методика развития слогового чтения у детей с трудностями в обучении
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Алешина Асия Фаизовна

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят взрослых. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонения в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учимся читать154.61 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков слогового чтения.

Из опыта работы Алёшиной Асии Фаизовны,

учителя начальных классов МБОУ СОШ №5 НМР РТ.

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. В последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят взрослых. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонения в поведении, повышенная утомляемость и невроз.блокнот1.jpg

Именно эта проблема подтолкнула меня к созданию данного методического пособия, которое помогло бы детям с задержкой речевого и/или психического развития быстро и безболезненно научиться читать. Обычно легко проходит обучение слогам типа гласный +гласный (АУ, УА), гласный + согласный (АМ, ОС). Но дети испытывают затруднения при слогах согласный + гласный (РУ, ДО).

Изучая разнообразные методики, в том числе раннего развития, я остановилась на кубиках Зайцева. Сразу оговорюсь, что методику Зайцева я использую как закрепление, дополнение в игровой форме, конечно, не забывая звуко-буквенный метод.

Принципиальное отличие методики обучения чтению Н.А.Зайцева от традиционных методик в том, что ребенок учится читать, не составляя слова из отдельных букв, а по складам. Известно расхожее выражение «читать по складам», под которым подразумевается «читать кое-как». Но на самом деле это неверно. Склады - это комбинации из пары согласный + гласный, которые органично связаны с русской речью и потому легче усваиваются. Именно склады ребенок и видит написанными на кубиках Зайцева. Конечно, нельзя сказать, что чтение по складам это революционный метод в обучении - ещё задолго до Н.А.Зайцева такую методику рекомендовал Л.Н.Толстой, положивший её в основу своей «Азбуки».  Но безусловным прорывом является то, что зайцевские кубики - звучащие (благодаря наличию наполнителей). Это помогает ребенку на слух ассоциировать глухой или звонкий звуки от кубиков с соответствующими звуками речи. Применяя кубики с учащимися 1-го класса в индивидуальной работе, я отметила положительную динамику. Но есть один минус: дома ребята не могут повторить и закрепить пройденное.

Тогда и родилась идея моего «читательского блокнотика». Это небольшой по размеру (11 см на 7 см) блокнот на пружинке. Компактный размер позволяет пользоваться в любой обстановке. В левой половине блокнота расположены буквы согласных звуков  (синего цвета, только мягкие – зеленого), в правой –  гласные (красного цвета), мягкий и твердый знаки. Пружинка имеет особое значение: буквы не даются все сразу, а вставляются по мере изучения. Обучение начинается с гласных, которые (по Зайцеву) расположены в следующем порядке: УОАЭЫ. Затем добавляются согласные, которые рекомендуются для изучения логопедами в первую очередь (М, С). Таким образом, перелистывая листочки блокнотика, дети повторяют слоги (МУ, МО, МА, МЭ, МЫ), отрабатывая навык  слогового чтения. Для слияния звуков в слоги, согласные «ходят в гости» к гласным. Чтобы буквы «подружились», мы соединяем их пальчиком (водим под ними слева направо). Затем постепенно вставляем гласные (юёяеи). Я не случайно написала их с маленькой буквы. Они так и выглядят в блокноте: это сестренки братьев УОАЭЫ. Чтобы «подружиться» с сестренками, надо «присесть» и говорить мягко (ласково).

Приведу еще несколько приемов работы с блокнотиком.

  1. Сначала дети просто читают слоговую дорожку: МУ-МО-МА-МЭ-МЫ (то есть  они перелистывают гласные);
  2. Открываю любой слог и прошу прочитать;
  3. Прошу открыть определенный слог;
  4. Перелистывают согласные: МУ-СУ-ЛУ-РУ-КУ и т.д.;
  5. Составляют первый слог слова (сумка – СУ, макароны – МА);

Закрепляя навык слогового чтения, ребенок плавно переходит к более сложным словам. Так как в правом столбике меньше букв, добавляю листочки со словами: сначала простыми: корова, сова, ваза, потом сложнее: дятел, доктор, варенье. Для поощрения использую наклейки: если ребенок бегло читает слоговую дорожку (в прямом, обратном порядке, вразбивку), то на эту букву он клеит наклейку (смайлик).

В работе с моим методическим пособием есть много нюансов. Но я остановлюсь еще на одной важном моменте: связь речи с мелкой моторикой.

Учёные давно доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

К сожалению, в последнее десятилетие во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с чтением и письмом. Какова причина этого явления? В старое время не было обуви  и одежды на липучках.  Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки,  тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики.  А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок.  Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает.

В.А.Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И.М.Сеченов считал: «Неподвижный глаз также слеп, как неподвижна рука». Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина доказали влияние сформированности тела на уровне развития высших психических функций и речи. Следовательно, коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх» (от движения к мышлению), а не наоборот.

Перелистывая листы блокнотика, ребенок напрягает мышцы рук и пальцев, совершая немало движений, поверьте мне.

Конечно, моя разработка не является панацеей для всех детей. Но даже помощь небольшому проценту «слабых» детей превозмочь трудности обучения чтению и вселить в них уверенность в своих силах – это здорово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстры...

"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы

В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...

Приемы и методы мотивации детей, испытывающих трудности в обучении для развития учебно-познавательного интереса на уроках

В данной публикации рассматриваются основные приемы и методы мотивации для детей, которым тяжело воспринмать материал на уроках в начальной школе. Описываются основные классификации методов стимулиров...

Урок литературного чтения в 5 классе для детей с трудностями в обучении Л. Н. Толстой "Акула"

Тема урока: Л.Н.Толстой.  АкулаТип урока: изучение нового материалаВремя реализации урока: 45 минутЦель урока: Развивать технику чтения, умение анализировать и составлять характеристику героя про...

Поддержка и развитие детей, имеющих трудности в обучении

Из года в год педагоги отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическ...

Конспект логопедического занятия в период обучения грамоте для детей имеющих трудности в обучении. Тема: Звуки [К], [К’], буква К, к.

Конспект логопедического занятия в период обучения грамоте для детей имеющих трудности в обучении.  Тема: Звуки [К], [К’], буква К, к....