Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Листопадничек"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Миронова Ирина Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon listopadnichek_stsenariy.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Учитель начальных классов МироноваИ.Ю.

Класс: 3Б

Программа УМК «Школа России»

Автор учебника: Л.Ф.Климанова «Литературное чтение» Москва «Просвещение», 2013г

Тема урока: И.С.Соколов –Микитов «Листопадничек»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Задачи: 

  1. Познакомить с произведением И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек», формировать умение анализировать текст, высказывать свои мысли.
  2. Развивать память, мышление, речь, творческие способности, умения понимать поступки героев.
  3. Воспитывать интерес к чтению, наблюдательность, желание видеть и понимать природу.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно.

Познавательные

1. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты

2. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

Коммуникативные

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • расширение читательского кругозора детей;
  • формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая,

Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г.; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; выставка рисунков детей о природе

Ход урока:

I.Орг. Момент

Приветствие.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

II. Проверка домашнего задания

III. Актуализация знаний

Один замечательный писатель говорил:

(На слайде запись)

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Охранять-природу-значит охранять Родину

- Эти слова принадлежат известному писателю М.М Пришвин

-Как вы понимаете эти слова?

-Что такое родина?

 -Вы дома писали небольшое сочинение на тему «Моя родина». Кто желает прочитать свою работу.( 2-3 сочинения).

-Конечно малая родина у вас разная, а вот большая Родина одна.

- Как она называется?(Россия)

Подготовка к восприятию произведения. Работа над темой урока 4 слайд

1Сегодня мы познакомимся с ещё одним замечательным писателем, певцом русской природы. Узнайте как фамилия писателя? Каждое слово читаем справа - налево.

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ

Мы знакомимся с новым писателем, певцом русской природы – И. Соколовым-Микитовым и его произведением. Пугачев Дима подготовил короткое сообщение о писателе.

 Иван Сергеевич Соколов-Микитов. (1892-1975)

Автобиография

Слайд Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

  Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

 Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

 С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Соколов-Микитов посвятил свое творчество нашим «соседям по планете». За долгую жизнь он создал огромное количество книг, в которых утверждал любовь к природе.

Слайд Среди самых знаменитых его книг: «Зеленый луг», «Рассказы охотника», «Дружба зверей», «Звуки земли».

Книги И. С. Соколова-Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

2. Погружение в тему

- Послушайте стихотворение, мысленно нарисуйте картинку. (Стихотворение «Осень»).

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают,
Прочь за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья

- Какая картина предстала перед вами во время прослушивания стихотворения?

- О каком времени года говорится в стихотворении?

Игра «Узнай меня!» (отрывки читают два ученика).

- А сейчас послушайте сообщение:

«Меня всегда уважали люди и даже преклонялись передо мной за мою работоспособность и строительное искусство. Если у меня случаются строительные неполадки, то я бросаюсь их чинить в любое время дня и ночи.
Семья у меня очень дружная, мы всегда живём вместе. Мои малыши очень шустрые. Уже через два дня после рождения так и норовят выбраться из гнезда. Я отлично плаваю и ныряю. А ещё у меня замечательный хвост: он мне и стул, и руль, и  сигнальное приспособление, и регулятор температуры».

– О ком идёт речь?  (Слайд)
БОБРЫ. 
(на доске)

(Слайд)

Проведем речевую разминку:

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

1.Прочитайте глазками.

2.Прочитайте скороговорку вместе.

3.Прочитайте с веселой интонацией.

4.Прочитайте с ускорением.

5.Прочитайте очень быстро.

- А сейчас послушайте еще одно сообщение:

«У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея у меня малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я шею не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово. Я очень хитрый и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защита: маскировка и ноги.
Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие. Первые – настовички, вторые – летнички и есть ещё третьи. Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья. Узнайте, как их зовут?».

(Если не узнали- загадка

У косого нет берлоги
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги
А от голода – кора 
( Слайд )

- Как зовут нашего второго гостя и кто он?

- А те, которые появляются осенью, когда опадают листья, как их зовут? (листопаднички)

Слайд 9 .

- Ребята, посмотрите на экран, прочитайте название произведения.

- Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком)

-Как вы думаете, от каких слов образовано его название? ( лист, падать)

- Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?

  1. – Ребята, сегодня мы продолжим работу над полюбившейся  нам темой. Как вы думаете, чему мы научимся на уроке? (познакомимся с произведением И. С. Соколова-Микитова; будем развивать память, мышление, речь; воспитывать интерес к чтению, желание видеть и понимать природу)

Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.

– Итак, мы знакомимся с произведением И.Соколова – Микитова « Листопадничек». А чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.    

Словарная работа. (Слайд)

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

Слайд 10 .

долговязый (очень высокий, худой и нескладный)

плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)

запрудили (перегородили реку плотиной)

настлано (настелено)

хатка (название небольшого дома на Украине)

зябнуть (испытывать чувство холода)

робеть (пугаться, стесняться, бояться)

ходко работают (работают быстро)

Чтение учителем и учащимися  текста.

1 часть – учитель (до слов прощайте).

– Как зовут маленьких осенних зайчат?
– Какая мечта была у маленького зайчика?

2 часть – ученик (до слов бежал, бежал…)

– Что произошло с малышом?
– Почему? 
(Пошёл за своей мечтой)

3 часть – инсценировка (до слов прыгай прямо в хатку).(гл герои-автор, заяц, бобры)

Физминутка (Зайка серенький сидит)

4 часть – по-цепочке (до слов трудолюбивые).

– Понравилась  ли малышу хатка бобров?
– А какие мысли пришли к нему потом?

– Почему же зайчонок  остался?

5 часть – чтение в парах (до конца страницы).

– Как прошёл первый день Листопадничка у бобров?
– Какого зверя увидел зайчонок?

7 часть – самостоятельно про себя. И придумайте по 1 вопросу и зададим классу.

– О чём вспоминал зайчик зимой?
– Как стали говорить о зайчишке?

Беседа

– Это сказка или рассказ? Какой жанр сказки?
– Жалел ли зайчик о том, что с ним произошло?
– Узнал ли малыш о чём-то новом, интересном?
– А как вы думаете, ребята, стоит ли отказываться от своей мечты или нет? Почему?

4. В группе найти подходящую пословицу к сказке.10 слайд

  • Много спать – дела не знать.
  • Дома и стены помогают.
  • Всякий кулик своё болото хвалит.
  • Чужая сторона – дремучий бор.
  • В гостях хорошо, а дома лучше!


5. Итог урока. Рефлексия.

– Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу).
– Почему и чем?
- Какова основная мысль сказки? (нет ничего лучше, чем родной дом)

- Чему учит эта сказка? ( надо дорожить своей малой родиной)

- Что бы вы посоветовали Листопадничку?

11 слайд

  • Я узнал на уроке ... .
  • Мне было интересно потому, что ... .
  • Меня удивило ...
  • Я бы хотел(а) ….
  • Я сделал(а) вывод, что…

Самооценка.

- Выберите один из листочков ивы.  

КРАСНЫЙ – если на уроке всё было интересно, понятно, многое узнал нового,

работал активно весь урок.

ЖЁЛТЫЙ – урок, в общем, понравился, было интересно, работал хорошо.

ЗЕЛЁНЫЙ – на уроке что-то осталось непонятным, работал не в меру своих

возможностей.

- Прикрепите к дереву листочки.

2 ряд-придумать продолжение сказки и нарисовать рисунок.

- Спасибо. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...