«В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КРЫЛОВА»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Кирьянова Инга Викторовна

Урок-отчет по литературному чтению

«В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КРЫЛОВА»

УМК «Школа 2100»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_gostyah_u_dedushki_krylova.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-отчет по литературному чтению

«В ГОСТЯХ У ДЕДУШКИ КРЫЛОВА»

УМК «Школа 2100»

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

Учитель. Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду изображены персонажи его басен.

Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявлялся в баснях.

Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.

В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

Монтаж:

1 ученик. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 г. в семье бедного дворянина. После смерти отца, который оставил ему в наследство солдатский сундучок с книгами, жил в глубокой нищете со своей матерью.

2 ученик. Жизнь Крылова в детстве сложилась так, что ему не пришлось даже учиться в школе. Стремление к образованию у него было на столько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.

3 ученик. Уже в юности Крылов написал несколько комедий для театра, но ни одна из них не была исполнена на сцене.

4 ученик. Начиная с 1805 года, Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни. Он понимает, что к басне труднее придраться, она сама кусает, а ее-то не укусишь, за аллегориями можно порой надежно укрыться. А за звериными масками баснописец скрывает глупых, хитрых, трусливых, хвастливых, жадных людей.

5 ученик. Из народного языка, из поговорок, пословиц черпал писатель многие свои сюжеты и мысли. Все творчество И.А. Крылова глубоко было связано с жизнью народа.

6 ученик. Гоголь говорил о Крылове: «Это наша крепкая русская голова, тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек».

II. Основная часть

1. Песня № 1 – хоровая (знакомство)

2. Разминка. Игра «Путаница»

У. Отгадайте, что здесь перепутано?

- «Плутовка к берегу (к дереву) на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки (с вороны) глаз не сводит»;

- «Как, милый Кочеток (Петушок), поешь ты громко, важно!»;

- «Однажды Лебедь,  Рак  да  Щука  везти  с  поклажей  воз  впряглись (взялись)»;

- «Мартышка к старости слаба ушами (глазами) стала»;

- «Соседка, перестань срамиться» – ей бабка (Шавка) говорит»;

- «Лиса (Свинья) под Дубом вековым наелась голубей (желудей) досыта, до отвала»;

- «По улицам Кота (Слона) водили, как видно напоказ»;

- «Проказница Мартышка, Осел, Козел да озорная Мышка (косолапый Мишка) затеяли сыграть Квартет»;

- «Злой тоской удручена к Соловью (к Муравью) ползет она»;

- «У слабого (у сильного) всегда бессильный виноват».

3. Защита басен

Учитель загадывает загадки.

1) «У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем».

- В какой басне звучат эти слова?

Дети. «Волк и Ягненок».

Инсценировка басни «Волк и Ягненок».

2) У. Кто так говорил:

«До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило»?

Д. Стрекоза.

Инсценировка басни «Стрекоза и Муравей».

3) У. Внимание – черный ящик. С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть «что там за рожа». Что это за предмет?

Д. Зеркало.

Инсценировка басни «Зеркало и обезьяна».

4) У. Назовите героиню, которая совсем «без драки» хочет попасть в большие забияки.

Д. Моська.

Инсценировка басни «Слон и Моська».

5) У. Персонажи какой басни Крылова восхваляли друг друга, «не боясь греха»?

Д. «Кукушка и Петух».

Инсценировка басни «Кукушка и Петух».

6) У. Кто смеялся «вперед чужой беде»?

Д. Голубь.

Инсценировка басни «Чиж и Голубь».

7) У. Внимание – черный ящик. В нем находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала».

Д. Очки.

Инсценировка басни «Мартышка и очки».

8) У. Назовите героиню,

«Когда боится трус кого,

То думает, что на того

Весь свет глядит его глазами».

Д. Крыса.

Инсценировка басни «Мышь и Крыса».

9) У. Куда попал «волк ночью, думая залезть в овчарню»?

Д. На псарню.

Инсценировка басни «Волк на псарне».

10) У. назовите героиню, которая думала «лишь мне ладно было, а там весь свет гори огнем».

Д. Лягушка.

Инсценировка басни «Лягушка и Юпитер».

11) У. Назовите героиню, которая желала растолстеть.

Д. Лягушка.

Инсценировка басни «Лягушка и Вол».

12) У. Назовите героя, который «протянул лапу за Ягненком, но попал Льву на блюдо».

Д. Волк.

Инсценировка басни «Лев и Волк».

13) У. Какая героиня «Куму служить готова»?

Д. Лисица.

Инсценировка басни «Волк и Лисица».

14) У. Внимание – черный ящик. Назовите фрукт, кисти которого, как яхонты горят.

Д. Виноград.

Инсценировка басни «Лисица и Виноград».

15) У. Назовите клички собак, одна из которых барскую службу несет, а другая лежит на мягкой подушке.

Д. Барбос, Жужу.

Инсценировка басни «Две собаки».

16)У. Кто говорит Свинье следующие слова:

«Ведь это дереву вредит,

Коль корни обнажишь, оно засохнуть может»?

Д. Ворон.

Инсценировка басни «Свинья под Дубом».

17) У. А следующую басню мы определим с помощью игры-«лото».

На доске два игровых поля. На одном на карточках написаны строчки из басен, на втором, разрезанном на части, – названия басен.

- Лето красное пропела;

- С ним была плутовка такова;

- Соседка, перестань срамиться;

- Вперед чужой беде не смейся;

- Сильнее кошки зверя нет;

- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье;

- Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье;

- А проку на волос в них нет.

Разрезанные на части картинки:

- Стрекоза и Муравей;

- Ворона и Лисица;

- Слон и Моська;

- Чиж и Голубь;

- Мышь и Крыса;

- Квартет;

- Свинья под Дубом;

- Мартышка и очки.

У. Вам надо определить, из какой басни взяты строчки. Правильно наложив карточки со второго поля на первое и перевернув их, вы увидите на получившейся иллюстрации героя басни Крылова.

Дети выходят к доске и выполняют задание.

У. Героиню какой басни вы видите?

Д. Ворону из басни «Ворона и Лисица».

Инсценировка басни «Ворона и Лисица».

4. Песня № 2 – хоровое заключение

5. Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Его басни как будто сегодня написаны, они актуальны и в нашей жизни. Перечитывайте его басни, которые написаны замечательным русским языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у дедушки Крылова

Открытое занятие кружков «Грамотей» и «Затейники» по теме: «Вспомним басни И.А. Крылова»...

Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"

Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова».  Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...

Открытый урок №1 "В гостях у дедушки Крылова"

Тема:  В гостях у дедушки Крылова  Цели:  •обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;•совершенствовать известные данные, р...

Обобщающий урок-праздник "В гостях у дедушки Крылова".

Урок построен в игровой форме с презентацией. Во время занятия ученики "посетят"  литературный клуб, картинную галерею, клуб весёлых и находчивых, а также театр ученического творчества....

В гостях у дедушки Крылова

Данное мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей учащихся.Частая смена деятельности позволяет повысить активность учеников.Во время смотра знаний, дети показывают, чему научились ...

В гостях у дедушки Крылова

Обобщение знаний учащихся о творчестве И.А. Крылова. Краткий биографический очерк о баснописце Крылове. В учебном материале использованы литературная викторина, загадки, кавардак из басен Крылова....

В гостях у дедушки Крылова

Данное мероприятие развивает и совершенствует навыки и умения выразительного чтения, инсценирования, обобщает знания учащихся по теме “Басня”; должно вызвать интерес к басням, желание читать их....