Формирование читательской компетентности младших школьников
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Материал содержит информацию о способах формирования читательской компетентности младших школьников (из опыта работы учителя начальных классов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti.docx | 293.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской компетентности младших школьников
(СЛАЙД 1) Я рада сегодняшней встрече и охотно поделюсь накопленным материалом с вами, уважаемые коллеги. Тему для сегодняшнего разговора мне навеяла разрабатываемая в настоящее время «Концепция детского и юношеского чтения». Наверняка, слышали о новом образовательном векторе. Признаюсь, нечасто соглашаюсь с новшествами в системе образования. Но это новшество пришлось мне по душе.
Имея многолетний опыт работы в начальных классах, я глубоко убеждена, что чтение является одним из самых важных предметов. Читающий человек, вольно или невольно, вырастает думающим. Читающий человек вырастает успешным. У него высокая скорость оптимального чтения. Практика показывает, что обладая высокой скоростью чтения, ученик имеет высокую успеваемость по всем предметам. Поэтому, на мой взгляд, каждый учитель-предметник должен вносить свою лепту в формирование читательской компетентности учащихся.
Именно этой темой я занимаюсь углубленно. Формирование читательской компетентности учащихся происходит в моём классе как на уроках чтения, так и на занятиях внеклассным чтением в процессе внеурочной деятельности.
На уроках чтения, как примерный учитель, я придерживаюсь новых образовательных стандартов, внедряю развивающие технологии. По душе мне пришлась технология развития критического мышления. Но с особым трепетом я отношусь к занятиям внеклассным чтением. В моей работе эти занятия являются заповедными. Я их очень ревностно оберегаю от внедрения различных технологий и всеми способами пытаюсь сохранить традиционное зерно работы с детской книгой – то самое зерно, которое во времена советской школы посеяли известные методисты по детской литературе: Тамара Дмитриевна Полозова, Наталия Николаевна Светловская, Ольга Валентиновна Джежалей, которые, в своё время, были убеждены, что (СЛАЙД 2) «детская книга формирует духовный фундамент личности». Они были за творческую инициативу учителя, но против рецептурной методики, сковывающей общение учителя с детьми.
Я согласна и с М. Горьким, который был за живое общение с детской книгой. (СЛАЙД 3) Он считал, что детская литература и детское чтение «воспитывают в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства – сделать человека сильным и красивым».
- Для того, чтобы обеспечить живое общение детей с книгой, я решила окружить детей книгами. Очень жаль, что вы, уважаемые коллеги, не попали в наш класс. Но виртуальную экскурсию мы всё же совершим.
СЛАЙДЫ
11 слайдов (кабинет). Последний «Уголок к 9 мая»
- Знакомясь с новыми книгами, дети учатся делиться впечатлениями о прочитанном. Они ведут читательский дневник, некоторые из которых представлены на выставке.
ВЫСТАВКА
- Глубже понять книгу, почувствовать её изнутри, помогает собственное творчество учеников. Мы с детьми очень часто создаём тематические книжки-раскладушки. Каждая такая книжка – собрание сочинений всех учащихся класса, которую они сами же и иллюстрируют.
ВЫСТАВКА
- Освоив издание книг, мы занялись изданием журналов. Ежегодно мы представляем их на областном конкурсе социальных проектов. Где младшие школьники занимают призовые места. На слайдах представлены этапы работы над проектом.
ВЫСТАВКА
СЛАЙДЫ
9 слайдов о проекте. Последний «Презентация продукта проекта»
- Совершенствовать читательские навыки мы пытаемся в «Студии театрального мастерства». Я была вынуждена организовать её для своих детей, потому что у читающих детей множество литературных кумиров, которых они хотят изображать на сцене. «Студия театрального мастерства» способствует совершенствованию артистических способностей учеников, активизации их гражданской позиции.
СЛАЙДЫ
12 слайдов (выступление на сцене). Последний «Дети с призами»
- В настоящее время я работаю в 3 классе. За 3 года обучения, наверное, не осталось ни одного конкурса, включая областные, где мои ребята не приняли участия. Они являются:
- трёхкратными призёрами областного конкурса «Будущее зависит от нас!»
- двукратными победителями областного конкурса агитбригад «Навигатор здоровья»
- двукратными победителями районного конкурса агитбригад ЮИД
- призёрами областного конкурса театрального мастерства «Легенды Жигулей»
- призёрами окружного конкурса социальных проектов «Гражданин»
- ежегодно ребята становятся победителями или призёрами окружной научно-практической конференции младших школьников «Путь к успеху», районной научно-практической конференции «Старт в науку», районного конкурса «Лучший проект»; районных и региональных конкурсов чтецов
- ежегодно ребята участвуют в окружных «Кирилло-Мефодиевских чтениях».
Это неполный перечень достижений учащихся.
Участие в конкурсах для моих учеников – не самоцель, а образ жизни. У них активная жизненная позиция, и они её стремятся выражать.
Заканчивая разговор о формировании читательской компетентности учащихся, я хочу обратиться к книге, которую мы с детьми прочитали в преддверии Дня Победы. Многие считают, что книги о пионерах-героях непонятны современной молодёжи. Мои ученики, читая или прослушивая такое произведение, пускают слезу. Они учатся переживать и сочувствовать героям. В их сердцах прорастает росток доброты.
Автор книги «Партизанка Лара» Надежда Надеждина уверена, (СЛАЙД Цитата) что детская книга призвана «воспитать, научить, показать, остеречь, приохотить, заразить восхищением, одарить чуткостью».
Я призываю вас, уважаемые коллеги, окружите детей книгами, и результат не заставит себя ждать. Спасибо за внимание! (СЛАЙД)
Алексеев
Сергей Петрович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»
В данном учебном материале выявляются оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию основ читательской компетентности младших школьников,обобщается ...
Формирование читательской компетентности младших школьников
В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников. Работа по ФГОС в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Презентация "Формирование читательской компетентности младших школьников"
Данная презентация познакомит опытом работы по формированию читательской компетентности младшего школьника....
«Формирование читательской компетентности младших школьников»
Выступление на педагогическом совете. 2014 год. Ноябрь....
Формирование читательской компетентности младших школьников
презентация из опыта работы...
Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
В статье описаны методы и приёмы формирования читательской компетентности младших школьников....