Конспект урока чтения
план-конспект урока по чтению по теме

Чепурнова Анна Сергеевна

Конспект урока чтения. Басни И.А. Крылова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_chteniya.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока чтения

Тема: Басня И.А.Крылова  «Ворона и Лисица»

Цель: Познакомить детей с басней И.А.Крылова «»Ворона и Лисица»

Задачи:

1.Расширить знания учащихся о жанре «басня» и о творчестве  И.А. Крылова; добиться понимания содержания басни, морали, формирование умения выражать свое отношение к  прочитанному.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; развивать творческое воображение, развивать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения, обогащать и активизировать словарный запас, развивать умения и навыки анализа басни.
3. Содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся, воспитывать положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам, воспитывать любовь к басенному стиху и интереса к предмету.

Оборудование:

Для учителя: учебник, компьютер, проектор, презентация.

Для учащихся: учебник.

Ход урока

Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Мы начинаем наш урок.

Проверка домашнего задания:
-Какое произведение вы читали на прошлом уроке? (Басня «Зеркало и Обезьяна) (слайд 2)

-Кто написал эту басню? (И.А. Крылов) (чтение басни учащимися (3  чел.));

- Какие строчки басни стали крылатым выражением? ( Пословица из басни Крылова «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться») объясните, как вы их понимаете?    (слайд 3) 

- В ком же лучше найти недостатки: в себе или в других? ( В других легче найти недостатки. Себе человек всегда кажется хорошим)

- Что (какой порок) И.А. Крылов высмеивает в этой басне?

Постановка темы урока:

-Посмотрите на портрет. Кто на нем изображен? (И.А.Крылов) (слайд 4)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Все знал и видел ум певца пытливый

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

-В каком жанре писал И.А.Крылов?
-Что такое басня?
-Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одной басней И.А.Крылова. А кто является главными героями этой басни вы узнаете, отгадав загадки:

Размером она с небольшую собаку,
Но может, как волк, она броситься в драку.
Стоячие уши и хищные зубы.
Из меха пушистого рыжая шуба.
Полевки лесные – объект ее пищи.
Плоды, насекомых в лесу она ищет…
Боится ее вся домашняя птица.
Как имя же рыжей плутовки?
(Лисица)
(слайд 5)

Сильная, большая птица
Даже кошки не боится!..
Очень важная персона –
Чёрно-серая ...
(Ворона)
(слайд 6)

-Молодцы!

Работа над темой урока:

-Сегодня мы будем читать басню, которая называется «Ворона и Лисица».

-Ребята, все ли видели ворону?

-Как она выглядит? Как поет?

-Хорошо!

-А что можем сказать о лисице? Какая она в жизни? Что можем сказать о ее поведении?

-Давайте теперь посмотрим, как автор изобразил этих животных в своем произведении.

-Откройте свои учебники на странице 137 и найдите басню.

-Теперь сядьте поудобнее и послушайте басню.

Чтение басни учителем

-Понравилась ли вам басня?

-Какая же история приключилась с вороной?

-Какие слова вам встретились впервые? Прочитайте басню самостоятельно и отметьте эти слова.

Словарная работа (слайд 7,8):

-Давайте вместе разберем эти слова.

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Гнусный – внушающий отвращение, омерзительный;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что – то высокое;

Пленил – привлек внимание, привели в восторг;

Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

 Зоб – у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.

Физкультминутка

Прыгай ножка по дорожке.

Прыгай и другая.

Все девчонки и мальчишки

в классе отдыхают.

Побежали все трусцой,

дружный бег на месте.

А теперь наклон большой,

поклонились вместе.

Руки вверх, глубокий вдох.

Руки опустили.

А теперь ещё разок

это повторили.

Отдохнули? Хорошо!

А теперь за дело.

Продолжение работы:

Чтение басни учащимся

-А кто теперь хочет прочитать басню вслух?

Беседа, работа с текстом басни:

- Попробуем объяснить мораль этой басни, а прежде давайте поговорим о главных героях.

-Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (это обман)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (в сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая)

- Опишите внешний вид лисы. Какая она? (ответы детей)    

- Не зря Крылов назвал ее так метко – плутовка. Что это значит? Какие слова из басни раскрывают характер лисы? Прочитайте.

- Опишите, какова Ворона по внешнему виду (ответы детей).

- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? ( Нет).

- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.

(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)

- Кто слышал Ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).                  

-А что говорила о голосе Вороны Лиса? (И, верно, ангельский быть должен голосок!)

-Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)

-Для чего Лиса так расхваливала Ворону? ( Чтобы понравиться ей.  Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).

-Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (от своей глупости)

-Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне? Почему? (ответы детей).

-Перечитайте мораль басни, основная ее мысль. (Выборочное чтение той части, где заключена мораль).

-О чём предупреждает И.А. Крылов своих читателей? 

Работа с иллюстрациями (слайд 9, 10, 11):

-Посмотрите внимательно на иллюстрации. Прочитайте отрывок, который соответствует данной иллюстрации.

Чтение басни по ролям:

-Давайте прочитаем басню по ролям.
-Сколько действующих лиц нам потребуется?
(Дети выходят к доске, читают басню по ролям, после окончания остальные учащиеся оценивают их)

Итог урока (слайд 12):

-Какое произведение мы сегодня с вами читали?

-Кто написал это произведение?

-Понравилось вам оно?

Выскажите свое мнение об уроке, закончив предложения:

«Сегодня я узнал ….»
«Было интересно ….»
«Урок дал мне для жизни…..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения и развития речи в 1 классе" Звук и буква "Ф" (Закрепление) Чтение текста "Ферма"

Урок закрепления буквы-ф-. На уроке используется презентация , содержащая картинки с буквой-ф в начале слова, в середине и конце слова. Дети читают слова,  называют картинки. Во вступительной бес...

Конспект урока чтения Тема : Апрель. С.Маршак Учебник 2 класс: Книга для чтения. Барская Н.М., Ильина С.Ю.

К конспекту занятия прикладывается презентация, карточка для групповой и индивидуальной работе, фотография Маршака, подснежника.Конспект урока предусматривает формирование у учащихся навыка запоминани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение и анализ стихотворения Р.Рождественского «Послевоенная песня».

Цели:·        формирование умения определять главную мысль поэтического произведения;·        обучение выразительному чтению стихо...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект урока чтения и развития речи в 3 классе по теме "Русская народная сказка «Журавль и Лиса». Чтение по ролям"

Цели урока:- продолжить работу по формированию у учащихся навыков сознательного, правильного, выразительного чтения;-  учить учащихся одному из видов драматизации – чтению по ролям;- учить устана...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Д,д"

Чтение. Урок-сказка "Чтение слов с буквой Д,д"...