение - музыка....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...

Конспект урока чтения в 3 в классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»»

Конспект урока чтения, проведённого  в 3 классе «Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»». Основная цель урока: вспомнить и обобщить знания о жизни и о тво...

Технологическая карта урока литературное чтение "М.М.Зощенко "Великие путешественники"" 1 урок, 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».Задачи урока Дидактические:Актуализация знаний о писателе М. М. ЗощенкоФормирование умения выразитель...