рабочая программа по речевой практике
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Иванова Мария Николаевна

Программа учебного предмета «Речевая практика» составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:

— Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умствен-

ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебни-

ков, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образователь-

ных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

— Приказ МОиН Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный пере-

чень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего»;

— Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) БОУ ЧР «Ибресинская школа-интернат» Минобразования Чувашии;

— и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.           

   Рабочая программа по  чтению для 1 класса разработана в соответствии с программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой  (Москва «Просвещение» 20013 года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_praktika_fgos_1kl.docx41.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая практика»

Пояснительная записка.

Программа учебного предмета «Речевая практика» составлена на основе нормативно-правовых документов и инструктивно-методических материалов:

— Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умствен-

ной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Приказ МОиН Российской Федерации от 31 марта 2014№ 253 «Об утверждении федерального перечня учебни-

ков, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образователь-

ных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

— Приказ МОиН Российской Федерации от 08.06.2015 № 576 «О внесении изменений в федеральный пере-

чень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию

образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего»;

— Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант1) БОУ ЧР «Ибресинская школа-интернат» Минобразования Чувашии;

— и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность.             

   Рабочая программа по  чтению для 1 класса разработана в соответствии с программой специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой  (Москва «Просвещение» 20013 года).

Цель программы обучения:

овладение навыком устной разговорной речи

 Задачи программы обучения:

  • Научить составлять устный текст
  • сформировать базовые формулы речевого общения  
  • научить учащихся понимать речь, выражать в диалоге свою мысль.

Общая характеристика учебного предмета

 Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Место учебного предмета

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и  адаптированными основными общеобразовательными программами  образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант1)  предмет «Чтение» изучается в 1 классе 2 ч в неделю. Итого: 33 недели, 66 уроков.

Результаты изучение учебного предмета

Минимальный уровень

● выражать свои просьбы, желания с помощью учителя

● сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя

● участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями с помощью учителя;

● слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя;

● с помощью учителя участвовать в беседе на темы.

Достаточный уровень

● выражать свои просьбы, желания самостоятельно;

● сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес с помощью учителя;

● участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями с помощью учителя;

● слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с помощью учителя.

        Содержание учебного предмета

        Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.  

Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).

Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.

Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.

Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.

Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.

Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».

Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.

Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.

Организация речевого общения

Базовые формулы речевого общения

Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.

Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы  «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).

Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия:  замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.

Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.  

Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.  

Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.

Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.  Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.

Поздравительные открытки.

Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.

Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.

Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».

Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте  на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.

Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».

Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».

Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста».  Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).

Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.

Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.

Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»  

Примерные темы речевых ситуаций

«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)

«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)

«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в  общественных местах (кино, кафе и др.)  

«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».  

Алгоритм работы над темой речевой ситуации

Выявление и расширение  представлений по теме речевой ситуации.

Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.

Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.

Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.

Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.  

Моделирование речевой ситуации.

Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

66 часов

Название раздела,

темы урока

Кол-во
часов

Тип урока,

рекоменд. практич. упражнения  

Информ. сопровождение

Школьная жизнь

4

1

Давайте познакомимся. Выявление представлений по ситуации

1

Урок актуализ. зн.

Иллюстр., с 6-7

2

Давайте познакомимся. Приветствие в школе.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

с.  8, зеркала

3

Давайте познакомимся. Использование выразительных средств речи и помощников речи.

1

Комбинированный урок

Илл по теме, зеркала, с9

4

Я на уроке. Выполнение одночленных инструкций

1

Мяч

Я и товарищи

3

5

Знакомство во дворе. Выявление представлений по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал. Воспроизведение слоговых комплексов

1

Урок актуализ. зн.

Граф схемы, с 12-13

6

Знакомство во дворе.  Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.

1

Комбинированный урок

ДИ , с.14-15

7

Знакомство во дворе. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации

1

ДИ,  графич схемы, с 16-17

Играем в сказку

6

8

Репка. Слушание сказки  в устном изложении учителя

1

Комбинированный урок

Презентация, герои сказки

9

Репка. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

Атрибуты

10

Репка. Выражение лица. Ролевая игра.

1

Атрибуты, зеркала

11

Теремок. Слушание сказки  в устном изложении учителя

1

Герои сказки, с 20-21

12

Теремок. Рассматривание атрибутов к ролевой игре, распределение ролей.

1

Атрибуты, зеркала, с 22-23

13

Теремок. Ролевая игра.

1

атрибуты

Я дома.

3

14

Знакомство в гостях. Выявление представлений детей по теме ситуации с опорой на иллюстративный материал

1

Урок актуализ. зн.

Предм карт, с 26-27

15

Знакомство в гостях. Использование новых слов и предложений в ролевой игре по новой ситуации.

1

Комбинированный урок

С. 28-29, игрушки

16

Знакомство в гостях. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

1

С 30-31, графич схемы

Мир природы

3

17

Овощи и фрукты. Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Овощи)

1

Комбинированный урок

Загадки, овощи, граф схемы

18

Овощи и фрукты. Характеристика предметов по цвету, величине, форме, вкусу. (Фрукты)

1

Загадки, фрукты,  граф схемы

19

Овощи и фрукты. Сравнение двух предметов по заданному признаку.

1

Нат объекты, графич схемы

20

Овощи и фрукты. Составление предложений  по вопросам с включением отработанной лексики.

1

Графич схемы

Школьная жизнь

3

21

Готовимся к празднику. Разучивание стихотворения.

1

Урок изуч нов  м-ла  и перв закр зн.

Игрушки, стих, с 46-47

22

Готовимся к празднику. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации.

1

Комбинированный урок

ФМ, с 48

23

Готовимся к празднику. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

1

Сюж карт, с 49

Игры и игрушки

4

24

Покупка школьных принадлежностей. Характеристика предметов. Выражение просьбы.

1

Комбинированный урок

С 34-35, шк принадл

25

Покупка школьных принадлежностей. Сравнение двух предметов.

1

с 36-37, предм карт

26

Покупка школьных принадлежностей. Ролевая игра.

1

Атрибуты для игры

27

Отгадай, что в моем ранце? Составление предложений по вопросам с включением в ответы отработанной лексики.

1

Школьные принадл

28

Отгадай, что в моем ранце? Коллективное составление рассказа с использованием рисунка на доске.

1

Урок компл прим зн

Сюж карт.

Игры и игрушки

4

29

Новогодние чудеса. Выбор из двух картинок соответствующей  предложению.

1

Комбинированный урок

С 52, иллюстр

30

Новогодние чудеса. Использование силы голоса в упражнениях.

1

С 53, игрушки

32

Новогодние чудеса. Разучивание стихотворения. Воспроизведение его в ролевой игре.

1

Стих

3 четверть

Название раздела,

темы урока

Кол-во
часов

Тип урока,

рекоменд. практич. упражнения  

Информ. сопровождение

33

Новогодние чудеса. Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации.

1

Комбинированный урок

С. 54-55, сюж карт

Я и мои товарищи

6

34

Зимняя прогулка.  Выражение просьбы. Ролевая игра.

1

Комбинированный урок

Кукла, с 58-59

35

Зимняя прогулка. Выбор из двух  картинок соответствующей  предложению.

1

С 60-61, иллюстр, графич схемы

36

Зимняя прогулка. Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана

1

С 62-63, картинный план

37

Зимняя прогулка.  Произнесение стихотворения  в сопровождении движений.

1

стих

38

Прогулка в машине. Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с ситуацией

1

Комбинированный урок

ДИ, машина

39

Прогулка в машине. Разучивание мини-диалога. Воспроизведение в ролевой игре

1

Атрибуты для игры

Играем в сказку

4

40

Колобок. Слушание сказки  в устном изложении учителя

1

Комбинированный урок

Герои сказки

41

Колобок. Практическое использование вопросительной и восклицательной интонации в речевой ситуации.  

1

Зеркала,

герои сказки

42

Колобок. Рассматривание атрибутов. Распределение ролей.

1

атрибуты

43

Колобок. Выражение лица. Ролевая игра.

1

Урок компл прим зн

Атрибуты

Игры и игрушки.

4

44

В магазине игрушек. Сравнение двух предметов по заданному признаку.

1

Комбинированный урок

Игрушки, графич схемы, с 40-41

45

В магазине игрушек. Называние предметов и действий с ними.

1

С 42-43, игрушки

46

В магазине игрушек.  Ролевая игра.

1

Атрибуты для игры

47

В магазине игрушек. Коллективное составление рассказа с использованием картинно-символического плана.

1

Урок компл прим зн

Сюж  картинки

Я дома

12

48

Помощники. Слушание стихотворения А.Барто «Помощница», выбор картинок.

1

Комбинированный урок

С 66-67, книга

49

Помощники. Выражение просьбы и желания.

1

С 68-69, графич схемы

50

Помощники. Использование выразительных средств и помощников речи.

1

С 70-71, зеркала

51

Спокойной ночи. Слушание  отрывка из «Сказки о глупом мышонке», выкладывание картинок.

1

Книга, с 74-75

52

Спокойной ночи.  Рассматривание атрибутов, распределение ролей. Ролевая игра.

1

С 76-77, атрибуты

53

Спокойной ночи. Разучивание колыбельной, воспроизведение ее в ролевой игре.

1

С78-79, клыбкльная

54

Спокойной ночи. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

Урок компл прим зн

Сюж карт

55

Доброе утро!  Различение громкой и тихой речи в игре.

1

Комбинированный урок

С 82-83,

56

Доброе утро! Разучивание мини-диалога, воспроизведение его в  ролевой игре.

1

С 84-85, ФМ

Доброе утро! Практическое использование восклицательной и вопросительной  интонации в речевых ситуациях.

1

Урок компл прим зн

ДИ

Мой адрес. Выявление представлений по теме с помощью вопросов.

1

Комбинированный урок

Предм карт

Мой адрес. Сравнение двух предметов и их изображение по заданному признаку.

1

Предм карт

Мойдодыр

4

Слушание  сказки «Мойдодыр».  Выбор картинок по мере изложения.

1

Комбинированный урок

Книга, иллюстр

Называние предметов (по теме)  и действий с ними, характеристика предметов.

1

Предметы гигиены

Разучивание стихотворения. Выражение лица. Соотнесение выражения лица с символическим рисунком.

1

Стих

31

Мое утро.  Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

Урок компл прим зн

Сюж карт

Игры и игрушки.

3

32

Веселый оркестр. Называние предметов и действий с ними.

1

Урок актуализ. зн.

Иллюстр по теме

33

Веселый оркестр. Выражение просьбы.

1

Комбинированный урок

Атрибуты для игры

34

Веселый оркестр. Коллективное составление рассказа с опорой на картинно-символический план.

1

Урок компл прим зн

Граф схемы, сюж карт

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Литература основная и дополнительная

С.В. Комарова. Устная речь: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- Москва. «Просвещение» , 2011г.-95 с.

Дидактические материалы

  1. Демонстрационные материалы (иллюстрации ).
  2. Книги с изучаемыми произведениями.
  3. Атрибуты игр и постановок. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.

1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...

Рабочая программа предмета «Речевая практика» во 2 классе

Рабочая программа предмета  «Речевая практика» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Рабочая программа по речевой практике, 1 (доп) класс вариант 8.3

Данная рабочая программа предназначенна для предмета "Речевая практика" в 1-ом дополнительном классе вариант 8.3...