Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" для 4 класса
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Грушина Светлана Натанильевна

УМК "Школа России". Календарно-тематическое планирование по предмету "Литературное чтение" для 4 класса на 2018-2019 учебный год. (3 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_4_lit_chtenie_3_chasa.docx53.06 КБ

Предварительный просмотр:

 Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Учащиеся научатся:

- понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

- собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

- составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

- принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Учащиеся получат возможность научиться:

- познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

- рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

- находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

- создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные  результаты

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

- формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

- осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

- принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

- выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

- оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

- определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

- фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−» «?», накопительной системы баллов);

- фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

- свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

- самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

- владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

- пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

- находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

- находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

- сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

- сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

- находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

- сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

- создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

- понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

- предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;

- определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами;

- делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

- определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

- создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

 

Коммуникативные УУД

Учащиеся научатся:

- высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

- формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

- пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

- участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;

- создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

- способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);

- демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);

- предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

- определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

- использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

- отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

- определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

- определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

- оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

- искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

- обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;

находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;

находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;

использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

-  участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

- договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

- интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

 Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности учащиеся научатся:

- понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

- читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

- выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

- участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

- формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

- делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

находить в произведениях средства художественной выразительности;

- готовить        проекты        о        книгах        и        библиотеке;        участвовать

книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

- осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

- приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

- воспринимать художественную литературу как вид искусства;

- осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку.

- соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

- на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

- пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

- составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

- подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» др.);

- участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;

- участвовать в читательских конференциях;

- писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

- создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности. 

Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу литературного чтения

Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации

Летописи, былины, жития

Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).

Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Работа с иллюстративным материалом к произведению. Создание собственных графических рисунков к произведениям народной литературы.

Соотнесение текста и содержания рисунка. Соотнесение собственного представления о внешности героя с представлениями художника. Воспроизведение текста на основе рисунка.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения.

Портрет,  характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста).  

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта

Чудесный мир классики

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Поэтическая тетрадь

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).  

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Литературные сказки

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в авторских сказках разных народов.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Осознание того, что сказка есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понятие «литературная (авторская) сказка». Особенности авторской сказки. Соотнесение главной мысли литературного произведения с пословицей. Поиск народных мотивов в литературных сказках.

Сравнение народных и авторских сказок

Введение в текст литературной сказки описания.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героев произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Делу время – потехе час

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа.

Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою

на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения.

Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Осознание диалога как вида речи.

Особенности диалогического общения. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения

Страна детства

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочниками. Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем.

Подбор ключевых и опорных слов.

Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста)

Поэтическая тетрадь

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному

художественному произведениям.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Природа и мы

Осмысленное правильное чтение целыми словами вслух и про себя. Выразительное чтение в соответствии с заданными параметрами. Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту, самостоятельно задавать вопросы. Установка на нормальный для читающего темп чтения, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и  интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Понимание особенностей разных видов чтения.

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей  художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их потупков с точки зрения норм морали.

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по

аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Поэтическая тетрадь

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному

художественному произведениям.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Родина

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слов, их многозначности), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя)

Страна Фантазия

Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное).

Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.  

Умение работать разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Монолог как форма речевого высказывания. Воспроизведение монологического речевого высказывания небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме. Самостоятельное построение плана собственного  высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей  монологического высказывания

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему

Зарубежная литература

Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ их поступков с точки зрения норм морали.

Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов(на примере народов России). Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,

пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) мотивов поступков персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода, деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана: в виде назывных предложений из текста, вопросов, самостоятельно сформулированного высказывания.

Тематическое планирование

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку  для начального общего образования  и на основе авторской   программы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. «Литературное чтение». (Рабочие программы. Предметная линия М34  учебников  системы  «Школа  России».  1—4  классы: пособие  для  учителей  общеобразовательных.  организаций  [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий]. — М.: Просвещение, 2015)

На изучение предмета в 4-ом классе отводится 3 часа  в  неделю, всего 102 часа  в год.

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Внеклассное чтение

I

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

1

II

Летописи, былины, жития

8

стартовая - 1

техника чтения

2

III

Чудесный мир классики

16

чтение про себя

2

IV

Поэтическая тетрадь

9

2

V

Литературные сказки

12

техника чтения

1

VI

Делу время – потехе час

7

1

VII

Страна детства

6

2

VIII

Поэтическая тетрадь

4

1

Природа и мы

9

чтение про себя

2

Х

Поэтическая тетрадь

6

1

ХI

Родина

6

1

ХII

Страна Фантазия

5

ВПР - 1

1

ХIII

Зарубежная литература

13

ИККР - 1

техника чтения

1

Итого:

102

8

18

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:

Учебник:  

-  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 4 класс.                     В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2015.

- Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. Учебник. 4 класс.                          В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2015.


Календарно-тематический план

№  урока

Тема урока

кол-во

часов

план

по неделям

Дата выполнения

Примечание

план

факт

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел: Вводный урок по курсу литературного чтения.

1

1

Введение. Знакомство с учебником.

Вн. чт. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

1 неделя

03.09.2018

Раздел: Летописи, былины, жития.

8

2

События летописи – основные события Древней Руси. Сравнение текста летописи и исторических источников. Из  летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

1

1 неделя

05.09.2018

3

Из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Летопись – источник исторических фактов.

1

1 неделя

06.09.2018

4

Сравнение текста летописи с текстом произведения

А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

1

2 неделя

10.09.2018

5

Вн. чт. Летописи. Былины. Поэтический и сказочный характер былины.

«Ильины три поездочки».

1

2 неделя

12.09.2018

6

Прозаический текст былины в пересказе И. Карнауховой. Сравнение поэтического и прозаического текстов.

Стартовая  работа.

1

2 неделя

13.09.2018

7

Герой  былины – защитник государства Российского. Картина В. Васнецова «Богатыри». Житие Сергия Радонежского. Сергий  Радонежский – святой земли Русской.

1

3 неделя

17.09.2018

1

2

3

4

5

6

7

8

8

Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

Вн. чт.  Художники и фольклор разных народов.  

1

3 неделя

19.09.2018

9

Рассказ о битве на Куликовом  поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.  Проект «Создание календаря исторических событий»

1

3 неделя

20.09.2018

Раздел:  Чудесный мир классики.

16

10

П.П. Ершов «Конёк-горбунок». События литературной сказки.

Административный (входной) контроль техники чтения

1

4 неделя

24.09.2018

11

П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Характеристика героев. Сравнение литературной и народной сказок.

1

4 неделя

26.09.2018

12

П.П. Ершов «Конёк-горбунок». Младший брат Иван – настоящий герой сказки. Сравнение словесного и изобразительного искусства.

1

4 неделя

27.09.2018

13

А.С. Пушкин «Няне». «Туча». «Унылая пора!  Очей очарование…»  Авторское отношение к изображаемому. Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

1

5 неделя

01.10.2018

14

Вн. чт.  Знакомство с творчеством А.С. Пушкина.

1

5 неделя

03.10.2018

15

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…»  Мотивы народной сказки и литературной.

1

5 неделя

04.10.2018

16

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…»  Герои пушкинской сказки. Характеристика героев  сказки, отношение к ним.

1

6 неделя

08.10.2018

1

2

3

4

5

6

7

8

17

А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…»  Деление сказки на части. Составление плана. Пересказ основных эпизодов сказки.

1

6 неделя

10.10.2018

18

Вн. чт.  Урок-КВН по сказкам А.С. Пушкина.

1

6 неделя

11.10.2018

19

М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека».  Картины природы в стихотворении.  

Контроль «Чтение про себя»                                

1

7 неделя

15.10.2018

20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Турецкая сказка. Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.

1

7 неделя

17.10.2018

21

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним.

1

7 неделя

18.10.2018

22

Л.Н. Толстой. «Детство». События рассказа. Характер главного героя рассказа.

1

8 неделя

22.10.2018

23

Л.Н. Толстой  «Как мужик убрал камень»  (басня). Особенности басни. Главная мысль.

1

8 неделя

24.10.2018

24

А.П. Чехов «Мальчики»  Смысл названия рассказа.

Главные герои – герои своего времени.

1

8 неделя

25.10.2018

25

А.П. Чехов «Мальчики» Характер героев художественного текста. Обобщающий урок.

1

9 неделя

05.11.2018

праздник

Раздел:  Поэтическая тетрадь.

9

26

 Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид». Отбор средств художественной выразительности для создания картины природы.

1

9 неделя

07.11.2018

27

Ф.И. Тютчев  «Как неожиданно и ярко …». Ритм стихотворения.

1

9 неделя

08.11.2018

1

2

3

4

5

6

7

8

28

А.А. Фет. «Весенний дождь». «Бабочка». Картины природы в лирическом стихотворении.

1

10 неделя

12.11.2018

29

Е.А. Баратынский  «Весна! Весна! Как воздух чист…»

Передача и настроения чувств в стихотворении.

1

10 неделя

14.11.2018

30

Вн. чт.  Родные поэты. Выразительное чтение.

1

10 неделя

15.11.2018

31

А.Н. Плещеев «Дети и птичка» Ритм стихотворения.

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» Изменение картин природы в стихотворении.

1

11 неделя

19.11.2018

32

Н.А. Некрасов  «Школьник», «В зимние сумерки…»  Основная мысль стихотворений. Отражение настроения в стихотворениях. Ритм.                  

1

11 неделя

21.11.2018

33

И.А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах И.А. Бунина.

1

11 неделя

22.11.2018

34

Слово как средство художественной выразительности.

Вн. чт.  Лирические стихотворения. Природа в стихотворениях. Обобщающий урок.

1

12 неделя

26.11.2018

Раздел:  Литературные сказки.

12

35

В.Ф. Одоевский  «Городок в табакерке» Особенности данного литературного жанра.

1

12 неделя

28.11.2018

36

В.Ф. Одоевский  «Городок в табакерке» . Заглавие и главные герои литературной сказки.

1

12 неделя

29.11.2018

37

В.Ф. Одоевский  «Городок в табакерке»  Составление плана сказки. Подробный пересказ.

1

13 неделя

03.12.2018

38

Вн. чт.  Авторские сказки. Особенности авторской сказки.

1

13 неделя

05.12.2018

39

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Текст-описание в содержании художественного произведения. Особенности данного литературного жанра.

1

13 неделя

06.12.2018

1

2

3

4

5

6

7

8

40

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Герои литературного текста. Характеристика героев.

1

14  неделя

10.12.2018

41

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Главная мысль произведения. Отражение настроения в тексте.

1

14 неделя

12.12.2018

42

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Мотивы народных сказок в авторском тексте.

1

14 неделя

13.12.2018

43

П.П. Бажов «Серебряное копытце». Герои художественного произведения. Характеристика героев.

Административный  контроль техники чтения.

1

15 неделя

17.12.2018

44

С.Т. Аксаков  «Аленький цветочек». Мотивы народных сказок в литературном тексте. Заглавие литературного текста. Основная мысль.

1

15 неделя

19.12.2018

45

С.Т. Аксаков  «Аленький цветочек».

Герои художественного текста.

1

15 неделя

20.12.2018

46

С.Т. Аксаков  «Аленький цветочек». Деление текста на части. Составление плана. Выборочный пересказ сказки.

1

16 неделя

24.12.2018

Раздел:  Делу время – потехе час.

7

47

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Жанр и нравственный смысл произведения.

1

16 неделя

09.01.2019

48

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».  Инсценирование  произведения.

1

16 неделя

10.01.2019

49

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Юмористические рассказы  автора.

1

17 неделя

14.01.2019

50

В.Ю. Драгунский «Главные реки». Особенности пересказа текста от лица героев.

1

17 неделя

16.01.2019

51

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Особенности текста. Авторское отношение к изображаемому.

1

17 неделя

17.01.2019

1

2

3

4

5

6

7

8

52

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел» Смысл заголовка. Герои произведения.

1

18 неделя

21.01.2019

53

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».  Инсценирование произведения.

1

18 неделя

23.01.2019

Раздел:  Страна детства.

6

 

54

Б.С. Житков  «Как я ловил человечков». Содержание произведений.

1

18 неделя

24.01.2019

55

Б.С. Житков  «Как я ловил человечков»  Особенности развития сюжета. Герой произведения.

Вн. чт.  Книги о сверстниках, о школе.

1

19 неделя

28.01.2019

56

К.Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками». Особенности развития событий: выстраивание их в тексте.

1

19 неделя

30.01.2019

57

К.Г. Паустовский  «Корзина с еловыми шишками». Герои произведения. Музыкальное сопровождение произведения.

1

19 неделя

31.01.2019

58

М.М. Зощенко «Ёлка». Герои произведения. Характеристика героев. Составление плана.

1

20 неделя

04.02.2019

59

М.М. Зощенко «Ёлка». Пересказ по плану.

Вн. чт.  «Страна детства». Что такое серии книг и каково их назначение. Обобщающий урок.  

1

20 неделя

06.02.2019

Раздел:  Поэтическая тетрадь.

4

60

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В.Я Брюсов «Опять сон».

1

20 неделя

07.02.2019

61

В.Я Брюсов «Детская». С.А. Есенин «Бабушкины сказки» Тема стихотворений. Развитие чувств в лирическом стихотворении.

1

21 неделя

11.02.2019

62

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства». Тема детства в произведениях.

1

21 неделя

13.02.2019

1

2

3

4

5

6

7

8

63

Вн. чт.  Конкурс чтецов. Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему.

Обобщающий урок.

1

21 неделя

14.02.2019

Раздел:  Природа и мы.

9

64

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Приёмыш». Отношение человека к природе. Подготовка выборочного пересказа.

1

22 неделя

18.02.2019

65

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения.

1

22 неделя

20.02.2019

66

А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных. Поступок как характеристика героя произведения.

1

22 неделя

21.02.2019

67

Вн. чт.  Произведения о природе. Сопоставление поступков героев по аналогии и контрасту.

1

23 неделя

25.02.2019

68

М.М. Пришвин «Выскочка. Характеристика героя на основе поступка. Контроль «Чтение про себя»

1

23 неделя

27.02.2019

69

Е.И. Чарушин. «Кабан». Герои произведения. Характеристика героев на основе их поступков.

1

23 неделя

28.02.2019

70

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Герои  рассказа. Деление текста на части. Составление плана.

1

24 неделя

04.03.2019

71

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Выборочный пересказ.

1

24 неделя

06.03.2019

72

Вн. чт.  Произведения о природе. Обобщающий урок.

1

24 неделя

07.03.2019

Раздел:  Поэтическая тетрадь.

6

73

Б.Л. Пастернак  «Золотая осень». Картины осени в лирическом произведении

1

25 неделя

11.03.2019

74

Д.Б. Кедрин  «Бабье лето». Средства художественной выразительности.

1

25 неделя

13.03.2019

1

2

3

4

5

6

7

8

75

С. Клычков. Картины весны и лета в их произведениях.

1

25 неделя

14.03.2019

76

Д.Б. Рубцов «Сентябрь». Изображение природы в сентябре в лирическом произведении.  Средства художественной выразительности.

1

26 неделя

18.03.2019

77

С.А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества в авторском произведении.

1

26 неделя

20.03.2019

78

Вн. чт.  Урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы»

Обобщающий урок.

1

26 неделя

21.03.2019

Раздел:  Родина.

6

79

И.С. Никитин «Русь». Образ Родины в поэтическом тексте. Ритм стихотворения.

1

27 неделя

01.04.2019

80

С.Д. Дрожжин «Родине» Авторское отношение к изображаемому.

1

27 неделя

03.04.2019

81

Вн. чт.  Поэтический вечер.

1

27 неделя

04.04.2019

82

А.В. Жигулин  «О, Родина! В неярком блеске…»  Тема стихотворения. Авторское отношение к изображаемому.

1

28 неделя

08.04.2019

83

Проект «Они защищали Родину»

1

28 неделя

10.04.2019

84

Итоговая комплексная контрольная работа.

Обобщающий урок.

1

28 неделя

11.04.2019

Раздел:  Страна Фантазия.

5

85

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Герои фантастического рассказа.

1

29 неделя

15.04.2019

86

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». Особенности фантастического жанра. Необычные герои фантастического рассказа.

1

29 неделя

17.04.2019

1

2

3

4

5

6

7

8

87

Всероссийская проверочная работа.

1

29  неделя

18.04.2019

88

Кир Булычёв  «Путешествие Алисы». Сравнение героев фантастических рассказов.

1

30 неделя

22.04.2019

89

Кир Булычёв  «Путешествие Алисы».

Вн. чт.  «Путешествие по стране Фантазии». Особенности фантастического жанра. Обобщающий урок.

1

30 неделя

24.04.2019

Раздел:  Зарубежная литература.

13

90

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Авторская сказка. Деление произведение на части. Составление плана.

1

30 неделя

25.04.2019

91

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы, особенности характеров Итоговая комплексная контрольная работа.

1

31 неделя

29.04.2019

92

Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Герои приключенческой литературы, особенности характеров.

1

31 неделя

01.05.2019

праздник

93

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Деление произведение на части. Составление плана. Рассказ о Русалочке.

1

31 неделя

02.05.2019

праздник

94

Г.-Х. Андерсен «Русалочка». Рассказ о Русалочке. Административный контроль техники чтения. 

1

32 неделя

06.05.2019

95

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Особенности повествования. Герои приключенческой литературы.

1

32 неделя

08.05.2019

96

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Герои приключенческой литературы. Сравнение героев, их поступков.

1

32 неделя

09.05.2019

праздник

97

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Сравнение героев, их поступков.

1

33 неделя

13.05.2019

1

2

3

4

5

6

7

8

98

Вн. чт.   Урок-отчёт «Путешествие по дорогам любимых книг».  Административный  контроль техники чтения.

1

33 неделя

15.05.2019

99

С. Лагерлёф «Святая ночь». Святое Писание.

1

33 неделя

16.05.2019

100

С. Лагерлёф «Святая ночь». Святое Писание.

1

34 неделя

20.05.2019

101

С. Лагерлёф «В Назарете».  Святое семейство.

1

34 неделя

22.05.2019

102

С. Лагерлёф «В Назарете».  Святое семейство.

Итоговый урок.

1

34 неделя

23.05.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планировние по русскому языку 1 класс

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса. УМК "Школа России" (авторский коллектив: Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др.). Разработано в соответсвии с требованиями ФГОС...

Календарно-тематический план по трудовому обучению. 4 класс школы 8 вида

Календарно тематический план по ручному труду для 4 класса коррекционной школы 8 вида для детей с легкой формой умственной отсталости по" Программе специальных (коррекционных) образовательных учрежден...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...