Открытый урок литературного чтения во 2 классе.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Матвеенко Ирина Анатольевна

Тема урока: Эдуард Успенский "Чебурашка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_cheburashka_avtosohranennyy.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе

Учитель:  Матвеенко Ирина Анатольевна

Школа:  ГБОУ ООШ с.Новопавловка

Предмет: литературное чтение

Класс:  2

Дата проведения: 25.04.2018г.

Тема урока: Э.Н.Успенский «Чебурашка».

УМК: «Школа России».

Тип урока: закрепление знаний

Технология: ТРКМ.  Здоровьесберегающие технологии.

Цель: продолжение работы по формированию  умения  определять главную мысль произведения,  характеризовать героя по его поступкам; формирование умения работы с текстом;  развитие читательских умений.

Задачи:

образовательные:

    - совершенствовать навыки правильного и выразительного чтения, умения отвечать на вопросы по содержанию, устанавливать причинно-следственные связи событий, описанных в тексте, строить словесный рисунок;

- обучать работе  текстом (определение главной мысли произведения, характеристика героя);

развивающие:

- развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

- развивать чувства  взаимопомощи, взаимовыручки, совершенствовать технику чтения; учить составлять характеристику героя, выражая  собственное отношение  к изображенным событиям, героям, и их поступкам;
воспитывающие:

- воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким;

- обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, обогащать словарный запас;

- воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям.

Планируемые результаты обучения:
Личностные УУД:
Эмоциональное отношение к поступкам героев литературного произведения;
основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные:
Строить устное высказывание с учетом учебной задачи; осуществлять поиск необходимой информации с помощью учебной литературы; переработка и преобразование информации из одного вида в другой; анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные:
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе.
Методы и формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная и  групповая,  работа в парах.
Используемые приемы:
  прием «Предположение», «чтение с остановками», рефлексия, Синквейн.
Оборудование: портрет Э.Н.Успенского, выставка книг, запись ”Песенка Чебурашки”, физкультминутки, презентация, интерактивная доска. Учебник “Литературное чтение”, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. 2 класс, 2 часть, карточки для работы в парах, для рефлексии, тест.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Время

Содержание

Формирование УУД

Формы работы на уроке

действия учителя

действия учеников

I. Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки в классе, настрой на работу.

 1 мин

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.

Занимают рабочие места,  приветствуют учителя.

Регулятивные УУД: проявление волевого усилия, самоконтроль в организации своего рабочего места.

Фронтальная

II. Речевая разминка

Цель: настроить детей на работу, привить определенную культуру пользования речевым аппаратом.

1 мин

- Прочитайте чистоговорку вслух, начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – необходимо четко произносить все звуки. Слайд 2.

Говорим всегда красиво,

                    Смело и неторопливо,

                    Ясно, четко говорим,

Потому , что не спешим.

                    Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем.

                    Хорошо мы говорим,

                    Потому, что не спешим.

Читают чистоговорку, четко проговаривая все звуки

Фронтальная

III. Актуализация знаний.

 Стадия вызова.

Цель: подготовка к работе над произведением, актуализация опорных знаний.

Прием: «Предположение».

9 мин

- Ребята,  Девиз  нашего урока  «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». Слайд 3.

- Объясните, как вы понимаете  смысл  этой пословицы?

1.Проверка домашнего задания

– Какое произведение  мы  читали на прошлом уроке?  

- Кто его  автор? Слайд 4.

– Дома вы должны были найти дополнительную информацию о писателе Э.Успенском и записать в рабочую тетрадь.

 Расскажите, что  ещё вы  узнали о писателе?

2. Работа с выставкой книг.

- Ребята, а как вы думаете, как появился на свет Чебурашка?  Слайд 5.

     Ученица  (Трофимова Варвара) выходит с книгой “Крокодил Гена и его друзья” и рассказывает о книге:

- Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем “Вы”. В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу на вырост. Ребёнок упал, а папа сказал: “Опять чебурахнулся!” Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.

      Пестов Дима  рассказывает  о продолжении этой книги «Крокодил Гена – лейтенант  милиции»:  Слайд 6

- Знаете ли, вы, что есть продолжение  книги «Крокодил Гена  и его друзья». Где Крокодил Гена служил в Армии и стал лейтенантом милиции.

Гена был замечательным молодым бойцом. Он лучше всех бросал гранату, смело прыгал с парашюта и отлично маскировался. За отличные успехи по службе Гена был награждён медалью “За отвагу, смелость, героизм и нырятельность”. Книга “Крокодил Гена – лейтенант милиции” - о новой жизни Крокодила Гены после службы в Армии

3. На слайде: “Испокон века – книга растит человека”. Слайд 7.

–Как вы понимаете смысл этого высказывания? ( Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить)

– Вы должны понять, что книга является  для вас самым лучшим другом.  Вы должны любить  книги, читать  их.

Дети высказывают свои предположения.

«Чебурашка».

Э.Н.Успенский.

Дети рассказывают дополнительную информацию о Э.Н.Успенском.

«Весна в Простоквашино»

«Новая жизнь в Простоквашино»

“Крокодил Гена и его друзья”

«Крокодил Гена – лейтенант милиции»

“Дядя Федор, пес и кот»

Дети высказывают свои предположения.

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия.

Личностные УУД: интерес к способу решения,  к общему способу действия.

Фронтальная

Опрос, индивидуальная

III. Целеполагание.

Цель: постановка проблемы, цели урока.

2 мин

 Отгадайте загадку:  

 Этот милый, странный душка

 Безымянною игрушкой

 Был когда - то в магазине,

 Сказки ждал он на витрине.

 И дождался. Стал известным

 Своей сказкою чудесной.

 Ты меня, малыш, послушай,

 У него большие уши,

 Он коричневого цвета,

 Его любят все на свете,

 Знает каждая дворняжка

 Друга Гены - .....

– Правильно - это Чебурашка.  

- Ребята, как вы думаете,  что сегодня мы будем изучать на уроке?

-Сформулируйте тему нашего урока.

 - Я предлагаю вам снова вернуться в тот мир, в котором живут герои этого интересного для нас произведения.

-А теперь давайте поставим для себя на уроке цель и попытаемся достичь её к концу урока.

- Сегодня мы будем анализировать произведение, будем учиться совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать внимание, память, высказывать свое мнение и слушать мнение других

- К какому  жанру относится это произведение?

- Чебурашка

Сегодня мы продолжим  изучать  отрывок «Чебурашка» из произведения « Крокодил Гена и его друзья».  Слайд 8

Дети формулируют тему урока, ставят задачи.

Учиться анализировать произведение, давать характеристику героям, искать информацию в тексте

Повесть-сказка.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Фронтальная

Фронтальная

Физминутка «Чебурашка»   1 мин.

Личностные УУД:   умение применять правила охраны своего здоровья.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

IV. Работа по теме урока.

 Стадия осмысления.

Цель: анализ содержания произведения, составление характеристики главного героя.

Прием: «Чтение с остановками».

 19 мин

1. – Кто является главным героем?

– Где жил Чебурашка?  Найдите отрывок, в котором рассказывается о первоначальном месте проживания Чебурашки.

-  Найдите и прочитайте отрывок, о том, как Чебурашка провел утро в своем тропическом лесу.

– Как он попал в ящик с апельсинами?

– Как он оказался в магазине? (Его привезли в ящике с апельсинами)

– Почему у него такое странное имя?

2. Работа в рабочей тетради с печатной основой.

- Откройте тетради на стр. 80, прочитайте задание 1: Выпиши из рассказа предложение, которое помогает понять, почему Чебурашку так назвали.

- Кто ему дал такое имя?

- Куда решил отдать директор магазина Чебурашку?

– Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

– Куда  директор магазина отнёс Чебурашку?

– Кем предложил работать директор №2 Чебурашке?

– Где он стал жить?

3. Работа с иллюстрацией.  Слайд 10.

– Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 143.

- Зачитайте отрывок, к которому подойдет иллюстрация из учебника.

- Найдите отрывок, где описывается новый дом Чебурашки.

- Почему Чебурашке некому было позвонить?

- Как вы думаете, Чебурашка хотел иметь друзей?

- Вспомните, кто стал первым другом Чебурашки?

- Чебурашка хотел иметь много друзей, давайте дадим ему совет, как найти настоящих друзей и как сохранить крепкую дружбу. А сделаем мы это с помощью пословиц.

Физминутка для глаз

под музыку песни «Чебурашка» (1мин)

4. Работа в парах.  Слайд 12. 

У вас на столах  лежат пословицы. Вам необходимо собрать их  и объяснить  смысл.

  • Не имей 100 рублей, а имей … (.сто друзей)
  • Нет друга – ищи, а нашёл … .(береги)
  • Человек без друзей, что дерево…  (без корней).
  • Друг познается в … (беде).

5. Чтение отрывка по ролям (4 часть): автор, директор магазина  уцененных товаров, Чебурашка.(Тогда директор…стр.141)

- Чебурашка.

Дети работают с текстом

(В густом тропическом лесу..)

(Однажды он проснулся рано…)

(Спал Чебурашка репко…)

(Ящики долго плавали по морям…)

(Он все время падал, чебурахался)

- Директор магазина 

- В зоопарк

-Не знали, куда его поместить.

-В магазин уцененных товаров.

-Стоять в витрине и привлекать покупателей.

-В телефонной будке.

- Директор показал Чебурашке старую телефонную будку, стоявшую у входа в магазин. Это и будет твой дом.

- Безусловно, этот дом был не самым лучшим в городе…

- Он никого еще не знал, у него не было друзей.

- Крокодил Гена

Дети работают в парах, составляют пословицы, объясняют их смысл.

Читают по ролям.

Регулятивные УУД:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием учебной литературы;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

Коммуникативные УУД:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы,  обосновывая собственное мнение;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Фронтальная

Индивидуальная

Смысловое чтение

Индивидуальная

Фронтальная

Работа в парах

Работа в группе

Смысловое чтение.

V. Итог урока. Рефлексия.

Цель: выявление главной мысли произведения, характеристика героя, выявление собственного отношения учащихся к главному герою.

Прием: « Синквейн»

 5 мин

Анализ произведения и составление характеристики  героя.

- Какие  основные качества Чебурашки вы могли бы назвать?

 

Составление  Синквейна. Слайд 13.

–Как звали главного героя сказки?

– Какой этот герой? (забавный, одинокий)

- Что делал Чебурашка в тропическом лесу?  

- Что сделал Чебурашка, когда его посадили на стол? (чебурахнулся)

- Что делал Чебурашка в витрине магазина?  

- Какие вещи сдавали в магазин уцененных товаров? (бракованные)

1. Чебурашка

2. одинокий, забавный

3. жил,  чебурахнулся, стоял

4. Чебурашка бракованная игрушка

5. Зверек

-  Какова главная  мысль произведения «Чебурашка». О чем хотел сказать нам  автор,  какую мысль донести до нас? (Трудно жить одному, хорошо, когда рядом есть верные друзья).

- А теперь вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

Добились мы целей или нет? Как мы работали? (Ответы детей).

–За что вы похвалили бы себя?

–Что у вас особенно получилось?

–Какое произведение мы читали на уроке?

– Кто его автор?

 Обобщение:

– Как вы  думаете, как живется без друзей?  

– Нашел ли друзей Чебурашка?

- А кто  из вас хотел бы стать другом Чебурашки?

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите  книгу  «Крокодил Гена и его друзья» и прочитайте её.

 “добрый”, “мягкий”,  “робкий”, “забавный”

 Чебурашка

 

Высказывают свое мнение

Оценивают свою работу на уроке

 

- Плохо.

Познавательные УУД:

- уметь формулировать несложные выводы, производить анализ.

Коммуникативные УУД:      

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную

позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Личностные УУД:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные УУД:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

Беседа

Самоконтроль

VI. Домашнее задание.

 1 мин

Пересказ от имени  Чебурашки. Стр. 144, задание 2. Придумать вопросы, которые помогут пересказать сказку, записать в рабочую тетрадь.

Регулятивные:- уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

                                                                                                                                                                                                                                               

Самоанализ урока

Согласно календарно-тематическому планированию данный урок представлен в  разделе  «И в шутку, и всерьез».

Свой урок я построила в соответствии с  требованиями ФГОС  второго поколения.  В процессе обучения использовались современные  образовательные технологии – ТРКМ,  ИКТ, технология здоровье сбережения (двигательные  физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).

Фронтальная работа на уроке сочеталась с индивидуальной, групповой.  В ходе урока я использовала технологии деятельностного метода:

-самоопределение к деятельности

-актуализация знаний

-постановка учебной задачи

-самостоятельная работа с самопроверкой

-включение в систему знаний и повторения

-рефлексия деятельности

На своих уроках   я стараюсь применять различные формы организации учебной деятельности школьников, в том числе и групповые. Учащиеся моего класса имеют средний уровень техники чтения (не все ученики читают в соответствии с нормами и выше нормы), на каждом уроке я стараюсь создавать условия для формирования выразительного чтения.

Структура  урока  соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и  закрепления изучаемого  материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на данном уроке.

Мною  были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения  универсальным учебным действиям: исходя из соответствующей проблемной ситуации, учащиеся сами определяли цели урока, самостоятельно ставили перед собой учебные задачи. В ходе урока  мною продумана мотивация, побуждающая каждого  учащегося  к вступлению к учебной деятельности. Для этого я тщательно продумала каждый этап урока, составила задания, подобрала вопросы, использовала различные приёмы активизации учащихся. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока способствовал  организации  поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.

Содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока,  индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников,  применение словесных, визуальных  методов, работа с учебником, способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательные интересы учащихся.

Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды презентации, демонстрационный материал, межпредметные связи. Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и  закрепления  изучаемого  материала я оцениваю как хороший. Для каждого учащегося  была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации урока  была достаточно эффективной. Организованная таким  образом работа на уроке  позволила учащимся ориентироваться в  системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке. На этапе осмысления  проводилась   работа в  парах и группах, что способствовало развитию умения работать в сотрудничестве,  обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему мнению.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся 2 класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен полностью. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

открытый урок Литературное чтение 1 класс

СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».С. Маршак «Багаж»Цель: создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения сл...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»;

Открытый урок литературного чтения, 4 класс, «М.Пришвин «Птицы с характерами»....