Технологическая карта по обучению грамоте "Буквы Ц, ц. Звук [ц]"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Никольская Татьяна Владимировна

Технологическая карта по обучению грамоте "Буквы Ц, ц. Звук [ц]"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по обучению грамоте в 1 классе.

Тема

 Буквы Ц, ц. Звук [ц].

Цель

Знакомство с буквами «Ц, ц» и звуком [ц].

Планируемый результат

Предметные.

Обучающийся получит возможность научится:

  • давать характеристику согласным звукам;
  • узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
  • читать слова с изученными буквами;
  • группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
  • классифицировать предметы по общему признаку;

Метапредметные.  

Регулятивные УУД:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
  • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
  • уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
  • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
  • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

 

Личностные.

  • принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
  • формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • внутренняя позиция школьника;
  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления знаний; (УИПЗЗ)

Межпредметные связи

Литературное чтение. Русский язык. Окружающий мир.

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах.

Методики и технология

Технология проблемного обучения.

Применение исследовательской  деятельности.

Методы обучения на уроке

Наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций, исследовательская работа.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Демонстрационный и раздаточный материал.

Технические средства

компьютер; проектор (слайдовая презентация); экран, доска;

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- С каким настроением вы пришли на урок, что вы сейчас чувствуете?

- Я, думаю, у нас всё получится, вы у меня молодцы!

- Вспомним, чему мы учились на предыдущих уроках чтения? (Мы знакомились с буквами русского алфавита.)

- А, сегодня, чему будем учиться? (Продолжим знакомство с буквами русского алфавита.)

Подготовка класса к работе.

Дети показывают смайлики и отвечают.

Настрой на работу в стихотворной форме:

Прозвенел для нас звонок –

Начинается урок.

К нам без опоздания

Приходи старание.

Помоги нам потрудиться

Мы пришли сюда – учиться.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;    

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.  

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Выявляет уровень знаний.

Определяет типичные недостатки.

Игра «Рифмы»:

Це-це-це – скучно принцу во (дворце).

Ца-ца-ца – нет у бублика (конца).

Цо-цо-цо – уронила я (кольцо).

Цо-цо-цо – снесла курица (яйцо).

И вдруг… К нам явился в жёлтой шубке

И сказал: «Прощай, скорлупки!»

– Догадались, кто? (Цыплёнок.)

– Именно он главный герой нашего урока. Почему? (Потому что слово цыпленок начинается с буквы «Ц».

- Так, какая тема нашего урока? (Знакомство с буквой «Ц, ц».)

- Определите цель нашего урока, чему мы должны научиться?

(Мы должны определить, какие звуки обозначает новая буква, глухой этот звук или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный. Научиться читать слова и предложения с буквой «Ц».)

Исследовательская работа.

              ?

http://festival.1september.ru/articles/525712/img2.gif

Выполняют фонетическую зарядку.

Определяют тему и цель урока.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Выявление места и причины затруднения.

Активизация знаний обучающихся и создание проблемной ситуации.

В диалоге с обучающимися выявляет причины затруднения.

Звуковой анализ слов «синица»,  «цапля»; чтение их по слогам и орфоэпически. Выяснение особенностей звука [ц].

Соотносят звуковую форму слов с буквенной. Определяют, что звук [ц] не имеет мягкой пары. Заменяют фишки в моделях  слов буквами. Считают сколько всего букв в этих словах.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: постановка вопросов;

Логические: формулирование проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация обучающихся на исследование проблемной ситуации.

Сравнивают звуки указанные в схемах стрелочкой.

Делают вывод.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Логические - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Реализация построенного проекта.

Организация учащихся.

Вот какая буква Ц:

С коготочком на конце,

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

                А. Шибаев

– На что похожа буква Ц?

               Буква Ц – внизу крючок,

               Точно с краником бачок.

                Е. Тарлапан

Знакомятся с буквой «Ц».

Личностные: самоопределение;

Логические - выдвижение гипотез и их обоснование;

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Устанавливает осознанность восприятия.

Первичное обобщение.

– Прочитайте слова парами и определите ударение.

– По какому принципу объединены слова в данные пары? (Один предмет и много предметов.)

– Прочитайте слова, которые заканчиваются на слог «цы».

– Сравните слоговой состав слов первого и второго столбиков.

– Объясните, почему в слове «огурцы» букв меньше, чем в слове «скворцы», а слогов больше.

– Какие слова должны быть записаны справа от данных? Прочитайте парами.

Читают слова, определяют ударение, количество слогов в слове.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция.

Личностные: самоопределение.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация деятельности по применению новых знаний.

– Прочитайте самостоятельно загадки и разгадайте кроссворд. (Работа в паре. 2 детей у компьютера.)

 - Проверка. Прочитайте 1 загадку.

– Кто это? (Цыплёнок.)

– Как вы догадались? (Живое, тёплое, пушистое, золотое.)

– Что значит «золотой»? (Цвет. Близкий по значению жёлтый.)

– Прочитайте вторую загадку.

– Что это?

– Какие слова помогли отгадать?

– Какое слово располагается по горизонтали? Какое по вертикали?

- Какая буква входит в одно и в другое слово?

Работа в паре.

Читают загадки и разгадывают кроссворд.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организует составление словосочетаний обучающимися.

Работу с текстом Г. Юдина «Цыплёнок Цып».

Составление пар.

– Прочитайте слова левого столбика.

– Прочитайте слова правого столбика.

– Прочитайте по строчкам.

– Объясните, почему получилась чепуха.

– Подберите к каждому слову левого столбика подходящее слово из правого столбца.

- Найдите среди слов правого столбца такие, которые соответствуют модели: синяя фишка, красная фишка, синяя фишка, синяя фишка. (Цирк.)

– Прочитайте произведение Г. Юдина «Цыплёнок Цып». Подумайте, какие вопросы можно будет задать друг другу по тексту.

- Понравилось произведение?

- Какое настроение у вас вызвало прочтение?

- Какие вопросы мы можем задать друг другу по тексту?

-Назовите героев этого произведения.

Кому делал замечания цыплёнок?

Какой совет Цыпу дала цапля?  - зачитать из учебника

Чему учит нас это произведение? (Всему надо учиться.)

Как звали цыплёнка?

Что начал делать, когда вылупился?

Он правильно поступил со взрослыми?

Кто из вас поступил бы так же?)

– Как вы думаете, это рассказ или сказка? Почему?

Составляют словосочетания.

Читают текст Г. Юдина.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация рефлексии.

Я узнал(а) …

Я понял(а) …

Мне было интересно …

Мне было трудно …

Делают вывод.

Самооценка результатов деятельности с помощью смайликов.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:  смыслообразование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока обучения грамоте по теме:ЗВУКИ [г], [г’], БУКВА Г, г

Номинация:«Авторские программы и разработки занятий для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся, в т.ч. материалы по организации индивидуализации образования».Автор: Власова Светлана...

Технологическая карта урока Обучение грамоте по теме: "Звук [о], буква о"

Технологическая карта к уроку обучение грамоте по теме "Звук [о], буква о" 1 класс....

Технологическая карта урока обучение грамоте «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».

1 класс Тема урока: «Твердый согласный звук [ц].Буква Ц,ц».Список литературы:1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Азбука. 1 класс. В 2 частях Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Бой...

Технологическая карта по обучению грамоте на тему: Звуки [к], [к`], Буквы [К], [к] 1 класс

Цели деятельности: ознакомление с буквой, обозначающей согласные звуки [к], [к`].Планируемые результатыПредметные:Знать: графический образ буквы [к]; характеристику звуков [к], [к`].Уметь: различать з...

Технологическая карта по обучению грамоте на тему «Звуки [х], [х ,]. Буквы «Хх». Без труда хлеб не родится никогда 1 класс УМК Школа России

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [х], [х,], с печатными буквами Хх; совершенствование навыка чтения слов по слогам и орфоэпически.Планируемые результатыПредметные:...

Технологическая карта по обучению грамоте. Тема: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»

Технологическая карта по обучению грамоте.Тема: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»...