Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Ильина Оксана Сергеевна

Урок по теме: «Л.Н. Толстой «Косточка» Правда и ложь в нашей жизни».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter._cht._2_kl._l.tolstoy.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Предмет: литературное чтение 2 класс, программа «Гармония», автор учебника  Кубасова О.В.

2. Тема урока: «Л.Н. Толстой «Косточка» Правда и ложь в нашей жизни».

3. Дидактическая цель: создать условия для чтения  и осмысления произведения Л.Н.Толстого «Косточка».

4. Задачи урока:

предметные – совершенствование умения осмысленному, беглому, выразительному чтению; составление правильной характеристики героя на основе его намерений и поступков; ознакомление с жанром «быль»;

метапредметные – формирование умения самостоятельно ставить новые учебные задачи, осуществлять логические действия, устанавливать причинно-следственные связи, строить простые суждения, работать со словарём; воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

личностные – формирование положительного отношения к предмету, первоначальное представление о нравственных понятиях «правда – ложь», учить эмоциональному восприятию поступков героев литературного произведения.
5. Методы обучения: эвристическая беседа; учебное целеполагание, учебная дискуссия, работа с книгой; дидактическая игра; рефлексия.

6. Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

7. Средства обучения: проектор, компьютер, интерактивная доска, магнитная доска
8. Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.

- Тихонько сели.

- Сегодня на уроке потребуется ваше внимание  и умение анализировать поступки других людей

-Послушайте внимательно   отрывок из стихотворения великого детского писателя                   С. Михалкова.

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

- Как вы думаете, почему я начала наш урок этими словами?

Проявление интереса к уроку, представление собственного опыта.

Изучаем раздел «Читая -думаем», здесь собраны произведения в которых говорится о человеческой мудрости, правильных поступках, книги – это опыт других людей собранный в одном месте.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

2

Актуализация опорных знаний и фиксация затруднений.

Для подтверждения особого значения книги в жизни человека, расскажите какой мудростью с нами поделился писатель Э.Шим в произведениях «Жук на ниточке» и  «Очень вредная крапива»?

- Назовите знакомые вам  произведения,  рассказывающие   о поступках людей?

-Какие  поступки   мы начали  исследовать, рассматривать,  анализировать  на прошлом уроке?

- Давайте прочтем произведение Э.Шима «Очень вредная крапива», читая,  выделим голосом самые важные слова.

- Перед вами лежат две карточки, выберите то задание,  с которым вы считаете, что справитесь.

- В правом углу,   поставьте оценку,  которую вы предполагаете  получить за это задание.

- А теперь за работу!

-Поменяйтесь карточками для взаимопроверки.

-Поднимите руки, кто выполнял задание.

-Проверяем.

- Кто выполнял  задание №1

- Проверяем.

-  Кто выполнял задание №2

  -Поднимите руки, у кого не было ошибок.

- У кого были незначительные ошибки.

- А  кто всё таки не выполнил задание до конца?

- Давайте дадим рекомендации тем ребятам у кого не получилось.

Молодцы!

Большому и сильному стыдно обижать слабых

Хороший человек не будет никого мучить для забавы

В.Осеева «Сторож», Э.Шим «Жук на ниточке»

Умение уступить, вовремя помочь, быть внимательным к старшим

Читают, выделяя интонацией важные, на их взгляд, слова.

Выбирают задание

Ставят оценку

Выполняют работу в карточке

Проверяют, сверяя с образцом на слайде.

Формулируют рекомендации для одноклассников по выполнению задания.

Регулятивные УУД: целеполагание, самооценивание, сравнение с заданным эталоном, коррекция.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

3

Постановка учебной задачи.

До чтения

- Объясните значения слов: «правда», «ложь», «краснеть», «бледнеть».

- Что такое «правда»?

- Что такое «ложь»?

- Приходилось ли вам говорить неправду? При каких обстоятельствах? Что вы чувствовали?

- Скажите, когда люди краснеют? А когда бледнеют? Было ли с вами такое?

-Как вы думаете, почему именно эти понятия мы сейчас так тщательно обсуждаем на уроке литературного чтения?

- Какое произведение нам сегодня предстоит прочитать?

- Какое слово написано под заголовком произведения?

- Задумайтесь над его смыслом. Как вы думаете, что оно обозначает?

Быль – рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности .

ответы детей, работа со словарем

 

Правда – 1) то, что соответствует действительности, истина; 2) порядок, основанный на справедливости, честности.

Синонимы: правда, истина, честность,

Ложь – намеренное искажение истины, неправда, обман.

Синонимы: ложь, неправда, обман, враньё

Дети формулируют ответы на вопросы и отвечают.

Эти понятия встретятся в произведении. На примере поступков героев попробуем разобраться, что такое правда, а что – ложь.

Л.Н.Толстого «Косточка»

Быль

Осмысливают слово быль и отвечают

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

4

Построение проекта выхода из затруднения

Во время чтения

Первичное чтение

- Я сейчас прочитаю вам быль. Вы внимательно послушаете и ответите на вопрос «Подходит ли произведение к теме сегодняшнего урока? Почему?»

После чтения

Выявление первичного восприятия

- Подходит ли произведение к теме сегодняшнего урока? Почему?

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

- Почему вы так думаете?

- Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней.

- Как вы думаете, если это было на самом деле и история не придумана автором, то к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рассказ «Косточка»?

- Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе?

- Кто является главным героем рассказа?

- А можно сказать, что главным героем является слива? Докажите.

- Что же плохого сделал Ваня?

- Как вы относитесь к поступку мальчика? А поступаете ли вы так сами?

- Какие чувства он у вас вызывает?

- Как отнеслись к поступку мальчика персонажи рассказа (отец, другие дети)?

- А что произошло с Ваней?

-Как вы думаете, почему же он заплакал?

Слушают произведение. Вникают в его смысл.

Да.

Потому что  в нем рассказывается о нехорошем поступке мальчика, который обманул своих родных.

Нет.

Отвечают.

Да

Нет

Быль

Трое

Ваня

Да

Обманул родителей

Плохо

Отвечают на вопросы.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные УУД:формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

-Читая рассказ повторно, мы должны отметить, почему Ваня и краснел, и бледнел и как автор относится к Ване? 

- В какой же момент Ваня покраснел? Почему? Зачитайте.

- А в какой момент Ваня побледнел? Почему? Зачитайте.

- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Зачитайте. Подумайте, как будем читать эти строчки?

- Успел ли он насладиться вкусом сливы? Зачитайте. А как будем читать эти строчки? Как автор относится к Ване?

- Как вы относитесь к поступку Вани и самому мальчику? Почему?

- Представьте себе, что в конце последнего предложения стоит многоточие. Придумайте продолжение были.

Читают дети, отмечают карандашом нужные выражения.

Ищут нужные предложения в тексте и зачитывают их.

Отвечают

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция.

6

Самостоятельная работа с проверкой

Включение в систему знаний

- Соберите пословицу, объясните ее смысл.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Правду как ни прячь, она наружу выйдет.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Дети разбиваются на группы и работают.

Коммуникативные УУД

Развитие способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение вступать в дискуссию, умение с точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД

Формирование самостоятельности, ответственности,уверенности в своих силах, положительного отношения к себе.

Регулятивные УУД

Умение систематизировать, обобщать изученное.Соединять части в целое.

Познавательные УУД

Развитие общеучебных универсальных действий  умение формулировать и решать проблему.

7

Итог урока, рефлексия.

- Что мы сегодня делали на уроке?

- Для чего это было необходимо?

Домашнее задание

Оценивание.

Дети строят фразы на основе заготовленных шаблонов:

 сегодня я узнал…

 самым сложным для меня было …

 урок дал мне для жизни…

 для меня было удивительным узнать …

 я стал лучше понимать …

Регулятивные УУД

Развитие навыков соотнесения того, что уже известно с усвоенным материалом, осознание качества и уровня усвоения нового знания. Умение анализировать выполненную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока литературное чтение 3 класс

Урок литературного чтения по программе "Гармония" на тему "Осень"...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:«Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Обобщающий урок по разделу «Писатели детям»Цели урока: повторить и обобщить пройденный материал; развивать память, внимание, логическое и образное...

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...