Открытый урок "Из города Азбука в страну Читалию"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Оськина Елена Евгеньевна

Урок-праздник.

Тема: «Из города Азбука в страну Читалию»

Цели:

  • обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;      
  • подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;
  • развивать технику чтения детей, речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;      
  •  воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;   

Презентация проекта «Любимые буквы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Лопатинская ООШ Ртищевского района Саратовской области»

ОТКРЫТЫЙ УРОК – ПРАЗДНИК В 1 КЛАССЕ

Тема:

«Из города Азбука в страну Читалию»

Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Елена Евгеньевна Оськина

                                               

                                                 Урок-праздник.

Тема: «Из города Азбука в страну Читалию»

Цели:

  • обобщить знания детей по изучению ключевых тем Азбуки;      
  • подвести итог работы всего коллектива детей по обучению грамоте;
  • развивать технику чтения детей, речь, словарный запас, коммуникативные навыки, самостоятельность детей;      
  •  воспитывать интерес к чтению, умение работать в коллективе, культуру поведения;   
  • Презентация проекта «Любимые буквы».

Ход урока.

Учитель: Дети и дорогие наши гости, сегодня у нас необычный урок. Мы прощаемся с Азбукой. Урок одновременно и радостный, и грустный. Почему? (Ответы детей). Многое изменилось в нашей жизни за это короткое время. (Выступления детей)

Серёжа: 
- Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,      
Когда вошли с цветами в школу
В свой самый лучший первый класс!
Соня: 
- Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы Азбуки свои открыли,
Раскрыли школьную тетрадь.
Лиза:
- Теперь мы знаем буквы, слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.

Соня:            

Мы собрали пап и мам,

Но не для потехи.

Мы сегодня рапортуем

Про свои успехи.

Серёжа:

Мы в нарядах нынче новых,

И у всех счастливый вид,

Ведь сегодня мы досрочно

Изучили алфавит!

Лиза:

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Соня:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку просить:

"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

Не надо умолять сестрицу:

"Ну прочитай еще страницу!"

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять и прочитать

Рома:        

Потрудились мы немало,

Много слов мы прочитали,

Позади нелегкий труд,

Впереди нас книги ждут.

Учитель: Мы закончили изучать с вами Азбуку. Поздравляю вас с этой школьной победой. Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке?

(Ответы детей)

 Учитель: Правильно. Мы сегодня совершим путешествие в страну «Читалию», и узнаем, хорошо ли вы изучили Азбуку, всю ли прочитали внимательно и что вы для себя открыли нового. Собираясь в путь, соберем рюкзак. Как вы думаете, что нам понадобится в пути?

(Ответы детей)

Учитель: Правильно в пути нам понадобятся знания, которые вы получили при изучении Азбуки. А вот на чем мы поедем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку:

 Маленькие домики

По рельсам бегут,

Мальчиков и девочек

Домики везут.

 (На доске весёлый поезд. На каждом вагончике название остановки).

Учитель: Посмотрите, на каком необычном поезде мы сегодня отправляемся в путешествие в страну «Читалию». Какой интересный маршрут! (Дети читают названия остановок)

Учитель: Дорога длинная и сложная. На пути будет много препятствий, но я думаю вы все с ними справитесь. Конечная станция называется «Сюрпризная». Ну что хотите отправиться в путь? Готовы? Тогда вперед!

 Наша первая остановка: «Звукоград»

- Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Изучает фонетика нас.
Мы - не буквы, мы - звуки речи.
Произносят и слышат нас! 

Послушайте сказку.

В Стране звуков

   Жили в одной волшебной стране звуки. Страна эта была совсем крохотная. И жителей в ней было всего 31. Никто их не видел, так как они были невидимками.

        А вот слушать их было можно. Шесть звуков были певцами: А, У, Ы, И, Э, О.

За певучесть и голосистость прозвали их гласными. Им подпевали Я, Ё, Ю, Е.

- Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать, 
Могут в кроватке баюкать ребёнка, 
Но не желают свистеть и ворчать.

Остальные 21 тоже были добрыми, хорошими звуками, но петь не умели. Вот послушайте: Б, В, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ. Они очень дружили, во всем соглашались с гласными, любили с ними стоять рядышком. И назывались они согласными.

- А согласные... согласны.
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
        Звуки и теперь живут вместе.

И нам надо расселить согласные по указанным адресам. (На доске две улицы с домиками)

Улица «Звонкие»                                                    Улица «Глухие»

-Почему некоторые буквы сине-зеленые, некоторые синие, а некоторые – зеленые? (Ответы детей)

Учитель: Расселите жителей этого города в свои домики. (Гласные)

Улица Мягкая                                              Улица Твердая

Учитель: В каких случаях гласные с Мягкой улицы обозначают два звука? (Ответы детей)

Самопроверка. Самооценка. (Ответы детей)

Физминутка  под  песню «33 родных сестрицы»

Учитель: Как правильно записывать звучащую речь? Что при этом мы используем? (Ответы детей)

Учитель: Правильно БУКВЫ.  Следующая наша остановка «Буквоград». Послушайте ещё одну сказку.

Как звуки научились превращаться в буквы

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь. Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен.

- Вы тоже себя представили волшебниками и подготовили проекты «Любимые буквы»

Защита проектов. (Учащиеся выступают с презентацией букв, которые они изготовили из различного материала. Рассказывают стихи и загадывают загадки про свои буквы) Учитель: А сейчас остановка «Звукобуквинск» на которой работать вам помогут родители.

 Звуко - буквенный анализ. (Проверка по образцу и самооценка.)

Учитель: Отгадайте какая будет следующая остановка?

Мы в слове слог ударный

Найдем элементарно.

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

Итак, остановка «Ударная».

Ударение

Все пили ключевую воду. Возьми пилу и пили. Солнце село за село. Замок был закрыт на замок. Огородное пугало всех пугало. (Работа в паре. Ответы детей)

Учитель: А сейчас станция - «Орфографическая передышка»

ОРФОГРАФИЯ – нормы и правила письменной речи. Вам придется подружиться с ней, чтобы не допускать на письме ошибок.

- Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.


- Твёрдый знак нам нужен тоже,
Без него сказать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.

Физминутка

Если учитель читает слово с Ъ - ребята топают, если с Ь – хлопают.

(Лось, конь, подъезд, листья, объявление, въезд, пень, семья, съел.)

Догадайтесь-ка, ребята,

Отчего ежи, ерши,

Щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души?

ЕЖЫ      ЕРШЫ       ЩЮКИ        ЧЯЙКИ         ВОЛЧЯТА (показать на карточках) (Ответы детей)

(напечатать, некоторые с ошибками: шишки, шына, лыжы, чяща, чулок), если показываю с ошибкой, то поворачивают голову в право, в лево, если без ошибки наклоны головы вниз.

Учитель: Давайте вспомним правила написания.

Дети:

В сочетаниях  ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А!

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишут только букву У!

Учитель: Молодцы! Вот и добрались мы до страны «Читалия».  (Приложение. Мультимедийная презентация, в ходе которой дети выполняют задания).

Учитель:

Позади нелёгкий путь

Слогового чтения:

Вам сегодня выдают удостоверения.

ПОД МУЗЫКУ вручаются удостоверения. ПОЗДРАВЛЕНИЕ ДИРЕКТОРА, УЧИТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ. (Дети выходят, держа в руках АЗБУКИ)

Серёжа:        Сегодня праздник необычный:

Спасибо, Азбука, тебе.

Ты столько знаний подарила,

Мы будем помнить о тебе.

Рома:             Я с этой книжкой в первый раз

                        Пришел в свой первый, светлый класс,

                       Я эту книгу полюбил,

                       Я в ней все буквы изучил.

                        И как мне радостно сказать:

                       "Умею я теперь читать!"

Песня «АЗБУКА»

Соня:            Мы простимся с Азбукой,

И рукой помашем,

И спасибо десять раз

Дружно хором скажем!

Лиза:             До свидания, учебник!

А на следующий год

Ты других читать научишь,

Тех, кто в первый класс придет.

Учитель: Ребята давайте поставим Азбуки в шкаф на полочку для будущих первоклассников.

Учитель: Наше путешествие закончилось? (Ответы детей)

  Учитель: Конечно же, у нас осталась станция «Сюрпризная». (Учитель открывает красивую коробку)

  Учитель: Ведь мы не посмотрели, что в коробке? Да тут книжки. Это учебники «Литературное чтение». Нам будет нужно и дальше продолжать путешествие по Морю Знаний. Да тут ещё что-то есть.

                                                                      Письмо

                  Я добрый друг и спутник твой. Будь школьник, бережным со мной.

                             Мой чистый вид приятен, храни меня от пятен.

                             Мой переплёт не выгибай и корешок не поломай.

                             Меня в бумагу оберни, где взял меня -  туда верни.

                             Запомни, я – твой лучший друг, но только не для грязных рук.

                                          (Учебники раздаются детям)

Учитель: Мы закрываем ворота в «Азбуку» и открываем ворота в страну «Литературию».  Для вас начинается увлекательное путешествие по безбрежному, загадочному, захватывающему морю книг. Успехов вам в чтении и учении.

 Рефлексия.

А сейчас оцените свою работу во время путешествия.

Игра «Продолжи фразу…»

Сегодня на уроке я…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Я научился…

Мне захотелось…

Молодцы!  Но мне бы тоже хотелось отметить вашу работу (раздаю похвальные карточки). А теперь с этим рюкзаком знаний мы отправляемся домой. Спасибо за работу!

                                               Литература и источники

  1. Азбука. 1 класс. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.
  2. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс
    Горецкий В.Г., Белянкова Н.М

 Изображения

  1. Фон - http://www.imagui.com/a/fondos-con-dibujos-cEXGEbpea,  http://wp.miray.com.ua/wallpapers/wallpaper-783/
  2. Фон баба яга у избушки - ttp://www.liveinternet.ru/users/2930900/tags/%F1%EA%E0%E7%EA%E8/page4.html
  3. Бабочка анимация http://butterflyflyingsworld.tumblr.com/post/150133711191
  4. Азбука http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=19122
  5. Корона, мантия, свитки, яблоко, корзина яблок, бумага,  книги, филин, гусеница, игла, туфелька, печка, баба яга, пень, указатели -  http://www.lenagold.ru/ 
  6. Дерево, яблоня - http://img-fotki.yandex.ru/get/6511/47407354.74e/0_f1323_3af85643_orig.png
  7. Иллюстрация «Репка» - http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/8691-illyustracii-k-skazke-repka-8-rabot.html
  8. Иллюстрации к сказке «Три медведя» -  http://obuchalka-dlya-detey.ru/zanyatie-po-skazke-tri-medvedya/

     

  Методические ресурсы

  1. Маршак «Книжкины жалобы» - http://burlaki-library.blogspot.ru/p/blog-page_1963.html
  2. Ребус - http://nachalo4ka.ru/zanimatelnaya-azbuka-dlya-detey-rebusyi/
  3. Загадки - http://www.vsezagadki.ru/2010/02/zagadki-iz-skazok/

     

  Программы:

  1. Microsoft Office PowerPoint 2003
  2. Adobe Photoshop CS6
  3. Microsoft Office Picture Manager


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

До свидания, Азбука! Здравствуй, страна Читалия!

    Цели:  1. Образовательные:                                        обо...

Путешествие в страну Читалию

Дети отправляются в сказочную страну Читалию, встречаются с любимыми героями книг, участвуют в викторине, выполняют интересные и занимательные задания....

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Внеклассное мероприятие по литературному чтению для 3 класса "Путешествие в страну Читалию"

ребята совершают путешествие по прочитанным книгам! дети любят сказки ,рассказы именно в младшем школьном возрасте!...

Сценарий детского праздника "Путешествие в страну читалию"

Сценарий внеклассного мероприятия для начальной школы....

Урок по литературному чтению "Путешествие в страну Читалию".

Обобщение по жанрам устного народного творчества и знакомство с рассказом Куприна "Слон"....

Литературная викторина для детей с нарушениями зрения и интеллекта «Путешествие в страну Читалию»

Цель: формирование потребности и мотива чтения для получения удовлетворения познавательного интереса.Задачи:·         выявить знания детей о детской литера...